Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология деятельности в экстремальных условиях

Труд человека в современных системах управления техникой связан с периодически повторяющимся воздействием профессиональных, социальных, экологических и иных факторов экстремальных значений. Их непосредственная или ожидаемая угроза появления сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением психических и физиологических функций, нарушением работоспособности, т.е. развитием состояния, характерного для психологического и профессионального стресса [2].

Устойчивость к стрессу – важный фактор обеспечения эффективности и надежности трудовой деятельности, поэтому исследование природы стрессоустойчивости, механизмов ее развития и проявления, зависимости от особенностей деятельности и их влияния на трудовой процесс позволяет не только понять сущность этого феномена, но и обосновать пути и методы его оценки, формирования и поддержания.

При изучении стрессоустойчивости прежде всего необходимо определить это понятие. Под «стрессоустойчивостью» мы понимаем интегративное свойство человека, которое (1) характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; (2) детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида и (3) проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности. Из этого определения следует, что механизмы регуляции и специфика проявления стрессоустойчивости человека обусловливаются особенностями [2]:

а) мотивации и намерений;

б) функциональных и оперативных ресурсов;

в) личностных черт и когнитивных возможностей;

г) эмоционально-волевой реактивности;

д) профессиональной подготовленности и работоспособности.

В зависимости от основания, по которому исходно вычленяются психические процессы, возможны традиционно-аналитический и системно-регулятивный подходы к определению психологических детерминант стрессоустойчивости оператора.

Традиционно-аналитический подход опирается на «членение» психики по признаку качественного своеобразия на познавательные, эмоциональные и волевые процессы. При таком подходе психологические детерминанты стрессоустойчивости раскрываются через частные оценки устойчивости отдельно рассматриваемых психических процессов и свойств, например, аттенционных, мнемических и других. Бесспорно, что высокий уровень устойчивости психических процессов и свойств является предпосылкой стрессоустойчивости оператора, однако в целом не детерминирует ее. Дело заключается в исходной «оторванности» психических процессов от конкретных функций, регулирующих операторскую деятельность, конкретного содержания ее задач.

Исходя из положений теории автоматического регулирования, схема всякой системы регуляции (управления) включает в себя блоки [2]:

ü заданных (эталонных) значений параметров управляемого объекта («то, что должно быть»);

ü текущих значений параметров, обеспечивающих прием сигналов о фактических значениях параметров управляемого объекта, результатах исполнения команд и ситуативных обстоятельствах («то, что фактически есть»);

ü рассогласования между заданными и текущими значениями параметров (между «тем, что должно быть» и «тем, что фактически есть»); выработки исполнительных команд для устранения выявленного рассогласования («что и как делать»);

ü исполнения команд с последующим поступлением сигналов обратной связи в блок текущих значений.

Указанный состав блоков может считаться необходимым и достаточным для того, чтобы обеспечить устойчивое достижение заданного результата независимо от внешних возмущений и помех. Устойчивость понимается здесь как системное качество, производное от совместного функционирования всех блоков, сбой в работе любого из них ведет к снижению устойчивости, при этом первостепенное значение имеет своевременное поступление сигналов обратной связи [2].

Психическая регуляция операторской деятельности осуществляется за счет взаимодействия нескольких функциональных звеньев (внутренних возможностей организма человека-оператора) – рисунок 2.

Рис. 2. Функциональные звенья психической регуляции операторской деятельности

 

Рассмотрим более подробно функциональные звенья, образующие систему психической регуляции операторской деятельности, с точки зрения их устойчивости к воздействию стрессоров.

1. Функциональные звенья – критерии успешности, заданные программы и образ-прогноз – обеспечивают субъективную представленность оператору информации о требуемых результатах и программах их достижения (блок «то, что должно быть»).

Критерии успешности выступают в роли субъективных эталонов, по которым оператор судит о том, в какой степени достигнуты требуемые промежуточные и конечные результаты. Данные критерии придают направленность процессу психической регуляции, поэтому их устойчивость к воздействию стрессоров имеет решающее значение в регуляции стрессоустойчивости оператора. Под воздействием стрессоров такие критерии успешности могут трансформироваться, например, стать менее «жесткими»; возможны случаи, когда они, будучи ориентированы на успешное решение профессиональной задачи, вступают в конфликт с критериями, направленными на сохранение неадекватной самооценки или на поддержание обычного функционального состояния. Степень устойчивости к стрессорам критериев успешности, ориентированных на решение профессиональной задачи, определяется их побудительной силой и зависит от мотивов оператора.

