Программная музыка. Примеры.
Термин «программная музыка» был введен Ф. Листом для произведений, в основу которых легли литературные или повествовательные идеи, сюжеты, либо в которых обозначен при помощи заголовка какой-либо образ, настроение, жанр. Программный заголовок помогает раскрыть то, что недоступно выразить музыкой. Примерами могут служить:
Простые музыкальные формы: период, простая одночастная, простая двухчастная, простая трехчастная. 1. тексто-музыкальные (музыкально-текстовые, строчные) формы средневековья, Ренессанса; 2. вокальные формы XIX-XX вв.; 3. инструментально-вокальные формы барокко; 4. инструментальные формы барокко; 5. классические инструментальные формы; 6. оперные формы; 7. музыкально-хореографические формы балета; 8. музыкальные формы XX в. Танцевальное искусство использует как прикладную танцевальную музыку, так и произведения, не предназначенные для танца. Части музыкальной формы и их функции, типы изложения музыкального материала.
· экспозиция · завязка · развитие действия · кульминация · завершение, развязка
Музыкальная тема - законченная по смыслу музыкальная мысль, выразительная и рельефная, способная к развитию средствами музыкального языка, ко всяческим видоизменениям, варьированию, преобразованиям, образным перевоплощениям. Развитие музыкального материала может осуществляться на основе:
· · ·
________________________________________________________________ Простая двухчастная форма
1. 2.
Простая двухчастная форма может иметь вступление и коду. Равель М. «Болеро» - Тема Фибих З. Поэма Шуберт Ф. Экосезы соч.18 Шопен Ф. Прелюдия соч. 28: №13, 21 Бах И.С. Менуэты G-dur, d -moll Бетховен Л. Экосез G-dur Середина м.б. 4-х типов:
1. 2. 3. 4.
Реприза м.б. точная или варьированная, динамизированная (с активным преобразованием темы, с изменением масштаба, гармонии, формы). Реже встречается простая 3-хчастная безрепризная (АВС) форма, где отсутствие репризы компенсируется слабым контрастом частей, единством фактуры, ритма. Простая трехчастная форма может иметь достаточно развитые вступление и коду. Схемы строения: a - a1 - a2 a – b – c а – b - b1 a – b – a (a – b – a1) Вебер К. Вальс из оперы «Волшебный стрелок» Григ Э. «Пер Гюнт» Танец Анитры Шопен Ф. Мазурки: соч. 24, №5; соч. 30, № 1, № 3; соч. 55, № 2, соч. 67, № 2; соч. 68, № 4 Шопен Ф. Прелюдии № 12, 1 Григ Э. Ноктюрн до мажор Чайковский П. «Спящая красавица»: Фея Щебечущая канарейка, Вариация Феи Серебра _____________________________________________________________________
Сложная двухчастная форма
1 раздел - в медленном темпе, 2 раздел - в быстром темпе. Сложная двухчастная форма: Сложная трёхчастная форма Сложная трехчастная форма - форма, состоящая из трех разделов, где каждый, или хотя бы один из трех изложен в форме более сложной, чем период: в простой 2-хчастной или
1. Трио (ясная, четкая форма) 2. Эпизод (не имеет четкой, ясной формы, основан на сквозном развитии, может иметь внутренние кадансы) 3. Контрастно-составная (несколько тем, 2 и более, слабо связанных друг с другом, имеющим как бы сюитную последовательность). Иногда между серединой и репризой появляется ложная реприза не в основной тональности. Она быстро прерывается, вводится модулирующий переход в основную тональность, и начинается истинная реприза. 1. точной (тождественной) - не выписывается в нотах (ставят знак Da capo al Fine) 2. cокращенной (не меньше периода) 3. варьированная.
