Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления неофрейдизма (К.Хорни, Э.Фромм)

Индивидуальная психология А.Адлера.

А.Адлер (1870 - 1937) - австрийский психолог и психиатр, ученик Фрейда, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. А также он является создателем социального Психоанализа. В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Основными положениями его теории явились наличие социального интереса и стремление человека к превосходству. Он создал индивидуальную психологию, полагая, что человек изначально, врожденно социален, и человеческая мотивация является социальным поведением. “Я” у Адлера креативно. Это высоко персонализированная креативная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. “Я” ищет и создает опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности. В его теории акцент делится на уникальности личности, как системе мотивов, черт, интересов, ценностей. Люди стремятся к развитию уникального жизненного стиля. По его мнению, не сексуальность, а чувство неполноценности занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека. Чувство неполноценности стимулирует психическое развитие индивида. Он стремится преодолеть его, стремится к превосходству. У него бессознательно формируются механизмы компенсации и сверхкомпенсации дефекта. Движущей силой Адлер считает не сексуальность вовсе, а чувство неполноценности, которое появляется из врожденного стремления к кооперации с другими (в профессиональной сфере, в социальных контактах, в любви), на его формирование влияют органические недостатки органов (морфологические и функциональные) и субъективные факторы – переживание затруднений в социальных отношениях (в детстве – из-за неправильного воспитания: у изнеженных детей не возникает чувство собственной ценности → они затрудняются при установлении взаимопонимания с другими людьми, а бессердечные дети видят в окружающих только врагов → не могут кооперироваться). понятие неполноценности выражается в 2 терминах: чувство неполноценности (свойственно каждому) и комплекс неполноценности (сила, которая приводит к деформация в поведении человека). При этом чувство неполноценности – нормальное чувство, т.к. является стимулом психического развития индивида. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели. Она вырабатывается индивидуально, как компенсация конкретной неполноценности, и задает индивидуальную личностную структуру, “стиль жизни”,который формируется к 4-5 годам и ведет весь поток душевной жизни в определенном направлении. Его формирование во многом зависит от семейной ситуации, особенно от отношений с матерью. (Человек вообще не может рассматриваться вне общества, он социальное существо и обладает социальным чувством, с помощью которого решает три главных проблемы: выбор профессии, умение общаться с людьми,разрешение чувства неполноценности.

Стиль жизни фактически приравнивается Адлером к личности. Социальный интерес развивается в трех основных сферах: профессиональной, социальной и в браке. Формирование стиля жизни зависит от взаимоотношения с социумом (сначала матерью, потом – семьей, потом – окружением). Без социального чувства и социального интереса невозможно добиться успеха в ключевых жизненных сферах. Цель социального интереса – совершенство общества как компенсация индивидуальной слабости. Если у личности хорошо развит социальный интерес – она нормальная с нормальным уровнем компенсации. Если нет – она невротическая с увеличивающимся чувством неполноценности и преувеличенной целью. Метод Адлера – терапевтическая практика. В терапии: с помощью своей терапии учил укреплению веры человека в свои силы. «Каждый человек может достичь всего».

 

Учил в своей терапии способности к сотрудничестве людей. Теория Адлера хороша на практике, особенно для воспитания трудных детей. Согласно Адлеру, дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания. Это утверждение сохраняет свою значимость и сегодня. В то же время еще Л. С. Выготский указал на абстрактность теории Адлера, по существу снимающей разницу между воспитанием аномального, например глухого, и нормального ребенка и поставил задачу разработки путей и средств воспитания аномальных детей.

 

Направления неофрейдизма (К.Хорни, Э.Фромм)

Неофрейдизм — направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны. Неофрейдизм – развитие социально-культурных аспектов психоанализа. Представители: Карен Хорни, Гари Стен Салливен, Эрих Фромм. Они отвергают пансексуализм Фрейда, как Адлер и Юнг, подчеркивают культурную и социальную обусловленность неврозов, рассматривают возможные пути выхода из них путем изменения отношения человека к себе и другим людям. Актуальность: появление в психотерапии нового типа больных, жалующихся не на специфические отдельные симптомы, а на неудачи, общее одиночество, разочарование, тревогу. Такой тип больного был порожден экономической депрессией 30х годов, отразившейся в судьбе каждого человека.

