Редактирование в процессе коммуникации.
Редактирование- проффесиональный анализ рукописи,установление степени соответствия содержания и формы назначеия, прогноз воздействия на аудит., выроботка представлений о результате работы и соответствующие исправление недостат. Редактор готовит текст и несет за него ответственность. Его задача не только следить за стилем и ошибками, но и за смыслом. За тем как выражается мысль. Однако, любое улучшение текста осуществ. Через исправление литерат.формы, отсюда и термин литературное редактирование, хотя оно подразумевает комплексный анализ рукописи, совершенствование формы. Литерат. Редактирование служит улучшению формы рукописи, по этому Р должен уметь смотреть со стороны. ЛР опирается на положение жанра, лингвистики, практич.стил. теории литератур, формата логики и др. На основе их разработаны рекомендации, проф.приемы работы с произведением. 1.2редактирование в ком-ции. Схема массовой ком-ции: автор текст читатель Редактор Общение автора и читателя опосредованно во времени. Редактор выступает в роли посредника и при подготовке материала выполняет задачи: 1-оценивает текст с точки зрения соответствия цели написания(на сколько интересен, достоин и тд) 2-выявить достоинства и недостатки текста, проверить точность и достоверность фактов 3-оценить собственные литер.качества текста
РЕДАКТОР И АВТОР. основы проф.общения Работа Р и А связана со многими этическими проблемами. Р имеет право вносить коррективы в авторский текст, такое вмешательство совершается ели автор и Р работают сообща, но чаще всего Р сам готовит текст к публикации. Автор должен быть ознакомлен с выправленным вариантом. Авторская концепция должна учитывать цели, политику издания, проф.нормы деятельности СМИ (нельзя публиковать гос.тайны,ложь и т.д.). Замечания и исправления должны учитывать позицию автора.
РЕДАКТОР И ЧИТАТЕЛЬ. Р не контактирует с читателем, но должен представлять себе его интересы. Его уровень знаний и т.д. Без этого нельзя представить как будет воспринят текст. Очень важен факт первоначального восприятия текста – если хоть одному человеку не понятно прочитанное с первого раза, то оно будет не понятно многим. Р должен уважать свою аудиторию и соблюдать этические нормы общения. Нужно учитывать особенности псих.восприятия: кто-то только просматривает тексты. Р должен следить за смысловыми акцентами восприятия. РЕДАКТОР И ТЕКСТ. Критерии анализа речевого поведения – раздел посвященный работе над рукописью. Последовательность редакторских действий: Знакомство с текстом. Постановка задач редактирования (соблюдены ли параметры: объем, жанр, тематика, достоинства и недостатки) ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ. Ознакомление с текстом вцелом. Стиль, цель, композиция, содержание. Не начинайте правку не дочитав до конца. В любой части может быть фактическая неточность. Установка на возможную ошибку. Править только после того, как поняли в чем порок текста и как его исправить. Исправляя ошибку, помни часть текста – часть целого. Не задерживайся на трудных местах. Ограничься минимальными исправлениями. Коммуникативные особенности редактирования. Требуют внимания от Р к тем приемам, которыми достигается контакт с Ч. Предметы вмешательства в текст сложная не только филологическая но и этическая проблема. Нельзя подавлять личность. Нельзя демонстрировать власть. ТЕКСТ КАК ПРЕДМЕТ РАБОТЫ РЕДАКТОА (Р). Текст – мысль облаченная в речевую форму для выражения опр.смысла. - связное речевое высказывание, но не по любому поводу, а с характерными для него стойким смысловым единством.
