О Боге и Священном Писании 5 глава
Задача светил — служить человеку. В задачи человека не входит служение светилам, и нам не нужно космическое сознание, как говорят некоторые люди. Космос для человека, а не человек для космоса. А когда люди пытаются обрести космическое сознание, они что делают? Они все ставят с ног на голову, то есть то, что по повелению Божию служит нам, они превращают в предмет, которому сами хотят служить. Это полное извращение цели Бога. Что же значат слова — «для знамений, и времен, и дней, и годов»? Знамение — это, с одной стороны, то, посредством чего человеку дается какое-либо указание. Знамение можно назвать знаком. По определенным признакам можно определить время посева, можно посмотреть, например, по солнцу и облакам, будет дождь или не будет, для навигации очень важны небесные знамения. Иногда Бог посылает особые знамения, необычные, чтобы, привлечь внимание людей, или для того чтобы показать Свои особые события. Но знамения не для того, чтобы указывать судьбу человека. Нет, судьба человека в руках у Бога. Дальше, читаем: «Для времен». Под временами подразумеваются в Библии праздники, времена праздников. То есть светила существуют для того, чтобы указывать время праздников. Например, Пасха вычисляется по звездам, по Солнцу, по Луне. Таким образом, светила существуют для праздников. Для того чтобы по ним праздновать Создателя, по ним хвалить Творца. «…для дней, и годов» понятно — бывают разные дни, короткие и длинные, и светила поставлены, чтобы регулировать длительность дней. И года тоже бывают разные: бывает лунный год, бывает солнечный, бывает звездный. Вот для всего этого и поставлены светила, а также, для того, чтобы освещать землю. И все звезды, Солнце, Луна появились уже светящиеся, и где бы они ни находились, они всегда светят на землю.
«И увидел Бог, что это хорошо». Что это значит? Каждый раз эти слова повторяются в Библии. Это значит, что Бог одобрил Свое творение, Он признал, что оно соответствует своему месту. Это не означает, что раньше было плохо, но, что Он доволен этим миром, Он любуется им. Итак, наступил пятый день. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Быт. 1, 20‑22). В древнееврейском тексте употреблено слово «кишмя» — буквально дословно «кишмя кишат рыбами воды в морях, и птицы размножаются на земле». Насколько сильно слово Господа! Ведь до сих пор рыбы огромными кишащими косяками ходят, стаями, от которых вода бурлит! Потому что, в отличие от человека, рыбы Бога слушают, как Он сказал, так они до сих пор Его повеления исполняют. Весной почему, например, трава и цветы расцветают. Потому что слово Божие звучит, и растения слушают его. Точно так же и рыбы на нерест идут, так же и птицы летают, по тому же повелению Бога. И все творение служит Создателю. И сказано, что Бог создал левиафана, огромное морское чудовище, для того чтобы оно играло перед Ним. Бог любуется Своим творением. Он не как человек — сотворил и оставил, Богу нравится Его творение. Сказано: «Бог веселится о Своих делах», — мир Богу нравится. Но бывают люди, которые говорят, что мир плохой, это о чем говорит? Не то, что мир плохой, а что у человека подвиглось восприятие мира. Вот это очень важно: Бог мир одобряет, Богу мир нравится, Бог благословил мир, — и нормальным чувством христианина является проявлять радость перед лицом Бога о творении Его, умение видеть руку Божию на всем творении.
И вот, наконец, наступил шестой день, то есть пятница. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 24‑25). Мгновенно из земли появились слоны, выползли змеи, выбежали волки, кошки, лягушки запрыгали, мгновенно вся земля закишела, как некий живой клубок. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 26‑28). Итак, Бог благословил Свое творение и сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. И далее: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт. 1, 29‑31). Изначально Бог дал в пищу человеку плоды деревьев и злаки, и всем зверям Бог дал в пищу траву. Поэтому и не было вот этой борьбы за существование, не было этого взаимного пожирания, которое сейчас мы видим, такой борьбы за выживание, которая так страшно, уродливо пачкает мир. Вся эта борьба появилась в результате грехопадения и мятежа против Бога. Теперь поговорим подробно о человеке. Из Библии нам известно, что когда наступил седьмой день, Бог благословил его: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2, 3). «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Бог одобрил все Свое творение. И наконец, наступил седьмой день, Бог почил от всех дел Своих и благословил этот день. Поэтому день называется днем покоя, по-еврейски — «шаббат» — суббота. Это еврейское слово означает «покой», потому что Бог покоился от Своих дел.
