Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательство Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях




Законодательство Республики Беларусь определяет правовые основы создания, функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий и объектов, являющихся национальным достоянием народа Беларуси.

Отношения в области создания, использования и охраны особо охраняемых природных территорий и объектов регулируются Законом «Об особо охраняемых природных территориях» и другими законодательными актами Республики Беларусь, в том числе территорий и объектов местного значения – Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении», а также решениями органов местного самоуправления.

Земли и другие природные ресурсы, имущество заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы находятся в собственности Республики Беларусь. Исключения могут составлять земли сельскохозяйственного назначения, земельные участки, полученные для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, на которые сохраняется право частной собственности, пожизненного наследственного владения либо право пользования.

Владение, пользование и распоряжение объектами и землями, находящимися в пределах особо охраняемых природных территорий, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Земли особо охраняемых природных территорий и объектов являются землями природоохранного назначения. На указанных землях запрещается деятельность, противоречащая их целевому назначению.

Особо охраняемые природные территории и объекты могут использоваться при условии выполнения требований, установленных законодательством Республики Беларусь: в природоохранных целях; в научно-исследовательских целях; для мониторинга окружающей среды; в оздоровительных и рекреационных целях; в образовательно-воспитательных целях.

Другие виды деятельности могут осуществляться только при условии, что такая деятельность не противоречит целевому назначению особо охраняемых природных территорий и объектов и установленным требованиям по охране, восстановлению и использованию природных комплексов и отдельных объектов.

Управление особо охраняемыми природными территориями и объектами осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами.

Создание особо охраняемых природных территорий и объявление природных объектов памятниками природы осуществляется в соответствии со Схемой рационального размещения охраняемых природных территорий Республики Беларусь, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь.

Изменение или лишение статуса особо охраняемых природных территорий и объектов осуществляется в связи с выполнением возложенных на них задач, с их уничтожением или нанесением им непоправимого ущерба. Заказники могут прекращать свою деятельность в связи с истечением срока, на который они созданы.

Решение об изменении либо лишении статуса особо охраняемых природных территорий и объектов принимается органами, которые создали их.

Для предотвращения уничтожения или разрушения в случае хозяйственной и другой деятельности природных территорий и объектов, планируемых для включения в состав особо охраняемых, уполномоченные на то органы исполнительной власти могут принимать решения об их резервации – установлении щадящего режима природопользования.

Резервирование территорий производится в соответствии со Схемой рационального расположения природных территорий Республики Беларусь.

Зарезервированные территории остаются в ведении их землевладельцев, землепользователей и собственников и используются по целевому назначению с исполнением отдельных требований, определяемых решением о резервировании территорий.

В целях охраны особо охраняемых природных территорий и объектов от неблагоприятного антропогенного воздействия на землях, прилегающих к ним, могут выделяться охранные зоны, в которых ограничиваются отдельные виды хозяйственной деятельности и природопользования.

Охранные зоны выделяются органами, принявшими решение о создании особо охраняемых природных территорий и объектов.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь землевладельцам, землепользователям и собственникам возмещаются потери, нанесенные им при ограничении их хозяйственной деятельности, а также при изъятии земель в связи с их резервированием и созданием на них особо охраняемых природных территорий и объектов.

Изъятие земель особо охраняемых природных территорий и земель их охранных зон допускается только в случаях особой необходимости и в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Беларусь о земле.

Изъятие земель особо охраняемых природных территорий и земель их охранных зон республиканского значения производится по решению специально уполномоченных на то органов.

Изъятие земель заповедников и национальных парков для строительства объектов, не связанных с их целевым назначением, как правило, не допускается.

Общественные объединения в соответствии со своими уставами или положениями имеют право: принимать участие в осуществлении мероприятий по созданию, использованию и охране особо охраняемых природных территорий и объектов; осуществлять общественный контроль над исполнением законодательства Республики Беларусь в области создания, использования и охраны особо охраняемых природных территорий, объектов; требовать и получать у соответствующих государственных органов информацию, касающуюся создания, использования и режима содержания особо охраняемых природных территорий; обращаться с исками в суд о возмещении в пользу государства урона, причиненного нарушением законодательства Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях и объектах.

Таким образом, особо охраняемые природные территории представляют собой часть территории Республики Беларусь с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное и (или) эстетическое значение, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. Правовой основой особо охраняемых природных территорий является Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях». Он имеет весьма важное значение, поскольку определяет основные термины, государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, полномочия государственных органов, а также ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...