Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лечебно-педагогический подход




К преодолению заикания

Становлению современного комплексного подхода к пре­одолению заикания предшествовала разработка ряда различ­ных методов и путей преодоления этого заболевания. Много­численность, а иногда и недостаточная эффективность этих методов объясняются сложностью и многообразием проявле­ний самого заикания и уровнем знаний о его природе.

При анализе существующих методов преодоления заика­ния нам представляется целесообразным рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздей­ствия на заикающегося — медицинского или педагогичес­кого. В одном случае это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), в другом — меры воспитания и обучения (дидактические при­емы) и, наконец, в третьем — различные сочетания лечеб­ного и педагогического воздействия.

Терапевтические средства для преодоления заикания при­менялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авицен­на, Меркуриалис, Кленке, Лихтингер и др.). Как правило, те­рапевтические средства не являлись исчерпывающими в лече­нии заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его. Хирургический метод лечения заикания применялся с I в. н. э. до середины XIX в., пока окончательно не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Ан-тилл, Эгинский, Фабриций, Дионис, Диффенбах, Пети, Бон­не и др.). Хирургический метод появился в результате пони­мания заикания как следствия патологического строения ар­тикуляционного аппарата или недостаточной иннервации мышц языка. Неэффективность этого метода и, главное, воз­никновение нового этапа в понимании патогенеза заикания как невротического расстройства положили конец использо­ванию хирургического вмешательства при заикании.

В литературе по вопросам преодоления заикания встре­чаются также многочисленные указания на необходимость использования облегчающих и корригирующих речь орто­педических средств и различных двигательных упражне­ний. Использование механических приспособлений с орто­педической целью восходит еще к Демосфену, который, по описанию Плутарха, успешно применял для лечения соб­ственного заикания инородные предметы (морские камеш­ки), держа их под языком во время речевых упражнений. Впоследствии специалисты применяли при лечении заика­ния различные механические приспособления: язычную вилку; язычный нажиматель и распорку для губ; накладки на оба ряда зубов; деревянную пластинку в форме дуги под язык; скобу из китового уса на нижние зубы и т. д.

Ортопедические приспособления, однако, не имели само­стоятельного значения в лечении заикания и рекомендова­лись как дополнительные средства.

Лечение заикания, как собственно и любого заболевания, немыслимо рассматривать без учета оздоровляющего воздей­ствия личности врача на больного, бесед с ним о сущности за­болевания и путях его преодоления, без создания определен­ных условий для благоприятного лечения, поддержания веры в его положительный исход, убеждения в необходимости ак­тивного участия больного в лечебном процессе и т. д. Следо­вательно, всем без исключения методам преодоления заика­ния свойственно было в разной степени направленное психо­терапевтическое воздействие на психику заикающихся.

С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать первостепен­ное значение в его преодолении психотерапевтическому воз­действию (Бертран, Шультусс, Лагузен, Меркель, А. Либман, Д.Г. Неткачев, Фрешельс и др.). Сторонники психологичес­кого направления в преодолении заикания видели в нем преж­де всего психическое страдание. Поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося они прежде всего учитывали влияние этих средств на его психику.

Сторонники только дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали системы разнообразных и последовательно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Соран Эфесский, Целий Аврелиан, Ори-базий, Итар, Ли, Коэн, Денгардт, А. Гуцман, А. Куссмауль, Андрее, Гимиллер и др.).

Изолированное применение мер педагогического или ле­чебного характера при лечении заикания безусловно обед­няло лечебное воздействие на больного. Поэтому независи­мо от названия метода лечения почти каждый из них вклю­чает в разной степени и в разной форме элементы и педаго­гического, и медицинского характера.

Однако многоплановость корригирующего воздействия на речь заикающегося в прошлом — это обычно довольно при­митивное (с современных позиций) стремление соединить разные лечебно-педагогические средства. Это стремление нельзя отождествлять с комплексным методом преодоления заикания, применяемым в настоящее время.

Указания на необходимость комплексного воздействия и серьезные попытки его применения при заикании мы впер­вые встречаем в трудах отечественных авторов — И.А. Си-корского (1889) и И.К. Хмелевского (1897). И.А. Сикорский в лечение заикания включал: а) гимнастику речи (система упражнений дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи); б) психотерапевтическое лечение (создание со­ответствующих окружающих больного условий, последова­тельное усложнение речевых занятий, воздействие на на­строение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамичес­кое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения). Многоплановость лечебного воздействия, по И.А. Сикорскому, впервые стала комплексной системой пре­одоления заикания.

Опираясь на материалистическое учение отечественных физиологов — И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их последовате­лей, ученые и специалисты-практики преодолели тенденциоз­ность разработанных ранее приемов устранения заикания, ото­брали из них все лучшее, рациональное и определили совре­менный комплексный подход к преодолению заикания. В.А. Гиляровский, М.В. Серебровская, Ю.А. Флоренская, Ф.А. Рау, М.И. Панкин, М.Е. Хватцев, Н.П. Тяпугин, Н.А. Власова, М.С. Лебединский, С.С. Ляпидевский, В.С. Кочергина, В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский, Ю.Б Не­красова, А.И. Лубенская, Л.З. Андронова и другие своими исследованиями и практической деятельностью способство­вали развитию лечебно-педагогического подхода к преодо­лению заикания.

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающе­гося разными средствами и разными специалистами.

В комплекс лечебно-педагогических мероприятий для заикающихся детей входят лечебные препараты и процеду­ры, психотерапия, логопедические занятия, лечебная физ­культура и ритмика, воспитательные мероприятия. Цель этих тесно переплетающихся и дополняющих друг друга мероприятий — устранение или ослабление судорог и сопут­ствующих расстройств голоса, дыхания, моторики; оздоров­ление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений в виде страха, конфузливости за свою неполноценную речь; перевоспитание его личности.

Логопед, как основной специалист по борьбе с дефектами речи, организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся. Другими словами, логопед пользуется кон­сультациями и соответствующей помощью разных специа­листов в своей коррекционно-воспитательной работе с заи­кающимися.

Опыт работы с заикающимися позволяет заключить, что весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воз­действия условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную. Основной задачей лечебно-оздоровительной работы, кото­рую преимущественно проводит и направляет врач, являют­ся укрепление и оздоровление нервной системы и физичес­кого здоровья заикающегося, устранение и лечение откло­нений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, рас­стройств вегетативной нервной системы, нарушений мото­рики и др.).

Основной задачей коррекционно-воспитательной работы, которую преимущественно проводит и направляет логопед, является устранение речевых дефектов (перевоспитание не­правильной речи) и психологических изменений у заикаю­щихся.

Повторим, что лечебно-оздоровительная и коррекционно-воспитательная работа являются составными частями еди­ного комплексно-медико-педагогического воздействия на заикающегося.

Выделение этих частей необходимо для более полного представления сходства и различия отдельных частей ком­плексного подхода к преодолению заикания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...