Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Чарующие звуки русского романса»

Лекция-концерт

 

На тему:

«Чарующие звуки русского романса»

 

                                                            

                                                                         Работу выполнила  

                                                     студентка 1-го курса,118 группы

                          Перуновская Татьяна Андреевна

Факультет МИ

                                                     Преподаватель Яконюк Наталья Павловна

 

 

 

Тема: «Чарующие звуки русского романса»

Добрый день, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена русскому романсу.

  Как часто мы слышим вокальные произведения, отличающиеся исключительной выразительностью: · Яркой мелодикой, · Гармоничным слиянием поэтической и музыкальной идеи. Эти произведения называются романсами.   Часто они коротки по объёму, голос их негромок и обращён не к массовой аудитории, а к каждому конкретному слушателю,- так просто и задушевно ведётся в них повествование о самых, казалось бы, сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях.   Часто романсы исполняются в сопровождении фортепиано, гитары, небольшого ансамбля инструментов, иногда даже оркестра.   К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы.   Для одних- это форма вокальной музыки –своеобразный дневник ярких впечатлений, душевная исповедь.   Для других романсы служат эскизами к более крупным произведениям.   Третьи видят в них трибуну для провозглашения философских идей.   Гибкая форма романса вбирает в себя и · Лирическое озарение, · И публицистический монолог, · И сатирическую зарисовку, · И элегическую заповедь. Как бы масштабно ни развивалось творчество композитора, в его замыслах, как правило, всегда находится место для романса. Создателем первого классического образца русского романса стал М.И. Глинка. Он сумел поднять этот   жанр на небывалую высоту. В 1825 году, в возрасте 21 года, он создал романс-элегию на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». В романсе сосредоточены все наиболее типичные качества элегической лирики того времени. Противопоставление разочарования и скрытой надежды композитор сумел передать с гениальной простотой. Весь романс основан на интонации вздоха и прощания.   Наш концерт открывает романс-элегия «Не искушай меня без нужды». Романс «Не искушай меня без нужды» стал ориентиром для современников Глинки, своего рода мерилом как одухотворённости, так и высшего композиторского мастерства. А теперь, дорогие друзья, мы предлагаем вам обратиться к истокам жанра романса и проследить его исторический путь. Родиной романса является Испания, где примерно в 12 веке в творчестве странствующих музыкантов, поэтов, певцов зародился новый песенный жанр. Он соединил в себе приёмы речитатива, мелодических напевов и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке, откуда и появилось название«РОМАНС». В страны Западной Европы романс проник вначале как жанр литературный, поэтический, а позже внедрился и как музыкальный, образовав в музыке разных культур окрашенное национальным колоритом вокальное направление. В русской музыке как самостоятельный музыкальный жанр романс появился в 18 веке, со временем став одной из замечательных страниц музыкального искусства. В его родословной сплелись многие корни: · Красота и распевность русских протяжных песен, · Стройность и благозвучность петровских кантов, · Глубина русской хоровой музыки, · Образность и яркость русской речи. Первые романсы назывались «книжные песни», позднее- «российские песни», они и определили основное направление жанра – любовною лирику. Такие песни писали Михаил Дубянский и наш соотечественник, уроженец Могилёвской губернии, ставший гордостью российской культуры, Осип Козловский. А сейчас мы предлагаем вам посредством музыки гениального русского композитора П.И Чайковского окунуться в атмосферу 18 века. Как известно, действие пушкинской повести «Пиковая дама» было перенесено Чайковским в середине 18 века, в эпоху правления императрицы Елизаветы. Стремясь к реалистическому показу того времени,композитор воспроизводит характерный классический стиль салонного музицирования конца 18 века.     Сейчас прозвучит дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама».   