· Бетховен Л. «К Элизе» ноты · Бах И.С. Гавот из Партиты № 3 для скрипки соло · Прокофьев С. «Ромео и Джульетта», Джульетта-девочка, Монтекки и Капулетти · Чайковский П. «Лебединое озеро» Вальс невест, 3 акт · Матос Родригес Танго «Кумпарсита» · Шопен Вальс №7 cis-moll · Глинка М. Вальс-фантазия · Ча-ча-ча · Сен-Санс К. «Рондо-каприччиозо» для скрипки с оркестром · Шуман Р. Венский карнавал, соч. 26, 1 ч. _____________________________________________________________________ Вариации 1. Вариации строгого типа, в которых неизменной остаётся форма, масштаб, основа гармонического плана темы, но могут изменяться фактура, ритм, регистры. 2. Вариации свободного типа, чаще всего - инструментальные, в которых может меняться масштаб, структура, гармония, нередко тональность и жанр (жанровые вариации). Сохраняется общность интонационного строя, вариации увеличены по масштабу, контраст между ними усиливается, и они напоминают сюиту. 1. с поочередным варьированием: Сонатная форма
1. Сонатная форма без разработки 2. Сонатная форма с эпизодом вместо разработки 3. Сонатина (упрощенная сонатная форма) 4. Старосонатная форма 5. Сонатная форма в жанре инструментального концерта 6. Рондо-соната · Моцарт В. Симфония №40 1ч..mp3 · Бетховен Л. Лунная соната.mp3 - без разработки, с эпизодом. · Чайковский П. Щелкунчик Увертюра. 01 Дорожка 1.mp3 - без разработки. · Моцарт В. Первые части сонат для фортепиано; Увертюры к операм «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан»; финалы сонат №№ 3, 4, 17, Симфония №40, 1 ч. · Римский- Корсаков Н. «Шехерезада», 1 ч. · Бетховен Л. Первые части симфоний №№ 1, 3, 4, 8 · Шостакович Д. Первые части симфоний №№ 5 и 7 · Чайковский П. «Щелкунчик», Увертюра _______________________________________________________________
Циклические формы с малым количеством частей. · Моцарт В. Симфония № 40. · Бетховен Л. Соната № 14 для фортепиано · Бетховен Симфония № 5 · Вивальди А. «Времена года» · Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз» 1. тематическими связями – проведением в различных частях цикла каких-либо тем; 2. интонационным сходством (в разных частях); 3. тональными связями (единством тональностей, симметрией и функциональным соподчинением главных тоник частей); 4. темповыми связями – темповой симметрией, постепенным ускорением или замедлением темпа, либо поляризацией, обострением темповых соотношений; 5. структурной связью (единством структуры, симметрией частей, обобщающими свойствами финала (аналогично 3-хчастной форме)). _____________________________________________________________________ Свободные формы Свободные формы зародились в старинной органной музыке и достигли совершенства в творчестве И.С.Баха (в первую очередь в жанре фантазии). Наибольшего расцвета и распространения эти формы достигли в творчестве композиторов второй половины 19 века, особенно у Ф.Шопена, Ф. Листа, П. И. Чайковского. В свободных формах пишутся симфонические поэмы, одночастные сонаты, концерты, увертюры, фантазии, рапсодии, баллады и другие пьесы, иногда - отдельные части циклических произведений (особенно - в творчестве композиторов 19-20 века). Вообще в музыкальной литературе встречается очень много всевозможных смешанных форм, часто называемых свободными. Каждая индивидуальная форма должна считаться правильной, если она удовлетворяет, примерно, следующим условиям: 1). количество тем ограничено, и они повторяются все или частично в том или ином порядке; 2). имеется главная тональность, достаточно выраженная в заключении и 3). налицо пропорциональность частей. Нужно различать два основных вида свободных форм - системные и несистемные. Системными свободными формами называются такие формы, которые характеризует определенный порядок в расположении частей, но отличающийся от других. Фантазия - инструментальная композиция весьма свободного построения; в 16 в. фантазия сочинялась, как правило, для лютни, клавира или инструментального ансамбля в полифоническом стиле, напоминающем стиль ричеркара или канцоны. В 17–18 вв. жанр все более обогащается элементами импровизационного характера. В 19 в. наименование «фантазия» относится к инструментальным, преимущественно фортепианным, пьесам, в определенной мере свободным от установленных форм (например, Sonata quasi una fantasia – Лунная соната Бетховена). Фантазией могла называться также импровизация на избранную тему. Рапсодия (греч. rhapsodia; от rhaptein, «сшивать», «составлять», «сочинять» и ode, «песня»). Рапсодией может называться инструментальное (изредка вокальное – например, у Брамса) сочинение, написанное в свободном, импровизационном, эпическом стиле, иногда включающее подлинные народные мотивы (Венгерские рапсодии Листа, Рапсодия в стиле блюз Гершвина). Симфоническая поэма - программное оркестровое сочинение – жанр, получивший распространение в эпоху романтизма и включающий в себя черты программной симфонии и концертной увертюры (Р.Штраус, Лист, Сметана, Римский-Корсаков и др.). Попурри (от фр.