Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и методические аспекты формирования педагогической культуры родителей

Педагогическая культура родителей

Под педагогической культурой родителей нами понимается педагогическая подготовленность и зрелость их как воспитателей, дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей. Педагогическая культура является составной частью общей культуры родителей, в которой заложен опыт воспитания детей в семье, приобретенный различными категориями родителей непосредственно в своей стране, других странах, а также взят из народной семейной педагогики.

Основой для определения понятия "педагогическая культура" философское понимание культуры как характеристики развития творческих сил и способностей человека и учение о ведущей роли деятельности в формировании. Личностный проявление культуры реализуется в повседневной деятельности, в отношениях, поведении, образе жизни, быту, усвоении культурных достижений, знаний, навыков, умений. Педагогическая культура родителей является составной частью общей культуры человека. Она воплощается в творческой воспитательной деятельности и служит формированию духовно богатой и всесторонне развитой личности. Поэтому мы ее воспринимаем как сложное, интегративное, динамическое личностное образование, которое определяет тип, стиль и способы поведения родителей в воспитательной деятельности.

Под педагогической культурой родителей, на мой взгляд, подразумевается их достаточное подготовленность к воспитанию детей дошкольного возраста в условиях семьи, умение применять качества воспитателя в процессе семейной жизнедеятельности. Педагогическая подготовленность родителей характеризуется определенной суммой (основным минимумом) знаний по психологии, педагогике, физиологии, гигиены, умениями и навыками, приобретенными в процессе воспитания детей и ухода за ними.

Педагогическая культура родителей реализуется во всех видах воспитательной деятельности, способствует формированию разносторонних отношений и общению, обеспечивает самопознание, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование путем усвоения приобретенного человечеством опыта.

Структурно педагогическую культуру молодых родителей составляют компоненты, к которым относятся психолого-педагогические знания, навыки и умения ухода за детьми дошкольного возраста, культура педагогического воздействия. Педагогическая культура родителей в различных жизненных ситуациях может проявляться в комплексе или в отдельных ее составляющих признакам.

Основными параметрами педагогической культуры молодых родителей, как установлено, является нравственная культура, культура мышления, культура речи, коммуникативная культура, дидактическая культура, культура труда, культура движений, физическая культура, эстетическая культура и экологическая культура. Нравственная культура включает требования родителей к себе, их самокритичность, соблюдение моральных норм. Культура мышления предполагает наличие: проблемного мышления - умение прогнозировать возможности возникновения трудностей воспитания и намечать пути их устранения; системного мышления - умение видеть проблему с разных сторон; оперативности мышления - способности быстро реагировать на изменение обстоятельств. Речевая культура связана с владением правильной и чистым языком, соответствующей нормам литературного, хорошей дикцией, выразительностью и образностью языка, эмоциональностью и богатством интонаций. Коммуникативная культура проявляется в способности привлекать к себе внимание ребенка, строить с ней доверительные отношения, в доброжелательности в общении с другими, умении управлять собой. В основе дидактической культуры лежит умение оптимально организовать учебный и воспитательный процесс, обеспечить необходимую мотивацию, владение современными формами и методами воспитания. Культура труда проявляется в привычке доводить начатое дело до конца, в заботе о качественных и количественных результатах труда, в умении эффективно и продуктивно работать. Двигательная культура заключается в оптимальном использовании жестикуляции, умении выбирать позу, в предъявлении требований к красивой осанки и ходьбы. Эстетическая культура обеспечивается наличием эстетического вкуса, соблюдением этики общения, эстетическим оформлением внешности и быта. Экологическая культура проявляется в способности человека правильно вести себя в окружающей среде, соблюдать личную гигиену. Физическая культура связана со здоровым образом жизни семьи.

Исходя из указанной структуры, можем анализировать педагогическую культуру семьи как содержание взаимоотношений между родителями и детьми за счет включения механизмов различных видов их деятельности и воплощение в этой деятельности нравственных категорий.

Реализация любой нравственной категории требует отделения содержания категории меры в ее конкретных характеристиках, то есть абсолютно конкретного представления о том, что делать, как это делать и для чего это нужно делать именно так, а не иначе. Такое обоснование взаимодействия с другим человеком (в нашем примере родителей с ребенком) представляет собой процесс принятия решения об уровне такого взаимодействия, а также о степени влияния, как на ребенка, так и на себя.

Организация и методические аспекты формирования педагогической культуры родителей

Предупредить значительное количество педагогических ошибок родителей или смягчить их влияние на личность ребенка поможет своевременная целенаправленная подготовка молодежи к семейной жизни и к родительству, формирования ее педагогической культуры. Такая работа должна начинаться непосредственно в семьях, когда и мальчики, и девочки на примере своих родителей на высоком культурном уровне усваивать роли мужа и жены, отца и матери, продолжаться в дошкольных учреждениях, школе, в специальных консультационных пунктах, службах семьи и школах молодых родителей.

Воспитание родителей определяется как формирование мотивационной, содержательной и конструктивной подсистем; улучшение механизма регулятивных систем и систем, связанных с условиями реализации воспитательной деятельности семьи.

