Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика формирования типологических структур при исследовании закономерных взаимосвязей в системе дизайна костюма

 


В мире причинно и системно все, начиная с глобальных космических явлений и кончая, например, закономерностями гармонических композиций при проектировании объектов материальной среды, окружающей человека. Один из таких объектов - костюм, с одной стороны, являющийся составной частью этой среды, а с другой - представляющий собой результат сложного взаимодействия композиционно-конструктивных элементов, объединяемых в иерархическую систему с помощью средств композиции.

Возможность восприятия какого-либо объекта (например - одежды) как цельной гармоничной системы, может быть обусловлена комплексом эстетических воззрений, присущих данному народу или обществу в ту или иную эпоху.

В то же время существуют законы природы, эмпирически трансформирующиеся в процессе эволюционного развития в законы искусства, общие для всех народов. Сюда относятся, например, такие моменты, как восприятие закона симметрии а асимметрии, видов ритма, пропорционирования, законов контраста, нюанса и тождества, цветовой гармонии и т.д. При этом конкретные уровни этих факторов, сформировавшиеся в определенной среде, зависят, в первую очередь, от региона, природной и социальной среды обитания того или иного человеческого общества [1-3].

Современная транскрипция понятия «костюм» сводится не только к восприятию его как сочетания одежды, обуви и аксессуаров. По нашему мнению его осознание как гармоничной художественно-утилитарной системы зависит от степени корреляции его морфологических составляющих и уровней их варьирования, что должно оцениваться через призму критериев, присущих костюму определенных назначений и эксплуатируемому в то или иное время.

Иными словами здесь речь идет об имидже самого понятия «гармоничность костюма», выраженного через его структурное построение.

Подтверждение данной гипотезы потребовало выработки необходимой методики исследования и определения целей и круга задач, подлежащих решению.

Основными целями исследования явились:

-      выявление закономерностей формирования гармоничной структуры костюма с помощью анализа морфологии изучаемых объектов;

-      разработка концепции формирующей информации о взаимосвязях в системе дизайна костюма и технологии реализации указанной цели. При этом под технологией надо понимать систему средств, способов и путей достижения поставленной цели.

Эти цели могут быть ориентированы на исследование костюма самых различных назначений и эпох. Это - этнический и исторический костюм, а также современный костюм для различных социальных групп выполняющий самые различные функции.

При проведении работы использовался системный подход, позволяющий рассматривать предметы и явления во взаимосвязи.

Объединяя системно-структурный (Т.В. Козлова) [4] и художественно-конструкторский анализ (ВНИИТЭ) [5], учитывая методику анализа народного костюма (И.Н. Савельева, А.М. Упине) [2, 3, 6-9], разработана методика, основанная на культурологическом, культурно-историческом, сравнительно-историческом и историко-типологическом методах анализа костюмных форм. Использовались объединения элементов, противоположных или вообще несходных в структурное единство, также методики статистического анализа (математической статистики), а также методики, принятые в конструировании одежды. Применялись методы (А.Ф. Лосев) комплекс - интерполяции (объединение вполне дискретных отдельных элементов, связанных более или менее механически) и комплекс - компиляции.

Целевые установки определили основные задачи исследования, являющиеся по существу, главными этапами разработанной методики получения типологических структур, показывающих закономерные взаимосвязи между композиционно-конструктивными элементами одежды и являющиеся теоретическим основанием и объяснением представлений о гармонии, сформировавшиеся в ту или иную эпоху в костюме.

Эти задачи в целом можно сформулировать так:

-      проанализировать репрезентативную выборку образцов костюма с позиций использования в них различных композиционно-конструктивных элементов и средств, составляющих основное морфологическое поле языка костюма;

-      определить частоту встречаемости этих элементов и средств;

-      выявить специфику трансляции найденных закономерностей морфологического строя костюма в структуру его гармонии;

-      определить принципы образования закономерных взаимосвязей изучаемых морфологических составляющих костюма с учетом их анализа и синтеза.

Как уже было сказано ранее, предметом исследования по показанным позициям может быть любая одежда. Для данной статьи нами был выбран этнический костюм.

В исследовании использовались экспонаты из частных коллекций, из экспозиций. Фондов и библиотек ряда музеев, в том числе: Государственного Российского этнографического (Санкт Петербург), Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт Петербург), Хабаровского краеведческого музея, Сахалинского областного краеведческого музея, Государственного музея восточного искусства, Государственной библиотеки по искусству (Москва) и др.

Был проведен художественно-конструкторский анализ образцов национальной одежды русских, народов Дальнего востока и Сибири, Коми, Испании, Марокко, Китая, Индии.

Выбор объектов исследования осуществлялся специально с учетом как можно более отличающейся среды обитания с тем, чтобы определяющие закономерные взаимосвязи составляющие народного костюма были как можно более наглядными и базирующимися на законе контраста.

Всего было проанализировано более 4000 образцов. Выполнены рисунки, фотографии и развертки кроя. Далее каждый из анализируемых экспонатов был в табличной форме разобран по композиционно-конструктивным составляющим. Затем была определена частота встречаемости этих составляющих в процентном выражении. Результаты этой части работы сведены в таблицы, данные которых послужили основой для разработки сводных диаграмм (классификационных моделей), в которых закодированы и наглядно представлены все сведения о композиционно-конструктивном строе народной одежды каждого из изучаемых регионов. Использование диаграмм, состоящих из концентрических окружностей, позволяет в компактном виде показать особенности морфологической структуры народного костюма.

На основании данных о частоте встречаемости элементов и средств композиции в народном костюме каждого из изучаемых регионов построены «древа» (типологические структуры) их наиболее характерных уровней и сочетаний [4-9], что показывает наличие взаимосвязей между ними и объясняет композиционное единство в структуре и системе народных изделий.