В теории текста выявлены его основные хар-ки, из которых для теории редактирования самое гл. значение имеют: целостность, связность, информативность, закрепленность в опр.знаковой системе. Понимание серии этих характеристик очень важно. Пренебрежение ими сказывается на работе, приведет к редакторской близорукости. ЦЕЛОСТНОСТЬ обеспечивается смысловой нитью, которая должна проходить через весь текст. Поэтому первоочередная задача Р – выявить есть ли она. Стремясь к целостному не следует забывать о частном и наоборот. Целостность текста достигается единством замыла. Точностью построения, ясностью логического построения, единством стилистически недопустипым смысловые скважины. СВЯЗНОСТЬ – одно из главных условий его целостности. Чтобы понять текст- недостаточно понять значение каждой отдельной фразы, ведь каждая несет значение предыдущей. Текст прерывест. ЗАКРЕПЛЕННОСТЬ – важнейшее качество письменной речи, данное преимущество перед истиной. ИНФОРМАТИВНОСТЬ. В журналистике понятие инф-ти включает не только сообщение сведений но и их актуальность. Публикации СМИ предназначены для широкой аудитории. Отрезки текста могут содержать разную по програматическому назначению информацию. Чаще это о событиях, которые происходили, происходят и будут происходить. Информация извлекается из всего когда нужно выявить авторскую точку зрения. В тексте инф-ция располагается не равномерно по степени насыщенности по мере новизны различают инф-цию: ключевую, уточняющую, дополнительную, повторную, нулевую. Ключевая инф-ция – уникальное сообщение или новость. Уточняющая – свзана с единицами текста, несет конкретную инф-цию. Дополнительная – не связана с единицами текста. Появляется новая тема. Повторная инф-ция не содержит новость, а лишь повторяет ее сведения. Нулевая инф-ция – речевые отрезки, лишенные инф-ции, оговорки, пустые слова.
ВИДЫ ПРАВКИ ТЕКСТА. МЕТОДИКА РЕДАКТОРСКОГО АНАЛИЗА. Виды редакторского чтения. Правка текста нужна для того, чтобы устранить погрешности авторской правки, добиться ясности и четкости формулировки, проверить фактический материал, устранить шероховатости языка и стиля.
Три вида чтения: ознакомительное, углубленное, шлифовочное. Ознакомительное- обычный текст не правиться, делаются лишь карандашные пометки, касающиеся грубых лексических, логических и т.д. ошибок. Сосредоточить внимание на идеи, манере и тд. Оценить текст как целое. Ознакомительное чтение –быстро,обычные тренеровки помогут ускорить скорость проверки. Углубленное чтение- внимание направленно на восприятие каждого слова, знака текста. Постижение смысла начинается с постижения внешних форм,а заканчивается включением смыслового контроля. Читая тексты по частям нужно контролировать значение каждой части. Шлифовочное чтение- завершающий этап работы. Проверка единообразия написания фамилий имен, названий, цифры. Оценка целого и каждой детали. виды правки. Правка текста нужна для того, чтобы устранить погрешности оставшиеся после авторской обработки. 4 вида правки: 1-правка вычетка- самостоятельный вид редакторской обработки, отличается от корректорской. Применяется при подготовке выпуска переизданий. (офиц.материалов, произведений классиков,истор.документов). При подготовке внимательно прочитать, изменить номер издания, главы, год издания, фамилии. 2- правка сокращение – применяется когда по тем или иным причинам нужно сократить объем текста без ущерба для его содержание. Сокращению подвергаются тексты, содержащие длинноты, повторы, мелкие факты, ненужные подробности и т.д. сокращаются материалы для справочников, энциклопедий. При сокращении Р не должно покидать чувство меры, чтобы не обеднить текст. 3- правка обработка – применяется широко. Используется весь комплекс операций: уточняются фактические данные, исправляются композиционные недочеты, логические неувязки, языковые правки. Серьезные исправления нужно согласовывать с автором. 4- правка переделка- чаще используется в отделе писем. Применяется к рукописям тех авторов, которые не владеют литературным языком. переделывая материал следует сохранить дух, тональность текста и т.д.