С этого момента Бог не творит ничего принципиально нового, не творит до момента Боговоплощения, когда появился Новый Адам. С Боговоплощения началось новое творение, которое для каждого человека было продолжено в Таинстве в Крещения. Бог управляет миром: до сих пор Он является истинным Властелином Вселенной, Он — Вседержитель, Он правит мировым кораблем, Он повелевает народами, племенами, языками, растениями, животными, звездами, галактиками, все это находится под кровом Бога. Божия власть не изнемогла. Без Его воли даже птицы на землю не падают, как сказано в Библии. Даже волос с вашей головы падает, потому что Бог так захотел. Все у Него полностью в руках. Но Он не творил ничего нового, потому что Он создал мир для жизни. Смотрите, как все творил Бог: сказал и сделал мгновенно. А при сотворении человека был совет. Кому Он говорил: «Сотворим … по образу Нашему [и] по подобию Нашему»? Духу Святому и Сыну Своему. Итак, человек должен был быть сотворен по образу и по подобию Божию, но сотворен был, как сказано, по образу Божию. Все мы сотворены по образу, то есть в нас есть нечто, что нас делает похожими на Бога: Бог разумен, и человек обладает разумом; Бог свободен, и человек обладает свободой, волею; Бог обладает чувствами, человек тоже обладает ими; Бог обладает властью над Вселенной, и такая же власть дана человеку; Бог может творить, и человек может творить; Бог — Личность, и мы — личности. Это то, что по образу Божию в нас есть. Бог обладает Словом, Слово Божие — это Христос. И человек обладает словесной способностью — это то, что его отличает от всех животных, живых существ на земле. Более того, благодаря свойствам и способности властвовать над Вселенной, человек ближе к образу Божию, чем Ангелы, хотя Ангелы по природе своей больше похожи на Бога, потому что они духи. У человека бессмертная душа, которая оживляет его смертное тело, и она тоже сотворена по образу Божию.
Но что такое подобие? Подобие Божие — это сходство с Ним в Его жизни, нравственной жизни. Бог есть Любовь, мы знаем это из Священного Писания, значит человек, который любит, поистине любит, уподобляется Богу. Бог есть милосердие, милосердный человек уподобляется Богу. Бог — кротость, кроткий человек тоже уподобляется Богу. Смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу. Подобие заключается в том, что человек со временем может стать похожим на Бога не только по природе, но и по своей воле. Но это произойдет не сразу, так как Богоподобие человека достигается со временем и в сотрудничестве с Богом. Вот в этом главная цель Бога Творца: человек, созданный по образу, должен обрести подобие. Отцы Церкви говорят, что образ Бога — это Христос, поэтому Он и воплотился, чтобы восстановить тот утраченный нами образ, по которому мы сотворены. А подобие — это Дух Святой, Который ведет нас к совершенству. Однако Библия дальше говорит, что «мужчину и женщину сотворил их», а если обратиться к греческому или еврейскому подлиннику, мы увидим еще более грубые слова: «самца и самку сотворил их». Так написано для того, чтобы показать, что разделение на два пола — мужской и женский — не является признаком Богоподобия, для того, чтобы мы не думали, что в Боге есть пол. Бог не мужчина и не женщина. Бог выше половых разделений, поэтому не должно думать, что в Боге есть разделение на два пола. Как говорят Святые Отцы, то, что Бог разделяет нас на два пола, введено в нашу природу с предвидением грехопадений, потому что Бог стоит над временем, и Он знает, как злоупотребит своей волей человек. Бог вводит разделение на два пола, которое свойственно животным, и в человека во избежание уничтожения человеческой природы смертью, чтобы таким образом человеческая история продолжалась, чтобы человек мог продолжать свою жизнь. Но отпечаток образа Божия есть одинаково у мужчин и женщин. Итак, был день шестой. Дальше, во второй главе книги Бытия подробно описано сотворение человека. Там говорится: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 4‑7).
