Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика толерантности в китайском обществе

Слонова И., РГ-81с

Актуальность. Для современного этапа развития человечества характерны разнонаправленные и во многом противоречивые тенденции. Наряду с процессами глобализации, интеграции идут процессы дифференциации, самоидентификации, что нередко приводит к конфликтам и коллизиям, особенно, когда приходят в столкновение разные культуры и цивилизации.

В настоящее время, когда мир испытывает рост агрессии и широкое распространение насильственных способов решения социально-политических, религиозных, этнических проблем, вполне закономерным является стремление к распространению новой философии толерантности, которая обосновывала бы иную систему жизненных ценностей и приоритетов. Как уважение к представителям различных этносов, религий и культур, толерантность выступает непременным условием выживания и развития современной цивилизации. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе диалога и соглашения.

Это делает проблему толерантности предметом особого внимания в философии и других науках, поскольку вопрос о толерантности – это, прежде всего, вопрос о том, как при глубоких различиях в положении, интересах, воззрениях люди могут наладить совместную жизнь, что является особенно актуальным в условиях развития глобализации.

Степень изученности проблемы. Возрастающий с каждым годом интерес к культуре Востока обусловил появление огромного количества литературы на данную тему. Однако при всем многообразии направлений исследования национальной специфики народов данного региона до сих пор остаются малоисследованными особенности толерантности в китайском обществе и отношение китайцев к другим национальностям.

Особенностям менталитета китайцев, а также специфике складывания феномена толерантности в китайском обществе посвящены работы Л.Б. Алаева «Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока»[1], Л.С. Васильева «Культы, религии, традиции в Китае»[2], Ч. Фитцджеральда «Взгляды китайцев на их место в мире»[3].

Объектом исследования данной работы является феномен толерантности.

Предметом исследования является специфика толерантности в китайском обществе.

Цели работы – дать определение понятию толерантность на примере различных сообществ, рассмотреть специфику формирования китайской толерантности.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1949 г. по 2012 г. Исследования касаются современного этапа развития китайского общества.

При написании работы мы опирались на такие источники, воспоминания живущих в Китае иностранцев[4], форумы о Китае[5].

Основными методами, использованными в ходе работы, стали общетеоретические методы, такие как описание, сравнение и сопоставление.

Научная новизна исследования обусловлена постановкой проблемы, недостаточной степенью ее разработанности.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы работы могут быть также учеными, преподавателями вузов при подготовке обобщающих трудов. Работа также может быть полезна при разработке конкретных рекомендаций и правил в работе по делам национальностей.

Прежде чем говорить о специфике толерантности в восточном обществе, необходимо определить суть термина «толерантность».

Существуют культурно-исторические и семантические различия в подходах к толерантности. В частности, в русском языке толерантность (в некоторых словарях дается как «устаревшее понятие») представлена как терпимость (противоположность нетерпимости) к различным точкам зрения, несовпадающим с позицией субъекта. Характерными специфическими чертами толерантности в отечественном культурном контексте являются «милосердие» и «снисхождение». В латинских этимологических словарях, а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность – как на «терпимость» и как на «поддержку». [6]

Имеется несколько подходов к пониманию понятия толерантность. С одной стороны, этот популярный в последнее время термин трактуется в дословном контексте, с другой же имеется в виду его переносное значение, сформировавшееся в последнее время под влиянием социума и тех позитивных тенденций, которые происходят в настоящее время в обществе. Кроме этого, существуют специфические для многих областей знаний и даже специальностей понятия толерантности.

В 1995 г. ЮНЕСКО приняла «Декларацию принципов толерантности» – основополагающий международный документ, в котором не только провозглашаются принципы человеческого единения в совершенном и будущем мире, но и указаны пути их реализации. В декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений – толерантности (терпимости). Как указано в документе, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» [7].

Китайская культура, глубоко традиционна, на всем протяжении своей пятитысячелетней истории внесла существенный вклад в арсенал мировых цивилизаций, а потому может служить репрезантативной моделью генезиса цивилизаций восточного типа и представлять себя в диалоге цивилизаций Востока и Запада. Китайская культура также является одной из составляющих будущего нового порядка планетарных межцивилизационных отношений, обеспечивающих экологию культур и цивилизаций, сохранение этнического и цивилизационного многообразия. Утверждая это, китайская культура становится фактором мирового развития, делает акцент в понимании исторического прогресса на равноправии и взаимном обогащении различных культур и способствует согласованному соразвитию и сопроцветанию азиатской и европейской культур[8].

За всю свою историю, китайская культура характеризуется жизнестойкостью, адаптивностью, ориентированностью на самосовершенствование на базе изучения опыта других культур и готовностью к диалогу.