Хотя представители данного направления чувствовали себя обязанными Фрейду, но, признавая значение опыта раннего детства и соглашаясь с концепцией динамики тревоги и защитных механизмов, все они отошли от теории Фрейда. А именно, эти теоретики отвергли идею о том, что поведение человека можно объяснить в терминах инстинктивных побуждений биологической природы. Они признали, что Фрейду не удалось раскрыть влияние факторов окружающей среды на развитие личности и психопатологические проявления.

Карен Хорни (1885 — 1952) — американский психолог норвежско-датского происхождения. Поставила проблему социальной и культурной обусловленности неврозов. Карен Хорни переехала в США из Германии в 1932 году для работы в Чикагском психоаналитическом институте. В результате ей удалось проанализировать в какой мере культурная среда влияет на образование невротического поведения: «тогда я увидела, что отношения между людьми и неврозы в этой стране во многом отличаются от тех, которые я наблюдала в Европейских странах. И что объяснить это может лишь различие в цивилизациях».

Она пришла к выводу, что те явления, которые Фрейд связывал с биологическими, инстинктивными, а потому общечеловеческими проявлениями на самом деле характерны для определенной “культуры, эпохи, класса и пола”. В центре ее внимания – современная конкурентность во всех сферах жизни (постоянная необходимость сравнивать себя с другими). Это порождает страх перед возможной неудачей, чувство неполноценности и тревожности, порождающей желание любви и привязанности со стороны других.

Она так же в корне не согласна с фрейдовской теорией женской психологии, с его утверждениями о женской неполноценности и мужском превосходстве, находивших свое выражение в рассуждениях по поводу зависти к пенису и т.п. В свою очередь, в ответ на это она говорит о том, что мужчины завидуют женщинам в «способности» рожать детей. Кроме того она считает, что следует отказаться от структурного деления психики на “оно”, “я” и “Сверх-Я» и теорий, сформированных на их основе. Вместо фрейдовского либидо и агрессивных инстинктов и стремлений она выдвигает “стремление к безопасности” и “стремление к удовлетворению”, которые являются отчасти врожденными, отчасти приобретенными, не уточняя, от какой части. Но между ними конфликт, и одну из потребностей надо подавить Развитие личности по нормальному или невротическому пути определяется суммой и качеством разрешенных конфликтов. В некоторых местах она называет эти стремления “эмоциональными”. Одну из потребностей мы давим. И оправдать себя за это нам помогают защитные механизмы Я, помогающие подавленным импульсам окольными путями проникнуть в сознание.

Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности, сам конфликт между которыми приводят к подавлению одно из них (тем самым, Сверх-Я как подавляющая сила отрицается). Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, то у него усиливается базальная враждебность, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога – ощущение беспомощности в опасном мире – основа невроза.

Среди главных трудов Хорни – Невротическая личность нашего времени (1937), Новые пути в психоанализе (1939), Самоанализ (1942), Наши внутренние конфликты (1945), главная - Неврозы и развитие личности (1950) – там углубила теорию, конфликт между реальным и идеальным.

Э. Фромм (1900 — 1980) немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик. Сначала он был социологом, им же и работал, изучал религии, мистиков, гуманизм. Является основателем гуманистического Психоанализа. Ключевая проблема – связанность индивида с внешним миром, а не фрустрация тех или иных потребностей. И у характера человека не только либидозная, но и социальная обусловленность. Фромм понимает культуру не просто в традиционном смысле, как Хорни и Салливан, но шире: как экономические, социальные и политические условия.

Разрабатывал проблему счастья человека, возможностей его достижения, дал анализ двух основных способов существования – обладания и бытия. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физического тела и лиц другого пола, то есть осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существования. В качестве единственного ответа на проблемы человеческого существования Фромм называет любовь, как “конечную и реальную потребность каждого человеческого существа”. Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования. Стремление иметь в Потребительском обществе, невозможность удовлетворить всё возрастающие потребности человека в потреблении. Разделение обладания на экзистенциальное (не противоречащее ориентации на бытие) и характерологическое, выражающее направленность на обладание. Так же Фромм пишет о том, что человеческое существование неотделимо от свободы «от чего-то», т.е. от инстинктов и природы (как у животных): т.е. человек активен и сам решает, как ему действовать по отношению к природе. Но «свобода от» приводит к усилению индивидуализации, чувству одиночества, потере смысла жизни. Есть лишь один продуктивный путь: добровольные связи с миром и природой, любовь к работе и миру и так открывается путь к «свободе чего-то», т.е. позитивной свободе, не уничтожающей независимости своего «Я». Фромм выделяет позитивный путь избавления от одиночества и негативный. К первому относится продуктивная деятельность человека и любовь. Негативный путь Фромм называет механизмом бегства, к которому относится: 1) авторитаризм (тенденция соединить самого себя с кем-то или с чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я»); 2) деструктивность (человека преодолевает чувство неполноценности, уничтожая и покоряя других); 3) подчинение- конформность (человек избавляется от чувство одиночества, так как он становится таким же,как и все другие, объединяется с ними). Основные работы: «Бегство от свободы» 1941, «Анатомия человеческой деструктивности», «Иметь или быть», «Искусство любить»

