Методы оценки процесса (Process Assessment Methods)
Существуют методы оценки, которые позволяют получить количественные параметры характеризующие возможности процесса (или зрелости организации, в целом). Например, метод CBA - IPI (CMM - Based Appraisals for Internal Process Improvement – Базовые Оценки Внутренних Процессов Совершенствования) фокусируется на совершенствовании процесса внутри организации. Метод SCE (Software Capability Evaluation – «возможность оценки ПО») касается процессов у подрядчиков. Требования в обоих типах методов оценки отражают практики, которые описаны в стандарте ISO 15504. Эти методы были разработаны для модели CMM-SW. С выходом CMMI (интегрированной модели, объединяющей различные модели CMM), получило развитие новое семейство методов - SCAMPI (Standard CMMI Appraisal Method for Process Improvement – «оценочная методика для совершенствования процессов»). Деятельность, выполняемая в процессе оценки, распределение усилий по соответствующим работам и степень формализации, сопутствующая оценке могут серьезно отличаться, в зависимости от того, направлена ли оценка на совершенствование процессов или проводится в контексте договора подряда. Существует определенная критика моделей, методов (да и самой идеи) оценки. Такая критика, обычно, основана на эмпирической природе оценки, ее субъективности. Однако, по прошествии определенного периода времени, после публикации таких критических материалов, накопились опыт и статистика оценок. Практика индустрии сформировала достаточно четкие доказательства обоснованности современных принципов, моделей и методов оценки.
Измерения в отношении процессов и продуктов (Process and Product Measurement) Очевидно, что применение количественных оценок в программной инженерии может быть достаточно сложным.
Существует ряд фундаментальных аспектов в программной инженерии, лежащих в основе детальных измерений и процессов анализа. Результаты усилий по совершенствованию процессов и продуктов, могут быть оценены только в том случае, если установлены количественные характеристики параметров процессов и продуктов для заданных вех или так называемых «базовых линий» (baseline). Термин baseline обычно используется в контексте управления изменениями, требованиями, конфигурациями для именования временных «срезов» всего комплекса соответствующих активов. Измерения могут проводиться для поддержки инициирования реализации и изменения процессов и для оценки результатов таких работ. Также, измерения могут выполняться и в отношении самих продуктов. Ключевые понятия, термины и методы измерений в приложении к программному обеспечению определены в стандарте ISO 15939 «Software Engineering - Software Measurement Process» и международном словаре метрологии ISO. Там же определен стандартный процесс для измерения характеристик процессов и продуктов.
Измерения в отношении процессов (Process Measurement) Используемый здесь термин «process measurement» – «измерения в отношении процесса» подразумевает сбор, анализ и интерпретацию количественной информации о процессе. Измерения используются для идентификации сильных и слабых сторон процесса и для оценки процесса после того, как он реализован или изменен. Рис.7.2 иллюстрирует важность предположений, делаемых в большинстве программных проектов, в которых процесс непосредственно влияет на результаты проекта. Соответствующий контекст воздействует на связь между процессом и его результатом. Другими словами, это означает, что связь «процесс – результат» находится в зависимости от контекста.
Рис.7.2. Связь между процессом и его результатами
Далеко не каждый процесс обладает положительным влиянием на получаемые результаты. Например, внедрение инспекции получаемого программного обеспечения может сократить усилия и стоимость по тестированию, но может и увеличить время, если каждая инспекция приводит к нарушению расписания просто в силу продолжительности соответствующих инспекционных действий. Поэтому, рекомендуется использовать множество метрических показателей (метрик), по которым оценивается процесс и его результаты, безусловно, в контексте значимых для бизнеса характеристик. Безусловно, определенные усилия должны направляться на решение вопросов правильного использования соответствующего инструментария. Тем не менее, главный ресурс, который нуждается в управлении – это персонал. Поэтому, наиболее важные метрики касаются оценки продуктивности команд и процессов (например, может использоваться оценка функциональных точек, производимых на единицу трудозатрат – «person – effort»), а также, ассоциированного с этим уровня опыта в программной инженерии, в целом, и в отдельных технологиях, в частности. Трудозатраты чаще всего определяются как «человеко-час», «человеко-день» или «человеко-месяц». Результаты процесса могут оцениваться в отношении качества продукта (например, как число сбоев на тысячу строк кода – KLOC, Kilo-Lines of Code или на функциональную точку – FP, Function Point), сопровождаемость (усилия, необходимые для реализации определенного типа изменений), продуктивность (LOC, Lines Of Code или FP за человеко-месяц), время вывода продукции на рынок (time-to-market) или степень удовлетворенности потребителей (по измерениям результатов опросов пользователей). Метод оценки связи между процессом и его «выходом» (результатом) зависит от конкретного контекста, например, масштабов (размеров) организации. Конечно, не только процессы непосредственно влияют на результат проекта. Существуют и другие факторы, играющие не менее важную роль, например, возможности инструментов и потенциал, знания и опыт специалистов. Когда оценивается влияние изменения процессов, такие факторы должны учитываться (например, попытка внедрения развитых, новейших процессов программной инженерии при отсутствии ресурсов или в неподготовленной организационной среде наверняка приведет к краху таких инициатив).
Кроме того, важна степень институализации процессов (process institualization или process fidelity – обыденное следование заданным процессам, внедрение их в повседневную практику работы). Фактор институализации в большинстве случаев объясняет, почему «хорошие» процессы не приводят к желаемому результату, когда процессы полностью или частично остаются лишь на бумаге. Часто довлеет привычка к «старым добрым» процессам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|