Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы оценки процесса (Process Assessment Methods)

Существуют методы оценки, которые позволяют получить количественные параметры характеризующие возможности процесса (или зрелости организации, в целом).  

 Например, метод CBA - IPI (CMM - Based Appraisals for Internal Process Improvement – Базовые Оценки Внутренних Процессов Совершенствования) фокусируется на совершенствовании процесса внутри организации.

  Метод SCE (Software Capability Evaluation – «возможность оценки ПО») касается процессов у подрядчиков.

Требования в обоих типах методов оценки отражают практики, которые описаны в стандарте ISO 15504.

Эти методы были разработаны для модели CMM-SW.                

С выходом CMMI (интегрированной модели, объединяющей различные модели CMM), получило развитие новое семейство методов - SCAMPI (Standard CMMI Appraisal Method for Process Improvement – «оценочная методика для совершенствования процессов»).

Деятельность, выполняемая в процессе оценки, распределение усилий по соответствующим работам и степень формализации, сопутствующая оценке могут серьезно отличаться, в зависимости от того, направлена ли оценка на совершенствование процессов или проводится в контексте договора подряда. 

Существует определенная критика моделей, методов (да и самой идеи) оценки.  Такая критика, обычно, основана на эмпирической природе оценки, ее субъективности.

Однако, по прошествии определенного периода времени, после публикации таких критических материалов, накопились опыт и статистика оценок.

Практика индустрии сформировала достаточно четкие доказательства обоснованности современных принципов, моделей и методов оценки.

 

Измерения в отношении процессов и продуктов (Process and Product Measurement)

Очевидно, что применение количественных оценок в программной инженерии может быть достаточно сложным.   

Существует ряд фундаментальных аспектов в программной инженерии, лежащих в основе детальных измерений и процессов анализа.

Результаты усилий по совершенствованию процессов и продуктов, могут быть оценены только в том случае, если установлены количественные характеристики параметров процессов и продуктов для заданных вех или так называемых «базовых линий» (baseline).

 Термин baseline обычно используется в контексте управления изменениями, требованиями, конфигурациями для именования временных «срезов» всего комплекса соответствующих активов.

Измерения могут проводиться для поддержки инициирования реализации и изменения процессов и для оценки результатов таких работ. Также, измерения могут выполняться и в отношении самих продуктов.

Ключевые понятия, термины и методы измерений в приложении к программному обеспечению определены в стандарте ISO 15939 «Software Engineering - Software Measurement Process» и международном словаре метрологии ISO. Там же определен стандартный процесс для измерения характеристик процессов и продуктов.

 

Измерения в отношении процессов (Process Measurement)

Используемый здесь термин «process measurement» – «измерения в отношении процесса» подразумевает сбор, анализ и интерпретацию количественной информации о процессе. 

Измерения используются для идентификации сильных и слабых сторон процесса и для оценки процесса после того, как он реализован или изменен.

Рис.7.2 иллюстрирует важность предположений, делаемых в большинстве программных проектов, в которых процесс непосредственно влияет на результаты проекта.

Соответствующий контекст воздействует на связь между процессом и его результатом. Другими словами, это означает, что связь «процесс – результат» находится в зависимости от контекста.

 

 

Рис.7.2. Связь между процессом и его результатами

 

Далеко не каждый процесс обладает положительным влиянием на получаемые результаты.

Например, внедрение инспекции получаемого программного обеспечения может сократить усилия и стоимость по тестированию, но может и увеличить время, если каждая инспекция приводит к нарушению расписания просто в силу продолжительности соответствующих инспекционных действий.   

Поэтому, рекомендуется использовать множество метрических показателей (метрик), по которым оценивается процесс и его результаты, безусловно, в контексте значимых для бизнеса характеристик. 

Безусловно, определенные усилия должны направляться на решение вопросов правильного использования соответствующего инструментария.

Тем не менее, главный ресурс, который нуждается в управлении – это персонал. 

Поэтому, наиболее важные метрики касаются оценки продуктивности команд и процессов (например, может использоваться оценка функциональных точек, производимых на единицу трудозатрат – «person – effort»), а также, ассоциированного с этим уровня опыта в программной инженерии, в целом, и в отдельных технологиях, в частности.

 Трудозатраты чаще всего определяются как «человеко-час», «человеко-день» или «человеко-месяц».

Результаты процесса могут оцениваться в отношении качества продукта (например, как число сбоев на тысячу строк кода – KLOC, Kilo-Lines of Code или на функциональную точку – FP, Function Point), сопровождаемость (усилия, необходимые для реализации определенного типа изменений), продуктивность (LOC, Lines Of Code или FP за человеко-месяц), время вывода продукции на рынок (time-to-market) или степень удовлетворенности потребителей (по измерениям результатов опросов пользователей).

 Метод оценки связи между процессом и его «выходом» (результатом) зависит от конкретного контекста, например, масштабов (размеров) организации.

Конечно, не только процессы непосредственно влияют на результат проекта. Существуют и другие факторы, играющие не менее важную роль, например, возможности инструментов и потенциал, знания и опыт специалистов.

Когда оценивается влияние изменения процессов, такие факторы должны учитываться (например, попытка внедрения развитых, новейших процессов программной инженерии при отсутствии ресурсов или в неподготовленной организационной среде наверняка приведет к краху таких инициатив).

Кроме того, важна степень институализации процессов (process institualization или process fidelity – обыденное следование заданным процессам, внедрение их в повседневную практику работы).

Фактор институализации в большинстве случаев объясняет, почему «хорошие» процессы не приводят к желаемому результату, когда процессы полностью или частично остаются лишь на бумаге. Часто довлеет привычка к «старым добрым» процессам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...