Гарри Стек(н) Салливен (1892-1949) - американский психолог и психиатр. Не получил специального психоаналитического образования и не принял фрейдовскую терминологию. Он выработал свою собственную систему и терминологию. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформированный психоанализ Хорни и Фромма. Свою теорию Салливен назвал "интерперсональной теорией психиатрии". В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии: принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и принцип организации. При этом Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространенных в США психологических направления – психоанализ и бихевиоризм. Личность человека, по Салливену, является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, т.е. "личность – это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений". Под влиянием потребностей ребенок неизбежно вступает в межличностные отношения. В результате складывается персонификация (образ себя и других), определяющая все отношения к другим людям. В основе душевных заболеваний – именно нарушения межличностных отношений. Все психические процессы, приобретенные привычки и формы поведения – динамизмы. Динамизмы формируют Я-систему, формирующуюся в раннем детстве.

 

Вильгельм Райх поставил проблему сексуальности в центр своего внимания и признал необходимость полного сексуального раскрепощения человека, выдвинув идею “сексуальной революции”. Это означало установление подлинно человеческих (естественных) взаимоотношений в любви, труде и познании.

Эго-психология: Анна Фрейд, Эрик Эриксон. Здесь основное внимание уделяется формированию Я, образа Я, защитных механизмов и т.п.

Анна Фрейд (1895-1982) – представитель Эго-психологии (разрабатывает проблемы Эго), которая ставит задачей исследовать содержание и происхождение Эго как независимого от «Оно» образования, необходимого для адаптации к внешнему миру. Она систематизировала и уточнила теорию функционирования Эго, особенно его защитных механизмов, а также инстинктивных побуждений, значительно прояснив роль агрессии, нашла способы психоаналитического лечения детей, раскрывающие их внутреннюю эмоциональную и интеллектуальную жизнь, и разработала методы применения психоаналитической теории для помощи детям и родителям. В 1947 Анна Фрейд основала в Лондоне Хэмпстедскую клинику – крупнейший в мире детский психоаналитический лечебный и учебный центр.

Работы: Введение в психоанализ для педагогов(1926), Эго и механизмы защиты(1936), Психоаналитическое лечение детей(1946), Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития (1965), По ту сторону главных интересов ребенка (1973)

Эрик Эриксон (1902-1994) - работал в сфере психологии развития и психоаналитиком. На материале собственных этнографических исследований разработал эпигенетическую теорию развития личности и эмоциональных кризисов у взрослых. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности. Он описал 8 стадий и тем самым показал, что развитие не заканчивается в подростковом возрасте. Переход на каждую новую стадию вызывается новыми задачами и сопровождается кризисами идентичности. Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам:

• Сдвиг акцента на Эго (Эго - основа функционирования человека; эго автономная структура личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация, параллельно с этим идет развитие Ид и инстинктов)

• Взаимоотношения с родителями и культурным контекстом (если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется Эго у ребенка, а также влияние сверстников и социального окружения)

• Теория эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (8 стадий развития личности: от младенчества до зрелости и старости)

• Взгляд на природу психосексуальных конфликтов (целью Фрейда было раскрытие сущности влияния на человека неосознаваемой психической жизни, Эриксон наоборот видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера)

Каждый личный и социальный кризис представляет собой вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий.

 

“Французский постфрейдизм” Жана Лакана. Изучение проявлений бессознательного в различных языковых реалиях. Само бессознательное, по мнению представителей этой школы, является особым языком.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...