Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыка: специально подобранная для 3 ярусов.




Исполнение: индивидуально, с закрытыми глазами.

На каждый ярус — своя музыка. Начинаем со среднего, переходим на нижний, затем возвращаемся в средний ярус и идем наверх. На каждый ярус — 3–5 минут, переходы плавные.

По окончании — вопросы для осознавания и проговор.

3.2.2.2. 2. Земля-Небо-Человек

Это контекстуальная психотехнология, но мы приводим ее здесь, а не в соответствующем разделе, поскольку она прямо развивает идеи предшествующего формата.

Цели: интеграция кинесферы на телесном, эмоциональном и образном уровнях; глубинный трансформационный опыт.

Продолжительность: 15–20 минут.

Музыка: специально подобранная для 3 ярусов.

Исполнение: индивидуально, с закрытыми глазами

Это упражнение лучше проводить как одно из завершающих. Его прохождение обеспечивается предыдущей работой в упражнениях с близкими темами — укоренение, исследование качеств движения, центрированность, аутентичность. Можно сказать, что оно расширяет состояние аутентичности в космологическом направлении, в область древних, глубинных и живых метафор. Контекст задается словами ведущего, через последовательное обращение в танце к Земле и Небу как архетипическим (универсальным) партнерам в танце жизни. Акцент делается на том, что в танце все партнеры равны, и только танец человека соединяет Землю и Небо.

Важен период тишины и неподвижности после процесса.

Полярности

Работа с противоположными качествами (движенческими, поведенческими, личностными) достаточно наглядна и основывается на коренной бинарности человеческого мышления.

Направление работы — переход от одномерных полярностей к принятию противоположностей в их динамике и взаимодополнительности.

Работа с полярностями может идти как в рамках лабановского подхода к анализу движения, так и юнгианского подхода. В последнем случае концепция полярностей связана с опытом М.С.Уайтхауз в юнгианском анализе «теневого» материала.

Она отмечала, что наши жизни не настолько «сухи и обрезаны», как мы об этом думаем. Поэтому, «хотя мы можем стремиться выбирать только один путь в жизни, или только один способ выражения вместо другого, тот способ, что мы отвергли, не перестает существовать, он осуществляется бессознательно» (F. Levy, 1998). В движении, когда одна мышца сокращается, другая, полярная ей, — растягивается. Поскольку одно немыслимо без другого, она считает, что танец является значимым способом узнавания и выражения противоположных устремлений.

Именно в танце очень наглядно, в опыте видно, что противопололожности — всего лишь разные точки, полюса одного спектра, одной шкалы, и у нас есть возможность выбирать любую позицию на этой шкале и менять ее в любой момент времени. Эта идея позволяет переходить от жесткого одномерного восприятия мира к многомерным гибким контекстам восприятия.

Существует достаточно большой список полярностей, с которыми можно работать:

· Медленное — быстрое.

· Большое — маленькое.

· Легкое — тяжелое.

· Мягкое — жесткое.

· Хаос — порядок.

· Верх — низ.

· Открытое — закрытое.

· Вовне — внутрь.

· Тянуть — толкать.

· Кривые — прямые.

· Напряжение — расслабление.

И т. д.

Мы можем использовать любые из них как по отдельности, так и в комплексе в зависимости от целей работы, характера движений участников и динамики группового процесса.

3.2.2.3.1. Танец противоположностей

Цели: расширение репертуара движений, осознание связи между качествами движения и различными состояниями, обучение переходу между состояниями.

Продолжительность: 15–20 минут.

Музыка: эмоционально нейтральная, оживленная.

Исполнение: индивидуально и в парах.

Процедура:

1) Индивидуальное исследование.

Предлагается исследовать в танце эти полярности и переходы между ними, переходя постепенно, «по шкале» от одной противоположности к другой, создавая свой танец на основе исследования этих качеств.

В конце — интеграция разных качеств, в собственном танце и взаимодействии с другими участниками.

2) В парах (взаимодополнительность).

В каждой паре один из партеров воплощает один из полюсов. В танце они исследуют как собственное состояние, так и характер отношений между ними. Постепенно они также переходят от одного полюса к другому, сохраняя взаимодействие.

В заключительной части партнеры произвольно меняют качества, присоединясь, противопоставляя или дополняя танец партнера.

 

Любовь и ярость

Цель: осознание телесных ощущений и качества движений в связи с испытываемыми сильными чувствами. Обучение контролю над эмоциями.

Продолжительность: 10–15 минут на работу с каждым чувством.

Музыка: фоновая или без музыки.

Исполнение: в парах

Процедура

Инструкция для всех (до начала процесса): «Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга и выберите, кто из вас будет делать это упражнение первым, второй человек становится наблюдателем».

Инструкция для танцующего: «Закройте глаза и вспомните человека из вашего прошлого или настоящего, которого вы очень любите. Полностью сконцентрируйтесь на чувстве любви, пусть оно усиливается. Найдите в своем теле место, где живет это чувство. Какое оно? Может быть у него есть цвет… какой? Может быть оно имеет какую-то форму, температуру… А может быть у вашего чувства любви есть образ? Полностью сконцентрируйтесь на чувстве любви, которое усиливается все больше и больше. Начните двигаться, танцевать из этого чувства, пусть ваш танец и ваши чувства станут единым целом, пусть захватят вас целиком. Будьте искренни в проявлении своих эмоций, возникающих у вас в связи с чувством любви».

