Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идейно-теоретические источники творчества.

Социологические взгляды Г.Тарда (Tarde) (1843-1904). Теория подражания

Жан Габриель Тард известный французский социолог. Его часто называют основателем психологического направления в европейской и французской социологии и родоначальником социальной психологии. Во Франции он получил также известность как крупный криминолог, имевшего практику судебного следователя. Г.Тард одним из первых (в 1881 г.) предложил использовать социально-психологический подход к построению науки уголовного права, доказывал необходимость применения «психологического метода» в политической экономии, праве, политике, антропологии.

Идейно-теоретические источники творчества.

- Ч. Ламброзо - анатомические признаки преступников.

- Курно – ориентация на изучение точных наук.

- Учение Лейбница о монадах, что такое общество.

- О.Конт,

- Г.Спенсер,

- Вормс,

- Литтре,

- Дж.Ст.Милль,

- Рибо,

- Ренувье и др.

- Н.В.Новиков и Н.К.Михайловский - феномен подражания.

Сфера научных интересов. философия права, криминалистика, антропология, социальная психология, исследования в области антропологии, языка, логики, культуры, социологии, статистики.

В области социологического знания Тарду принадлежит работа в области изучения феномена подражания, как одного из факторов определяющих процесс функционирования социальной системы. Тард был одним из первых, кто представил анализ процесса формирования общественного сознания и общественного мнения, вскрыв при этом механизм передачи информации в массовое сознание, он был пионером в изучении массовых коммуникаций.

Основные работы и публикации. Первые монографии Тарда «Сравнительная преступность», «Философия наказания» многочисленные статьи по криминологии и пенологии появились в 80-е годы XIX, они и сделали Тарда популярным автором. Главными социологическими работами явились монографии — «Законы подражания», 1890г. (рус. изд. СПб. 1892); «Социальная логика», 1895г. (рус. изд. СПб, 1901), «Всеобщее противостояние», 1897. Основные теоретико-методологические принципы Тард изложил своей известной работе «Социальные законы» (1898).

Основные понятия: Изобретение, инновация, имитация, оппозиция, логические и экстралогические средства распространения информации, индикаторы, иерархия престижа, интерментальное сознание.

 

Понятие общества. Предмет и задачи и методы социологии.

Общество - продукт взаимодействия индивидов, а основу общественного развития всех социальных процессов составляют межиндивидуальные или «интериндивидуальные» отношения людей, основанные на подражании.

Познание этих феноменов и является основной задачей социологии. Социология должна изучать законы подражания, рассматривая психологию в качестве базиса социологии.

Важность психологии, определяется тем, что она изучает происхождение сознательных отношений между несколькими, прежде всего, между двумя индивидуумами. Разнообразные группировки и комбинации этих основных социальных фактов и образуют затем так называемые простые социальные явления, состав­ляющие необходимую основу всех социальных отношений.

Общественный прогресс Тард связывал больше с появлением, распространением открытий (новаций) и изобретений, возникающих вследствие индивидуальной инициативы. Но изобретения не будут играть роли, если они не получат распространения, т.е. им не будут подражать, а благодаря подражанию, будь то обычай, традиция или мода происходит отбор и внедрение открытия в социальную жизнь. Таким образом, знание, новая информация и их распространения благодаря подражанию обеспечивает прогрессивное развитие общества.

Социология может и должна использовать общенаучные методы, такие, как индукция, анализ и гипотеза, но основной метод, необходимый социологии – это «психологический». Другие методы, которые используются в смежных науках - сравнительный или сопоставительный и классификационный.

Социология, изучая общественные явления должна использовать данные других наук, таких как этнология, лингвистика, археология, история, политическая экономия и др. она в своем анализе применяет и методы, используемые этими науками. Это описательный, статистический методы, позволяющие обнаружить динамику (возрастание или падение) исторических явлений. Археологический и исторический методы также необходимы социологии. Большое значение Тард придавал эмпирическим методам.

