Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема Тепловой режим атмосферы




Цель работы: изучить устройство и принцип действия метеорологических приборов для определения температуры. Закрепить навыки записи, обработки и анализа наблюдений за температурой воздуха и почвы. Изучить закономерности нагревания воздуха.

Порядок выполнения работы

Часть 1. Температура почвы и воздуха

1. Изучить устройство и принципы действия метеорологических приборов для определения температуры.

2. Выполнить работу «Измерение температуры воздуха и почвы»

3. Провести анализ результатов наблюдений.

I. Напочвенные термометры

1. Сделать отсчет по срочному термометру, ввести в его показания инструментальную поправку из приложенного поверочного свидетельства.

2. Ознакомиться с методикой наблюдений по минимальному термометру. Для этого необходимо охладить его резервуар каким-либо способом (под струей воды). Проследить за движением штифтика во время охлаждения. После охлаждения выждать, пока термометр вновь примет первоначальную температуру. Сделать отсчеты, записать их и ввести поправки.

 

Таблица 6 – Записи показаний термометров

Наименование термометра Показания Отсчет,°С Поправка, °С Исправленная величина, °С
Срочный №   20,1 +0,1 20,2
Максимальный № до встряхивания 35,7 -0,2 35,5
после встряхивания 20,3 -0,2 20,1
Минимальный № штифт 12,5 +0,3 12,8
спирт 20,0 +0,1 20,1
Термометры Савинова 5 см      
10 см      
15 см      
20 см      
Термометры аспирационного психрометра сухой      
смоченный      

3. Ознакомиться с методикой наблюдений по максимальному термометру. Для этого необходимо нагреть прибор рукой до 30–35ºС. Выждав 3–4 мин., сделать отсчет и записать; затем взять термометр за середину (резервуаром вниз), сильными движениями руки встряхнуть его несколько раз, пока показания не будут соответствовать показаниям срочного термометра. Сделать отсчет после встряхивания. Данные наблюдений записать в виде таблицы:

II. Термометры Савинова

1. Ознакомиться с устройством коленчатых почвенных термометров Савинова и способом их установки. Уяснить назначение термоизоляционной набивки в нижней части термометрических трубок.

2. Произвести отсчеты и внести в них поправки.

III. Термометры для определения температуры воздуха

1. Ознакомиться с устройством термометров для измерения температуры воздуха (станционный термометр, термометр аспирационного психрометра, термометр-пращ).

2. Произвести отсчет по термометрам аспирационного психрометра, ввести поправки. Полученные данные занести в таблицу.

3. Ознакомиться с устройством психрометрической будки и установкой приборов в ней.

IV.Процессы нагревания почвы, водоемов

1. Рассмотреть следующие вопросы:

а) Тепловой баланс земной поверхности, его формирование, физический смысл.

б) Суточный и годовой ход температуры почвы.

в) Теплофизические характеристики почвы.

г) Закономерности распределения тепла в почве.

д) Влияние рельефа, растительного и снежного покрова на температуру почвы.

Задание 1. Построить, по данным, приведенным в таблице 7, и проанализировать кривые суточного хода температуры поверхности почвы. Показать возможные причины таких различий. Рассчитать среднесуточную температуру почвы и амплитуду температур.

Таблица 7

 

Дата Время, ч. Ср. t, ºС Аt, ºС
                         
1 июля (пасмурно)                              
16 июля (ясно)                              

 

Задание 2. Построить по среднемесячным данным, приведенным в таблице 8, и проанализировать кривые изменения температуры поверхности почвы в теплый период, на разных поверхностях. Объяснить возможные причины таких различий.

Таблица 8

 

Поверхность IV V VI VII VIII IX X
Северный склон 5,5 16,0 22,3 23,7 20,0 12,2 4,9
Равнина 9,4 18,2 23,6 25,7 22,8 16,8 6,7
Южный склон 12,9 20,0 24,6 27,0 25,1 20,8 8,4

 

Задание 3. Рассчитать вертикальный градиент температуры (ºС/см) для каждого слоя почвы (табл. 9), указать его изменения с глубиной и возможные причины различий градиентов температуры двух площадок.

Таблица 9

Поверхность Глубина, см
       
Оголенная 24,6 21,6 20,0 19,4
Задернованная 20,5 18,0 16,6 16,0

Задание 4. Проанализировать ход термоизоплет почвы на рис. 11.

Рисунок 11 – Термоизоплеты почвы (Сухова, 2009)  

Контрольные вопросы

1. Почему в минимальных термометрах в качестве термометрической жидкости используют спирт?

2. Объяснить правила установки почвенных термометров Савинова

3. В каком положении устанавливаются максимальные и минимальные термометры?

4. На какой почве более вероятен заморозок: разрыхленной или уплотненной, сухой или влажной?

5. Почему поверхности крупных водоемов днем (и летом) меньше нагреваются, а ночью (и зимой) меньше охлаждаются, чем суша?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...