На практике редко применяются один из видов правки. При подготовке к печати мы наблюдаем сочетание методик. Редакторская работа не терпит трафаретов. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА. ЛОГИКА ИЗЛОЖЕНИЯ Для журналиста логика такой же современный инструмент, которым нужно владеть. Каждому Р важно воспитать в себе способность проф-но оценивать текст с логической стороны. Следует четко представлять роль логических связей в тексте, владеть приемами и методами логического анализа. Приемы и анализы текста с логической стороны. Логический анализ текста необходим на всех стадиях. Он основан на мысленном делении всего текста на части, на исследование связей между этими частями и между частями внутри каждого высказывания. Чтобы определить основные смысловые звенья текста, уже при первом знакомстве надо обратить внимание на то, каким образом части связаны друг с другом: союзы, союзные слова, знаки препинания. Неточные употребления союзов ибо, так как, потому – верный признак нелогичности мышления. Надо владеть техникой свертывания содержаний до очень простых, выраженных одним предложением. ЗАКОНЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Закон ТОЖДЕСТВА. Каждая мысль при повторении должна иметь одно и тоже определенное устойчивое содержание (предмет рассуждение не может произвольно меняться, а понятие подменяться и смениваться). иначе терминология будет не точной, соскальзывания с темы, штампы, сбивчивость изложения. Закон ПРОТИВОРЕЧИЯ. Не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно то же время, в одном и том же отношении. Причиной противоречия может быть сбивчивость мышления, недостаточно осведомленность. Закон имеет силу во всех областях знаний. - противоречия бывают контактными и дистантными. Контактные существуют в пределах первой фразы и соседней. Дистанстные разделены текстом. - неявные противоречия -неполные противоречия Закон ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО. Из двух противоречивых высказываний в одном и том же отношении одно непременно истинно «третьего не дано». Обеспечивает связность, непротиворечивость мыслей. Непременное условие соблюдение высказывания должны противоречить друг другу. Закон ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ. Каждая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями истинность которых доказана- соблюдение этого закона достигается обоснованность мышления. При любом рассуждение все должно быть связано.
РАБОТА РЕДАКТОРА С ФАКТИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ. Фактический материал – соответствующий действительности (имена людей, геогрф.факты, цифровые данные). Прежде чем что-либо написать журналист узнает фактический материал, любая неточность в жур.тексте – неприемлема. Поэтому важно достоверность инф-ции. Задача Р – проверить весь фак.материал. Цитаты должны быть абсолютно точными.
Цитаты бывают косвенные и аллюзийные. Два золотых правила работы с фактами Если не знаешь, не пиши. То что можно опустить, опусти. А остальное проверяй досконально. Существуют приемы помогающие найти неточности – конкретизация; суть в том, чтобы наглядно представить себе наглядные возможности. Сопоставление фактов по смыслу. Предоставление цифр в тексте. Особое внимание требуют числа от 1 до 9 – пишется словом, если нет при них единиц измерения и они в косвенном падеже. Словом мы пишем при сочетании нескольких цифровых обозначений (семнадцать 19-летний). Если с 1000 то буквенно цифровое обозначение (3тыс. 5 млн.) ОФОРМЛЕНИЕ ЦИФР В ТЕКСТЕ. ПРИНЦИП СОПОСТАВИМОСТИ. Работая с цифр.материалом Р должен помнить о сопоставимости цифр Связанные цифры нужно представлять в одних единицах измерения Если есть относительные величины (проценты), то нужно проверить абсолютную величину Если дается промежуточный состав чего-либо, то Р должен убедиться, что в сумме 100%. Работа Р со статистикой имеют свою специфику с проверкой цифр. Как метод внутритекствой обработки используется группировка данных на основе хронологического убывания, возрастания цифр. Расположение материала в последовательности способны илюстирировать динамику явления. Таблицы и выводы как способы оформления данных. Большое количество статистических данных перегружает текст и перегружать ими нельзя. Существуют спец.требования к оформлению таблиц. Классическая таблица состоит из нескольких частей: Тематический заголовок Левая часть – боковые Горизантально-верхняя – головка Столбы – графка Таблицы разделяются по целям (сведений, валют, спорт, соревнования) Задача Р – проверить правильность данных. Сведения должны быть по алфавиту во временной последовательности. Цитаты как вид фак.