- «смешанное блюдо») – инструментальная пьеса, состоящая из популярных фрагментов, мотивов других произведений, мозаично сменяющих друг друга. Форма применяется с XIX века. Чайковский П. «Ромео и Джульетта» (симфоническая увертюра) Лядов А. «Кикимора», «Волшебное озеро», «Баба-Яга» Стравинский И. «Петрушка» Шопен Ф. Баллада № 1 Полифонические формы Полифония – особый склад многоголосия, основанный на мелодической самостоятельности всех составляющих голосов. Наиболее употребительны такие формы, как канон, фуга, сложная фуга. Канон (от греч. – «норма», «правило») – полифоническая форма, основанная на имитации темы всеми голосами, причем вступление голосов происходит до окончания изложения темы, то есть тема накладывается сама на себя различными своими участками. (Интервал вступления второго голоса по времени исчисляется в количестве тактов или долей). Канон заканчивается общим кадансовым оборотом или постепенным «выключением» голосов. Инвенция (от лат. — «изобретение», «выдумка») — небольшая пьеса полифонического склада. Такие пьесы обычно основываются на имитационной технике, хотя в них часто встречаются и более сложные приемы, свойственные фуге. В репертуаре учащихся музыкальных школ распространены 2- и 3-голосные инвенции И. С. Баха (3-голосные в оригинале были названы “синфониями”). По мысли композитора, эти пьесы можно рассматривать не только как средство добиться певучей манеры игры, но и как своего рода упражнения для развития полифонической изобретательности музыканта. Фуга – (от лат., итал. – «бег», «бегство», «быстрое течение») – форма полифонического произведения, основанная на многократной имитации темы в разных голосах. Фуги сочиняются для любого числа голосов (начиная с двух). Фуга открывается изложением темы в одном голосе, затем с той же темой последовательно вступают другие голоса. Второе проведение темы, часто с варьированием ее, называется ответом; пока звучит ответ, первый голос продолжает развитие своей мелодической линии (противосложение, то есть мелодически самостоятельное построение, уступающее теме в яркости, оригинальности). Вступления всех голосов образуют экспозицию фуги. За экспозицией могут следовать либо контр-экспозиция (вторая экспозиция), либо полифоническая разработка всей темы или ее элементов (эпизоды). В сложных фугах используются разнообразные полифонические приемы: увеличение (увеличение ритмического значения всех звуков темы), уменьшение, инверсия (обращение: интервалы темы берутся в обратном направлении – например, вместо кварты вверх кварта вниз), стретта (ускоренное вступление голосов, «налезающих» друг на друга), а иногда сочетания подобных приемов. В средней части фуги могут быть связующие постороения импровизационного характера, называющиеся интермедиями. Завершаться фуга может кодой. Жанр фуги имеет большое значение как в инструментальных, так и в вокальных формах. Фуги могут представлять собой самостоятельные пьесы, сочетаться с прелюдией, токкатой и т.д., наконец, входить в состав большого произведения или цикла. Характерные для фуги приемы нередко применяются в развивающих разделах сонатной формы. Двойная фуга, как уже говорилось, основана на двух темах, которые могут вступать и развиваться вместе или по отдельности, но в заключительном разделе обязательно соединяются в контрапункте. Сложная фуга бывает двойной, тройной, четверной (на 4 темы). В экспозиции показывают обычно все темы, которые контрастны по средствам выразительности. Развивающего раздела обычно нет, за последней экспозицией темы следует совмещенная реприза. Экспозиции могут быть совместными и раздельными. Количество проведений тем не ограничено в простой и сложной фуге. Бах И.С. Хорошо темперированный клавир, инвенции Чайковский П. Симфония № 6, 1 ч. (разработка) Прокофьев С. Монтекки и Капулетти Музыкальные формы в балете Вступление к балету (Интродукция) обычно содержит темы (лейт-темы), связанные с содержанием сюжета, характеристикой главных персонажей. Форма может быть разнообразной (двухчастной, трехчастной, сонатной) вступление (entree) адажио вариации кода Классическая сюита останавливает развитие сюжета. Pas a' action (па даксьон – «действенный танец») – многозначность термина: вид классической сюиты (номерная сюита, сопровождаемая мимическим действием на сцене), отдельный номер с активным развитием событий. Pas de deux - разновидность хореографического дуэта, классический любовный танец, «лирический центр» сцены или акта. Антре (выход) может быть небольшим неустойчивым вступлением, либо отсутствовать вовсе. Адажио – дуэтный танец, обычно в медленном темпе. Характер кантиленный, музыкальная форма обычно 3-х частная с динамизированной репризой. В хореографии отсутствует трехчастность. Вариация – сольное выступление каждого из танцовщиков в виде короткого виртуозного танца на мелких технически сложных движениях или больших прыжках. По характеру, темпу, выразительным средствам мужская и женская вариации контрастны. Музыкальная форма обычно простая трехчастная (в хореографической форме реприза не соблюдается). Темпы музыки - от спокойного и подвижного до очень