Инструкция для наблюдателя: «Внимательно наблюдайте за своим партнером, отмечайте качества движений, выражение лица. Особое внимание обратите на двигательные стереотипы, рабочие и нерабочие части тела. Осознавайте свои чувства, которые появляются у вас, когда вы смотрите на танцующего».

Инструкция (после окончания процесса): «Танцующие, откройте глаза и послушайте рассказ наблюдателя о том, что он видел и чувствовал. Расскажите о своих переживаниях».

Обсуждение: 5–7 минут.

Инструкция для танцующего: «А теперь снова закройте глаза и представьте себе человека, который выводит вас из себя. Вспомните обстановку, слова, жесты того человека. Сконцентрируйтесь на чувстве злости, которое у вас возникает. Пусть эта ярость растет. Определите в своем теле место, где живет ваша ярость. Какая она? Есть ли у нее цвет… форма… образ… Начните двигаться по мере ее развития, пусть ваша ярость начнет танцевать, проявляться, жить… Будьте искренни в проявлении своих эмоций, возникающих у вас в связи с чувством ярости».

Инструкция для наблюдателя: «Внимательно наблюдайте за своим партнером, отмечайте качества движений, выражение лица. Особое внимание обратите на двигательные стереотипы, рабочие и нерабочие части тела. Осознавайте свои чувства, которые появляются у вас, когда вы смотрите на танцующего».

Инструкция (после окончания процесса): «Танцующие, откройте глаза и послушайте рассказ наблюдателя о том, что он видел и чувствовал. Расскажите о своих переживаниях».

Обсуждение: 5–7 минут.

Затем происходит смена ролей в парах, инструкции повторяются.

Вопросы для анализа упражнения в группе:

Какое чувство ощущалось сильнее — любовь или злость?

Какое чувство было танцевать легче, а какое труднее?

Какое чувство было сложнее остановить по окончании упражнения?

Есть ли кто-то, кого ты то любишь, то ненавидишь?

Какие движения характерны для чувства любви и чувства ярости?

Что нужно делать, чтобы прекратить чувство злости?

 

Страсть и нежность

Цели: снятие телесного напряжения, развитие двигательного репертуара, осознание связи между качествами движения и различными состояниями, обучение переходу между состояниями, диагностика преобладающих эмоций

Время: от 40 минут до 1, 5 часов.

Музыка: первая часть — барабаны или трансовая музыка (20 минут); вторая часть — музыка, отражающая страсть, лучше всего — «b-traib» или испанская (30 минут); третья часть — нежная, лучше всего саксофон, н-р, Kenny G (30 минут).

Исполнение: групповое.

Процедура

Инструкция для первой части: «Выберите себе место в пространстве. Желательно, чтобы на расстояние вытянутой руки рядом никого не было (учитываются размеры зала). Поставьте ноги на ширину плеч, очень важно, чтобы вам было удобно стоять. Чуть согните ноги в коленях, отведите попу назад. Подвигайтесь вверх-вниз, как будто вы сидите на надувном шаре. Очень важно, чтобы ноги стояли твердо и вы не ходили по залу. Можете представить себя мячиком, по которому стучат. Теперь максимально расслабьте тело, отпустите шею, особо обратите внимание на лицо, челюсти, плечи, руки. Потрясите ими. Когда зазвучит музыка, прислушайтесь к своему и телу и почувствуйте движение потока воздуха в легкие и обратно. Постепенно всем телом входите в этот ритм, увеличивая или уменьшая его согласно вашим импульсам. Продолжайте двигаться (как бы трястись) до окончания музыки».

Инструкция для второй части: «Пусть музыка захватит Вас, вспомните, как вы страстно чего-то хотели или желали, пусть страсть захватит вас целиком, тотально, отдайтесь ей».

Инструкция для третьей части: «А теперь начните двигаться медленнее, пластичнее, нежнее. Пусть нежность, которая живет у вас в душе распространится на все пространство вокруг вас. Станцуйте танец своей нежности».

Вопросы для обсуждения:

1. Опишите свой процесс.

2. Что было самым сложным?

3. Что было легче танцевать: страсть или нежность?

4. Возникли ли у Вас образы и если да, то какие?

 

Границы

Цель: работа с ограничениями.

Время: 30–45 минут.

Музыка: разная.

Исполнение: групповое

Процедура:

Инструкция: «Начните двигаться под музыку, танцуйте так, как вам хочется, не ограничивая себя. Глаза должны быть закрыты на протяжении всего процесса. Продолжайте двигаться в любом случае, что бы ни происходило…»

Комментарий: группа начинает двигаться, а ведущий постепенно перетягивает зал веревкой в разных направлениях; можно разбрасывать на пол шары, мячи, другие безопасные предметы; накидывать на руки, шею платки или другую одежду.

Вопросы для обсуждения:

1. Что вы чувствовали и какие эмоции испытывали, когда сталкивались с предметами?

2. Как вы воспринимали предметы: как ограничения, как препятствия, как игру, может как-то по-другому.

3. Что хотелось сделать?

4. Что вы чувствовали, когда сталкивались с людьми? Натыкались на стены?

5. Что вы делали, когда обнаруживали препятствия?

6. Как в жизни вы реагируете, когда сталкиваетесь с препятствиями?

7. Можно ли как-то действовать по-другому?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...