Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ознакомление с устройством инструментов и приспособлений




 

На занятиях в мастерских учащиеся изучают устройство и правила применения в работе режущего, измерительного инструментов и приспособлений. Необходимые знания и умения накапливаются у ребят при изучении конкретных инструментов, но необходимо стремиться к тому, чтобы со временем эти знания и умения стали обобщенными и использовались для формирования таких важных для современного производства качеств человека, как творческое отношение к труду, умение критически анализировать существующие условия труда и т.д.

При обучении операции строгания достаточно познакомить учащихся с приемами работы рубанком и шерхебелем. Однако известно, что для строгания применяются и другие инструменты в зависимости от того, какого профиля и какой точности требуется получить поверхность обрабатываемой детали. Сопоставление конструкций рубанка, фуганка, шерхебеля и других инструментов содействует развитию технического мышления учащихся, будет показывать им, что, изменяя конструкцию инструментов, можно лучше и быстрее выполнить работу.

Если такое сопоставление проводить на протяжении всего обучения в мастерских, то у ребят воспитывается стремление отнестись творчески к конструкции существующего режущего инструмента и усовершенствовать его. Не беда, если попытки учащихся не завершаются на этом этапе успехом. Главное - заложить основу. Результаты станут заметными в старших классах.

Чтобы сопоставление конструкции инструментов проходило при активном участии учащихся, я провожу беседу. Сначала рассказываю об операции строгания и знакомлю с устройством рубанка. При этом режущую часть железки сравниваю с зубом пилы, чтобы они еще раз убедились, что все режущие инструменты имеют одинаковую форму режущей части. После этого привожу примеры, когда рубанок нельзя использовать. «Как быть?» - спрашиваю и помогаю учащимся прийти к выводу, что необходимо изменить конструкцию рубанка, приспособив его к условиям работы.

Используя такой прием ознакомления с инструментом, можно добиться, чтобы учащиеся, работая только рубанком и шерхебелем, имели представление об операции строгания в целом. Если они встретят когда-нибудь незнакомый инструмент, который применяется для строгания, они поймут, что это разновидность рубанка.

Рассматривая процесс резания металлов, я обобщаю знания и умения учащихся. В начальных классах ребятам приходилось резать ножницами бумагу, картон, ткань. Поэтому я, показывая ножницы для резания металлов, предлагаю определить, чем они отличаются от уже известного им подобного инструмента. Обычно учащиеся обращают внимание на то, что эти ножницы более массивны, что ручки у них длиннее. Спрашиваю, чем это обусловлено. Многие из ребят объясняют это тем, что металл труднее резать. Мнение учащихся подтверждается, когда они начинают работать. В конце урока обращаю внимание детей на то, что у рычажных ножниц ручка еще длиннее и резать металл ими легче. Учащиеся убеждаются в этом, когда я демонстрирую резание двухмиллиметровой стальной полосы.

«Только ли таким путем можно облегчить процесс резания?» - спрашиваю и напоминаю учащимся, что они уже знакомились с заменой ручной правки и гибки машинной: «Можно ли резание вручную заменить резанием машинным?»

Ребята отвечают, что можно. Однако подавляющему большинству из них не приходилось видеть механических ножниц. Поэтому я показываю на таблице принципиальную схему работы таких ножниц.

Объясняя различные работы с проволокой, можно дать несложное задание для развития технического мышления. Показав плоскогубцы, рассказываю о их назначении и устройстве. После практической работы с применением плоскогубцев даю учащимся круглогубцы и предлагаю самостоятельно изучить их конструкцию, сравнить с конструкцией плоскогубцев и сказать, для выполнения каких операций они предназначены. Такие задания поощряют учащихся к использованию своих знаний и содействуют развитию их технического мышления.

Чрезвычайно большое значение для выполнения практических работ имеет ознакомление учащихся с приспособлениями для обработки древесины и металлов. С простейшими приспособлениями учащиеся встречаются начиная с 5 класса. Так в процессе работы с проволокой ребята используют оправки. Эти приспособления дают возможность ознакомить их с конкретным примером облегчения труда людей с помощью простых механизмов. Вместе с тем эти приспособления настолько просты, что внимание учащихся удается сосредоточить на самом процессе гибки. На этом этапе обучения основная задача состоит в том, чтобы дать детям представление о влиянии приспособлений на производительность труда.

Начиная работы с жестью и проволокой, я во всех случаях, когда это возможно, демонстрирую учащимся применение приспособлений, а в 8-9 классах даю задание для самостоятельной разработки несложных приспособлений.

На занятиях в мастерских ребята встречаются с различными приспособлениями: шаблонами для разметки, оправками для изготовления пружин из проволоки, стуслом, рамками для опиливания пакетов листовой стали, струбцинами и т.д. Следует обобщать опыт учащихся, обновляя в их памяти преимущества использования того или иного приспособления.

Учащиеся должны, например, усвоить, что при использовании шаблонов значительно упрощается разметка, а применяя стусло, можно обеспечить более точное разрезание заготовки и т.д.

Благоприятные условия для расширения представлений учащихся о приспособлениях создаются во время экскурсий, особенно на предприятия серийного и массового производства, а так же можно использовать информацию из интернета, где, каждому учащемуся даю задание описать устройство одного из приспособлений, выясняют, какие преимущества в работе оно обеспечивает, либо продумывают, какие из приспособлений можно было бы применять в школьных мастерских.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...