Из китайской культуры ещё вытекают фундаментальные мировоззренческие ценности, которые погашают рефлекс закрытости и предрасполагает к открытости, гарантируя при этом бесконфликтность, сохранность и процветание каждой этнической культуры. Этому, прежде всего, принадлежит концепция «гуманизм» или «человеколюбие», основанная на ней гармония отношений между людьми, гармония человека и окружающего его естественного мира, гармония человека и общества. Как звучат слова из древнекитайского трактата «Чжун юн» («Следование Середине»): «Человеколюбие – суть человечности». Концепция «Да тун» в конфуцианстве, т.е. «великое единение» или «всеобщее благоденствие» также полагает: «Поднебесная принадлежала всем и находилась в состоянии гармонии». В идеологии моизма и непосредственно в десяти принципах Мо-Цзы, выражены такие фразы, как «всеобщая любовь и взаимная выгода», «сильный помогает слабым», «справедливость и польза» и т.д.. «Человеколюбие и добрососедство являются драгоценностью для государства» – в этом высказывании отразилась идущая с древности надежда китайцев на спокойствие в мире, дружное сосуществование с народами всех стран, что и составляет традицию миролюбия китайского народа[9].

Каждая страна, каждая нация имеют свою историческую и культурную традицию, свои достоинства и преимущества. Народы всех стран должны уважать друг друга, учиться друг у друга, заимствовать положительный опыт, вместе продвигаться вперед, и впоследствии достигнут симфоничного сближения цивилизаций на основе равенства и единства при сохранении самобытности, как конфуцианство гласит: «Единство достигается множеством различных мнений» (和而不同).[10] В связи с этим можно полагать, что фактор китайской культуры станет в целом важным стимулом в поддержании конструктивного межцивилизационного диалога и в развитии всей человеческой цивилизации.

Как известно, одним из устойчивых самоназваний Китая является «Чжунго» — «Срединное Государство». Кроме того, Китай именовался «Чжунхуа» («Срединная Цветущая страна», «Срединное племя хуа») и «Чжун-юань» («Срединной равниной»), а китайцы — «чжунго жэнь» («людьми Срединного государства»).

Образ Китая как Срединного государства обычно ассоциируется с китаецентризмом. Последний понимается как особая форма проявления идеи превосходства Китая как центра цивилизации над другими народами. В поведенческих ситуациях китаецентризм традиционно выражается в снисходительно-насмешливом отношении к иностранцам. Официальное выражение в настоящее время китацентризм находит, в частности, в наименовании совместных (китайско-американских, китайско-российских, китайско-французских и т.п.) предприятий как «срединно-окраинных». В китайском языке вместо имени страны официально и неофициально употребляется одно и то же для всех случаев значение «вай» (внешний, наружный, чужой, периферийный, зарубежный). Если Китай — центр, то весь остальной мир — окраина[11].

Вместе с тем, отождествление представления о срединности Китая с китаецентризмом является существенным упрощением. Это только один из многих смысловых оттенков, заключенных в слове «чжун», которое значит не только «центр», но «середина», «равновесие».

Таким образом, в семантическом поле термина безусловно возможна дивергенция, расхождение значений, в связи с чем срединность вовсе не обязательно будет интерпретироваться и восприниматься как центризм, подобный повсеместно встречающемуся этноцентризму.

Укреплению представлений о Китае как центре Вселенной, о его правителе как человеке, обладающем божественными силами, способствовало географическое положение Китая. Отгороженный от остального мира естественными преградами (реками, горами), Китай по своему местоположению напоминал Срединное государство. «Центром был плодородный Китай: на севере — голые степи, на востоке — безбрежное море, на западе — величайшая в мире горная система, к югу — тропические джунгли». [12] В таких условиях китайцы создали цивилизацию, которая почти ничего не почерпнула от контактов с каким-либо другим народом и не имела связей ни с одним народом, находящимся с ними на одинаковой стадии развития. Учитывая особенности местоположения страны, конфуцианцы выработали учение о неравноценности географического пространства, определявшего характер и способности людей той или иной местности. Земля центра империи противопоставлялась земле пограничных округов как более совершенная. Первая считалась областью гармонии; вторая — дисгармонии.

По мнению конфуцианцев, климатические условия, сама земля разделяли людей на отдельные группы, различающиеся по своим качествам, и земля центра была отделена от земель варваров как внутренняя от внешней. Соответственно благотворное влияние китайского государя на внешнюю зону было затруднено естественными преградами.[13]

Эта теория подтверждала догму о превосходстве Китая, ибо последний занимал срединное положение и управлялся наиболее благородными мужами. По мере удаления от центра землю населяли нелюди (звери), рожденные в бесплодных землях, не знающие норм поведения, справедливости, долга. Сущность варваров могла измениться, когда они прибывали к правителю Китая на аудиенцию и выражали покорность. Можно сказать, что основы китаецентризма заложила сама природа, а правители древнего Китая их просто развили.

К тому же на протяжении многих веков китайцы были окружены кочевниками, которые нуждались в продуктах земледелия, перенимали китайские традиции, обычаи, поэтому возникала мысль о превосходстве собственного государства над остальными и о своей цивилизирующей роли в мире[14].

Господствующая в стране на протяжении столетий конфуцианская идеология рассматривала Китай как «островок цивилизации» в море «варварства» и способствовала культивированию националистических настроений среди широких масс населения. Все китайское рассматривалось в качестве эталона цивилизованности и культуры, соответственно, все некитайское считалось неполноценным, несовершенным. Все это привело к формированию в Китае великодержавного ханьского шовинизма, что в значительной степени способствовало обострению межнациональных отношений в стране. Уверенность в превосходстве всего китайского была доведена в сознании китайцев до абсолюта, что вело к некритическому восприятию своего исторического опыта, пренебрежительному отношению к культуре и традициям других народов.

