Тема Тепловой режим атмосферы
Цель работы: изучить устройство и принцип действия метеорологических приборов для определения температуры. Закрепить навыки записи, обработки и анализа наблюдений за температурой воздуха и почвы. Изучить закономерности нагревания воздуха. Порядок выполнения работы Часть 1. Температура почвы и воздуха 1. Изучить устройство и принципы действия метеорологических приборов для определения температуры. 2. Выполнить работу «Измерение температуры воздуха и почвы» 3. Провести анализ результатов наблюдений. I. Напочвенные термометры 1. Сделать отсчет по срочному термометру, ввести в его показания инструментальную поправку из приложенного поверочного свидетельства. 2. Ознакомиться с методикой наблюдений по минимальному термометру. Для этого необходимо охладить его резервуар каким-либо способом (под струей воды). Проследить за движением штифтика во время охлаждения. После охлаждения выждать, пока термометр вновь примет первоначальную температуру. Сделать отсчеты, записать их и ввести поправки.
Таблица 6 – Записи показаний термометров
3. Ознакомиться с методикой наблюдений по максимальному термометру. Для этого необходимо нагреть прибор рукой до 30–35ºС. Выждав 3–4 мин., сделать отсчет и записать; затем взять термометр за середину (резервуаром вниз), сильными движениями руки встряхнуть его несколько раз, пока показания не будут соответствовать показаниям срочного термометра. Сделать отсчет после встряхивания. Данные наблюдений записать в виде таблицы:
II. Термометры Савинова 1. Ознакомиться с устройством коленчатых почвенных термометров Савинова и способом их установки. Уяснить назначение термоизоляционной набивки в нижней части термометрических трубок. 2. Произвести отсчеты и внести в них поправки. III. Термометры для определения температуры воздуха 1. Ознакомиться с устройством термометров для измерения температуры воздуха (станционный термометр, термометр аспирационного психрометра, термометр-пращ). 2. Произвести отсчет по термометрам аспирационного психрометра, ввести поправки. Полученные данные занести в таблицу. 3. Ознакомиться с устройством психрометрической будки и установкой приборов в ней. IV.Процессы нагревания почвы, водоемов 1. Рассмотреть следующие вопросы: а) Тепловой баланс земной поверхности, его формирование, физический смысл. б) Суточный и годовой ход температуры почвы. в) Теплофизические характеристики почвы. г) Закономерности распределения тепла в почве. д) Влияние рельефа, растительного и снежного покрова на температуру почвы. Задание 1. Построить, по данным, приведенным в таблице 7, и проанализировать кривые суточного хода температуры поверхности почвы. Показать возможные причины таких различий. Рассчитать среднесуточную температуру почвы и амплитуду температур. Таблица 7
Задание 2. Построить по среднемесячным данным, приведенным в таблице 8, и проанализировать кривые изменения температуры поверхности почвы в теплый период, на разных поверхностях. Объяснить возможные причины таких различий. Таблица 8
Задание 3. Рассчитать вертикальный градиент температуры (ºС/см) для каждого слоя почвы (табл. 9), указать его изменения с глубиной и возможные причины различий градиентов температуры двух площадок. Таблица 9
Задание 4. Проанализировать ход термоизоплет почвы на рис. 11.
Контрольные вопросы 1. Почему в минимальных термометрах в качестве термометрической жидкости используют спирт? 2. Объяснить правила установки почвенных термометров Савинова 3. В каком положении устанавливаются максимальные и минимальные термометры? 4. На какой почве более вероятен заморозок: разрыхленной или уплотненной, сухой или влажной? 5. Почему поверхности крупных водоемов днем (и летом) меньше нагреваются, а ночью (и зимой) меньше охлаждаются, чем суша?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|