Глава 2. Структура процесса обучения двигательным действиям на этапе закрепления и совершенствования двигательного действия
2.1. Общая характеристика этапа закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия.
По мнению М.М. Богена, человек познает новое о себе и об окружающем мире, расширяется и совершенствуется круг его знаний, умений и навыков, и это познание осуществляется через движения, посредством движений, в движениях [6].
С.В. Дудников утверждал, что обучение ДД необходимо в любой деятельности (трудовой, оборонной, бытовой или спортивной). Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования [7].
Ю. Ф. Курамашин писал, что на этапе закрепления и совершенствования ДД реализуется конечная цель обучения, т.е. достигается итоговый результат – формирование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства. Цель этапа состоит в том, чтобы обеспечить заданный уровень овладения ДД, необходимый для эффективного использования его в жизненной практике и для дальнейшего совершенствования двигательной
деятельности.
Основными задачами данного этапа являются:
1. Довести процесс освоения всех сторон ДД (ориентировочной, собственно исполнительной и контрольной) до уровня превращения двигательного умения в двигательный навык;
2. Обеспечить необходимую степень стабильности и вариативности двигательного навыка, надежности и экономичности техники двигательного действия;
3. Гарантировать необходимое соответствие между техническими характеристиками движений и уровнем развития физических качеств (способностей) применительно к условиям эффективного использования двигательного действия, добиться в итоге необходимой степени его результативности [1].
Л.П. Матвеев считал, что реализация перечисленных задач связана с существенными преобразованиями как самих двигательных действий, так и механизмов непосредственного управления движениями. Закрепляется динамичность в построении движений, ДД автоматизируется в определенных операциях и вместе с тем остается целенаправленным.
Очень важно обеспечить становление ДН в единстве с совершенствованием физических качеств, требующихся для эффективного выполнения ДД. Процесс обучения ДД на рассматриваемом этапе тесно сочетают с совершенствованием двигательных способностей, чтобы гарантировать надежность и вариативность техники движений наряду с заданным уровнем результативности ДД.
2.2 Определяющие черты методики этапа закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия.
Л.П. Матвеев отмечал, что в комплексе средств и методов, используемых на этом этапе обучения, дополнительно вводятся новые факторы совершенствования ДД. Это выражается преимущественно в дальнейшем увеличении удельного веса, разнообразия и интенсивности воздействия факторов практической отработки ДД.
Наряду с методами стандартно – повторного упражнения шире, чем на этапе детализировано разучивания, применяются методы вариативного упражнения с разнообразными приемами изменения параметров и условий ДД. Возрастает удельный вес комбинированных разновидностей методов упражнения (повторно-переменного упражнения со ступенчато повышающейся и волнообразной динамикой нагрузок, интервального упражнения с жесткими и иными интервалами отдыха и т.д.). Шире используются также игровой и соревновательный методы.
Многократное воспроизведение разученного целостного ДД, являясь на этом этапе главным фактором становления и совершенствования ДН, при известных условиях служит одновременно и фактором развития физических качеств – метод сопряженного упражнения.
Такое развитие обеспечивается целым рядом методических подходов и приемов, способствующих повышению уровня проявления физических качеств. В частности:
1. Использованием в процессе выполнения упражнений дополнительных строго нормированных отягощений в чередовании с выполнением упражнений без отягощений;
2. Стимулированием скорости и темпа движений с помощью внешнего сенсорного лидирования, технических средств и содействующих естественных условий (аппаратурных свето- и звуколидеров, различного рода тренажерных устройств, сил инерции после предварительного разгона, сил реакции опоры и т.д.);
3. Выполнением упражнений в состоянии эмоционального подъема, вызываемого игровой и соревновательной ситуациями;
4. Выполнением упражнений на фоне утомления, создаваемого предшествующими нагрузками и сокращением интервалов отдыха между повторениями;
5. Другими путями, характерными для методики сопряженного воздействия на совершенствование техники движений и развитие двигательных способностей.
Идеомоторные упражнения и аналогичные методы (самоанализ, самоубеждение и т.п.) используются на этом этапе прежде всего как способ самонастройки на совершенное выполнение ДД, а также как способ самоанализа и исправления допущенных ошибок. Идеомоторная настройка на ДД тесно связывается с активной установкой на его результативность и с самоприказами, которые произносятся обычно про себя в ключевые моменты по ходу выполнения действия.
Методы преподавания на завершающем этапе обучения ДД еще в большей мере, объединяются. Частично они замещаются методами самообучения, в том числе методами самостоятельного углубления и практического применения обучающимися усвоенных знаний о ДД, самостоятельного осмысления закономерностей совершенствования техники ДД и поиском индивидуализированных способов повышения его результативности.