Важнейшую роль в развитии романсовой лирики сыграла русская поэзия. Романс расцвёл на почве романтических высказываний, запечатлённых в произведениях блистательного поколения российских поэтов – Жуковского, Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова, Пушкина, Лермонтова, Тютчева. В начале 19 века, под влиянием поэзии сформировалось пять основных разновидностей романса: · Элегия · Застольная песня · Баллада · Национально-характерный романс · Русская песня. Русская песня – это особая ветвь романсовой лирики, в которой сплелись черты крестьянской песенности с музыкальной культурой городской среды. Такие романсы представлены в творчестве талантливых музыкантов рубежа 18-19 веков: Алябьева, Варламова, Гурилёва, Булахова. Романс-русская песня «Что мне жить и тужить» Александра Варламова. Особое место в творчестве русских композиторов того времени занял образ соловья – крылатого посланца любви, свободолюбивого художника-певца, наиболее ярко воплотившийся в романсах Александра Алябьева «Соловей», «Прощание с соловьём» и других. Свой музыкальный вариант этого образа создал Александр Варламов, который в романсе «Ты не пой, душа-девица» использовал цитату из «Соловья» Алябьева, отдав таким образом дань восхищения и уважения таланту своего старшего современника. Сейчас мы услышим романс «Ты не пой, душа-девица». Возвращаясь к роли Глинки как создателя классических образцов русского романса, следует отметить, что, не нарушая привычной типологии жанра, он смело раздвинул его внутренние границы, в каждый романс внёс индивидуальное содержание, в каждом создал свой неповторимый законченный образ. Романс-элегия «Сомнение» - один из ярких образцов зрелой лирики Глинки. Здесь говорится о сложной борьбе чувств в душе человека, о страстном стремлении к покою и о муках ревности, тревожащей сердце. Музыка выражает эту борьбу, показывает развитие чувств. Но сдержать наплыв чувств невозможно – душевная боль прорывается с огромной силой. Музыка Михаила Глинки, слова Нестора Кукольника «Сомнение». Продолжателем достижений Глинки в области камерно-вокальной лирики стал его младший современник Александр Сергеевич Даргомыжский, которым написано около ста произведений этого жанра. Среди них немало романсов и песен, созданных в русле классической вокальной лирики глинкинского направления, но есть и произведения, непосредственно отразившие новый этап в развитии русской музыки и предваряющие достижения композиторов «Могучей кучки». Даргомыжский расширил тематику романса, затронув самые больные общественные темы – социальное неравенство, униженное и бесправно положение «маленького человека». «Великим учителем правды» называл Даргомыжского Модест Петрович Мусоргский, один из членов балакиревского кружка. Он также, в свою очередь, обогатил жанровую палитру русского романса новыми разновидностями. В 60-е годы Мусоргский сочинил серию вокальных «народных картинок», словно списанных с реального русского быта. В «картинках» чувствуется влияние критического реализма и творчества Даргомыжского. Ряд романсов Мусоргского относится к сатирическо-юмористической сфере, в некоторых он приравнивает романс к жанру фельетона, памфлета-пародии. Новое прочтение получил в творчестве Мусоргского и традиционный жанр баллады. Весной 1874 года в Петербурге открылась выставка работ художника Василия Верещагина, на которой была представлена его знаменитая «туркестанкая серия» полотен, воплотивших суровую правду войны. Одна из картин – «Забытый» - особенно поразила Мусоргского: павший в бою русский солдат лежит, распростёртый, на пустынном поле битвы, забытый всеми, а над ним зловеще кружит чёрная стая стервятников. Под впечатлением этой картины у Мусоргского родился замысел вокальной пьесы, текст для которой взялся написать Голенищев- Кутузов. Авторы расширили и психологически углубили содержание верещагинской картины, возвысив идею народности и усилив социальную остроту её трагического звучания. Это небольшое, но глубоко эмоциональное произведение стало новым, оригинальным прочтением жанра романса. Шекспиром музыки назвал Мусоргского выдающийся русский композитор и музыкальный критик Александр Серов. Баллада «Забытый». Развитие жанра романса не закончилось в 20-м веке. Романс продолжает жить, обогащаясь новыми чертами и в наши дни.   2:00         3:25   2:15     4:25     1:05     2:00     0:35         4:25 0:50   3:55   2:15         2:40   0:15

Вот и подошла к концу наша встреча, посвященная русскому романсу. Надеемся, она оставила только самые светлые и приятные впечатления. До новых встреч!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...