В дополнение к этому, китайское руководство всегда проповедовало национальную исключительность этого государства и народа, формируя тем самым основанную на чрезмерной эмоциональности национальную гордость китайцев.

В китайцах высоко развиты чувства национального самосознания, национальной гордости и достоинства. Они гордятся своей историей и культурой, успехами в социально-экономическом развитии. Хотя китайцы нередко откровенно и резко критикуют свои недостатки, однако, как правило, довольно болезненно воспринимают такую критику со стороны иностранцев[15].

Для национальных чувств ханьцев весьма характерной является любовь к месту, где он родился и вырос, тесная связь с земляками, взаимная поддержка. Это четко проявляется за рубежом, в создании земляческих союзов, в Китае, при назначении на руководящие должности и т.д. В КНР существуют определенные стереотипы представления о характеристиках уроженцев разных районов страны. Так, считается, что хунаньцы упрямы, шаньдунцы - откровенны и вспыльчивы, сычуаньцы – болтливы, что самые красивые женщины в Сучжоу. Характеристика различных районов видна в известной китайской пословице, что лучше всего «родиться в Сучжоу, вырасти в Ханьчжоу, питаться в Гуанчжоу, умереть в Люйчжоу» (т.е. в Сучжоу – самые красивые, в Ханьчжоу – лучший климат, в Гуаньчжоу – лучшая кухня, в Люйчжоу – сухая почва, в которой лучше сохранится тело после смерти).[16]

В отношении китайцев к другим нациям есть существенные отличия в подходе к конкретным народам. В отношении к американцам, западным европейцам зачастую проявляются зависть, подобострастие, вплоть до низкопоклонства, стремление к подражанию. Особенно это характерно для части городской молодежи. К японцам – двойственный подход. Налицо естественное признание успехов в Японии, однако в нем проскальзывают и чувства настороженности, враждебности, корни которой уходят в историю и связаны с сохранением в памяти поколений японских зверств в Китае в период войны.[17]

Отношение к русским формировалось под воздействием антисоветской политики Пекина, длительной антирусской пропаганды. Отдельные пропагандистские стереотипы довольно прочно внедрились в массовое сознание населения, например, о территориальных претензиях к России, о «российской угрозе». Однако различные слои населения в разной степени подвержены этой пропаганде. Отрицательные установки в отношении нашего народа больше проявляются у людей среднего возраста, кадровых работников, военнослужащих.[18] Вместе с тем среди части интеллигенции, рабочих и руководящих кадров, особенно старших возрастов, сохраняются чувство симпатии, уважения к России, русским людям, большой интерес к жизни русского народа. Китайской городской молодежи свойственно любопытство, интерес к России, стремление самим разобраться в сложных проблемах российско-китайских отношений. Они часто сами стремятся вступить в беседу с российскими гражданами, стремятся непосредственно, из первоисточника узнать о жизни в России. Особенно заметно рост интереса к России, желание общаться с нашими гражданами проявляются в Китае с начала 90-х годов ХХ века, по мере расширения отношений двух стран в различных областях, увеличения количества позитивных публикаций о нашей стране, проведения торгово-экономических, научно-технических выставок и т.п.

К народам развивающихся стран Азии и особенно Африки китайцы относятся, как правило, пренебрежительно, вплоть до расистских настроений и действий[19].

В настоящее время КНР проводит курс на развитие всесторонних связей с зарубежными странами. Растет число иностранцев, приезжающих в Китай. Их пребывание в стране считается чрезвычайно важным делом. Поэтому отношение ко всем иностранцам, независимо от того, из каких стран они прибыли, в основном доброжелательное.

Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что человек осознает существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, осознается принадлежность отдельных групп к человечеству в целом.

Идея толерантности сегодня – это идея смягчения противоречий глобализации, приведших к изменению геополитической ситуации, к изменению конфигурации социально-экономических, политических, демографических сил на планете. Понятие толерантности достаточно разнообразно, и понимания его сути простирается от узкого восприятия толерантности как отстраненного отношения к различиям во имя сохранения мира до широкого видения – как активной открытой к диалогу и сотрудничеству позиции любознательного культурного человека.

Основываясь на вышеизложенном, можно выделить следующие особенности толерантности, характерные для китайского общества:

– наличие базовых ценностей толерантности в традиционных китайских религиозных и этический учениях;

– формирование идеи о превосходстве Китая над другими нациями в результате особенностей географического положения и контактов с менее развитыми цивилизациями;

– исторически сформировавшееся негативное отношение к иностранцам с одной стороны и преклонение перед достижениями Запада с другой стороны.

Таким образом, традиционная модель толерантности в китайском обществе является противоречивой – признается общечеловеческие ценности и право на существование многообразия мнений и идей, но в то же время иди китаецентризма и исключителньости китайской нации не прекращают свое существование.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...