материала. Цитата – включение чужой речи. Цитаты бывают прямые, косвенные, аллюзийные. Прямая цитата – дословное воспроизведение чужого текста. Косвенная- передача чужого текста своими словами Аллюзийная – переиначенный хорошо известный текст. Начиная работу с цитатой Р оценивает место и назначение в тексте и уместность. Р проверяет точность цитирования. Правило работы: Не полагаться на память, а проверять все. Текст бывает точным, но искажающим авторскую мысль. Искажение смысла связано с: Произвольным выбором цитаты Частную цитату используют с обобщением В цитате есть пропуски. Чтобы выявить искажение смысла Р должен восстановит цитату, проверить контекст первоисточника. РАБОТА РЕДАКТОРА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ РУКОПИСИ. Построение лит.текста С чего следует начинать Р? Это зависит от содержания, цели и т.д. Р Обычно начинать редактирование с устранения ошибок. Совершенствование конструкций лит.произведения – это первый этап редактирования. Законы композиции. Последовательность должна быть мотивираванной. Части соразмерны. Приемы композиции по характеру произведения. !!! Прочность конструкции достигается четким выделением проблемы следует отобрать необходимое и следует отказаться от лишнего, гармоничность сочетания частей. Принято различать композицию худ. Произведения в основу которого сюжет и нехуд.в основе которого план. Понятия композиции шире понятия сюжет. оно помогает оценить замысел автора во всем своеобразии. Четкость построения – необходимое требование. Анализ структуры лит.произведения. Материалы МИ не велики по объему. Целостность темы должна быть очевидной, границы частей материала четко определены. Деление текста на части – процесс не механический. В условиях газетной полосы. В качестве структурной единицы – название рубрик, части текста и т.д. Роль зрительных сигналов очень важна. Недостатки композиции: Отход от темы. Неудачное выбранное расположение частей. Неоправданное налепление последовательности части Несоразмерность частей. Непрочность связей Нечеткость композиционных рамок Неудачный заголовок. Требования к композиции текстов Выбор композиции зависит от темы идеи Последовательность изложения, отсутствие перескоков Ход изложения от известного к неизвестному Соразмерность Четкость Элементы композиции. В ком-ции принято различать несколько частей Вступление – ввод в курс дела Основа частей – развитие проблемы Заключение – подвод итогов. Рамочные элементы – заголовки, подзаголовки, в рекламе – слоган (основная ударная часть текста). эхо – фраза, комментирующая слово. Функции рамочных элементов. Для обозначения рамок текста. Для привлечения внимания.
Композиционные приемы. Лирическое отступление Фразы – скрепы (во-первых, кроме того) Существуют схемы построения коротких инф-ных заметок. События свершившееся – рассказ о том, как происходило событие. Подробности. Объяснения события. Событие свершившееся – завершенное. Характеристика значения события перспективы. Событие происходящее в опр.момент. Конкретизация. Описание деталей. Значение. Перспективы. Перечисление мер применяемых в данный момент. Следование схемам способствует передачи инф-ции в чистом виде. РАБОТА РЕДАКТОРА НАД ТЕКСТАМИ РАЗЛИЧНЫМИ ПО СПОСОБУ ИЗЛОЖЕНИЯ. ПОВЕСТВОВАНИЕ – самый распространенный способ изложения. Простота повествования обманчива. Всякое повествование нужно уметь построить. Для этого необходимо Правильно выбрать событие, которое станет узлами повествования. Но не достаточно их перечислить. Нужно дать представление как происходила их смена. Повествование должно иметь свой ритм свою интонацию. Чем оно точнее и продуманнее, тем проще оно выглядит. Временная последовательность Локанизм Глаголы- передающие динамику действия Стройность построения. Попытки механически упростить повествование никогда не дают успеха. Способы повествования Эпический – обобщенные рассказ о событиях свершившихся, о результате действия. Сценический – события наглядно, смысл раскрывается через действие. Закономерен при образном изложении событий. ПОЗИЦИЯ АВТОРА, Его речь. За повествование должно вставать лицо автора. Слышаться его голос. Р должен проследить чтобы повествование от автора в полной мере выполнило свои функции. Биографическое повествование сочетает несколько повествовательных планов:повествование о фактах биографии героя и фактах окруж.