Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программная музыка. Примеры.

Термин «программная музыка» был введен Ф. Листом для произведений, в основу которых легли литературные или повествовательные идеи, сюжеты, либо в которых обозначен при помощи заголовка какой-либо образ, настроение, жанр. Программный заголовок помогает раскрыть то, что недоступно выразить музыкой.

Примерами могут служить:
«Ночь на лысой горе» (Симфоническая картина) М. Мусоргского, Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, Римский-Корсаков Н. «Шехерезада»,
«Времена года» А. Вивальди и др.

 


Простые музыкально-танцевальные формы

Простые музыкальные формы: период, простая одночастная, простая двухчастная, простая трехчастная.
Музыкальная форма - это воплощение определенного идейно-эмоционального образного содержания выразительными средствами музыкального языка (типичными для той или иной народно-национальной культуры в определенную историческую эпоху), осуществляемое в живом звучании.
Классификация музыкальных форм в историческом аспекте, от средневековья до ХХ века:

1. тексто-музыкальные (музыкально-текстовые, строчные) формы средневековья, Ренессанса;

2. вокальные формы XIX-XX вв.;

3. инструментально-вокальные формы барокко;

4. инструментальные формы барокко;

5. классические инструментальные формы;

6. оперные формы;

7. музыкально-хореографические формы балета;

8. музыкальные формы XX в.

Танцевальное искусство использует как прикладную танцевальную музыку, так и произведения, не предназначенные для танца.

Части музыкальной формы и их функции, типы изложения музыкального материала.
Функции частей:

  • вступительная
  • экспозиционная
  • связующая
  • серединная
  • репризная
  • заключительная


Из них самостоятельные типы изложения имеют функции: экспозиционная, серединная и заключительная. Данные функции могут выступать в произведении как общие (на крупном масштабном уровне) и местные (на мелком). Сочетание разноуровневых функций приводит к многофункциональности разделов музыкальных форм.
Р.Захаров, В.Панферов и другие хореографы выделяют части танцевальной композиции (обычно их от 3-х до 5):

 

· экспозиция

· завязка

· развитие действия

· кульминация

· завершение, развязка


Единство музыки и танца проявляется в эмоционально-образном единстве содержания, соответствии темпа, ритма. Движения, позы, танцевальные группы, рисунки танца должны соответствовать музыкальным особенностям музыкального произведения.

Музыкальная тема - законченная по смыслу музыкальная мысль, выразительная и рельефная, способная к развитию средствами музыкального языка, ко всяческим видоизменениям, варьированию, преобразованиям, образным перевоплощениям.
Принципы повторности, варьирования и контраста в танцевальных формах.

Развитие музыкального материала может осуществляться на основе:

 

·
принципа повтора (тождества), то есть точного повторения музыкального построения в неизмененном виде;

·
принципа видоизмененного повтора (варьированный, вариантный повтор или секвенция). В первом случае повтор содержит незначительные изменения материала, во втором - более существенные, качественные изменения, но оставляющие материал узнаваемым. Секвенция предполагает повтор материала на другой высоте с сохранением мелодико-ритмической структуры;

·
принципа контраста - сочетания разного музыкального материала, сопоставление (дополняющее, оттеняющее или конфликтное)

 

________________________________________________________________

Простая двухчастная форма
Простая двухчастная форма - форма, состоящая из 2-х периодов с обязательным контрастным началом второго. Контраст этот может быть двух типов:

 

1.
сопоставление (новый интонационный материал) - ч.н.полька «Танцуй»;

2.
развитие на активном преобразовании материала 1-го периода - Танец Царевны (Римский-Корсаков «Шехерезада»).


Если 2-е предложение 2-го периода имеет повторение материала 1-го периода, то форма в целом - репризная, а если повтора нет - безрепризная.

Простая двухчастная форма может иметь вступление и коду.
Простая двухчастная форма:

Равель М. «Болеро» - Тема

Фибих З. Поэма

Шуберт Ф. Экосезы соч.18

Шопен Ф. Прелюдия соч. 28: №13, 21

Бах И.С. Менуэты G-dur, d -moll

Бетховен Л. Экосез G-dur
Простая трёхчастная форма
Простая трёхчастная форма - форма, состоящая из 3-х частей, где крайние - в форме полного периода, а средняя - период или построение сквозного характера.

Середина м.б. 4-х типов:

 

1.
переход (основан на доминантовой тон-ти, представляет собой развернутую связку между 1 и 3 разделами).

