Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Структура процесса обучения двигательным действиям на этапе закрепления и совершенствования двигательного действия


2.1. Общая характеристика этапа закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия.

По мнению М.М. Богена, человек познает новое о себе и об окружающем ми­ре, расширяется и совершенствуется круг его знаний, умений и навыков, и это познание осуществляется через движения, посредством движений, в движениях [6].
С.В. Дудников утверждал, что обучение ДД необходимо в любой деятельности (трудовой, оборонной, бытовой или спортивной). Однако только в сфере физи­ческого воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования [7].
Ю. Ф. Курамашин писал, что на этапе закрепления и совершенствования ДД реализуется конечная цель обучения, т.е. достигается итоговый результат формирование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства. Цель этапа состоит в том, чтобы обеспечить заданный уровень овладения ДД, необходимый для эффективного использования его в жизненной практике и для дальнейшего совершенствования двигательной
деятельности.
Основными задачами данного этапа являются:

1. Довести процесс освоения всех сторон ДД (ориентировочной, собственно исполнительной и контрольной) до уровня превращения двигательного умения в двигательный навык;

2. Обеспечить необходимую степень стабильности и вариативности двигательного навыка, надежности и экономичности техники двигательного действия;

3. Гарантировать необходимое соответствие между техническими характеристиками движений и уровнем развития физических качеств (способностей) применительно к условиям эффективного использования двигательного действия, добиться в итоге необходимой степени его результативности [1].

Л.П. Матвеев считал, что реализация перечисленных задач связана с существенными преобразованиями как самих двигательных действий, так и механизмов непосредственного управления движениями. Закрепляется динамичность в построении движений, ДД автоматизируется в определенных операциях и вместе с тем остается целенаправленным.
Очень важно обеспечить становление ДН в единстве с совершенствованием физических качеств, требующихся для эффективного выполнения ДД. Процесс обучения ДД на рассматриваемом этапе тесно сочетают с совершенствованием двигательных способностей, чтобы гарантировать надежность и вариативность техники движений наряду с заданным уровнем результативности ДД.

2.2 Определяющие черты методики этапа закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия.

Л.П. Матвеев отмечал, что в комплексе средств и методов, используемых на этом этапе обучения, дополнительно вводятся новые факторы совершенствования ДД. Это выражается преимущественно в дальнейшем увеличении удельного веса, разнообразия и интенсивности воздействия факторов практической отработки ДД.
Наряду с методами стандартно – повторного упражнения шире, чем на этапе детализировано разучивания, применяются методы вариативного упражнения с разнообразными приемами изменения параметров и условий ДД. Возрастает удельный вес комбинированных разновидностей методов упражнения (повторно-переменного упражнения со ступенчато повышающейся и волнообразной динамикой нагрузок, интервального упражнения с жесткими и иными интервалами отдыха и т.д.). Шире используются также игровой и соревновательный методы.
Многократное воспроизведение разученного целостного ДД, являясь на этом этапе главным фактором становления и совершенствования ДН, при известных условиях служит одновременно и фактором развития физических качеств – метод сопряженного упражнения.
Такое развитие обеспечивается целым рядом методических подходов и приемов, способствующих повышению уровня проявления физических качеств. В частности:

1. Использованием в процессе выполнения упражнений дополнительных строго нормированных отягощений в чередовании с выполнением упражнений без отягощений;
2. Стимулированием скорости и темпа движений с помощью внешнего сенсорного лидирования, технических средств и содействующих естественных условий (аппаратурных свето- и звуколидеров, различного рода тренажерных устройств, сил инерции после предварительного разгона, сил реакции опоры и т.д.);

3. Выполнением упражнений в состоянии эмоционального подъема, вызываемого игровой и соревновательной ситуациями;
4. Выполнением упражнений на фоне утомления, создаваемого предшествующими нагрузками и сокращением интервалов отдыха между повторениями;
5. Другими путями, характерными для методики сопряженного воздействия на совершенствование техники движений и развитие двигательных способностей.

