Как часто мы слышим вокальные произведения, отличающиеся исключительной выразительностью:
· Яркой мелодикой,
· Гармоничным слиянием поэтической и музыкальной идеи.
Эти произведения называются романсами.
Часто они коротки по объёму, голос их негромок и обращён не к массовой аудитории, а к каждому конкретному слушателю,- так просто и задушевно ведётся в них повествование о самых, казалось бы, сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях.
Часто романсы исполняются в сопровождении фортепиано, гитары, небольшого ансамбля инструментов, иногда даже оркестра.
К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы.
Для одних- это форма вокальной музыки –своеобразный дневник ярких впечатлений, душевная исповедь.
Для других романсы служат эскизами к более крупным произведениям.
Третьи видят в них трибуну для провозглашения философских идей.
Гибкая форма романса вбирает в себя и
· Лирическое озарение,
· И публицистический монолог,
· И сатирическую зарисовку,
· И элегическую заповедь.
Как бы масштабно ни развивалось творчество композитора, в его замыслах, как правило, всегда находится место для романса.
Создателем первого классического образца русского романса стал М.И. Глинка. Он сумел поднять этот
жанр на небывалую высоту. В 1825 году, в возрасте 21 года, он создал романс-элегию на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». В романсе сосредоточены все наиболее типичные качества элегической лирики того времени. Противопоставление разочарования и скрытой надежды композитор сумел передать с гениальной простотой. Весь романс основан на интонации вздоха и прощания.
Наш концерт открывает романс-элегия «Не искушай меня без нужды».
Романс «Не искушай меня без нужды» стал ориентиром для современников Глинки, своего рода мерилом как одухотворённости, так и высшего композиторского мастерства.
А теперь, дорогие друзья, мы предлагаем вам обратиться к истокам жанра романса и проследить его исторический путь.
Родиной романса является Испания, где примерно в 12 веке в творчестве странствующих музыкантов, поэтов, певцов зародился новый песенный жанр.
Он соединил в себе приёмы речитатива, мелодических напевов и мимического танца.
Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке, откуда и появилось название«РОМАНС».
В страны Западной Европы романс проник вначале как жанр литературный, поэтический, а позже внедрился и как музыкальный, образовав в музыке разных культур окрашенное национальным колоритом вокальное направление.
В русской музыке как самостоятельный музыкальный жанр романс появился в 18 веке, со временем став одной из замечательных страниц музыкального искусства.
В его родословной сплелись многие корни:
· Красота и распевность русских протяжных песен,
· Стройность и благозвучность петровских кантов,
· Глубина русской хоровой музыки,
· Образность и яркость русской речи.
Первые романсы назывались «книжные песни», позднее- «российские песни», они и определили основное направление жанра – любовною лирику. Такие песни писали Михаил Дубянский и наш соотечественник, уроженец Могилёвской губернии, ставший гордостью российской культуры, Осип Козловский.
А сейчас мы предлагаем вам посредством музыки гениального русского композитора П.И Чайковского окунуться в атмосферу 18 века. Как известно, действие пушкинской повести «Пиковая дама» было перенесено Чайковским в середине 18 века, в эпоху правления императрицы Елизаветы. Стремясь к реалистическому показу того времени,композитор воспроизводит характерный классический стиль салонного музицирования конца 18 века.
Сейчас прозвучит дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама».
Важнейшую роль в развитии романсовой лирики сыграла русская поэзия. Романс расцвёл на почве романтических высказываний, запечатлённых в произведениях блистательного поколения российских поэтов – Жуковского, Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова, Пушкина, Лермонтова, Тютчева.
В начале 19 века, под влиянием поэзии сформировалось пять основных разновидностей романса:
· Элегия
· Застольная песня
· Баллада
· Национально-характерный романс
· Русская песня.
Русская песня – это особая ветвь романсовой лирики, в которой сплелись черты крестьянской песенности с музыкальной культурой городской среды. Такие романсы представлены в творчестве талантливых музыкантов рубежа 18-19 веков: Алябьева, Варламова, Гурилёва, Булахова.
Романс-русская песня «Что мне жить и тужить» Александра Варламова.
Особое место в творчестве русских композиторов того времени занял образ соловья – крылатого посланца любви, свободолюбивого художника-певца, наиболее ярко воплотившийся в романсах Александра Алябьева «Соловей», «Прощание с соловьём» и других. Свой музыкальный вариант этого образа создал Александр Варламов, который в романсе «Ты не пой, душа-девица» использовал цитату из «Соловья» Алябьева, отдав таким образом дань восхищения и уважения таланту своего старшего современника.
Сейчас мы услышим романс «Ты не пой, душа-девица».
Возвращаясь к роли Глинки как создателя классических образцов русского романса, следует отметить, что, не нарушая привычной типологии жанра, он смело раздвинул его внутренние границы, в каждый романс внёс индивидуальное содержание, в каждом создал свой неповторимый законченный образ.
Романс-элегия «Сомнение» - один из ярких образцов зрелой лирики Глинки. Здесь говорится о сложной борьбе чувств в душе человека, о страстном стремлении к покою и о муках ревности, тревожащей сердце. Музыка выражает эту борьбу, показывает развитие чувств. Но сдержать наплыв чувств невозможно – душевная боль прорывается с огромной силой.
Музыка Михаила Глинки, слова Нестора Кукольника «Сомнение».
Продолжателем достижений Глинки в области камерно-вокальной лирики стал его младший современник Александр Сергеевич Даргомыжский, которым написано около ста произведений этого жанра. Среди них немало романсов и песен, созданных в русле классической вокальной лирики глинкинского направления, но есть и произведения, непосредственно отразившие новый этап в развитии русской музыки и предваряющие достижения композиторов «Могучей кучки». Даргомыжский расширил тематику романса, затронув самые больные общественные темы – социальное неравенство, униженное и бесправно положение «маленького человека».
«Великим учителем правды» называл Даргомыжского Модест Петрович Мусоргский, один из членов балакиревского кружка. Он также, в свою очередь, обогатил жанровую палитру русского романса новыми разновидностями.
В 60-е годы Мусоргский сочинил серию вокальных «народных картинок», словно списанных с реального русского быта. В «картинках» чувствуется влияние критического реализма и творчества Даргомыжского. Ряд романсов Мусоргского относится к сатирическо-юмористической сфере, в некоторых он приравнивает романс к жанру фельетона, памфлета-пародии.
Новое прочтение получил в творчестве Мусоргского и традиционный жанр баллады.
Весной 1874 года в Петербурге открылась выставка работ художника Василия Верещагина, на которой была представлена его знаменитая «туркестанкая серия» полотен, воплотивших суровую правду войны. Одна из картин – «Забытый» - особенно поразила Мусоргского: павший в бою русский солдат лежит, распростёртый, на пустынном поле битвы, забытый всеми, а над ним зловеще кружит чёрная стая стервятников. Под впечатлением этой картины у Мусоргского родился замысел вокальной пьесы, текст для которой взялся написать Голенищев- Кутузов. Авторы расширили и психологически углубили содержание верещагинской картины, возвысив идею народности и усилив социальную остроту её трагического звучания. Это небольшое, но глубоко эмоциональное произведение стало новым, оригинальным прочтением жанра романса. Шекспиром музыки назвал Мусоргского выдающийся русский композитор и музыкальный критик Александр Серов.
Баллада «Забытый».
Развитие жанра романса не закончилось в 20-м веке. Романс продолжает жить, обогащаясь новыми чертами и в наши дни.
|
2:00
3:25
2:15
4:25
1:05
2:00
0:35
4:25
0:50
3:55
2:15
2:40
0:15
|