Архео­логический метод основан на анализе исторических документов он позволяет выявить динамику и этапы распространения конкретных нововведений и образцов. Статистический метод ис­пользуется для сбора информации о текущих процессах подра­жания путем обсчета сходных подражательных актов.

Теория подражания. Тремя основными социальными процес­сами (универсальными законами) являются: повторение (подражание), противоположение (оппозиция) (Результат противодействия сторонников разных изобретений), приспособление (адаптация).

«Универсальные» социологические и психологические законы - «законы подражания». Основной движущей силой исторического процесса, является неодолимое психическое стремление людей к подражанию, поэтому все основные акты общественной жизни со­вершаются под влиянием примера и всякое социальное явление имеет постоянно подражательный характер, «законы подражания» присущи человеческому обществу на всех этапах его существования и свойственны исключи­тельно соц. явлениям.

Подражание существует уже в индиви­дуальном сознании, в том, что человек с помощью памяти и привычки воспроизводит сам себя, либо повторяет свое прошлое. В процессе взаимодействия двух или более людей подражание становится главным механизмом формирования социального поведения.

Закономерности подражания:

  • Направленность к бесконечному распространению;
  • Движение от внутреннего к внешнему;
  • Переход от одностороннего ко взаимному.

Три основных типа подражания:

  • взаимное подра­жание (или подражание другому);
  • подражание самому себе (привычка);
  • подражание обычаям, образцам и идеалу (мода).

Одна из основных задач социологии - изучение социального («межумственного» или интерментального) взаимодействия.

Из множества открытий лишь немногие принимаются и широко распространяются в обществе. Внедряются в общественную жизнь те изобретения, которые вызывают подражание, согласуется с типичными чертами данного общества. Наиболее эффективные изобретения успешно распространяются. Нововведения, не отвечающие указанным требованиям, встречают со стороны общества сопротивление или «оппозицию».

Общественное развитие и общественный прогресс Тард связывает с деятельностью отдельных людей, которые изобретают что-то новое, затем путем подражания, массы закрепляют это новое. Оппозиция и социальные конфликты объясняются им различными направлениями подража­ния, что аналогично противоречиям в сознании отдельного индивида, когда он колеблется, принять или отвергнуть ему новый образец, новый обычай, новую идею или новый поступок. Тард рисует процесс распространения новшеств путем подражания в виде концентрических кругов, расходящихся от центра.

Круг подражания имеет тенденцию бесконечно рас­ширяться, пока не натыкается на встречную волну, исходящую из другого центра. Встречные потоки подражания вступают в единоборство, это ведет к тому, что повторение сменяется оппозицией, и начинается «логическая дуэль» подражаний, затем оппозицию сменяет новая адаптация, и весь цикл социальных процессов возобновляется. Примерами тому могут быть любые конфликты: от теоретического спора до войны.

Таким образом, законы подражания представляются так:

  1. Поток заимствований проходит три стадии:

a. медленное распространение, которое сопровождается процессом борьбы с существующим сопротивлением или непониманием со стороны общества;

b. быстрый рост в геометрической прогрессии;

c. переход к норме.

  1. Младшие подражают старшим, низшие – высшим, «низы» - «верхам», последователи – лидеру, что в целом зависит от иерархии престижа.
  2. Подражание распространяется от внутреннего к внешнему, от центра к периферии, от столицы к провинции.

Механизм социального приспособления определяется взаимным приспособлением двух людей через диалог, разговор и, соответственно, через психическое взаимодействие.

Полагая, что классовая борьба является отступле­нием от правил «нормальной жизни», а основой межклассовых отношений должна быть не борьба, а сотрудничество, Тард рекомендовал «низшему классу» осуществлять восхождение по ступеням общественной иерархии путем абсолютного подражания «высшему классу», что соответствует общей тенденции интеллектуальной социализации общества.

