Легализация ранее запрещённых видов деятельности.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В данном случае речь идёт не о тотальном вовлечении в легальную сферу криминальных видов экономической деятельности. Заслуживает внимания проблема легализации такой разновидности криминального бизнеса, как проституция, не смотря на то, что в общественном сознании она воспринимается как негативное явление. Однако если абстрагироваться от соображений морально-этического и медицинского порядка и перевести вопрос в экономическую и правовую плоскость, то становится очевидным – теневой характер проституции способствует криминализации общества, а криминализация общества в конечном итоге перерастает в проблему экономической безопасности страны. Существующая законодательная база не в состоянии обеспечить применение эффективных средств борьбы с проституцией. В Кодексе об административных правонарушениях сохранена норма ответственности за занятие проституцией. В системе правовых мер борьбы с проституцией образовалась брешь – заниматься проституцией нельзя, а создавать условия для занятия ею другими лицами вполне допустимо. При этом только следует соблюдать определённые «правила игры», предписанные уголовным законом, а именно: не задействовать несовершеннолетних, не вовлекать обманом или угрозой насилия, не создавать специальных мест (притонов). Размер юридических санкций за занятие проституцией не очень высокий – штраф в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда (статья 6.11 Кодекса об административных правонарушениях). Если сопоставить издержки от применения санкций с потенциальным доходом, который обеспечивается в результате нарушения норм, то эффективность закона окажется близкой к нулю.
Формальные нормы, предусмотренные, в частности, федеральным законом «О рекламе», также не являются преградой для распространения информации «досуговых» фирм. Если организация занимается деятельностью, запрещённой законом, она подлежит ликвидации. Кроме того, запрещённая законом деятельность не может рекламироваться. Но ни одна «досуговая» фирма в своих учредительных документах, где определяются цели и направления деятельности, не упоминает об оказании интимных услуг. Таким образом, организованная проституция оказывается недосягаемой для закона. Услуги «досуговых» фирм являются общедоступными и широко рекламируемыми. Сложилась парадоксальная ситуация. Существует прямой юридический запрет на занятие проституцией, ведётся активная «борьба» с этим явлением, масштабы его становятся всё шире. Ужесточение репрессивных мер, как показывает исторический опыт, не даёт желаемого эффекта. Смириться с создавшимся положением и ничего не предпринимать – значит стимулировать процесс дальнейшей криминализации теневого сектора экономики. Третья альтернатива – легализация проституции при условии обеспечения медицинского контроля и полицейского надзора. В пользу такого решения есть ряд аргументов. Во-первых, определённая часть теневого бизнеса будет выведена на «свет» и станет доступной для статистического учёта и прочих форм контроля со стороны государства. Во-вторых, легально действующие фирмы явятся источником дополнительных налоговых поступлений. В-третьих, регулярный и обязательный медицинский контроль на платной основе обеспечит дополнительные денежные поступления в учреждения здравоохранения, снизит вероятность распространения венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции. В-четвёртых, официальное подчинение проституции полицейскому надзору не только обеспечит статистический учёт, но и расширит оперативные возможности правоохранительных органов.
В-пятых, неизбежный рост цен на интимные услуги несколько ограничит их доступность. Легализация проституции приведёт к росту издержек (налоги, медицинский контроль, регистрационные сборы, лицензии и т.п.). Вполне логично предположить, что увеличение цены, связанное с ростом издержек, отразится на снижении предложения. Объём спроса несколько сократится, так как менее платёжеспособные «покупатели» покинут рынок. При объективно возросших ценах повысится требовательность «покупателей» к качеству приобретаемого «товара», спросом будет пользоваться преимущественно ограниченный элитный контингент. Поскольку при высоких ценах спрос на интимные услуги менее эластичные, чем при низких, у «выживших» продавцов появится возможность дальнейшего повышения цен на услуги. Таким образом, рынок интимных услуг заметно «сужается», вытесняя из своей сферы часть продавцов и покупателей. Безусловно, легализация проституции не решит проблему искоренения этого явления. Её следует рассматривать как меру, наиболее приемлемую и адекватную сложившимся социально-экономическим условиям. 7. Необходимость ужесточения законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
В отношении большинства составляющих криминального сектора теневой экономики необходимо усиление мер и расширение поля уголовной ответственности. В первую очередь это касается сферы наркобизнеса. Это глубоко законспирированная отрасль, в которой основные звенья технологической цепи (производитель – поставщик – торговец) скрыты от внешнего наблюдения и контроля. Единственной легальной фигурой на рынке наркотиков является потребитель. Легальный статус наркомана наиболее удобен для дельцов наркобизнеса, поскольку обеспечивает снижение издержек нелегальности и поддержание стабильного или возрастающего спроса на наркотики. Мелкие посредники в распространении наркотиков (так называемые «бегунки») сами являются наркоманами. Если их задерживает милиция и обнаруживает при них наркотики, они не подлежат уголовной ответственности, так как обнаруженное количество наркотика, как правило, не превышает одноразовой дозы.
Введение в законодательство нормы уголовной ответственности за немедицинское потребление наркотиков существенно осложнило бы ведение наркобизнеса, поскольку нарушались бы привычные сложившиеся системообразующие связи. Законодательное оформление нормы ответственности за немедицинское потребление наркотиков ведёт к существенному росту издержек нелегальности, так как наряду с увеличением размера санкций увеличивается и вероятность их применения [4].
Заключение Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть. В отношении теневой экономики и экономической преступности нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней «бороться», а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой – вводить «тень» в стандартные размеры посредством легализации, причём так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству. Сегодняшняя экономическая политика по отношению к предпринимателю выражена очень просто: «Мы тебя будем давить, а ты выживай как хочешь.» Поэтому предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей. Приведённый комплекс экономических и правовых мер, направленных на сдерживание, вытеснение и подавление теневой экономики, при условии его реализации может дать определённый положительный эффект, выражающийся в изменении условий среды функционирования системы теневой экономики и сокращении масштабов её распространения. Работа в этом направлении должна подкрепляться активной деятельностью государственных структур и общественных институтов по разработке комплексных программ борьбы с преступностью в сфере экономики, совершенствованию системы правоохранительных органов, обеспечению достаточного бюджетного финансирования этих программ на федеральном и региональном уровне. Список литературы 1. В.К.Сенчагов. Экономическая безопасность: Производство- Финансы-Банки/ М.:ЗАО «Финстатинформ», 1998 – 621 с. 2. М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков. Основы экономической теории: Учеб. Пособие для неэконом. спец. Вузов / М.: Экономика, 1995. – 367 с. 3. Е.Ф.Борисов. Экономическая теория: М.: Манускрипт, 1993- 465 с. 4. А.В. Шестаков. Теневая экономика. 5. Интернет: http://dist-econom.eu.spb.ru/HTML/predmet/discussion/neack-economics/ black-economics.htm. 6. Интернет: http://revolution.allbest.ru/economy/00000619-0.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|