Идеомоторные упражнения и аналогичные методы (самоанализ, самоубеждение и т.п.) используются на этом этапе прежде всего как способ самонастройки на совершенное выполнение ДД, а также как способ самоанализа и исправления допущенных ошибок. Идеомоторная настройка на ДД тесно связывается с активной установкой на его результативность и с самоприказами, которые произносятся обычно про себя в ключевые моменты по ходу выполнения действия.
Методы преподавания на завершающем этапе обучения ДД еще в большей мере, объединяются. Частично они замещаются методами самообучения, в том числе методами самостоятельного углубления и практического применения обучающимися усвоенных знаний о ДД, самостоятельного осмысления закономерностей совершенствования техники ДД и поиском индивидуализированных способов повышения его результативности.
Выполнение заданий по точному предвидению параметров ДД. Конкретное содержание задания может состоять, например, в том, чтобы по возможности точно назвать время, затраченное на выполнение ДД, скорость, с которой будет преодолена дистанция в беге либо ином упражнении, дальность прыжка или броска снаряда и т.д.; отметить, насколько верен оказался прогноз после выполнения действия, и в случае значительных расхождений постараться свести их к минимуму. При выполнении таких заданий внимание концентрируется не на деталях ДД, а на его общей результативности.
Выполнение заданий по акцентированию установки на решающих качественных характеристиках ДД. Такого рода задания связываются как с идеомоторным упражнением, так и с фактическим выполнением ДД (например, при мысленном воссоздании фазы отталкивания в прыжках в длину, а затем и в реальном его выполнении акцентируется установка на предельную быстроту отталкивания – «как можно быстрей», что способствует сосредоточению внимания и физических усилий на ключевом моменте этого ДД в соответствии с его качественными особенностями).
Выполнение по ходу ДД дополнительных так называемых отвлекающих заданий. Эти задания способствуют переключению внимания с частных, хорошо освоенных движений и операций, на обстановку ДД, помогают освободить сознание от ненужной сосредоточенности на освоенных движениях и сконцентрировать внимание на решающих моментах и условиях достижения цели.
Известно, что ДН быстрее возникает и закрепляется тогда, когда ДД воспроизводится достаточно часто и относительно стереотипно. Исходя из сказанного, вначале освоения ДД больше используют методы стандартно-повторного упражнения. При этом стремятся по возможности исключить все сбивающие факторы (помехи), вызывающие отклонения от заданных параметров техники ДД (затрудняющие условия внешней среды, утомление, психическую напряженность и т.д.) и создать условия, способствующие точному воспроизведению данных параметров в процессе повторения ДД (путем стандартизации внешних условий, использования вспомогательных технических средств, целесообразного нормирования нагрузок и отдыха и т.д.).
В числе многообразных методических подходов и приемов, способствующих расширению диапазона вариативности сформированных ДН, выделяют два типа:

1. Предполагающее строго регламентированное варьирование, когда направленность и степень его предписаны точным заданием и обеспечены определенными внешними условиями ДД;
2. Предполагающее относительно свободное (не строго регламентированное) варьирование.

Одна из главных методических линий при этом состоит в обеспечении последовательной адаптации ДН к повышенным проявлениям функциональных возможностей организма в процессе упражнений, что выражается в постепенном увеличении как интенсивности усилий, направленных на достижение необходимой результативности ДД, так и объема нагрузок. Вместе с тем, на этом этапе оправдано выполнение ДД не только при оптимальном состоянии работоспособности, но и на фоне утомления, т.е. после предшествующей нагрузки и, в частности, с сокращенными интервалами отдыха.
Повторяя ДД в условиях нарастающего утомления, испытывают приобретенный навык на прочность. Если при этом не нарушается мера нагрузки и не допускаются существенные отклонения от освоенных оптимальных параметров техники ДД, такой методический подход может способствовать как упрочению ДН, так и совершенствованию координации движений.
В тех случаях, когда необходимо добиться высокой помехоустойчивости ДН в экстремальных ситуациях (характерны, например, для особо напряженных спортивных состязаний, проводимых в необычных условиях), используются также специальные методические подходы и приемы, направленные на повышение степени надежности результата. В частности, в обстановку тренировочных занятий преднамеренно вводят дополнительные трудности, усложнения, помехи, требующие повышенной мобилизации физических и психических сил для преодоления.
Суммарное число повторений и интенсивность упражнений, обеспечивающих завершающую отработку ДД, могут возрастать в широких пределах. Пока не достигнута необходимая степень прочности ДН, нецелесообразны длительные перерывы в выполнении ДД (целесообразно повторять его в каждом очередном занятии). Хорошо закрепленный ДН не утрачивается и при больших перерывах.