Заданные программы обеспечивают субъективную представленность оператору нормативной последовательности рабочих действий, выполнение которых позволяет достичь требуемых результатов. Воздействие стрессоров может обусловить несоответствие имеющихся программ новым обстоятельствам. В частности, при поступлении аварийных сигналов оператор во многих случаях должен одновременно продолжать текущую деятельность и выполнять действия по устранению последствий аварийной обстановки. В такой обстановке ранее усвоенная заданная программа, если она не предусматривает возможность совмещения разноцелевых действий, оказывается недостаточной и не обеспечивает стрессоустойчивое поведение оператора. Поэтому роль данного функционального звена в регуляции стрессоустойчивости оператора состоит в том, чтобы за счет актуализации ранее усвоенных программ, их перестройки и построения новых вариантов обеспечить выполнение исполнительных действий. О степени устойчивости этого звена к стрессорам можно судить по запасу, а также по гибкости программ, ведущих к достижению критериев успеха.

Образ-прогноз обеспечивает субъективную представленность оператору заданной последовательности (включая временную) различных стадий производственного процесса, взаимовлияния его элементов, заданной взаимосвязи между изменяющимися параметрами управляемого объекта или процесса. Наличие образа-прогноза позволяет объяснить характерную для оператора способность реконструировать по одной детали целостную картину технологического процесса; она играет важную роль в стрессогенной обстановке, когда от оператора, располагающего минимально доступным объемом информации, требуется верно оценить ситуацию за короткий промежуток времени. Например, летчики по динамике изменения всего лишь одного параметра безошибочно реконструируют траекторию полета самолета на посадочной прямой. Образ-прогноз дает возможность оператору «забегать» вперед и заранее предвосхищать изменения, должные наступить в состоянии управляемого процесса. Благодаря образу-прогнозу оператор может более точно предвидеть последствия воздействующего стрессора. Об устойчивости этого функционального звена к воздействию стрессора можно судить по степени дифференцированности, структурированности и доступной глубины «забегания» образа-прогноза. Чем более выражены эти характеристики, тем устойчивее образ-прогноз к воздействию стрессоров.

2. Функциональные звенья – предвосхищающие схемы и оперативные образы – обеспечивают субъективную представленность оператору информации о текущих параметрах управляемого процесса (блок «то, что фактически есть»).

Предвосхищающие схемы являются, по сути, схемами сбора информации, активно формируемыми оператором на основе заданных программ и образа-прогноза. В обычных условиях оператор имеет достаточно точные ожидания в отношении того, какие параметры, насколько и когда должны измениться, поэтому маршруты сбора информации не носят хаотичного характера, а подчиняются определенным закономерностям; под воздействием стрессоров они оказываются неэффективными. В этих случаях, как правило, происходит расширение зоны приема сигналов, включение в число воспринимаемых иррелевантных источников информации, что может привести к снижению результативности операторской деятельности.

Об устойчивости этого функционального звена к воздействию стрессоров можно судить по гибкости (быстроте) перехода от потерявшей свою полезность схемы сбора информации к другой, которая направлена на активный отбор сигналов, обеспечивающих реализацию требуемой программы рабочих действий.

3. Функциональное звено концептуальная модель позволяет оператору проводить постоянное сличение и синтез в единое динамическое представление двух тенденций: той, которая должна быть в настоящем и будущем, и той, которая фактически имеется в настоящем и наиболее вероятна в будущем. Первая тенденция субъективно отражается на основе критериев успешности, заданных программ и образа-прогноза, вторая – предвосхищающих схем и оперативных образов. Концептуальная модель для обеспечения психической стрессоустойчивости дает оператору возможность соотнести разные части процесса в целом и действовать эффективно. Именно возможность соотнесения разных частей и тенденций процесса позволяет оператору иметь целостную, многоаспектную и прогнозную оценку ситуации в стрессогенной обстановке.