Человеческое тело взято из пыли, из земной обычной пыли, и не нужно думать, что это в переносном смысле. В подтверждение этого, когда человек пал, мы увидим, что Бог скажет: «…прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19). К сожалению, так оно и есть. Все превращается в человеке в прах именно в буквальном смысле. Так вот, Бог сотворяет человеческое тело из пыли, чтобы человек не гордился, чтобы как только начнет гордиться и говорить: о, какой, однако, человек великий, могущественный, покоряет Вселенную, — чтобы он понимал, что он из грязи сделан, чтобы он посмотрел на свое тело и смирился. Тело дано человеку во смирение, как напоминание о том, что он вовсе не властелин мира. Но также и сказано, что Бог вдунул в его лицо дыхание жизни. Что значит «дыхание»? Значит, Духом Божиим в него была Творцом вложена новосотворенная из небытия душа, подобная Богу, похожая на Него, сотворенная по образу Божию, имеющая сходство с Богом, произошедшая непосредственно из уст Божиих, хотя и не из Его сущности (потому что душа не из сущности Бога, а сотворена Богом). Но так как она вложена дыханием Божиим, то она обладает уникальным по природе свойством, данным Богом по благодати бессмертием. Бог даровал ей неуничтожимость. Человеческая душа неуничтожима, в отличии от смертного тела. Но помните, что человек есть союз души и тела. Тело — это не оболочка человека, как многие неправильно думают, тело — это часть человеческой личности, хотя и низшая, но часть. И поэтому мы знаем, что до тех пор, пока не будет восстановлен человек во всей полноте, пока человек не будет воскрешен, святые, например, не достигнут полноты блаженства. Наша задача — обожение, то есть соединение с Богом всего человека: и души, и тела. Итак, новосотворенный человек обладал огромной физической силой, духовным могуществом, в нем заиграла вся радуга жизни — растительной жизни. Он рос и мог размножаться, как растение. Он обладал животной жизнью: имел чувства, имел возможность двигаться. Он обладал ангельской жизнью: обладал разумом и могуществом, как Ангелы. Наконец, в нем была Божия жизнь, которая давала ему природное бессмертие. Его не мог ни огонь сжечь, ни вода утопить, никакие силы в мире ему не могли навредить. Кроме того, он обладал колоссальным умом. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» (Быт. 2, 19–20). Вот вы можете дать имена всем живым существам? А Адам назвал имена, которые точно выражали их сущность! Он проникал взглядом внутрь существа и называл его по его сущности. Дать имя — это еще и знак власти человека над живыми существами. И Бог ввел Адама в прекрасный сад, из которого вытекала река, которая разделялась на четыре реки: Евфрат, Нил, Тигр и Ганг. В этом прекраснейшем саду росли прекраснейшие растения, и Адам должен был возделывать его и хранить его, и этот сад назывался райским садом, рай в Эдеме. В саду было множество прекрасных камней, там было золото, но это было не самое важное. В центре сада было особое место, там росли два дерева: дерево жизни и дерево познания добра и зла. Человек, который вкушал от плодов дерева жизни, становился бессмертным, он никогда бы не исчез, не умер, так как через это дерево он соединялся с Богом. Но бессмертие было не в самом дереве, а из него происходило то, через что человек мог соединиться с Богом. Соединение человека с Богом должно было происходит посредством материального предмета, дерева, его плодов, так как человек имеет материальное тело, нужно, чтобы материя была также причастна Божеству. Например, когда мы крестимся, то мы не просто говорим: мы верим — и все, нужно еще погрузиться в воду, чтобы и наше тело было освящено, и душа преображена Духом Святым. Но там росло еще и второе дерево. Дерево познания добра и зла. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16–17). Почему познание добра и зла — плохая вещь? Дело в том, что прежде надо выяснить, что означает слово «познание»? Это слово даже в современном русском языке имеет два значения. Первое — это знать некую информацию. Второе значение — узнать жизнь кого-то, стремиться к его жизни. Чтобы узнать человека, нужно с ним сжиться, начать с ним жить одной жизнью, и достаточно долго вместе с ним прожить. Познающий добро и зло начинает жить жизнь и с добром, и со злом. Но разве можно жить со злом одной жизнью? Можно, но это будет жизнь зараженная. Более того, человек, если бы он съел от этого дерева познания добра и