Созвучие гласных звуков,
преимущественно ударных,
особенно при неточной
рифме.
О. весна - без конца и безкраю -
Без конца и без краюмечта!Узнаю тебя, жизнь,принимаю...(А. Блок)
/а/ - передает открытость
души поэта, устремленной
к весне и мечте,
подчеркивает бескрайность
И веют древнимиповерьямиЕе упругие шелка.(А. Блок)/е/ закрытый гласный
передает таинственность,
загадочность героини
стихотворения.
Вид звукописи, где
используются особые
сочетания согласных
звуков.
Шипенье пенистыхбокаловИ пунша пламень голубой.(А.С. Пушкин)
/ш/, /н/ передают звон
бокалов и шипенье пунша,
усиливают восприятие
«картины».
Тяжело - звонкое скаканьеПо потрясенной мостовой.(А.С. Пушкин)
/н/ - повтор этого звука
напоминает звучание
подков скачущего по
булыжной мостовой коня.
Город грабил,греб,грабастал(В. Маяковский) /г, р/
Подражание звуками явле-
ний словами, напоминающими их звучание.
Полночной порою вболотной тишиЧуть слышно, бесшумношуршат камыши.(К.Д. Бальмонт)
Слова с шипящими
передают шуршание
камышей.
Я вольный ветер,я вечно вею,Волную волны,лаская ивы,В ветвях вздыхаю,вздохнув, немею,Лелею травы, лелею нивы.
(К.Д. Бальмон)
Повторяющиеся согласные
создают звуковой образ
ветра, его силу.
Наука о правильном произношении. Поэтическая
орфоэпия - нормы произношения отдельных слов в
поэтическом произведении.
По дороге зимней скучной/чн/Тройка борзая бежит;Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит(А. С. Пушкин)
(Индивидуальные особенности авторского произношения)
Гремит музыка полковая(А. С. Пушкин)
(Исконное ударение в иноязычном слове под влиянием акцентных норм русского языка переместилось).
Фонетические созвучия
концов стихов.
Я научилась просто,мудро жи ть,Смотреть на небо имолиться Бо гу,И долго перед вечеромброди ть,Чтоб утомить ненужнуютревог у.(А. Ахматова)Анафора -повтор созвучий
или одинаковых слов в
начале стихотворной
строки или прозаической
фразы.
Как ни гнетет рукасудьбины,Как ни томит людейобман,Как ни браздят челоморщины...(Ф. Тютчев)Эпифора - повтор одних и
тех же элементов в конце
каждого параллельного
ряда.
Мне бы хотелось знать,отчего я титулярныйсоветник? Почему именнотитулярный советник?
Лексические средства выразительности
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Эпитет
Сравнение
Олицетворение
Гипербола
Литота
Перенос свойств одного предмета на другой по принципу сходства или контраста. Бывают простые и развернутые.
Простая построена на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему признаку.
Нос корабля, заря жизни, говор волн. Эта прядь такая золотая,Разве не от старого огня?(А. Блок)Развернутая построена на различных ассоциациях по сходству.. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький) Пить чашу жизни (М.Лермонтов) Метафора содержит только то, с чем сравнивается.
Замена прямого наименования переносным. Основана на
взаимосвязи предмета.
«Читать Белинского», «все флаги в гости будут к нам», «фарфор и бронза на столе»,«Я три тарелки съел» Связываются пары понятий: часть-целое;
вещь-материал;
содержимое содержащее;
носитель, свойства - свойство;
творение - творец.
Название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот.
Борода! Что ты все молчишь?(А. П. Чехов)И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.(М. Ю. Лермонтов)
Определение, выделяющее, подчеркивающее один из признаков предмета, явления.
И вдруг темнел, переполнялся, бурным.Гремящим шумом Звучный грот.И вспыхивая таким лазурнымОгнем егоскалистый свод.(И. Бунин)Лес, точно терем, расписной.Лиловый, золотой, багряный.Веселой пестрою стенойСтоит надсветлою поляной.(И. Бунин)Голубые сны — божественно--целительное лекарство, пусть и временное.(Г. Троепольский)
Сопоставление двух явлений по сходству и различию:
Анчар, как грозный человек(А.С. Пушкин)Раненым медведем мороз дерет.(Н. Асеев)Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце; Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотники.(И.С.Шмелев)Правда дорожезолота.(Пословица)
Перенос свойств живого на неживое или перенос человеческих свойств на животных. Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей...Лес стоит молча. неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждет чего-то. (А.П. Чехов)На родину тянется туча.Чтобы только поплакать над ней. (А. Фет)Вешних дней минутны грозы, Воздух чист.И., роняют тихослезыАроматные цветы
Намеренное преувеличение. Прием гиперболы используют в пословицах, поговорках, изречениях, в обрисовке характеров.