К наиболее распространенным ошибкам относят:

1. Чрезмерную, излишнюю концентрацию внимания на деталях ДД, что тормозит целесообразную автоматизацию, мешает переключению внимания на общий целевой результат и условия выполнения ДД.
2. Нарушение меры в использовании стандартно-повторного упражнения. Следствием этого является чрезмерная стереотипизация ДН, нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется недостаточно устойчивый ДН.
3. Нарушение соответствия между отработкой ДН и развитием физических качеств.
Контроль за формированием ДН и совершенствованием ДД в целом на заключительном этапе включает преимущественно определение его общей результативности и качественных сторон ДН, от которых в решающей мере зависит его надежность и эффективность. При этом используется ряд тестовых и других контрольных процедур, а также расчетные способы оценки. Общая результативность ДД оценивается посредством стандартизированных контрольных упражнений (тестов-испытаний), результаты в которых сопоставляются с табличными нормативами, и в состязаниях с принятыми в спорте критериями достижений.
Степень автоматизации движений оценивается, в частности, по успешности выполнения упражнений, требующих переключения внимания по ходу ДД с него самого на иные объекты и задачи (например, на анализ внешних условий, на решение дополнительных двигательных задач), а также упражнений, связанных с ограничением зрительного контроля.
О степени надежности приобретенного ДН судят по его стабильности в условиях сбивающих факторов и по целесообразной вариативности в меняющихся условиях, что выявляется посредством соответственно организованных контрольных упражнений [3].

2.3 Обеспечение стабильности, вариативности и надёжности двигательного навыка.

Бернштейна Н.А. писал, что пока не сформировался навык, выполняющий действие, человек, вынуж­ден концентрировать сознание не столько на общей логике достижения намеченной цели, сколько на частных операциях, входящих в действие, тратить энергию на контроль и ре­гулирование всех недостаточно отлаженных движений и связей между ними, непрерывно удерживать их в сфере внимания. По мере формирования навыка сознание, как бы
осво­бождается от таких функций. Физиологически это объясняется тем, что определенные моменты непосредственного управления движениями и их координации передаются с вышележащих на нижележащие уровни ЦНС, где уже сложились ранее или сформировались вновь в результате упражне­ния отдельные двигательно-координационные автоматизмы, необходимые для эффектив­ного выполнения действия. Отсюда не следует, что действие с появлением навыка стано­вится бессознательным.
Действия человека, как и вся человеческая деятельность, в норме всегда созна­тельны. Двигательный навык не выключает сознание, а освобождает его от мелочной опеки по непосредственному регулированию деталей движений и тем позволяет концен­трировать внимание на решающих операциях и качественной стороне выполнения дейст­вия в целом, на контроле за переменными условиям действия, предвидении и осуществле­нии необходимых коррекций по ходу его выполнения для достижения намеченного ре­зультата. При этом выполняющий действие может взять под сознательный контроль те или иные детали движений, целесообразно вмешаться в автоматизированный процесс управления ими. Рационально сформированный двигательный навык характеризу­ется, таким образом, оптимальным соотношением функций сознания и автоматизма в управлении движениями, при котором действие в целом направляется сознанием, а со­ставные операции доведены до определенной степени авто­матизации.
Вместе с автоматизацией движений происходит своего рода стереотипизацияих по ряду внешних параметров и качест­венных признаков.