Выполнение заданий по точному предвидению параметров ДД. Конкретное содержание задания может состоять, например, в том, чтобы по возможности точно назвать время, затраченное на выполнение ДД, скорость, с которой будет преодолена дистанция в беге либо ином упражнении, дальность прыжка или броска снаряда и т.д.; отметить, насколько верен оказался прогноз после выполнения действия, и в случае значительных расхождений постараться свести их к минимуму. При выполнении таких заданий внимание концентрируется не на деталях ДД, а на его общей результативности.
Выполнение заданий по акцентированию установки на решающих качественных характеристиках ДД. Такого рода задания связываются как с идеомоторным упражнением, так и с фактическим выполнением ДД (например, при мысленном воссоздании фазы отталкивания в прыжках в длину, а затем и в реальном его выполнении акцентируется установка на предельную быстроту отталкивания – «как можно быстрей», что способствует сосредоточению внимания и физических усилий на ключевом моменте этого ДД в соответствии с его качественными особенностями).
Выполнение по ходу ДД дополнительных так называемых отвлекающих заданий. Эти задания способствуют переключению внимания с частных, хорошо освоенных движений и операций, на обстановку ДД, помогают освободить сознание от ненужной сосредоточенности на освоенных движениях и сконцентрировать внимание на решающих моментах и условиях достижения цели.
Известно, что ДН быстрее возникает и закрепляется тогда, когда ДД воспроизводится достаточно часто и относительно стереотипно. Исходя из сказанного, вначале освоения ДД больше используют методы стандартно-повторного упражнения. При этом стремятся по возможности исключить все сбивающие факторы (помехи), вызывающие отклонения от заданных параметров техники ДД (затрудняющие условия внешней среды, утомление, психическую напряженность и т.д.) и создать условия, способствующие точному воспроизведению данных параметров в процессе повторения ДД (путем стандартизации внешних условий, использования вспомогательных технических средств, целесообразного нормирования нагрузок и отдыха и т.д.).
В числе многообразных методических подходов и приемов, способствующих расширению диапазона вариативности сформированных ДН, выделяют два типа:
1. Предполагающее строго регламентированное варьирование, когда направленность и степень его предписаны точным заданием и обеспечены определенными внешними условиями ДД;
2. Предполагающее относительно свободное (не строго регламентированное) варьирование.
Одна из главных методических линий при этом состоит в обеспечении последовательной адаптации ДН к повышенным проявлениям функциональных возможностей организма в процессе упражнений, что выражается в постепенном увеличении как интенсивности усилий, направленных на достижение необходимой результативности ДД, так и объема нагрузок. Вместе с тем, на этом этапе оправдано выполнение ДД не только при оптимальном состоянии работоспособности, но и на фоне утомления, т.е. после предшествующей нагрузки и, в частности, с сокращенными интервалами отдыха.
Повторяя ДД в условиях нарастающего утомления, испытывают приобретенный навык на прочность. Если при этом не нарушается мера нагрузки и не допускаются существенные отклонения от освоенных оптимальных параметров техники ДД, такой методический подход может способствовать как упрочению ДН, так и совершенствованию координации движений.
В тех случаях, когда необходимо добиться высокой помехоустойчивости ДН в экстремальных ситуациях (характерны, например, для особо напряженных спортивных состязаний, проводимых в необычных условиях), используются также специальные методические подходы и приемы, направленные на повышение степени надежности результата. В частности, в обстановку тренировочных занятий преднамеренно вводят дополнительные трудности, усложнения, помехи, требующие повышенной мобилизации физических и психических сил для преодоления.
Суммарное число повторений и интенсивность упражнений, обеспечивающих завершающую отработку ДД, могут возрастать в широких пределах. Пока не достигнута необходимая степень прочности ДН, нецелесообразны длительные перерывы в выполнении ДД (целесообразно повторять его в каждом очередном занятии). Хорошо закрепленный ДН не утрачивается и при больших перерывах.
К наиболее распространенным ошибкам относят:
1. Чрезмерную, излишнюю концентрацию внимания на деталях ДД, что тормозит целесообразную автоматизацию, мешает переключению внимания на общий целевой результат и условия выполнения ДД.
2. Нарушение меры в использовании стандартно-повторного упражнения. Следствием этого является чрезмерная стереотипизация ДН, нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется недостаточно устойчивый ДН.
3. Нарушение соответствия между отработкой ДН и развитием физических качеств.
Контроль за формированием ДН и совершенствованием ДД в целом на заключительном этапе включает преимущественно определение его общей результативности и качественных сторон ДН, от которых в решающей мере зависит его надежность и эффективность. При этом используется ряд тестовых и других контрольных процедур, а также расчетные способы оценки. Общая результативность ДД оценивается посредством стандартизированных контрольных упражнений (тестов-испытаний), результаты в которых сопоставляются с табличными нормативами, и в состязаниях с принятыми в спорте критериями достижений.