зла (а он съел от него, к сожалению), сам стал бы для себя решать, что для него добро и что для него зло. Но человек это решать не может, только Бог может решать, что такое добро, а что такое зло. Человек не имеет такой разум, как у Бога, и истина — это Бог, Который имеет добро, а не человек. Вкусив от дерева познания добра и зла, человек мог поставить себя «заместителем» Бога. И поэтому сказано: «Смертью умрешь», потому что смерть заключается в том, что человек отделяется от Бога. Изначально ум человека должен был жить Богом, воля и чувства должны были жить умом, а тело должно было жить при помощи воли и чувств, а материальный мир получал бессмертие через человеческое тело. Есть такая поговорка: «Святым Духом питается» — это подходит к изначальному заданию человека. Но с грехопадением эта иерархия рухнула. И вот, после того как Адам назвал всех зверей, оказалось, что никого, похожего на него, нет. Это Богу было и так известно. Звери нам не братья меньшие, так ведь? Они наши подвластные, но не братья меньшие. Потому что братья меньшие были бы единосущны нам. Звери нам не единосущны, они наши подчиненные, о которых мы должны заботиться, но не покланяться им, не считать их своими предками. И тогда Бог навел на человека, как сказано в русском переводе, крепкий сон, а подлинник говорит: «навел на человека исступление», то есть человек ничего не чувствовал, но все видел. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2, 21–22). Как вы думаете, почему Бог взял именно ребро? — Ребро не самая главная часть в теле, то есть можно и без него жить. — Дело не в этом. Ребро ближе всего к сердцу. Потому что жена была для мужа так же, как ребро к сердцу. Бог взял ребро сердечное, чтобы помощница-жена была сердечной частью человека. И вот, сделал жену из ребра. Бог не сделал жену из праха, как Адама, потому что хотел, чтобы все люди были родственны, из одного происходили, из одного корня росли. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2, 23). Здесь мы видим игру слов еврейского языка: она называется «иша», потому что взята от «иш», потому что она сотворена быть помощником мужа, равным помощником, как было изначально, но помощником, таково ее место. Изначально все подчиняется слову Творца. Мы помним, что каждое слово Творца становится законом Бога, законом мира. Например, сказано, что нехорошо быть человеку одному. Человеку тоскливо бывает в одиночестве, потому что слово Божие работает, оно никуда не делось и до сих пор. И поэтому человек должен быть не один. Вы спросите, а как же монахи? Монахи, несмотря на внешнее одиночество, не одни, а с Богом. И брак тоже богоугодная вещь, ведь брак установлен Богом в раю, и установил Бог его устами Адама. И далее сказано: «… вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть». (Быт. 2, 23–24). Вот эти слова являются основой брака, и сказано поэтому: «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Поэтому для мужа ближе жена, а для жены ближе муж, потому что они единое целое. Это заповедь, слово Бога Всемогущего. Если человек начинает разводить семью, его за нарушение слова Божия постигнет тяжелейшая кара, практика показывает, что кара наступает быстро, не замедляет. И вот, сказано: «…и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24). Эти слова означают не только то, что человек, вступив в брак, воссоединился со своей половиной, муж и жена становятся единым целым, одной плотью. Но помните, что эти слова касаются не только мужа и жены, но и любого человека, который вступает в плотское общение с другим человеком. Поэтому человек, который вступает в общение с проституткой, с ней станет одной плотью. И не только с ней, но и со всеми, кто вступал с ней в плотское общение: получается огромный клубок, некое тело, плоть, только не Христова. Это не церковь, это антицерковь. Поэтому есть выражение «наставить рога» — рога дьявола, которые завлекают человека в смерть. Поэтому бегайте блуда, в буквальном смысле так Библия говорит: «бегайте», то есть убегайте, в прямом смысле. «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор. 6, 18). Он злоупотребляет изначально этим благословением Творца. И сказано дальше в Библии: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». (Быт. 2, 25). Безгрешная природа не имеет причин к стыду, ей неведомы грех и стыд. Почему животные не стыдятся? У животных природа не имеет внутреннего расстройства, они из-за грехопадения Адама