Попытка свести все социальные процессы к подражанию вы­зывала критику со стороны многих современников Г. Тарда, на­пример, В. Вундта, Э. Дюркгейма и др. Объяснение всего многообразия социальной жизни при помощью одного фактора и сведение ее к межиндивидуальным отношениям – ограниченная позиция, однако не только Тард был грешен в этом. Важным достижением анализа процессов подражания является косвенное признание и постановка проблем социализации, образования социальных групп и формирования социо­культурных норм, традиций, общественного мнения и т.д. посредством социального взаимодействия.

Публика и толпа. Исследование коммуникативных процессов. Среди исследовательских интересов Тарда заметное место занимала проблема «психологии толпы» и механизмов формирования общест­венного мнения.

Выявляя различия между публикой и толпой, Тард использовал, в первую очередь, сравнительный и «психологический» методы. Определяя толпу как собрание разнородных, незнакомых друг другу элементов, Тард отмечал, что она «менее однородна, нежели публика: она всегда увеличивается благодаря массе любопытных, полусообщников, которые немедленно увлекаются и ассимилируются» в ней. Публика и толпа – это два крайних полюса социальной эволюции.

В качестве общих черт толпы, объединяющих ее участников, Тард называл веру, страсть, цель, «коллек­тивное самолюбие», эгоизм и одностороннюю иррациональную подражательность. Осознавая многоликость различных вариантов толпы, Тард предпринял попытку их классификации. По его мнению, все виды толпы можно подразделить на: выжидающие, внимающие, манифестантские и действующие.

Применительно к достаточно развитым обществам, достигшим зрелых этапов общественной эволюции, необходимо говорить не о «тол­пе», а о «публике» - социальное объединение, формирующееся под воз­действием различных средств массовой коммуникации.

Публика в отличие от толпы не является неким физическим объединением людей. Она представляет собой духовно целую группу «рассеянных» в про­странстве индивидов, для которой характерно наличие заметного духов­ного или идейного внушения, «заражения без соприкосновения», общ­ность мнений, определенный интеллектуализм и общее самосознание.

Принципиальным отличием публики от толпы Тард считал то, что в публике каждый получает возможность для самовыражения, в то время как в толпе человек утрачивает свою индивидуальность и интеллектуаль­ность, в силу чего умственный уровень любой толпы значительно ниже, чем интеллект большей части составляющих ее людей.

Функции средств массовой коммуникации и их влияния на человека. Изучая процессы формирования общественного мнения, Тард ориентировался на количественные методы, помогающие выявить динамику общественных взглядов по материальным носителям (индикаторам). Его интересовали процессы влияния телеграфа, телефона, популярных массовых книг, печатных изданий, объявлений, газет и пр. на формирование общественного мнения.

В частности социальная функция газет - важный агент интеграции и социального контроля; газета является цивилизующей и просвещающей силой. Газеты как посредник публики стали главной силой в создании вторичных групп, группировок, партий, национальных организации занятости, религиозных сообществ.

Функции средств массовой информации:

Информационная

Адаптационная (с помощью лидеров мнений)

Имитационная

Интегративная (создание коллективов и групп)

Функция социального контроля

Просветительская

Функция формирования интерментального сознания и общественного мнения

Цивилизующая

Гуманистическая

В работах Тарда мы находим следующие критерии «века масс»:

  • сходство между собой большинства индивидов, их недифференцированность, равенство и «отсутствие у них какой бы то ни было индивидуальности»;
  • рутинность и тождество труда;
  • утрата религией былого влияния, отсутствие глубоких и общезначимых нравственных ценностей;
  • склонность масс к идеологическому фанатизму;
  • слабость и вторичность связей между индивидами в результате ослабления роли родства;
  • политическая апатия масс, их «подверженность манипулированию со стороны диктатур и бюрократий»;
  • превращение культуры (искусства, литературы, философии и науки) в массовую или «низкопробную».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...