Степень автоматизации движений оценивается, в частности, по успешности выполнения упражнений, требующих переключения внимания по ходу ДД с него самого на иные объекты и задачи (например, на анализ внешних условий, на решение дополнительных двигательных задач), а также упражнений, связанных с ограничением зрительного контроля.
О степени надежности приобретенного ДН судят по его стабильности в условиях сбивающих факторов и по целесообразной вариативности в меняющихся условиях, что выявляется посредством соответственно организованных контрольных упражнений [3].
2.3 Обеспечение стабильности, вариативности и надёжности двигательного навыка.
Бернштейна Н.А. писал, что пока не сформировался навык, выполняющий действие, человек, вынужден концентрировать сознание не столько на общей логике достижения намеченной цели, сколько на частных операциях, входящих в действие, тратить энергию на контроль и регулирование всех недостаточно отлаженных движений и связей между ними, непрерывно удерживать их в сфере внимания. По мере формирования навыка сознание, как бы
освобождается от таких функций. Физиологически это объясняется тем, что определенные моменты непосредственного управления движениями и их координации передаются с вышележащих на нижележащие уровни ЦНС, где уже сложились ранее или сформировались вновь в результате упражнения отдельные двигательно-координационные автоматизмы, необходимые для эффективного выполнения действия. Отсюда не следует, что действие с появлением навыка становится бессознательным.
Действия человека, как и вся человеческая деятельность, в норме всегда сознательны. Двигательный навык не выключает сознание, а освобождает его от мелочной опеки по непосредственному регулированию деталей движений и тем позволяет концентрировать внимание на решающих операциях и качественной стороне выполнения действия в целом, на контроле за переменными условиям действия, предвидении и осуществлении необходимых коррекций по ходу его выполнения для достижения намеченного результата. При этом выполняющий действие может взять под сознательный контроль те или иные детали движений, целесообразно вмешаться в автоматизированный процесс управления ими. Рационально сформированный двигательный навык характеризуется, таким образом, оптимальным соотношением функций сознания и автоматизма в управлении движениями, при котором действие в целом направляется сознанием, а составные операции доведены до определенной степени автоматизации.
Вместе с автоматизацией движений происходит своего рода стереотипизацияих по ряду внешних параметров и качественных признаков.
Это выражается, в частности в относительно стандартном воспроизведении пространственных, временных, динамических и ритмических параметров техники движений при повторе действия в одинаковых условиях, а также в сохранении заданной общей результативности действия при выполнении его в изменяющихся условиях.
Физиологическую основу такого явления, согласно концепции, выдвинутой школой академика И.П. Павлова, составляет образование динамического стереотипа. Стереотипизация определенных сторон двигательного действия по мере формирования навыка не означает, что действие становится строго стандартным и неизменным во всех деталях независимо от любых условий выполнения. Уже сам термин «динамический стереотип» указывает, что это не так: в нем диалектически сочетаются своего рода противоположности: стереотип (нечто повторяющееся в неизменном виде, константное) и динамический (изменяющийся, подвижный, варьирующий).
Лежащий в основе рационально сформированного двигательного навыка динамический стереотип позволяет технически верно повторять действие, не отступая от заданных параметров, в одних и тех же условиях, и наряду с этим целесообразно изменять его в те или иные моменты в зависимости от изменения условий. Разумеется, оптимальное соотношение моментов стереотипности и вариативностив двигательном навыке возникает опять–таки не само собой. При стихийном формировании навыка зачастую происходит нарушение этой соразмерности, что выражается преимущественно в недостаточной вариативности навыка, его косности. Одна из серьезных проблем методики обучения двигательным действиям состоит в том, чтобы не допустить косной стереотипизации двигательного навыка, а обеспечить оптимальное соотношение его стабильности и вариативности [8].
М.М. Боген называл пять отличительных особенностей навыка:
автоматизированный характер, высокая быстрота действия, стабильность, прочность и надежность.
Первая отличительная особенность двигательного навыка, –
автоматизированный характер выполнения как отдельных операций, так и действия в целом. При этом не отрицается ведущая роль сознания, которое с контроля за деталями движения переключается на контроль за достижением основной двигательной задачи (цели) и условий, в которых данная задача решается [6].
Н.А.Бернштейном понимал это, как переключение ряда компонентов осваиваемого движения в нижележащие уровни построения двигательного
навыка со стороны ЦНС и установление субординации между «ведущими» (высшими) и «фоновыми» (низшими) уровнями. Высшие уровни со стороны ЦНС обеспечивают достижение стоящей цели, ведут обобщенный контроль за правильностью (точностью и адекватностью) выполняемого действия в целом. То есть они всегда осуществляют осознаваемые смысловые коррекции [8].
