Тема 4. Показатели вариации
Задача 1. Имеются следующие результаты рабочих за смену:
Вычислить: 1) среднюю выработку одного рабочего; 2) среднее линейное отклонение; 3) дисперсию; 4) коэффициент вариации. 1) Средняя выработка на одного рабочего может быть вычислена, как средняя арифметическая простая: где – количество изготовленных деталей, п =_____ – общее число рабочих. 2) Среднее линейное отклонение вычисляется, как среднее арифметическое из абсолютных значений отклонений отдельных вариант от их среднего арифметического: . Составим вспомогательную таблицу для промежуточных расчётов:
Тогда: 3) Будем вычислять дисперсию, как . Составим ещё одну вспомогательную таблицу:
Тогда и дисперсия
4) Коэффициент вариации вычисляется, как отношение среднего квадратического отклонения к среднему ожидаемому значению и показывает степень отклонения получаемых результатов: . Среднее квадратическое отклонение находим, как корень квадратный из дисперсии: И искомый коэффициент вариации:
Задача 2. В фирме работают ____ бригад. Численность рабочих отдельных бригад составляет соответственно __________________________________ человек. Определите медиану численности рабочих в бригаде.
Решение. Составим ранжированный дискретный ряд. Наращивание суммы частот продолжаем до получения накопленной суммы частот, превышающей половину суммы частот ряда.
В третьем столбце ненужное – зачеркнуть, а при необходимости – продолжить подсчёты. В нашем примере сумма частот составила _______, её половина – ______. Накопленная сумма частот получилась равной ____. Варианта, соответствующая этой сумме, и есть медиана ряда: __________ Задача 3. Имеются следующие данные о средней часовой заработной плате (руб.) десяти рабочих: __________________________________________________________. Определить медиану средней часовой заработной платы рабочих. Решение. Составим ранжированный дискретный ряд. Наращивание суммы частот продолжаем до получения накопленной суммы частот, превышающей половину суммы частот ряда.
В третьем столбце ненужное – зачеркнуть, а при необходимости – продолжить подсчёты. В данном примере сумма накопленных частот против одной из вариант равна точно половине суммы частот ряда, поэтому медиана определяется как средняя арифметическая этой варианты и последующей: Задача 4. Результаты сдачи экзамена по теории вероятностей в одной группе характеризуются следующими данными:
Найдите модальный балл успеваемости студентов группы. Решение. Для дискретных вариационных рядов модой является значение варианты с наибольшей частотой. Поэтому _______
Задача 5. Имеются данные об урожайности пшеницы в центнерах с 1 га:
Определить: 1) среднюю урожайность пшеницы способом моментов; 2) среднее линейное отклонение; 3) моду и медиану; 4) показать моду и медиану на гистограмме. Решение. 1) Для вычисления среднего значения используем метод моментов. Составим вспомогательную таблицу, куда будем заносить: - середины заданных интервалов, определяемые, как полусуммы от их границ: , где и - левая и правая граница i -го интервала соответственно; - значения отклонений от условного нуля, за который принимаем моду дискретного ряда, составленного из середин интервалов; - условные значения вариант, вычисляемые, как их отклонения от условного нуля, делённые на шаг h, вычисляемый, как разность между правой и левой границей интервала: h = ________. Метод моментов используется только в рядах с равными интервалами, у которых длина шага постоянна!
Средняя арифметическая взвешенная для условных вариант будет равна:
Окончательно среднюю урожайность пшеницы находим, умножив полученный результат на шаг h и прибавив моду :
2) Среднее линейное отклонение вычисляется, как среднее арифметическое из абсолютных значений отклонений отдельных вариант от их среднего арифметического: . Составим вспомогательную таблицу для промежуточных расчётов:
Тогда:
3) Мода интервального ряда определяется следующим образом: - по максимальному значению частоты находим модальный интервал (тот, в котором расположено значение моды): ________________; - внутри модального интервала находим значения: ________ – нижняя граница модального интервала; ________ – величина модального интервала; ________ – частота модального интервала; ________ – частота интервала, предшествующего модальному; ________ – частота интервала, следующего за модальным. - значение моды вычисляем по формуле:
Вычисляем медиану интервального ряда. Для этого: - по накопленным частотам находим медианный интервал, который характеризуется тем, что его накопленная частота равна или превышает половину суммы всех частот ряда: ________________; - внутри медианного интервала находим значения: ________ – нижняя граница медианного интервала; ________ – величина медианного интервала; ________ – частота медианного интервала. ∑ fi = ______________________________________________________ – сумма частот; = __________________________________________________– сумма накопленных частот, предшествующих медианному интервалу; - значение медианывычисляем по формуле: =
4) Строим гистограмму, демонстрирующую распределение урожайности пшеницы по посевной площади и отмечаем на ней моду и медиану.
Задача 6. Распределение рабочих по общему стажу работы составило:
Вычислите: 1) среднюю из групповых дисперсий; 2) межгрупповую дисперсию; 3) общую дисперсию, используя правило сложения дисперсий. Решение. Будем находить дисперсию двумя способами.Для упрощения расчётов построим вспомогательные таблицы, куда занесём середины интервалов, соответствующих стажу работы, их квадраты и прочие результаты промежуточных вычислений.
1) Рассчитаем групповые дисперсии. Очевидно, что сначала нам нужно найти средние арифметические по двум группам (обратите внимание, значения сумм у нас уже есть, в таблице!):
Тогда дисперсия для первой группы: или
Как видим, результаты совпали.
Дисперсия для второй группы: или
Результаты совпали.
Средняя из групповых дисперсий рассчитывается, как 2) Межгрупповую дисперсию найдём по формуле , где Тогда
3) Общую дисперсию вычислим, используя правило сложения дисперсий:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|