2.
варьированная, или вариант 1 части;

3.
развивающее-разработочная;

4.
на новой теме.


Для середины типична тональность D группы. Завершается чаще доминантовым предыктом. Если заканчивается Т, то между серединой и репризой вводится связка.

Реприза м.б. точная или варьированная, динамизированная (с активным преобразованием темы, с изменением масштаба, гармонии, формы).

Реже встречается простая 3-хчастная безрепризная (АВС) форма, где отсутствие репризы компенсируется слабым контрастом частей, единством фактуры, ритма.

Простая трехчастная форма может иметь достаточно развитые вступление и коду.

Схемы строения:

a - a1 - a2

a – b – c

а – b - b1

a – b – a (a – b – a1)
Простая трехчастная форма:

Вебер К. Вальс из оперы «Волшебный стрелок»

Григ Э. «Пер Гюнт» Танец Анитры

Шопен Ф. Мазурки: соч. 24, №5; соч. 30, № 1, № 3; соч. 55, № 2, соч. 67, № 2; соч. 68, № 4

Шопен Ф. Прелюдии № 12, 1

Григ Э. Ноктюрн до мажор

Чайковский П. «Спящая красавица»: Фея Щебечущая канарейка, Вариация Феи Серебра

_____________________________________________________________________

 


Сложные гомофонно-гармонические формы

Сложная двухчастная форма
Сложная двухчастная форма - форма, состоящая из двух резко контрастных разделов, каждый из которых (или один из двух) изложен в форме сложнее периода.
Разделы идут в одноименных, реже параллельных тональностях:

1 раздел - в медленном темпе,

2 раздел - в быстром темпе.
Встречается сложная двухчастная форма в характерных танцах и вокальных произведениях с необратимым развитием сюжета.
Двойная двухчастная форма - двухчастная форма, звучащая 2 раза с какими-либо изменениями:
АВ - А1В1, или АВ - А В1.

Сложная двухчастная форма:
Минкус Л. «Баядерка» Танец со змеей, 3 акт
Чайковский П. «Спящая красавица», Па-де-катр, 3 акт, Вариация Феи Золота
Чайковский П. «Лебединое озеро», 3 акт, Венгерский танец, Русский танец, Неаполитанский танец - ноты
Шопен Ф. Ноктюрны: соч. 15, № 3; соч. 72
2-хчастная: К.Хачатурян Вариация графинь Вишен («Чиполлино»);
_____________________________________________________________________

Сложная трёхчастная форма

Сложная трехчастная форма - форма, состоящая из трех разделов, где каждый, или хотя бы один из трех изложен в форме более сложной, чем период: в простой 2-хчастной или
3-хчастной, в форме рондо или вариаций, сонатной и т.д.
Другой характерный признак этой формы - резкий образно-тематический контраст среднего раздела.
Тональность среднего раздела - субдоминантовая или одноименная, реже - далекая.
Типы середин:

 

1. Трио (ясная, четкая форма)

2. Эпизод (не имеет четкой, ясной формы, основан на сквозном развитии, может иметь внутренние кадансы)

3. Контрастно-составная (несколько тем, 2 и более, слабо связанных друг с другом, имеющим как бы сюитную последовательность).
Середина может быть завершена кадансом, но чаще - доминантовым предыктом к репризе.

Иногда между серединой и репризой появляется ложная реприза не в основной тональности. Она быстро прерывается, вводится модулирующий переход в основную тональность, и начинается истинная реприза.
Реприза может быть:

1. точной (тождественной) - не выписывается в нотах (ставят знак Da capo al Fine)

2. cокращенной (не меньше периода)