Б.А. Ашмарин отмечал, что автоматизация позволяет сознанию легче выполнять три главные свои функции: 1) пусковую, главную в любом произвольном действии, которая дает возможность ученику осознать задачу, выбрать способ ее решения (выполнения) и построить план; 2) переключения, которая позволяет при необходимости брать под контроль выполнение каждого действия и вводить, если нужно, необходимые уточнения (коррективы) или переключаться на выполнение другого действия и 3) тормозную, позволяющую определить момент окончания действия [9].
Второй особенностью двигательного навыка М.М. Боген считал высокую быстроту действия, которая обеспечивается совершенной нейромышечной и межмышечной координацией, основанной, как упоминалось, на слаженной деятельности фоновых уровней со стороны ЦНС [6].
По мнению Н.А.Бернштейна, при этом освобождаются степени свободы в кинематической цепи, человек более успешно использует силы инерции, тяжести, вовремя затормаживает одни звенья тела и ускоряет другие и т.п. Внешне это выражается в отсутствии закрепощенности, наличии легкости и слаженности двигательного действия [8].
Стабильность – это М.М. Боген выделял третьей особенностью двигательного навыка. Рекомендуется различать стабильность результата действия и стабильность выполнения отдельных характеристик движения.
В качестве примера стабильности результата действия можно назвать: устойчивое число попаданий (например, 5–6 раз) мячом в кольцо или в цель в каждой серии из 10 бросков; выполнение гимнастом программы всякий раз на примерно одинаковую оценку (например, на 7,1–7,15 балла); стабильный прием (в 9 случаях из 10) справа сильных подач в теннисе; устойчивое время
челночного бега 3х10 м при повторных попытках (за 7,4–7,5 сек.) и т.д. Такой вид стабильности особенно важен в спортивных играх, единоборствах, других видах спорта, протекающих в изменяющихся условиях. Методика обучения этим видам двигательных действий предусматривает формирование так называемых «обобщенных навыков», которые позволяют не только решать задачи данного (общего) класса в разнообразных условиях, но и
самостоятельно находить выход из сложных ситуаций, «конструировать», если нужно, новые двигательные задачи.
Стабильность (устойчивость) навыка (техники) в различных видах спорта зависит от соотношения стабильности и вариативности элементов координации движений в подготовительной, основной и заключительной фазах. В видах спорта с относительно стандартной структурой (гимнастика, прыжки в воду и т.п.) стремятся к стабильности выполнения всех характеристик (фаз) техники совершаемого действия. В видах спорта с вариативной структурой действий (спортивные игры, единоборства) стабильность основной фазы может повышаться за счет увеличения вариативности подготовительной. Например, при изучении вариативности и стабильности подготовительной и основной фаз броска мяча в процессе технического совершенствования баскетболистов было установлено, что по мере повышения квалификации спортсменов увеличивается вариативность подготовительной фазы броска, в то время как основная фаза всё более стабилизируется. Причем стабилизация основной фазы броска идет прямо пропорционально увеличению вариативности подготовительной фазы.
Четвертая особенность двигательного навыка – это его высокая прочность закрепления в практической деятельности. Закрепленный двигательный навык, особенно в детстве, не исчезает даже при длительных перерывах. Кто, будучи ребенком, научился плавать, ездить на велосипеде, бегать на лыжах или коньках, тот сможет вполне успешно выполнить эти двигательные действия и в зрелом возрасте после многолетних перерывов. Это относится, прежде всего, к навыкам класса «телесной ловкости»; что же касается навыков класса «предметной или ручной ловкости», основанных на тонком дифференцировании мышечных усилий, требующих высокой точности
движений в пространстве и во времени, то в данном случае даже небольшие перерывы приводят к заметному ухудшению показателей точности, быстроты и стабильности выполнения.
Наконец, пятая отличительная особенность навыка – его высокая надежность против действия всевозможных сбивающих факторов (разное качество инвентаря, грунта, повышенное или пониженное эмоциональное состояние, утомление, сопротивление соперника и др.). Надежность связана со стабильностью двигательного навыка. Зачастую эти критерии навыка совпадают. Например, если установлена нижняя граница эффективности выполнения упражнения и ученик в каждом случае выполняет его на заданном уровне точности, быстроты, экономичности или выше этого уровня, то в данном случае действия ученика отличаются не только стабильностью, но и
надежностью.
Анализируя основные особенности двигательного навыка, нельзя оставить в стороне такой его критерий, как экономичность. Экономичности принадлежит ведущая роль в обеспечении надежности и стабильности
(устойчивости) функционирования «живого движения» в различных условиях и при действии разных сбивающих факторов. Иначе говоря, прочно
выработанный навык реализуется с меньшей затратой физической и психической энергии (более экономично), чем то же самое двигательное действие, не ставшее навыком. Экономичность количественно характеризует соотношение результата деятельности и затрат на достижение этого результата [6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: