Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природа авторитарной личности

Так, одно из основных положений ортодоксального фрейдиз­ма – фатальная предопределенность личности взрослого опытом детства – в настоящее время оказалось интегрированным в ряд концептуальных схем, а также отдельных работ, вообще говоря, не заданных в строгом ключе психоанализа. В качестве примера подобного рассеяния принципов психоанализа можно сослаться на известное исследование авторитарной личности, выполненное под руководством Т.Адорно [Adorno et al., 1950]. Психоаналити­ческий крен работы несомненен, и это обнаруживает анализ ее теоретических предпосылок, хотя самими авторами они не изло­жены в систематической форме.

Целью вышеуказанного исследования явилось выяснение кор­ней предрассудка, точнее, личностных факторов, связанных с предрассудком. По мнению авторов, авторитарная личность про­дуцируется родителями, которые используют суровые и жесткие формы дисциплины по отношению к ребенку. Ребенок вынужден подчиниться суровой власти родителей, но в результате в нем раз­вивается враждебность, которая не может прямо вылиться на фрустрирующий его объект – родителей, так как он боится их. Потребность ребенка подавлять враждебность по отношению к роди-

телям ведет к идентификации с фрустрирующей властью, к идеа­лизации этой власти с сопутствующим смещением враждебности на аут-группы, т.е. внешние группы, которые обычно оказывают­ся группами более низкого статуса.

Исследование выполнено вскоре после окончания Второй ми­ровой войны, и ее события, несомненно, стимулировали интерес авторов к изучению социально-психологических предпосылок по­явления фашизма. Адорно и его соавторы сконструировали пять шкал для измерения антисемитских установок. Далее они исследо­вали, является ли антисемитизм частью более общей установки отвержения групп меньшинств вообще. Для этого была разработа­на шкала «этноцентризма». Следующим шагом явилась сконструи­рованная авторами Ф-шкала, которая, по замыслу, замеряет пред­расположенность к фашизму (отсюда буква «ф» в ее названии). Кроме того, в исследовании использовались клинические интер­вью и проективные тесты.

Отмечалось, что многие из полученных автора­ми различий личностного порядка, скорее, отражают различия, связанные с образованием или принадлежностью к разным соци­альным классам и т.д. Однако, несмотря на острую критику, кни­га стимулировала большое число эмпирических исследований, в которых устанавливалась корреляция между Ф-шкалой и другими параметрами личности.

Одной из наиболее известных работ, данные которой, по мне­нию Дойча и Краусса, «генерализуют и ограничивают выводы "Авторитарной личности"» [Deutch, Krauss, 1965, p. 164], являет­ся вышедшая в 1960 г. книга М.Рокича «Открытое и закрытое со­знание» [Rokeach, 1960]. В теоретическом плане она является при­мером, характерного для современной социальной психологии пе­реплетения школ: в данном случае сочетаются психоаналитическая и когнитивистская ориентации. Основной тезис Рокича состоит в следующем: мы организуем мир идей, людей и власти, в основ­ном заботясь о конгруэнтности, согласованности содержания на­шего сознания. И далее тоже вполне в духе когнитивистских прин­ципов: нам нравятся люди с убеждениями, подобными нашим, и не нравятся носители противоположных убеждений. Существуют индивидуальные различия в степени, в которой люди готовы при­нять или отвергнуть других на этой основе, т.е. на основе сходства или различия когнитивных структур.

Эти различия и отражают «от­крытость» или «закрытость» систем убеждений. По определению Рокича, система открыта в той степени, в которой человек может получать, оценивать и действовать на основе релевантной инфор­мации, поступившей извне, исходя из достоинств этой информа­ции. «Закрытое сознание» в структурном отношении характеризу­ется меньшей дифференциацией его подсистем, большей изоля­цией частей внутри и между подсистемами и т.д.

Подход Рокича к вопросу о происхождении «закрытого созна­ния» весьма близок к взгляду авторов «Авторитарной личности» на истоки такой личности. Он также подчеркивает роль продолжи­тельного состояния угрозы в возникновении «закрытого сознания», таким образом, опыт ребенка в авторитарной семье предраспола­гает к развитию жесткой, закрытой системы убеждений. Рокич предположил, что авторитаризм является отражением «закрытос­ти сознания». Для измерения феноменов «открытости» или «зак­рытости» сознания им сконструированы соответствующие шкалы.

Итак, исследования, выполненные под влиянием работы «Ав­торитарная личность», показали, что личностные характеристики могут оказывать влияние на характер социальных установок, при­чем, как оказалось, наиболее непосредственно они влияют на структуру, организацию системы убеждений. Однако знание толь­ко личностных характеристик без знания содержания, характера убеждений, разделяемых «значимыми другими» в социальном ок­ружении индивида, не позволяет предсказать конкретное содер­жание установок и убеждений личности. Неудовлетворенность вызывают также связанные с психоаналитической теорией положе­ния о том, что выросший в авторитарной семье индивид предрас­положен быть чувствительным к влиянию авторитетов, которые воспринимаются им как имеющие ценности, согласующиеся с ценностями родительской власти или противоположные им. При этом не определяются условия, вызывающие сопротивление или покорность по отношению к ценностям авторитета, символизиру­ющего родительскую власть. Неясно также, какие именно автори­теты будут символизировать родительскую власть.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...