3. варьированная.
Трехчастная сложная форма может иметь развитое вступление и коду.
В ней пишется большинство маршей, вальсов, скерцо, менуэтов, других жанров, прежде всего танцевальной музыки, а также хоры, оперные арии.
Тройная трехчастная форма - 3-хчастная форма с двукратным повторением середины и репризы, каждый раз с новыми изменениями: АВА-В1А1-В2 А2.
Промежуточная 2-х -трехчастная - это форма, в которой 2-е репризное предложение 2-й части, внутренне расширяясь, по масштабам приближается к 1 части, уравновешивает её, и на слух форма может восприниматься скорее как трехчастная.
А В секвенция
|____| |____| |_-_-_| |_____|_____|
а в C (А)
Трехчастная, промежуточная между простой и сложной:
А-ВСВ-А
- крайние части в форме периода, как в простой 3-хчастной, а середина - по принципу трио - в простой 2-хчастной или 3-хчастной форме (как в сложной).
Сложная трехчастная форма:
Глинка М. Вальс и Полонез из оперы «Иван Сусанин»
Равель М. Форлана, Ригодон, Менуэт из сюиты для фортепиано «Гробница Куперена»
Чайковский П. «Времена года»: Баркарола, У камелька
Шопен Ф. Ноктюрны: соч. 2, № 1; соч. 15, №2; соч. 32, № 2
Моцарт В. Симфония До мажор («Юпитер»), Менуэт; Симфония соль минор, Менуэт.
Шостакович Д. Фантастические танцы
Чайковский П. «Лебединое озеро», 1 акт, Па-д`аксьон.
Чайковский П. «Щелкунчик», Трепак
Минкус Л. «Баядерка» (Па-де-катр, 3 акт) Tempo di valse brillante
Черепнин Н. Большой вальс из балета «Павильон Армиды»

 


Рондо
Рондо - (от фр. «круг») форма, основанная на не менее, чем трехкратном проведении основной темы-рефрена, чередующихся с новыми построениями, или эпизодами. Происхождение рондо - от песен-танцев, исполнявшихся по кругу.
Разновидности рондо - классическое, старинное и рондо романтиков.
Старинное рондо было распространено в музыке композиторов-клавесинистов 18 века. Рефрен здесь всегда в форме периода. При повторе не изменяется. Эпизоды - развивающие, на материале рефрена. Например: А - А1 - А - А2 - А - и т.д., где А - рефрен (припев, повторяющаяся часть). Тональности эпизодов не далее 1-й степени родства (отличаются на 1 знак).
Классическое рондо окончательно сложилось в конце 18 века у венских классиков.
Традиционная схема: АВАСА. Рефрен - не только м. б. периодом, но и 2-3хчастной формы, при повторе может варьироваться. Последнее проведение может иметь функцию коды. Эпизоды всегда контрастны, на новом тематическом материале. Их форма тоже может быть сложнее периода, а тональности - до 3-й степени родства:
А-В- А1-С- А2 (с измененным рефреном).
Рондо романтиков -
смысловой центр перемещается с рефрена на эпизоды. Они превосходят рефрен по значительности, масштабу, самостоятельности, они могут быть изложены в любых тональностях, контраст может доходить до жанрового. Рефрен здесь исполняет фоново-связующую роль.
Рондо может совмещаться с другими формами - с трехчастной (простой или сложной):
А-В-С-В-А-В;
с вариациями:
А- А1-А- А2-А- А3 и т.д.
с сонатной формой
Рондо:

· Бетховен Л. «К Элизе» ноты

· Бах И.С. Гавот из Партиты № 3 для скрипки соло

· Прокофьев С. «Ромео и Джульетта», Джульетта-девочка, Монтекки и Капулетти

· Чайковский П. «Лебединое озеро» Вальс невест, 3 акт

· Матос Родригес Танго «Кумпарсита»

· Шопен Вальс №7 cis-moll

· Глинка М. Вальс-фантазия

· Ча-ча-ча

· Сен-Санс К. «Рондо-каприччиозо» для скрипки с оркестром

· Шуман Р. Венский карнавал, соч. 26, 1 ч.

_____________________________________________________________________


Вариации
Вариации (от лат. «изменение») музыкальная форма, основанная на экспозиции темы и многократном ее повторении с новыми изменениями каждый раз. Вариации бывают строгие и свободные, орнаментальные, на basso ostinato, двойные.
Форма вариаций появилась в ХVI веке. Существуют две разновидности вариационных форм:

1. Вариации строгого типа, в которых неизменной остаётся форма, масштаб, основа гармонического плана темы, но могут изменяться фактура, ритм, регистры.
Существуют вариации на неизменную мелодию (орнаментальные, «глинкинские») и на неизменный бас, на basso ostinato (могут быть мелодического или гармонического типа, использовались в старинных танцах пассакалия и чакона). Вариации строятся по принципу «от простого - к сложному» (при небольшом количестве). Большое количество вариаций делят на группы, соотношение которых даёт форму второго плана (рондо, соната, циклическая и т. д.)