действительности. СПОСОБЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ. Описание. Работа над описательным текстом. Подразумевает свежесть впечатлений. В повествовательных текстах для передачи движения важна цепочка глаголов. То описательных текстах указание на признака предметов их деталей. Важна подчеркнутость единого времнного плана- главная черта структуры описательных текстов. Задача – перечислить признаки, отнесенные к опр. Моменту. Описание бывает динамическое и статическое в зависимости от состояния предмета. Динамичность достигается четко выраженным параллелизмом. Искусство описание- искусство деталей. Деталь в описании художником она ценна неожиданностью. Приемы описательного текста Автор призывает увидеть особенности вместе с ним. Сравнение с логической точностью Создание общей картины целого Информационное описание. Задача – выявить родовые признаки. Последовательность предопределена, логически обоснована. Потому что цель – дать новое знание. Сообщение – это очень хороший текст, описывающий новость (что?где?когда? почему?как?). Иногда за событием идет краткая предыстория. РАБОТА РЕДАКТОРА НАД ТЕМАМИ РАССУЖДЕНИЙ. Главное установить связь между явлениями. Обобщить, сделать вывод. Рассуждения – процесс выведения нового знания. Важна логическая строгость суждения и точность логической связи между ними. Логическая структура – цепь сведений, относящаяся к первому и идут к один за другим т.о., что из предшествующих вытекают другие и в результате получается ответ на вопрос. Синтаксическая структура – прозаическая строфа с цепной связью. В рассуждения входит посылка, точно сформулированная мысль, основная часть – цепь умозаключений. Опережающих операций и мыслей, приводящих к новому суждению, вывод вытекающих из хода рассуждений. Виды рассуждений Рассуждение – доказательство. В процессе его истинность первого суждения обосновывается при помощи других суждений. Основные части: тезис – аргументы- вывод. Док-ва могут быть применимы косвенно и опровержениями. Правило – тезис и аргументы должны быть суждениями ясными и точно определенными. Доводы не должны противоречить друг другу. Не должна происходить подмена тезиса. Аргументы должны быть истинными и обоснованными. Рассуждение –опровержение. Отличается целью целью, смысловыми связями элементов. Цель-доказать несостоятельность тезиса. Для этого вводится антитезис –и далее доказывается. Опровержение строится –ложный тезис, затем истинный антитезис – затем аргументы истинности антитезиса. Работа над рассуждением требует сосредоточенности, систематичности. Важно определить нужно ли рассуждение. Встречаются мнимые рассуждения о банальности руссуждения: Митинг 1 – английское слово meeting означает встреча, конференция или заседание. 2- организованные протест с участием большой массы людей или группы людей, несогласных с каким-либо решением и отстаивающим противоположным мнением. Определение – способ изложения, цель которого раскрыть содержание какого-либо понятия путем перечисление наиболее существенных признаков. Выяснено, что эти признаки должны быть установлены, доказаны и общепризнанны. Состоит из двух частей – понятие или слово и определяющая часть, которая его толкует. Бывает трех видов: 1.Регистрирующий 2. Уточняющий 3.Учереждающий
В тексте используется понятие неизвестное читателю, но употребляющееся в общем смысле. В ситуациях, когда нужно допояснить общепринятое понятие или трактовать его по своему. В тех случаях когда формируется новое понятие впервые фиксируются признаки нового понятие. ОБЪЯСНЕНИЕ. Понятия могут быть сложным и непонятными аудитории, тогда используются не определения, а объяснения. Объяснения – олитературенные разновидности определения. Набор средств – объяснений неограничен. На ряду с существенными признаками автор может приводит просто интересные. Наиболее частый способ объяснения добавление к реальному опр-нию интересных деталей, авторская форма с интонацией. Редактирование опр-ний и об-ний нужно выявить не слова, которые нужно истолковать. Следует заменить все малоизвестные понятия. Нельзя перегружать текст. Обязан проверить по словарям фактическую правильность понятий. Обрати внимание малоизвестные имена собственности.
ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ РАБОТЫ РЕДАКТОРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ТЕКСТА.
Текст (от лат. textus — ткань, связь, соединение) — это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически. Все предложения в тексте связаны общей темой, которая может быть заявлена уже в первом предложении. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов. Например: Несколько дней лил не переставая холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу. Был конец ноября — самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная дождевая вода хлестала в окна. Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал — ни дед Митрий, ни лесничий. В тексте разворачивается тема холодного осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает (выделены ключевые слова, обеспечивающие смысловое единство текста).