Следует отметить, что воздействие стрессоров на концептуальную модель имеет суммарный эффект, поскольку концептуальная модель интегрирует в себе и все рассматривавшиеся выше функциональные звенья, и влияние стрессоров, оказанное на каждое звено. В любом случае воздействия стрессоров затрудняют для оператора поддержание и коррекцию концептуальной модели, вызывают повышение субъективной неопределенности относительно времени и вида событий, вынуждают оператора переходить к «глобальному» ожиданию очень широкого круга событий.

4. Принятие решения как функциональное звено в системе психической регуляции обеспечивает выбор из нескольких альтернатив: или варианта оценки аварийной ситуации, или действия (блок «что и как делать»). В стрессогенной обстановке принятию решения принадлежит ключевая роль для обеспечения психической стрессоустойчивости: выбор действий, с помощью которого преодолеваются негативные последствия, связанные с воздействием стрессоров. Воздействие стрессоров может привести к чрезмерному увеличению числа возможных альтернатив и затруднить однозначный и уверенный выбор. Принятие решения осуществляется на основе концептуальной модели, поэтому воздействие стрессоров также имеет суммарный эффект.

Об устойчивости принятия решения к воздействию стрессоров можно судить по тому, насколько правильно и своевременно оператор решает, что и как надо сделать для достижения критериев успеха.

5. Планирование и коррекция исполнительных действий обеспечивают функцию текущего запуска, реализации и контроля исполнительных действий (блок исполнения команд). Система психической регуляции в конечном счете реализуется ради осуществления действий, необходимых для выполнения рабочего задания на требуемом уровне. Поэтому данное звено может рассматриваться в качестве "выходного" компонента системы психической регуляции. Очевидна определяющая роль этого звена для сохранения требуемого уровня профессиональной деятельности в стрессогенной обстановке. Воздействие стрессоров на данное звено также имеет суммарный эффект. Вместе с тем, стрессоры могут оказывать и непосредственное влияние на выполняемые действия (например, воздействие перегрузок или невесомости существенно затрудняет выполнение органами управления сложнокоординированных действий).

Об устойчивости планирования и коррекции к воздействию стрессора можно судить по результативности профессиональной деятельности.

Есть основания утверждать, что критерии успешности и принятие решения играют ключевую роль в системе психической регуляции стрессоустойчивости оператора, поскольку "сбои" в этих функциональных звеньях не просто снижают ее, а ведут к фактическому отказу оператора от требуемой направленности профессионального поведения в стрессогенной обстановке.

Таким образом, система психической регуляции, включающая выявленный состав функциональных звеньев, обеспечивает стрессоустойчивость человека-оператора. Целенаправленное формирование такой системы – важнейшая задача собственно психологической подготовки операторов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные критерии эффективности руководства.

2. По каким критериям можно охарактеризовать личность руководителя?

3. На основе чего производится оценка личности руководителя?

4. Перечислите критерии оценки совместимости и срабатываемости в группе по Н.Н. Обозову?

5. Назовите основные типы коммуникативного поведения.      

6. Из каких уровней состоит классификация психологической совместимости?

7. Дайте определение стрессоустойчивости. Какими особенностями обусловлены механизмы регуляции и стрессоустойчивости человека?


Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2010. –  368 с.2. Бодров В.А., Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал. – т.21. 2000, №4. – С.32-40.

3. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология. М.: Высшее образование, 2010. – 416 с.

4. Карвасарский Б.Д. Групповая психотерапия. – М.: Медицина, 1990. – 384 с.

5. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.

6. Манухина С.Ю. Инженерная психология и эргономика: хрестоматия. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 224 с.

7. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

8. Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика: Учебное пособие. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 176 с.

9. http://www.koob.ru/  

10. http://ru.wikipedia.org/wiki/

11.

 

 

 
     

 


[1] Марвин Шоу – американский психолог, автор многих работ по социальной психологии [9].

[2] Горбов Федор Дмитриевич (1916-1977) – отечественный психолог, доктор психологических наук [10].

[3] Обозов Николай Николаевич –доктор  психологических наук, специалист в области социальной психологии [9].

[4] Соснин Вячеслав Александрович – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии Российской Академии наук [9].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...