Мотивационная подсистема (или мотивационный компонент системы) представляет собой совокупность потребностей, интересов, желаний, планов, программ, побуждений. Воспитательная деятельность всегда опосредована интересами и может реализовываться без использования механизма эмоций. Формирование мотивационного компонента предусматривает стимулирование интересов, целеустремленности, желаний молодых родителей с учетом совокупности установок личности, а также определение цели воспитания дошкольников в условиях семьи, составление соответствующих планов и программ.

Содержательная подсистема предусматривает обеспечение родителей надежными и осознанными знаниями психолого-педагогического минимума воспитания детей. Содержательный компонент педагогической культуры молодых родителей определяется задачами семейного воспитания дошкольников. Основные из них:

1) забота о здоровье ребенка, нормальное развитие его чувств и восприятия (органов зрения, слуха, обоняния, вкуса...)

2) забота о всестороннем развитии ребенка, формирование его речи, элементарных знаний и представлений об окружающем мире с помощью сказок, песен, считалок, прибауток, загадок, скороговорок, пословиц и т.п.

3) формирование ценностных ориентаций у ребенка с позиций добра, справедливости, гуманности, честности, чувства собственного достоинства

4) создание благоприятной трудовой атмосферы сотрудничества

5) привлечение ребенка к народным традициям, к активному участию во всенародных и семейных праздниках.

Конструктивный компонент представляет собой совокупность всех видов, форм, умений, навыков личности, приемов, методов, используемых в воспитательной деятельности родителей. Он предусматривает практическое умение творческой реализации основных компонентов и параметров педагогической культуры в практике семейного воспитания дошкольников.

Сложный по структуре и динамичный характер педагогической культуры молодых родителей обусловливает необходимость соблюдения в процессе ее формирования таких требований:

- целостного подхода к выбору совокупности средств, обеспечивающих формирование всех компонентов педагогической культуры, -

- учета уровней педагогической подготовленности родителей и их индивидуальных особенностей;

- достижения преемственности в пополнении знаний и тесного их взаимосвязи с личной практикой воспитания детей каждого из молодых родителей.

Следует отметить, что формирование отдельных компонентов педагогические культуры родителей не может происходить изолированно и обязательно приводит к совершенствованию одного другим. Эффективность формирования педагогической культуры обеспечивается процессом, в котором главное внимание предоставляется структурной модели, имеет программно-целевой, целостный и непрерывный характер, учитывает субъективную позицию родителей как носителей общенациональных и общечеловеческих ценностей, реализуется в их личной воспитательной деятельности. Эффективности формирования способствуют также методы активизации учебно-воспитательного процесса родителей - дискуссии по проблемам воспитания детей, анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, педагогические игры и индивидуальные задания родителям, которые направлены на формирование наблюдательности, навыков совместной деятельности с детьми, выработки способности к самоанализа и критического отношения к личной воспитательной деятельности в условиях семьи.

Процесс формирования педагогической культуры продолжается в течение всей воспитательной деятельности родителей. О его завершении можно судить только условно, ориентируясь на полноту решения поставленных задач в каждом конкретном случае.

Условиями, которые обеспечивают успешность этого процесса (на фоне вышеназванных), являются:

формирование у молодых родителей потребности в развитии личной педагогической культуры;

применения комплекса психолого-педагогических знаний для воспитания детей дошкольного возраста, которые бы отвечали современным требованиям,

приобретения молодыми родителями опыта гуманных отношений и поведения, которые требуют понимания детской психологии и правильного выбора методов семейного воспитания дошкольников.

Анализ исследований по проблеме позволяет выделить две основные задачи воспитания родителей:

1) накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания ребенка

2) самовоспитания или саморазвитие родителей, то есть рост их самосознания и определения личной шкалы ценностей.

Итак, истинное воспитание родителей начинается с осознания ими возможностей и необходимости личного внутреннего роста. Это постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознательном их стремлении к совершенствованию.

Постоянный характер процесса предусматривает создание целостной педагогической системы как определенной совокупности взаимосвязанных средств, методов и процессуальных моментов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и прогнозируемого педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Поскольку семейная жизнедеятельность как и педагогическая культура родителей интегрированы, это предполагает разноплановые пути целенаправленной подготовки к отцовству и формирования самого качества (т.е. педагогической культуры) через реализацию в едином комплексе дидактических условий косвенного и прямого влияния на этот процесс.

Таким образом, необходимо создать стимулирующую среду для развертывания специальной работы по воспитанию родителей: выдерживать интеллектуальный уровень обучения-подготовки (отправным моментом в его определении должна быть диагностика сформированности педагогической культуры родителей в создании учебных групп в соответствии с этого уровня подготовленности), налаживать гуманные и доверительные отношения с родителями и применять активные формы работы, которые позволят им быть экспертами своей воспитательной деятельности. Эти условия реализуются путем конструирования отдельных занятий-тренингов для родителей, их организационно-методическим обеспечением, которое учитывает особенности прохождения обучения и воспитания взрослых.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...