Это выражается, в частности в относительно стандартном воспроизведении пространственных, временных, дина­миче­ских и ритмических параметров техники движений при повторе­ действия в одинако­вых условиях, а также в сохранении за­данной общей результативности действия при вы­полнении его в изменяющихся условиях.
Физиологическую основу такого явления, согласно концепции, выдвинутой школой академика И.П. Павлова, составляет образование динамического стереоти­па. Стереотипи­зация определенных сторон двигатель­ного действия по мере формирования навыка не оз­начает, что действие становится строго стандартным и неизменным во всех деталях неза­висимо от любых условий выполнения. Уже сам термин «динамический стереотип» ука­зывает, что это не так: в нем диалектически сочетаются своего рода противоположности: стереотип (нечто повторяющееся в неизменном виде, константное) и динамический (из­меняющийся, подвижный, варьирующий).
Лежащий в основе рационально сформированного двигательного навыка динамиче­ский стереотип позволяет технически верно пов­торять действие, не отступая от заданных параметров, в одних и тех же условиях, и наряду с этим целесообразно изменять его в те или иные моменты в зависимости от изменения условий. Разумеется, оптимальное соот­ношение моментов стереотип­ности и вариативностив двигательном навыке возни­кает опять–таки не само собой. При стихийном формировании навыка зачастую происхо­дит нарушение этой соразмерности, что выражается преимущественно в недостаточной вариативности навыка, его косности. Одна из серьезных проблем методики обучения дви­гательным действиям состоит в том, чтобы не допустить косной стереотипизации двига­тельного навыка, а обес­печить оптимальное соотношение его стабильности и вариативно­сти [8].
М.М. Боген называ­л пять отличительных особенностей навыка:
автомати­зированный характер, высокая бы­строта действия, стабильность, прочность и на­дежность.
Первая отличительная особенность двига­тельного навыка, –
авто­матизированный характер выполнения как отдельных опера­ций, так и действия в целом. При этом не отрицается ведущая роль созна­ния, которое с контроля за деталями движе­ния переключается на контроль за достиже­нием основной двигательной задачи (цели) и условий, в которых данная задача решается [6].
Н.А.Бернштейном понимал это, как переключение ряда компонентов осваиваемого движения в ниже­лежа­щие уровни построения двигательного
на­выка со стороны ЦНС и установление суборди­нации ме­жду «ведущими» (высшими) и «фоно­выми» (низшими) уровнями. Высшие уровни со стороны ЦНС обеспечивают достижение стоя­щей цели, ведут обобщенный контроль за пра­вильностью (точностью и адекватностью) выпол­няемого действия в целом. То есть они всегда осуществляют осознаваемые смысловые коррекции [8].
Б.А. Ашмарин отмечал, что автома­тизация позволяет сознанию легче выполнять три главные свои функции: 1) пусковую, глав­ную в любом произвольном действии, кото­рая дает воз­можность ученику осознать зада­чу, выбрать способ ее решения (выполнения) и построить план; 2) переключения, которая позволяет при необходимости брать под кон­троль выполнение каждого действия и вводить, если нужно, необходимые уточнения (корректи­вы) или переключаться на вы­полнение другого действия и 3) тормозную, позволяющую опре­делить момент окончания дейст­вия [9].
Второй особенностью двигательного навыка М.М. Боген считал высокую быстроту действия, которая обеспечивает­ся со­вершенной нейромышечной и межмышеч­ной координацией, основанной, как упомина­лось, на слаженной деятельности фоновых уров­ней со стороны ЦНС [6].
По мнению Н.А.Бернштейна, при этом освобождаются степени свободы в ки­нематической цепи, человек более успешно ис­пользует силы инерции, тяжести, вовремя затор­маживает одни звенья тела и ускоряет другие и т.п. Внешне это выражается в отсутствии закре­пощенности, наличии легкости и слаженности двигательного действия [8].
Стабильность – это М.М. Боген выделял третьей осо­бенностью двигательного навыка. Рекомендуется различать стабильность результата действия и стабильность выполнения отдельных ха­рактеристик движения.