2. Вариации свободного типа, чаще всего - инструментальные, в которых может меняться масштаб, структура, гармония, нередко тональность и жанр (жанровые вариации). Сохраняется общность интонационного строя, вариации увеличены по масштабу, контраст между ними усиливается, и они напоминают сюиту.
В свободных вариациях возможно использование полифонического, разработочного развития.
Свободные вариации встречаются в вокальной музыке. Обычно есть несколько куплетов, отличающихся по масштабу, внутренней структурой, гармоническим планом. Особенность - фактическое сходство куплетов, благодаря чему образ не меняется, и каждый куплет - вариант.
Двойные вариации вариации на две разные темы. В процессе развития они влияют друг на друга, обогащаются, обычно сближаются (приобретая черты симфоничности и сонатности). Существует три типа:

1. с поочередным варьированием:
А В А1 В1 А2 В2 А3 В3 и т.д.
2. с групповым варьированием:
А А1 А2 А3 А4 А5 В В1 В2 В3 В4 В5 В6 А6 А7 А8 А9 А10 В7 В8 В9 В10
3. со смешанной структурой (поочередной и групповой);
Вариации:
Гендель Г. Пассакалья из сюиты соль минор для клавира
Глинка М. «Камаринская»
Глиэр Р. «Красный мак», Танец русских моряков «Яблочко», 1 акт
Мендельсон Ф. Марш из увертюры «Сон в летнюю ночь»
Равель М. Болеро
Сиртаки
Стефанів Р. Молдавская хора
Барабушки
Крыжачок

Сонатная форма
Сонатная форма – сложная, диалектичная по содержанию, универсальная по выразительным возможностям музыкальная форма, состоящая из трех разделов (экспозиция, разработка и реприза), изложенных в соответствии с особым тональным планом.
Сонатная форма может иметь развитые вступление и коду.
В экспозиции противопоставляются две темы (главная и побочная), их тональные
сферы. Каждая партия может состоять из 1-й или нескольких тем, не объединяющихся в 2-х-3-хчастные формы (за редким исключением), а называются порядковыми номерами.
Связующая часть обеспечивает тональную подготовку ПП. Иногда контраст встречается не только между главной и побочной, но и другими темами экспозиции, а также может быть конфликт между разделами формы.
Заключительная часть всегда в тональности ПП, является цепочкой кадансовых оборотов или самостоятельной темой (несколькими темами).
Тональность проведения ПП - у венских классиков - D, а если ГП в миноре, то параллельная; у романтиков и русских композиторов - может быть терцового и секундового соотношения. В ХХ веке м. б. и более далекие, резкие соотношения тональностей.
В разработке происходит активное тонально-гармоническое развитие тем (или темы).
Структура ее м. б. однородной (единое сквозное развитие), либо делиться на фазы, этапы.
Могут разрабатываться все темы или одна, иногда встречается введение новой эпизодической темы. Здесь избегается главная тональность, часто преобладает тональность S, часто разработка завершается D предыктом к репризе. Может встретиться проведение ложной репризы.
В репризе контраст тем и тональных сфер ослабляется, утверждается главная тональность произведения. Темы могут качественно измениться: расшириться по масштабу, сократиться, могут быть не все темы из-за тональной близости, может измениться последовательность тем («зеркальная реприза» - где сначала проводится ПП, а затем ГП). Объединение ПП и ГП в одновременном звучании называют «контрапунктической репризой».
Особые виды сонатных форм:

 

1. Сонатная форма без разработки

2. Сонатная форма с эпизодом вместо разработки

3. Сонатина (упрощенная сонатная форма)

4. Старосонатная форма

5. Сонатная форма в жанре инструментального концерта

6. Рондо-соната
Примеры:

· Моцарт В. Симфония №40 1ч..mp3

· Бетховен Л. Лунная соната.mp3 - без разработки, с эпизодом.

· Чайковский П. Щелкунчик Увертюра. 01 Дорожка 1.mp3 - без разработки.
Сонатная форма:

· Моцарт В. Первые части сонат для фортепиано; Увертюры к операм «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан»; финалы сонат №№ 3, 4, 17, Симфония №40, 1 ч.

·  Римский- Корсаков Н. «Шехерезада», 1 ч.