Стоит лодырь у ворот,Широко разинув рот,И никто не разберет,Где ворота, а где рот.(Частушка)Глаза как блюдце.Редкая птица долетит до середины Днепра.(Н.В. Гоголь)Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна. (Н.А. Некрасова)
Чрезмерное преуменьшение.
И шествуя, важно, в спокойствии чиномЛошадку ведет под уздцы мужичокВ больших сапогах, в полушубке овчинном,В больших рукавицах, а сам с ноготок!(Н. А, Некрасов)Мальчик с пальчик.
Синтаксические средства выразительной речи
Риторический вопрос
Риторическое
восклицание,
обращение
Синтаксический
параллелизм
Инверсия
Градация
Антитеза
Оксюморон
Фигура, в которой в
форме вопроса содер-
жится утверждение.
Вопрос не требует
ответа.
Простят ли чистыегерои?Мы их завет несберегли?(З.Гиппиус)Богатство хорошоиметь;Но должно ль им комугордиться сметь?В собольей дурака яшубе видел,Который всех людей,гордяся, ненавидел.В ком много гордости,известно то, чтотот,Конечно, скот.(А.П. Сумароков)На кого не действуетновизна?(А.П. Чехов)
Фигура, в которой в
форме восклицания
содержится утвержде-
ние, - риторическое
восклицание.
О! Как легко!Как грудь свободнодышит!Широкий горизонтрасширил душу мне.(А. Майков)То было в утро нашихлет-0 счастие! о слезы! Олес! о жизнь! о солнцасвет! О свежий духберез!(А.К. Толстой)
Риторическое обращение фигуры, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, что усиливает
выразительность речи.
Мечты, мечты!Где ваша сладость?(А.С. Пушкин)Друзья мои! Прекрасеннаш союз.Он, как душа,неразделим и вечен(А.С.Пушкин)
Сходное построение
смежных предложений прозаического текста, стихотворных строк.
Молодым везде у насдорога, старикамвезде у нас почет.(В.Лебедев-Кумач)Твой ум глубок,что море.Твой дух высок,что горы.(В. Брюсов)Алмаз шлифуетсяалмазом, строкадиктуется строкой.(С. Поделков)
Расположение членов
предложения в особом
порядке, нарушающем
обычный (прямой)
порядок для
выразительности речи.
1) = ___2) ---управл. ел.3)ос4) обр.дейст: др.ч.р.врем. прич.,места целиприч. услов.цели уступ.усл.уступ.Опасна охота намедведя, страшенраненый зверь, дасмела душа охотника.привычного к опаснос-тям с детства.(Коптяева)Мы щуку с яицсогнали, мы Волгу толокном замесили.(Салтыков-Щедрин)меры и степениСначала очень былаогорчена.
Расположение слов и
выражений по
возрастающей или
убывающей значимости.
Светились, горели,сияли огромныеголубые глаза.(В. Солоухин)Русь! Русь!Вижу тебя из моегочудного, прекрасногодалека, тебя вижу:бедно, разбросано,неуютно в тебе...(И.В. Гоголь)Милая, добрая,старая, нежная,С думами грустнымиты не дружись.(С. Есенин)
Противопоставление образов, понятий и т.д.
Основана на употреблении антонимов.
Смерть и бессмертье,жизнь и погибель идеву и сердцу никто.(М. Лермонтов)Расстаться казалосьнам трудно, новстретиться было бтрудней.(М. Лермонтов)Мне грустно потому,что весело тебе.(М. Лермонтов)
Сочетание, в котором
соединяются не
совместимые понятия,
получается новый
смысл.
Есть тоска веселая валостях зари.(С. Есенин)Порой влюбляется ончасто в своюнарядную печаль.(М. Лермонтов)Из ненавидящейлюбви, из преступ-лений, исступлений —возникнет праведнаяРусь.(М. Волошин)