и Евы попали в неположенные места и положения, но сама природа их не повредилась. Человек поврежден, в нем расстроена природа, а наша одежда является признаком расстройства нашей природы. Человек был одет до грехопадения в нетварный свет, он сиял, потому что был пронизан благодатью Божией, как Христос, сиявший на Фаворе. Так же сиял и человек до грехопадения. Он был одет одеждой сияния, и после Воскресения спадут с него одежды его. Как говорит Иоанн Златоуст: глупо поступали те, которые на покойников одевали роскошные одежды, потому что все равно эти одежды сгниют и толку от них тогда не будет никакого. В Воскресение люди тоже будут одеты в одежды света или в одежды позора. Сейчас мы будем говорить о первородном грехе прародителей. Первородный грех, его последствия, наследуются каждым человеком в момент зачатия. И более того, мы с вами увидим, насколько жизненной остается для нас ситуация, которая произошла семь с лишним тысяч лет назад. Адам и Ева жили в раю, и в рай приполз змей. Змей, как сказано в Библии, был хитрейший из всех живых существ, и в него вошел Люцифер, глава падших ангелов. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3, 1‑3). Первая ошибка, которую совершила Ева, заключалась в том, что она не пошла спросить мужа: они же единое целое, а она себя от него оторвала. Второе — она заговорила с дьяволом. Когда приходит злая мысль, нельзя с ней разговаривать, но Ева заговорила. А дьявол предлагает провокацию, он действительно провокатор, и очень хитро действует. Человек, например, говорит: у меня благородные сомнения в христианстве. Все сомнения приходят обычно извне. И человек почему-то считает, что мысли или слова, которые он услышал, — это его сомнения? Человек приходит к такому выводу только потому, что эти мысли ставят его в тупик, задав глупейший вопрос, а он уже считает их своими сомнениями. Но это не сомнения, а провокация, которой мы поддаемся. Бывают реальные сомнения, происходящие от незнания, а бывают от таких провокационных вопросов, которые задает дьявол. Дьявол начинает все с клеветы, с сомнения в правосудии Божием. И женщина вместо того, чтобы уйти к мужу и рассказать ему, что кто-то неизвестный спрашивает ее о чем-то, начинает с ним разговор и, более того, пытается переубеждать искусителя. Мы знаем, что дьявола переубедить невозможно. Потому что с момента грехопадения падшие ангелы потеряли возможность покаяния! И они никогда не покаются, потому что не хотят. Они свой выбор совершили. Если бы они сразу принесли покаяние, Бог бы принял их, но они не хотят каяться. Именно поэтому с помыслами спорить нельзя, они вас все равно запутают, потому что ум у дьявола сильнее, чем у человека. Ева отвечает искусителю: «…плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». А разве говорил Бог: не прикасайтесь к дереву? Нет, он такое не говорил. Ева добавила это от себя. А можно ли от себя добавлять к слову Божию? Нет! Мало того, что Ева — первая феминистка, настоящая, классическая, она говорит: я без мужа сама все решу, — она еще самовольница, и к тому же первая еретичка: она прибавляет свое к словам Божиим. В этом грехе мы видим, что все грехи мира собраны в одном эпизоде первого грехопадения как цветы в пучок, которые порождают страшное семя смерти, тления и гниения. Итак, змей увидел, что имеет на жену влияние, внимание ее привлечено, и он переходит к прямой клевете, к прямой атаке, и говорит: «…нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 4–5). Он приходит к клевете и говорит: смотрите, Бог позавидовал вам, и поэтому запретил есть от плодов дерева. Здесь налицо явная клевета, поэтому дьявола и называют клеветником. На эти слова можно было дать простой ответ: если ты завидовал, зачем творить! Кстати, заметьте, слова змея оказались полуправдой. Мы увидим позднее, что глаза первых людей открылись, и они стали как боги, знающие добро и зло, сами определяющие, что для них хорошо и что плохо. Знаете, есть такой очень важный момент в жизни, который подтверждает высказывание одного английского писателя. Клайв Стейплз Льюис сказал чистую и очень важную и точную вещь: «Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этого рад». Представляете себе, если бы все наши желания вдруг бы реализовались? Мы все тогда были бы завалены разными вещами, а вокруг нас было бы море трупов. А человек в жизни порой бывает обуреваем желанием исполнения всех своих желаний. И что же возникает