· Бетховен Л. Первые части симфоний №№ 1, 3, 4, 8

· Шостакович Д. Первые части симфоний №№ 5 и 7

· Чайковский П. «Щелкунчик», Увертюра

_______________________________________________________________

 

Циклические формы с малым количеством частей.
Цикл – (от греч. «круг») музыкальная форма, состоящая из нескольких связанных единством замысла, самостоятельных по строению частей. Различают циклы с малым количеством частей (сонатно-симфонический цикл, концерт, циклы прелюдий и фуг, старинная сюита) и большим количеством частей (цикл инструментальных или вокальных миниатюр, часто программного характера). Принципами объединения частей являются контрастное сопоставление или взаимодействие частей цикла в отношении образно-тематического, жанрового, интонационно-тематического содержания, тонального плана.
В циклах с малым количеством частей жанры претворяются обобщенно, контрасты углублены до конфликтов, существуют устоявшиеся формы частей, тональный план. Может быть «сквозная» драматургия, слияние цикла в одночастную форму. В такой циклической форме пишутся сонаты, симфонии, концерты.
Сонатно-симфонический цикл.
Форма симфонии складывалась постепенно, предшественниками были оперные увертюры, концертные сюиты. От сюиты симфония восприняла многочастность и контрастность частей, от увертюры – принцип построения 1-й части. Количество частей было разным (2-5 частей и более). Четырехчастный цикл утвердился в творчестве венских классиков Й. Гайдна, В. Моцарта во 2-й половине 18 века.
1 часть обычно писалась в форме сонатного Allegro.
2 часть – обычно медленная, здесь отсутствуют контрастность, конфликтность образов, это отдых, раздумье, созерцание (лирическая часть, Adagio).
3 часть – Скерцо, шутливого характера, танцевальная, оживленная (3-хчастная форма).
4 часть – Финал – подвижная, опирающаяся на народно-танцевальные мелодии, в форме рондо, рондо-сонаты, с применением полифонических приемов развития. Содержит общую коду.
Симфония может отражать все многообразие жизни, ее кипучее движение, борьбу и, вместе с тем, глубокую связь различных явлений жизни.
В симфониях композиторов 19-20 веков порядок и характер частей не всегда соответствует классическим: скерцо может быть 2-й частью, а медленная часть – 3-й.
Л.Бетховен заложил традицию сближения жанра симфонии с кантатой и ораторией. (Например, 9 симфония).
Слияние цикла в одночастный.
С середины XIX века в жанрах симфонической поэмы и инструментального концерта наблюдается слияние цикла в одночастную форму. Произведение исполняется без перерыва, его фрагменты или разделы не могут быть исполнены отдельно. Нередко используется трехчастная структура, где 1-й раздел аналогичен 1 части сонаты или концерта, средний – 2-й части (медленный темп), заключительный имеет жанровые признаки финала.
Встречается и 4-хчастная структура, где 1 часть = 1 части драматической симфонии, 2-й раздел = Adagio (Andante), 3-й = скерцо (иногда 2 и 3 части меняются местами), 4-й раздел = финалу симфонического цикла.
Примеры:

· Моцарт В. Симфония № 40.

· Бетховен Л. Соната № 14 для фортепиано

· Бетховен Симфония № 5

· Вивальди А. «Времена года»

· Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз»
Сюита – (от фр. – « ряд», «последовательность») циклическая форма, состоящая из нескольких тематически различных, самостоятельных частей, обладающих либо жанровой общностью (танцевальная сюита), либо подчиненных программному замыслу.
Старинная сюита известна с 15 века как инструментальное произведение (для лютни или клавира) и танцевальное (так называемая «французская сюита» 15-17 веков начиналась с медленной части, а «итальянская» – с быстрой). Строится по принципу контраста темпов: аллеманда - куранта – сарабанда – жига.
С 18 века количество частей в сюите увеличивается, обновляется содержание, включаются новые танцы. Музыка теряет прикладной характер. В 19 веке создаются программные сюиты, музыка к спектаклям, оперным и балетным, в 20-м веке – к кинофильмам.
В циклах с большим количеством частей используют принцип контрастного сопоставления частей, связь с танцем, песней, программность.
Каждый цикл представляет собой единый художественный организм, в основе которого – общий художественный замысел, ведущая идея, а иногда – какой-либо сюжет.
Части цикла представляют собой отдельные этапы становления идеи развития замысла, сюжета. Поэтому полностью художественное содержание каждой части можно понять лишь в контексте целого. Единство цикла обеспечивается и композиционными техническими средствами:

1. тематическими связями – проведением в различных частях цикла каких-либо тем;

2. интонационным сходством (в разных частях);

3. тональными связями (единством тональностей, симметрией и функциональным соподчинением главных тоник частей);

4. темповыми связями – темповой симметрией, постепенным ускорением или замедлением темпа, либо поляризацией, обострением темповых соотношений;

5. структурной связью (единством структуры, симметрией частей, обобщающими свойствами финала (аналогично 3-хчастной форме)).
Циклы с большим количеством частей:
Чайковский П. «Времена года»
Шуман Р. «Карнавал»
Бах И.С. Английские и французские сюиты
Бизе Ж. - Щедрин Р. «Кармен–сюита»


_____________________________________________________________________

Свободные формы

Свободные формы зародились в старинной органной музыке и достигли

совершенства в творчестве И.С.Баха (в первую очередь в жанре фантазии).