Эти «древа» строились так:

-      в первой вертикальной графе таблицы перечислены основные элементы и средства композиции и их уровни, используемые в народных костюмах;

-      графа «Частота встречаемости признака» разделена на 10 частей по 10% на каждую;

-      в вертикальных графах в соответствующих клетках показана частота встречаемости признака в процентах от общего числа исследуемых образцов;

-      клетки с наибольшей частотой встречаемости уровней каждого признака соединены линиями, что позволило выявить их наиболее характерные сочетания;

-      в ряде случаев у того или иного признака имеется несколько достаточно значимых уровней. В этом случае существуют несколько вариантов взаимосвязей встречающихся несколько реже.

По данным разработанных схем (древа) выбраны цепочки взаимосвязанных элементов и средств композиции с разной степенью значимости. Наиболее часто встречающиеся сочетания затем расшифрованы.

В качестве примера приведем краткие результаты исследования основных элементов женского народного костюма Нижегородской губернии конца Х1Х-начала XX века.

Анализ классификационной модели композиционно-конструктивного строя народного костюма этого региона позволяет сделать следующие выводы:

-      в народной одежде преобладает силуэт трапеция;

-      конструктивные и конструктивно-декоративные линии превалируют над декоративными;

-      гладкая фактура встречается чаще, чем шероховатая.

-      ассортимент сарафанов характеризуется 100% использованием хроматической гаммы; в ассортименте рубах также преобладает хроматическая гамма;

-      орнаментированная поверхность преобладает над неорнаментированной;

-      пропорционально-последовательный ритм более употребителен, чем прямой равномерный;

-      закон контраста проявляется в форме, закон нюанса и закон тождества - в направлении линий.

Приведем расшифровку трех главных типологических структур, использованных в русской народной женской одежде Нижегородской губернии.

Первая по значимости цепочка композиционно-конструктивных элементов и средств - это: силуэт - прямой, сформированный с помощью конструктивных вертикальных линий из сатина с гладкой фактурой, плотного неэластичного декорированного растительным орнаментом. Используются хроматические теплые цвета (преимущественно красный) высокой насыщенности, прямой равномерный ритм (в основном - в орнаменте), симметрия, контраст в форме, нюанс и тождество - в направлении линий.

Вторая цепочка - это: трапециевидный силуэт. Расчлененный конструктивно-декоративными горизонтальными линиями. Используется льняной холст с шероховатой фактурой хроматических холодных цветов (с преобладанием синего), плотный, хорошо драпирующийся с геометрическим орнаментом. Применяются прямой равномерный ритм, симметрия, контраст в форме, нюанс и тождество - в направлении линий.

Третья цепочка взаимосвязанных элементов и средств композиции выглядит так: силуэт - трапеция. Расчлененный декоративными наклонными линиями; материал - гладкий. Неплотный ситец без орнамента, цвет - белый; ритм - пропорционально - последовательный; применяются асимметрия, контраст в направлении линий, нюанс и тождество в форме.

Исследование показало, что в основе Нижегородского народного костюма лежат принципы, согласно которым формировались покрой, декор, цветовое решение и другие элементы композиции, объединенные в единую гармоничную структуру с помощью комплекса композиционных средств.

Подобные исследования этнического костюма, как уже было сказано ранее, были осуществлены по одежде различных народов. В результате были построены типологические структуры «древа», иллюстрирующие гармонию эмпирически сформировавшуюся в процессе эволюции под влиянием конкретных уровней социально - экологический среды.

Выявленные закономерности позволяют по-новому трактовать понятие «использование и развитие народных традиций». Речь здесь идет не только о широко известных приемах вычленения элементов декора, кроя и т.д. и «внесения» их в современный костюм.

В современном дизайн - проектировании костюма могут быть широко использованы типологические структуры - «древа» как обобщенные принципиально выверенные композиционно - конструктивные схемы, дающие дизайнеру «канву», основу для проектирования. При этом они ни в коей мере не ограничивают его творческой инициативы, так как здесь речь идет о «принципе», а не о конкретном решении.

костюм этнос культурологический

 


Список литературы

 

1. Упине А.М., Александров С.П. К вопросу причинности и системности при определении эстетических предпочтений этнических групп. // Ученые РосЗИТЛП - в решении научных, технических и социальных проблем: сб. научных трудов РосЗИТЛП. - М.: РосЗИТЛП. - 1999.-С. 134-135.

2. Савельева И.Н. Теоретические основы гармонизации народной одежды. // Монография. - Уфа: Госкомнауки республики Башкортостан. - 2001. - 183 с.

3. Савельева И.Н. Закономерности гармонии в костюме народов России. // Монография. - М.: Информзнание. - 2002. - 202 с.

4. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. - М.: Легкая и пищевая промышленность. - 1992.-292 с.

5. Методика художественного конструирования. Дизайн - программа. / отв. Редактор Л.А. Кузьмичев. - М.:ВНИИТЭ. - 1987.-171 с.

6. Упине А.М. Дизайн изделий из кож рыб (Традиции народов Сибири и современность): дис. канд. искусствоведения: 17.00.06/ Упине Анастасия Михайловна.-М.:2002.-286 с.

7. Упине А.М., Кузьмичев Л.А. О методических подходах к проблеме дизайн - проектирования. // Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности (Поиск - 2002):сб. научных трудов Межвузовской научно - технической конференции аспирантов, магистров и студентов. - Иваново: ИГТА. - 2002.-С. 272-273.

8. Упине А.М. Народный костюм как отражение имиджа этноса. // Мода и дизайн. Исторический опыт - новые технологии: сб. начных трудов 9Международной научной конференции.- СПб.: СПГУДТ, РЭМ. - 2006.-С. 272-275.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...