дальше? «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3, 6). Это страшные слова. Как бы нам было неприятно, давайте их рассмотрим внимательно. С чего началось? Ева поверила змею, а не Богу, Потому что так захотела, понимаете? Не потому, что убедилась в правоте змея, а потому, что захотела. То есть в этот момент у Евы возник образ фантазии. Помните, что у человека фантазии изначально быть не должно, фантазия — результат распада ума, — а человек должен видеть вещи такими, какие они есть. А тут Ева не захотела по‑Божии, она захотела по‑своему, она захотела сама для себя все определять. И что же случилось? Она посмотрела на дерево, и в Священном Писании сказано, что она увидела: «что дерево хорошо для пищи». То есть она захотела удовольствия, независимого от Бога. Встречаются у нас и сейчас такие люди, которые хотят быть независимыми от Бога, это — наркоманы, пьяницы, чревоугодники, сластолюбцы. Можно сказать, что Ева стала первым чревоугодником. Апостол Иоанн Богослов говорит, что все, что есть на земле, не в материальном мире, а в мире человеческих отношений без Бога, есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. «…Всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2, 16). Первое, на что завладело Евой — похоть плоти: я хочу удовольствия, и неважно, какими будут последствия. То есть сейчас я получу удовольствие, а потом — все равно, что будет. Вот так говорила Ева. Хочу удовольствия, пусть все рухнет, пусть я умру на следующий день или сегодня же, но сейчас удовольствие получу. И, кстати, это закономерный результат: удовольствие помимо Бога убивает, человек умирает в прямом смысле. Дальше: «Что оно приятно для глаз» — это уже похоть очей. Ева решила, что есть красота, независимая от Бога. Знаете, люди говорят, что я красивый, значит, я прав, но при этом они грешат. Существует легенда о супруге спартанского царя Менелая Елене, из‑за которой были страшные сражения. Десять лет идет кровопролитная война, все опустошено из‑за того, что красавица Елена сбежала с сыном царя Трои Парисом. И вот, люди смотрят на нее и говорят: «Она такая красавица, нет, она не может быть не права, она ведь такая красивая». Вот это как раз и есть похоть очей, когда человек считает, что есть красота, независимая от Бога. Например, человек, почитающий изобразительное искусство, литературу, киноискусство, почитает красоту, независимую от Бога, и продолжают почитать даже если в искусстве отражен разврат или сатанизм. И, наконец, третье, — похоть очей и гордость житейская. Сказано: «И вожделенно, потому что дает знание». Я хочу знать, и пусть все рухнет, пусть все сгинет, лишь бы я узнал. Это похоть власти. Мне рассказывали историю создания атомной бомбы. Существовало два сценария, два варианта развития событий: по одному варианту, распад атома невозможно остановить, и он захватит все атомы планеты, а по другому варианту радиоактивный распад можно остановить графитовым стержнем. Ученые все равно пошли на эксперимент! Потому что знание вожделенно, знание вводит человека в исступление. Более того, ведь знание нужно для того, чтобы властвовать, повелевать. Я хочу власть, мне нужна власть, знание, сила… а ведь это очень похоже на лозунг дьявола — я хочу знание, которое даст мне силу. Ведь недаром бесы называются демонами — «знающими». Поэтому и сказано: «Вожделенно», потому что дает знание, но знание, не зависящее от Бога, знание, которое не зависит от Истины. Человек, которого знание ввело в исступление, говорит: пусть даже Бог есть, мне это неважно, мне важно, чтоб я имел силу и власть. Эта страсть, которая у Иоанна Богослова называется гордостью житейской, — смертный грех. Люди, имеющие знание, независимое от Бога, могут добиться всего на свете; человек, исполненный таких знаний, способен пройти по трупам всех людей, стремясь к своей цели, власти ради. Видите, в одном взгляде все было: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. К этому Ева приложила еще и действие: она протянула руку и съела плод — «и взяла плодов его и ела». Настолько овладели ею все эти страсти! Все грехи нашего мира сходятся в первом грехе: и блуд, и убийство, и воровство, и чревоугодие, и мятеж. Действительно, было воровство, украли чужое. И блуд, потому что человек ушел от Бога к змею. И мятеж прямой, гордыня, и ненависть, и ложь и так далее. То есть все грехи мира были в одном поступке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|