Наибольшего расцвета и распространения эти формы достигли в творчестве композиторов второй половины 19 века, особенно у Ф.Шопена, Ф. Листа, П. И. Чайковского.

В свободных формах пишутся симфонические поэмы, одночастные

сонаты, концерты, увертюры, фантазии, рапсодии, баллады и другие пьесы, иногда - отдельные части циклических произведений (особенно - в творчестве композиторов 19-20 века).

Вообще в музыкальной литературе встречается очень много всевозможных смешанных

форм, часто называемых свободными. Каждая индивидуальная форма должна считаться

правильной, если она удовлетворяет, примерно, следующим условиям: 1). количество тем

ограничено, и они повторяются все или частично в том или ином порядке; 2). имеется

главная тональность, достаточно выраженная в заключении и 3). налицо

пропорциональность частей.

Нужно различать два основных вида свободных форм - системные и несистемные.

Системными свободными формами называются такие формы, которые характеризует

определенный порядок в расположении частей, но отличающийся от других.

Фантазия - инструментальная композиция весьма свободного построения; в 16 в. фантазия сочинялась, как правило, для лютни, клавира или инструментального ансамбля в полифоническом стиле, напоминающем стиль ричеркара или канцоны. В 17–18 вв. жанр все более обогащается элементами импровизационного характера. В 19 в. наименование «фантазия» относится к инструментальным, преимущественно фортепианным, пьесам, в определенной мере свободным от установленных форм (например, Sonata quasi una fantasia – Лунная соната Бетховена). Фантазией могла называться также импровизация на избранную тему.

Рапсодия (греч. rhapsodia; от rhaptein, «сшивать», «составлять», «сочинять» и ode, «песня»). Рапсодией может называться инструментальное (изредка вокальное – например, у Брамса) сочинение, написанное в свободном, импровизационном, эпическом стиле, иногда включающее подлинные народные мотивы (Венгерские рапсодии Листа, Рапсодия в стиле блюз Гершвина).

Симфоническая поэма - программное оркестровое сочинение – жанр, получивший распространение в эпоху романтизма и включающий в себя черты программной симфонии и концертной увертюры (Р.Штраус, Лист, Сметана, Римский-Корсаков и др.).

Попурри (от фр.- «смешанное блюдо») инструментальная пьеса, состоящая из популярных фрагментов, мотивов других произведений, мозаично сменяющих друг друга. Форма применяется с XIX века.
Свободные формы:

Чайковский П. «Ромео и Джульетта» (симфоническая увертюра)

Лядов А. «Кикимора», «Волшебное озеро», «Баба-Яга»

Стравинский И. «Петрушка»

Шопен Ф. Баллада № 1
___________________________________________________________________________

Полифонические формы

Полифония – особый склад многоголосия, основанный на мелодической самостоятельности всех составляющих голосов. Наиболее употребительны такие формы, как канон, фуга, сложная фуга.

Канон (от греч. «норма», «правило») – полифоническая форма, основанная на имитации темы всеми голосами, причем вступление голосов происходит до окончания изложения темы, то есть тема накладывается сама на себя различными своими участками. (Интервал вступления второго голоса по времени исчисляется в количестве тактов или долей). Канон заканчивается общим кадансовым оборотом или постепенным «выключением» голосов.

Инвенция (от лат. — «изобретение», «выдумка») — небольшая пьеса полифонического склада. Такие пьесы обычно основываются на имитационной технике, хотя в них часто встречаются и более сложные приемы, свойственные фуге. В репертуаре учащихся музыкальных школ распространены 2- и 3-голосные инвенции И. С. Баха (3-голосные в оригинале были названы “синфониями”). По мысли композитора, эти пьесы можно рассматривать не только как средство добиться певучей манеры игры, но и как своего рода упражнения для развития полифонической изобретательности музыканта.