Смысловые отношения между предложениями текста Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями: соединительными, пояснительными, противительными, временными, условными, причинными, целевыми, уступительными, сопоставительными, изъяснительными и др. (эти типы во многом аналогичны отношениям между частями сложного предложения). Например: Чаще всего подарки посылались им [Чеховым] в виде сюрпризов по почте, причем почти в каждом сюрпризе сказывалось его зоркое внимание ко вкусам и потребностям разных людей. Таганрогскому доктору Давиду Гордону для его «водолечебной» приемной он послал из Москвы картину; Линтваревым, жителям деревни, — новейший патентованный плуг; иркутскому школьнику Нике Никитину — карту Забайкалья; Максиму Горькому — карманные часы — первое и второе предложения текста связаны пояснительными отношениями (между ними можно вставить а именно).
Средства связи между предложениями текста Выделяются следующие средства связи между предложениями текста: Лексические: повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической группы (например: стадион, трибуны, болельщики, судья, вратарь и т.п.). Морфологические: замена существительных и др. частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме (вид и время), наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т.п. Синтаксические: наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений и т.п. Стилистические: использование слов, принадлежащих к одному стилю (например, термины в учебных пособиях), тропов и стилистических фигур и т.п. Интонационные: длина фразы, темп речи, интонация и т.п. Графические: знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения. Виды связи между предложениями в тексте Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи: параллельная; цепная.
При параллельной связи предложения содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий. Например: Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков. В приведенном примере первое предложение содержит тему (буря над Петербургом). Все последующие однотипно построенные предложения раскрывают эту тему. Все глаголы употреблены в форме прошедшего времени. Цепная связь — это такой вид связи, при котором каждое последующее предложение является продолжением предыдущего и подготавливает последующее. Например: Я увидел узкую улицу, уходящую в горы. Ее во всю длину перекрывал глухой, почти черный навес из виноградных лоз, растянутых на жердях. Большие зрелые кисти винограда висели низко над улицей. Под ними шел ослик с фонариком на шее. Фонарик был электрический и светил очень сильно.
Типы текста (типы речи) В зависимости от содержания традиционно выделяются следующие основные смысловые (функциональные) типы текстов: описание; повествование; рассуждение. Описание — это смысловой тип речи, в котором перечисляются признаки, свойства какого-либо предмета или явления. По объекту описания можно выделить описание места, описание состояния, описание предмета. Повествование — это смысловой тип речи, в котором рассказывается о событиях, разворачивающихся во времени. Повествование дает представление о развитии событий, их последовательности. Этот тип речи акцентирует внимание на активных действиях, выраженных глаголами. Текст передает активную смену событий, поэтапную смену явлений. С точки зрения композиции в повествовании выделяют: экспозицию — обстановку, предшествующую действию; завязку — начало развития действия; развитие действия; развязку — окончание действия. Рассуждение — это смысловой тип речи, в котором последовательно излагается ряд мыслей на какую-либо тему, приводятся суждения, разъяснения, доказательства. В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части: тезис — мысль, нуждающаяся в доказательстве; аргументы — факты, примеры, высказывания, доказывающие или опровергающие тезис; вывод — общий итог, заключение по поводу тезиса.
Рассуждение бывает трех типов: доказательство, объяснение, размышление. В рассуждении «говорится обычно о вещах отвлеченных, не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях о нем, о понятиях, чувствах, оценках чего бы то ни было (говорим не о том, что видим, а о том, что знаем, о чем думаем)» (см. таблицу). В пределах конкретного текста могут сочетаться различные функциональные типы. Так, в художественных текстах повествование обычно сопровождается описанием, а в публицистических — рассуждением. Например: В то же лето у того же колодца [Репин] чуть не изгнал из «Пенатов» одну назойливую и скудоумную женщину, которая привела к нему своего семилетнего сына в качестве жаждущего его похвал вундеркинда. Вундеркинд был угрюмый мальчишка, одетый, несмотря на жару, в бархатный, золотистого цвета костюм. Мать в разговоре со мной объявила его «будущим Репиным» — повествование (предл. 1, 3) сочетается с описанием (предл. 2).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|