Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка уроков по теме «Алгоритм»




Урок информатики в 9-м классе по теме "Понятие алгоритма"

Цель урока: Работа над понятием «алгоритм».

Задачи:

·   Образовательные

- Познакомить учащихся с понятием «алгоритм»;

Организовать совместную деятельность по изучению свойств алгоритма;

Рассмотреть виды алгоритмов;

Изучить формы записи алгоритмов;

Формирование навыков составления алгоритмов посредством команд (шагов);

·         Развивающие

- Формирование устойчивой познавательной учебной деятельности:

Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

Развитие у школьников умения правильно излагать мысли;

Развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

Развитие навыков самостоятельной работы;

Развивать алгоритмическое, логическое мышление, память, внимание.

·         Воспитательные

- Воспитать умение работать в группе;

Способствовать формированию познавательного интереса к предмету, потребность пользоваться дополнительной литературой;

Воспитывать этические нормы общения, дисциплинированность, ответственность.

Тип урока: изучение нового материала.

Материальное обеспечение:

·         компьютерный класс (один компьютер на одного учащегося);

·         мультимедиа проектор;

·         кроссворд по теме;

·         электронный тест.

План урока:

Ход урока:

. Организационный момент и постановка цели урока

. проверка знаний ранее изученного материала

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наш урок сегодня будет посвящен изучению очень важного понятия в информатике - Алгоритма. Скажите, что вы знаете об алгоритме и алгоритмизации? На каких уроках, кроме информатики, вы слышали об этом понятии?

3. изучение нового материала

- Молодцы! А теперь запишите в тетрадь число и тему урока: «Понятие алгоритма».

Происхождение понятия алгоритма связано с именем великого среднеазиатского ученого Аль Хорезми, жившего в 9 веке н.э. Им были сформулированы впервые правила выполнения четырех арифметических действий с многозначными числами. Эти правила носили название алгоритм.

Единого «истинного» определения понятия «алгоритм» нет.

Учитель: Наша учеба, работа, личные дела - это каждодневное, ежечасное решение различных задач. Каждая задача требует для своего решения выполнения определенных действий. Многократно решая задачи, можно заметить, что необходимые действия должны выполняться в строго определенном порядке. В таких случаях принято говорить об алгоритме решения задач. Вы решили порадовать маму и в день её рождения испечь любимый торт. Для этого вы возьмете кулинарную книгу и найдете там подходящий рецепт. Например такой (на экране): Торт “Весна”

Для теста: 200 г маргарина, 200 г сметаны, 3 стакана муки, 1 ч.л. соли.

Для бисквита: 4 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан муки.

Для начинки: 1 стакан яблочного конфитюра, полстакана сахарной пудры.

Муку и масло положить в миску, порубить ножом, чтобы получилась маслянистая крупа, влить сметану, смешанную солью. И быстро замесить тесто. Разложить его на смазанный маслом противень ровным слоем, прижимая пальцами, поставить в хорошо нагретую духовку и слегка подрумянить. Затем вынуть. Смазать яблочной начинкой, сверху залить ровным слоем смеси для бисквита. Снова поставить в печь, убавив огонь. Когда бисквит зарумянится и пропечется, вынуть торт, и обсыпать сахарной пудрой. Чтобы приготовить торт нам нужно выполнить определенную последовательность действий, описанных в рецепте. А еще давайте вспомним правила решения квадратных уравнений.

Последовательность действий в этих двух примерах принято называть алгоритмом. Понятие алгоритма считается одним из древнейших. К началу 20 века слово «алгоритм» означало «всякий арифметический или алгебраический процесс, который выполняется по строго определенным правилам», именно так оно объясняется в Большой советской энциклопедии (1926).

Понятие «алгоритм» возникло задолго до появления ЭВМ, но с развитием вычислительной техники его роль значительно возросла. В работах Поста (логик), Винера, Маркова (советский математик) слово «алгоритм» обрело новую жизнь. Вот некоторые определения понятия «Алгоритм»:

«Алгоритм - это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: конечность, определённость, ввод, вывод, эффективность». (Дональд Эрвин Кнут).

«Алгоритм - это всякая система вычислений, выполняемых по строго определённым правилам, которая после какого-либо числа шагов заведомо приводит к решению поставленной задачи». (А. Колмогоров).

«Алгоритм - это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, идущий от варьируемых исходных данных к искомому результату». (А. Марков).