Фуга – (от лат., итал. «бег», «бегство», «быстрое течение») форма полифонического произведения, основанная на многократной имитации темы в разных голосах. Фуги сочиняются для любого числа голосов (начиная с двух).

Фуга открывается изложением темы в одном голосе, затем с той же темой последовательно вступают другие голоса. Второе проведение темы, часто с варьированием ее, называется ответом; пока звучит ответ, первый голос продолжает развитие своей мелодической линии (противосложение, то есть мелодически самостоятельное построение, уступающее теме в яркости, оригинальности).

Вступления всех голосов образуют экспозицию фуги. За экспозицией могут следовать либо контр-экспозиция (вторая экспозиция), либо полифоническая разработка всей темы или ее элементов (эпизоды). В сложных фугах используются разнообразные полифонические приемы: увеличение (увеличение ритмического значения всех звуков темы), уменьшение, инверсия (обращение: интервалы темы берутся в обратном направлении – например, вместо кварты вверх кварта вниз), стретта (ускоренное вступление голосов, «налезающих» друг на друга), а иногда сочетания подобных приемов. В средней части фуги могут быть связующие постороения импровизационного характера, называющиеся интермедиями. Завершаться фуга может кодой. Жанр фуги имеет большое значение как в инструментальных, так и в вокальных формах. Фуги могут представлять собой самостоятельные пьесы, сочетаться с прелюдией, токкатой и т.д., наконец, входить в состав большого произведения или цикла. Характерные для фуги приемы нередко применяются в развивающих разделах сонатной формы.

Двойная фуга, как уже говорилось, основана на двух темах, которые могут вступать и развиваться вместе или по отдельности, но в заключительном разделе обязательно соединяются в контрапункте.

Сложная фуга бывает двойной, тройной, четверной (на 4 темы). В экспозиции показывают обычно все темы, которые контрастны по средствам выразительности. Развивающего раздела обычно нет, за последней экспозицией темы следует совмещенная реприза. Экспозиции могут быть совместными и раздельными. Количество проведений тем не ограничено в простой и сложной фуге.
Полифонические формы:

Бах И.С. Хорошо темперированный клавир, инвенции

Чайковский П. Симфония № 6, 1 ч. (разработка)

Прокофьев С. Монтекки и Капулетти

Музыкальные формы в балете
Музыкальная форма и хореографическая форма в балете нетождественны.

Вступление к балету (Интродукция) обычно содержит темы (лейт-темы), связанные с содержанием сюжета, характеристикой главных персонажей. Форма может быть разнообразной (двухчастной, трехчастной, сонатной)
Классическая и характерная сюиты. Разновидности сюиты в зависимости от количественного состава участников: па-де-де, па-де труа, па-де-катр, па-де-сенк, па-де-сис, гран-па.
Структура классической сюиты:

вступление (entree)

адажио

вариации

кода

Классическая сюита останавливает развитие сюжета.

Pas a' action (па даксьон – «действенный танец») – многозначность термина: вид классической сюиты (номерная сюита, сопровождаемая мимическим действием на сцене), отдельный номер с активным развитием событий.

Pas de deux - разновидность хореографического дуэта, классический любовный танец, «лирический центр» сцены или акта.

Антре (выход) может быть небольшим неустойчивым вступлением, либо отсутствовать вовсе.

Адажио – дуэтный танец, обычно в медленном темпе. Характер кантиленный, музыкальная форма обычно 3-х частная с динамизированной репризой. В хореографии отсутствует трехчастность.

Вариация – сольное выступление каждого из танцовщиков в виде короткого виртуозного танца на мелких технически сложных движениях или больших прыжках. По характеру, темпу, выразительным средствам мужская и женская вариации контрастны. Музыкальная форма обычно простая трехчастная (в хореографической форме реприза не соблюдается). Темпы музыки - от спокойного и подвижного до очень быстрого.

Кода – самостоятельный танец и самостоятельная музыкальная форма, быстрый, чаще всего виртуозный заключительный номер классической сюиты. Музыкальные формы коды: трехчастная, двойная трехчастная сложная трехчастная, двойная трехчастная. Танцевальные номера могут завершаться традиционной кодой (заключительная часть формы)

Grand Pas (Большой танец) – классическая сюита, построенная как классическая сюита, но предназначенная для участия главных персонажей, солистов, иногда кордебалета.

Особенность многочастных классических сюит – контраст темпов и метров, отсутствие тонального единства.