быстрого. Кода – самостоятельный танец и самостоятельная музыкальная форма, быстрый, чаще всего виртуозный заключительный номер классической сюиты. Музыкальные формы коды: трехчастная, двойная трехчастная сложная трехчастная, двойная трехчастная. Танцевальные номера могут завершаться традиционной кодой (заключительная часть формы) Grand Pas (Большой танец) – классическая сюита, построенная как классическая сюита, но предназначенная для участия главных персонажей, солистов, иногда кордебалета. Особенность многочастных классических сюит – контраст темпов и метров, отсутствие тонального единства. Характерная сюита – сюита характерных танцев, то есть наделенных жанрово-бытовыми, народными, национальными чертами, элементами подражания разным персонажам. Обычно носит характер дивертисмента (развлечения), не развивает сюжет. Симфоническая картина – номер, дополняющий спектакль каким-либо изобразительным, действенным началом, либо характеризующим место действия, время происходящих событий, национальные истоки и т. д.. Может иметь трехчастную, либо более сложную форму. Антракт (франц. entracte, от entre, «между» и acte, «действие»), инструментальная музыка, звучащая между актами драматической пьесы, оперы, балета и т.д. Делиб Л. «Коппелия», Мазурка, Чардаш, Вальс Чайковский П. «Спящая красавица» Пролог. Па-де-сис. Па-де-труа, 3 акт. Чайковский «Лебединое озеро» «Буря» (4 акт) Адан А. «Жизель», Вступление, Па-де-де (1, 2 акты), Вариация Жизели (1, 2 акты) Прокофьев С. «Ромео и Джульетта»: Джульетта-девочка, Патер Лоренцо, Меркуцио, Монтекки и Капулетти. Мусоргский М. «Ночь на Лысой горе» Глазунов А. «Раймонда», 1 акт, 3 картина (Гран-па) Видеозаписи: Бородин А. «Князь Игорь» Половецкие пляски, 2 акт Чайковский П. «Лебединое озеро», 2 акт Глазунов А. «Раймонда», финал 2 акта (4 картина), pas d`action Ольденбургский П. «Баядерка» Па-де-скляв Обер Ж. Гран-па Глоссарий Вариации (от лат. – «изменение») – музыкальная форма, основанная на экспозиции темы и многократном ее повторении с новыми изменениями каждый раз. Вариации бывают строгие и свободные, орнаментальные, на basso ostinato, двойные. Вступление - раздел, предваряющий основную часть музыкального произведения, устанавливающий тональность, темп, метро-ритм, фактуру. Может состоять из одного или нескольких тактов, или даже одного аккорда, иногда использует музыкальную тему основной части. Гармония – объединение звуков в созвучия, последовательность созвучий. Динамика (от греч. – «сила») – интенсивность звучания, громкость. Различные варианты громкости называют нюансами, динамическими оттенками. Жанр (от фр. – «род», «вид») – многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием. Жанры подразделяют на первичные, прикладные, и остальные (вторичные). Затакт – один или несколько звуков, начинающих фразу со слабого времени такта, и устремленных к тяжелой доле такта. Инвенция (от лат. — «изобретение», «выдумка») — небольшая пьеса полифонического склада. Такие пьесы обычно основываются на имитационной технике, хотя в них часто встречаются и более сложные приемы, свойственные фуге. В репертуаре учащихся музыкальных школ распространены 2- и 3-голосные инвенции И. С. Баха (3-голосные в оригинале были названы “синфониями”). По мысли композитора, эти пьесы можно рассматривать не только как средство добиться певучей манеры игры, но и как своего рода упражнения для развития полифонической изобретательности музыканта. Канон (от греч. – «норма», «правило») – полифоническая форма, основанная на имитации темы всеми голосами, причем вступление голосов происходит до окончания изложения темы, то есть тема накладывается сама на себя различными своими участками. (Интервал вступления второго голоса по времени исчисляется в количестве тактов или долей). Канон заканчивается общим кадансовым оборотом или постепенным «выключением» голосов. Каденция - (от итал. - «падающий», «оканчивающийся») - окончание музыкального построения, заключительный гармонический или мелодический оборот. Каденции бывают полные, совершенные и несовершенные, плагальные и автентические, половинные и прерванные, серединные, заключительные и дополнительные. Другое значение этого термина - виртуозная сольная часть вокального или инструментального произведения импровизационного склада (часто записывается автором в нотах). Кода (от лат. – «хвост», «шлейф») – заключительное построение музыкального произведения или части цикла, следующее после основного заключительного раздела. В коде обычно утверждается главная тональность произведения, звучат элементы его основных тем. Лад – система звуковысотных соотношений, объединенных тоникой. Самые распространенные лады – мажор и минор. Лейтмотив (от нем. - «ведущий мотив») - относительно краткое музыкальное построение, неоднократно повторяющееся на протяжении произведения; служит обозначением и характеристикой определенного персонажа, образа, эмоции и т.д. Часто применяется в сценической музыке, симфонических произведениях романтического
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|