В качестве примера стабильности резуль­тата действия можно назвать: устойчивое число по­паданий (например, 5–6 раз) мячом в коль­цо или в цель в каждой серии из 10 бросков; выполнение гимнастом программы всякий раз на примерно одинаковую оценку (например, на 7,1–7,15 балла); стабильный прием (в 9 случаях из 10) справа сильных подач в теннисе; устой­чивое время
челноч­ного бега 3х10 м при по­вторных попытках (за 7,4–7,5 сек.) и т.д. Такой вид стабильности особенно важен в спортивных играх, единоборствах, других видах спорта, про­текающих в изменяющихся условиях. Методика обучения этим видам двигательных действий предусматривает формирование так называе­мых «обобщенных навыков», которые позволя­ют не только решать задачи данного (общего) класса в разнообразных условиях, но и
само­стоятельно находить выход из сложных си­туа­ций, «конструировать», если нужно, новые дви­гательные задачи.
Стабильность (устойчивость) навыка (техни­ки) в различных видах спорта зависит от соот­но­шения стабильности и вариативности элемен­тов координации движений в подготовитель­ной, ос­новной и заключительной фазах. В ви­дах спорта с относительно стандартной струк­турой (гимна­стика, прыжки в воду и т.п.) стре­мятся к стабильности выполнения всех харак­теристик (фаз) тех­ники совершаемого действия. В видах спорта с вариативной структурой дей­ствий (спортивные игры, единоборства) ста­бильность основной фазы может повышаться за счет увеличения вариа­тивности подготови­тельной. Например, при изучении вариативно­сти и стабильности подготови­тельной и основ­ной фаз броска мяча в процессе техническо­го совершенствования баскетболистов было установлено, что по мере повышения квали­фикации спортсменов увеличивается вариа­тив­ность подготовительной фазы броска, в то время как основная фаза всё более стабили­зируется. Причем стабилизация основной фазы броска идет прямо пропорционально увели­чению вариатив­ности подготовительной фазы.
Четвертая особенность двигательного навы­ка – это его высокая прочность закрепления в практической деятельности. Закрепленный двигательный навык, особенно в детстве, не исчезает даже при длительных перерывах. Кто, будучи ребенком, научился плавать, ездить на велосипеде, бегать на лыжах или коньках, тот сможет вполне успешно выполнить эти двига­тельные действия и в зрелом возрасте после многолетних перерывов. Это относится, прежде всего, к навыкам класса «телесной ловкости»; что же касается навыков класса «предметной или ручной ловкости», осно­ванных на тонком дифференцировании мышечных усилий, требу­ющих высокой точности
движе­ний в простран­стве и во времени, то в данном случае даже не­большие перерывы приводят к за­метному ухуд­шению показателей точности, быстроты и ста­бильности выполнения.
Наконец, пятая отличительная особенность навыка – его высокая надежность против действия всевозможных сбивающих факторов (разное качество инвентаря, грунта, повышенное или пониженное эмоциональное состояние, утомление, сопротивление соперни­ка и др.). Надеж­ность связана со стабильностью двигательного навыка. Зачастую эти критерии навыка совпадают. Например, если установле­на нижняя граница эффективности выполнения упражнения и ученик в каждом случае выпол­няет его на заданном уровне точности, быстро­ты, экономичности или выше этого уровня, то в данном случае действия ученика отличаются не только стабильностью, но и
на­дежностью.
Анализируя основные особенности двига­тельного навыка, нельзя оставить в сторо­не такой его критерий, как экономичность. Экономичности принадлежит ведущая роль в обеспечении на­дежности и стабильности
(устой­чивости) функционирования «живого движения» в различных ус­ловиях и при действии разных сбивающих факторов. Иначе говоря, прочно
вы­работанный навык реализуется с меньшей за­тратой физической и психической энергии (бо­лее экономично), чем то же самое двигательное действие, не ставшее навыком. Экономичность количественно характери­зует соотношение ре­зультата деятельности и затрат на достижение этого результата [6].

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...