Характерная сюита – сюита характерных танцев, то есть наделенных жанрово-бытовыми, народными, национальными чертами, элементами подражания разным персонажам. Обычно носит характер дивертисмента (развлечения), не развивает сюжет.

Симфоническая картина – номер, дополняющий спектакль каким-либо изобразительным, действенным началом, либо характеризующим место действия, время происходящих событий, национальные истоки и т. д.. Может иметь трехчастную, либо более сложную форму.

Антракт (франц. entracte, от entre, «между» и acte, «действие»), инструментальная музыка, звучащая между актами драматической пьесы, оперы, балета и т.д.
Балетные формы

Делиб Л. «Коппелия», Мазурка, Чардаш, Вальс

Чайковский П. «Спящая красавица» Пролог. Па-де-сис. Па-де-труа, 3 акт.

Чайковский «Лебединое озеро» «Буря» (4 акт)

Адан А. «Жизель», Вступление, Па-де-де (1, 2 акты), Вариация Жизели (1, 2 акты)

Прокофьев С. «Ромео и Джульетта»: Джульетта-девочка, Патер Лоренцо, Меркуцио, Монтекки и Капулетти.

Мусоргский М. «Ночь на Лысой горе»

Глазунов А. «Раймонда», 1 акт, 3 картина (Гран-па)

Видеозаписи:

Бородин А. «Князь Игорь» Половецкие пляски, 2 акт

Чайковский П. «Лебединое озеро», 2 акт

Глазунов А. «Раймонда», финал 2 акта (4 картина), pas d`action

Ольденбургский П. «Баядерка» Па-де-скляв

Обер Ж. Гран-па

Глоссарий

Вариации (от лат. «изменение») музыкальная форма, основанная на экспозиции темы и многократном ее повторении с новыми изменениями каждый раз. Вариации бывают строгие и свободные, орнаментальные, на basso ostinato, двойные.

Вступление - раздел, предваряющий основную часть музыкального произведения, устанавливающий тональность, темп, метро-ритм, фактуру. Может состоять из одного или нескольких тактов, или даже одного аккорда, иногда использует музыкальную тему основной части.

Гармония – объединение звуков в созвучия, последовательность созвучий.

Динамика (от греч. «сила») интенсивность звучания, громкость. Различные варианты громкости называют нюансами, динамическими оттенками.

Жанр (от фр. «род», «вид») многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием. Жанры подразделяют на первичные, прикладные, и остальные (вторичные).

Затакт – один или несколько звуков, начинающих фразу со слабого времени такта, и устремленных к тяжелой доле такта.

Инвенция (от лат. — «изобретение», «выдумка») — небольшая пьеса полифонического склада. Такие пьесы обычно основываются на имитационной технике, хотя в них часто встречаются и более сложные приемы, свойственные фуге. В репертуаре учащихся музыкальных школ распространены 2- и 3-голосные инвенции И. С. Баха (3-голосные в оригинале были названы “синфониями”). По мысли композитора, эти пьесы можно рассматривать не только как средство добиться певучей манеры игры, но и как своего рода упражнения для развития полифонической изобретательности музыканта.

Канон (от греч. «норма», «правило») – полифоническая форма, основанная на имитации темы всеми голосами, причем вступление голосов происходит до окончания изложения темы, то есть тема накладывается сама на себя различными своими участками. (Интервал вступления второго голоса по времени исчисляется в количестве тактов или долей). Канон заканчивается общим кадансовым оборотом или постепенным «выключением» голосов.

Каденция - (от итал. - «падающий», «оканчивающийся») - окончание музыкального построения, заключительный гармонический или мелодический оборот. Каденции бывают полные, совершенные и несовершенные, плагальные и автентические, половинные и прерванные, серединные, заключительные и дополнительные.

Другое значение этого термина - виртуозная сольная часть вокального или инструментального произведения импровизационного склада (часто записывается автором в нотах).

Кода (от лат. «хвост», «шлейф») заключительное построение музыкального произведения или части цикла, следующее после основного заключительного раздела. В коде обычно утверждается главная тональность произведения, звучат элементы его основных тем.

Лад – система звуковысотных соотношений, объединенных тоникой. Самые распространенные лады – мажор и минор.

Лейтмотив (от нем. - «ведущий мотив») - относительно краткое музыкальное построение, неоднократно повторяющееся на протяжении произведения; служит обозначением и характеристикой определенного персонажа, образа, эмоции и т.д. Часто применяется в сценической музыке, симфонических произведениях романтического

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...