«Алгоритм - строго детерминированная последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью понятных исполнителю команд». (Н.Д. Угринович).

Алгоритм - это точная инструкция, а инструкции встречаются во всех областях человеческой деятельности. Однако не всякую инструкцию можно назвать алгоритмом. Решая задачу, человек часто не задумывается над тем, как он это делает, и порой, затрудняется записать последовательность выполняемых действий. Но для того, чтобы поручить решение задачи автоматическому устройству необходимо составить алгоритм с четким указанием последовательности действий. Чтобы автоматическое устройство могло решить задачу в соответствии с алгоритмом, оно должно понимать каждое указание алгоритма. Алгоритм применяется к искомому набору исходных величин, называемых аргументами. Цель исполнения алгоритма получение определенного результата, если в результате исполнения алгоритма не достигнута определенная цель, значит алгоритм либо неверен, либо не завершен.

Алгоритмом называется точная инструкция исполнителю в понятной для него форме, определяющая процесс достижения поставленной цели на основе имеющихся исходных данных за конечное число шагов.

Для изучения свойств алгоритмов учитель организует работу учащихся таким образом, чтобы они сами их выявили. Класс делится на несколько групп. Каждая группа должна составить подробную инструкцию для какого-либо действия: заваривание чая, решение уравнения, переход дороги по светофору, лепка снеговика, рисование круга на компьютере, перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную, решение логической задачи «Волк, коза и капуста» и др. Инструкцию ученики оформляют на альбомных листах. Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуждаются по следующим вопросам:

·         Все ли инструкции понятны? (понятность)

·         Все ли команды четко прописаны и в правильной последовательности? (детерминированность)

·         Что общего во всех этих инструкциях? (дискретность)

·         Что получается после выполнения каждого алгоритма? (результативность)

·         Можно ли один алгоритм, например инструкцию по завариванию чая, применить для выполнения аналогичного действия, например заваривания травяного сбора? (массовость)

4. Самостоятельная работа

Электронный тест на закрепление изученного материала по теме «Управление и кибернетика. Алгоритмы».

. Наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах?

1. менеджмент;

2. кибернетика;

.   информатика;

.   математика.

. Основатель кибернетики?

1. Джон фон Нейман;

2. Блез Паскаль;

.   Норберт Винер;

.   Чарльз Беббидж.

. В каком году вышла первая книга по кибернетике?

1. 1984

2. 1848

.   1948

.   1884

. Что такое алгоритм?

1. последовательность действий, приводящая к достижению заранее поставленной цели;

2. знания, сведения, которые получает человек из различных источников;

.   некоторое упрощенное подобие реального объекта;

.   процесс, связанный с получением, хранением, обработкой и передачей информации.

. Свойствами алгоритма являются:

1. новизна, понятность, массовость, дискретность, результативность;

2. дискретность, результативность, детерминированность, массовость, понятность;

.   массовость, понятность, условность, четкость, однозначность;

.   четкость, однозначность, массовость, дискретность, результативность.

. Расчлененность алгоритма на отдельные шаги, возможность выполнения которых исполнителем не вызывает сомнений, отражена в свойстве алгоритма, которое называется:

1. однозначностью;

2. результативностью;

.   понятностью;

.   дискретностью.

. Какое из ниже перечисленных свойств не относится к основным свойствам алгоритма?

1. Результативность;

2. Массовость;

.   Корректность;

.   Определенность.

. Представление алгоритма с помощью символов языка устно или письменно называется:

1. словесным;

2. графическим;

.   программным;

.   псевдокоды.

. Запись алгоритма в виде последовательности команд компьютеру называется:

1. вербальной;

2. словесной;

.   графической;

.   программной.

. Возможность применения алгоритма для решения целого класса типовых задач обеспечивает свойство:

1. Результативность;

2. Массовость;

.   Понятность;

.   Определенность.

5. Анализ и рефлексия.

Детям выставляются отметки за урок с комментариями.

Рефлексия.

Дайте ответы на следующие вопросы:

·         Что нового мы изучили на уроке?

·         Зачем нужны алгоритмы?

·         Какую практическую значимость имеют полученные знания?

·         Что вам удалось сделать на уроке?

6. Инструктаж по домашнему заданию.

Домашнее задание: § 40. Составить алгоритм (на выбор):

· Алгоритм чтения параграфа;

·         Алгоритм повторения (через 15 минут, 6 часов и день);

·         Алгоритм подготовки и выступления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...