Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура международной экономики (географическая, секторальная, отраслевая, социально-экономическая).




- существенной хар-кой национ. Эк-ки является её географич. Или территор. Стр-ра, она заключается: в хоз-ной организац. Пространства страны с целью рацион. Использ. Природных и трудовых рес-сов по всей территории, а также её географического положения.

-существует регионный подход, когда выделяют большие регионы, котор. Содержат компактное расположение страны имеющие общие черты в естественных условиях, особенностях исторического и культурного развития.

Регионы: Западная Европа;Центральная Европа;Восточная Европа;Юго-Западная Азия;Центральная Азия;Южная Азия;Дальний Восток;Юго-Восточная Азия;Австралия и Океания;Северная Африка;Западная Африка;Восточная Африка;Южная Африка;Северная Америка;

Страны по-разному решают проблемы географического освоения территории:

-инвестируют огромные ср-ва для развития «депрессивных» регионов

-предоставляют различные льготы таким регионам

-осуществляют программы по переселению населения

-переносят столицы гос-в в центр страны

-создают новые формы территор. Орг-ции, национ.эк-ки-технополюсы, где сконцентрировано производство с использованием новейших технологий.

Отраслевая является важной хар-кой эк-кого потенциала страны.: промышленность, с/х, строительство, транспорт, связь, торговля, жкх, здравоохранен., образование, культура, финансы, наука, страхов., управление.

Роль каждой отрасли в обеспечении прогрессивного развития экон. Страны, в различн. Странах мира не одинаково, кроме этого особ.

Роль в развитии Межд. Эк-ки имеют: Мировое машиностроение,мировая метталургия, мировой нефте и газодобывающий и перерабатывающий комплекс,мировой строительный комплекс,мировая химическая промышлен.,мировой агрокосмический комплекс,миров. с/х.

В настоящее время применяются следующ. Укреплённая отраслевая схема. Которая объединяет 3 сектора: 1) с/х+лесн. Хоз.+рыболовство; 2)добывающая+перерабатывающая промышл; 3)услуги.

Соц-экономич. 3 основных типа развития страны:

1- доиндустриальная

2- индустриальный

3- постиндустриальный тип развития

49.Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Интеграционные процессы в Латин-ской Америке.НАФТА (NAFTA, NorthAmericanFreeTradeAgreement) - Североамериканская ассоциация свободной торговли, объединяющая США, Канаду и Мексику. Соглашение о ее создании было подписано в деке 1992 г., а вступило в силу 1 января 1994 г.

Осн цели Согл-я:• снятие барьеров в торговле и содействие своб движ товаров и услуг между подписавшими Соглашение странами,• установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли,• существенное увеличение возможностей для инвестирования в странах - членах НАФТА,• обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран НАФТА,• выполнение данного Соглашения и применение его для урегулирования тортовых споров,• возможность в перспективе расширения рамок данного Соглашения за счет подключения к нему новых стран-участниц.Сегодня на долю Ассоциации приходится около 20% всего объема мировой торговли. В ней создаются условия не только для свободного передвижения товаров и услуг, но также капиталов и рабочей силы. Предпринимаются меры по защите североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, занимающихся реэкспортом своих товаров в США через Мексику.

 

50.Интеграция в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - это межправител орг-я, объединяющ 21 гос-во региона. АТЭС (англ. аббревиатура - АРЕС) была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью разв-я экон сотруд-ва в бассейне Тихого Океана. Первоначально в нее входило 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, а в 1998 г. - Вьетнам, Перу и Россия. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов опр-ся региональные правила ведения торговли, инвес и финан деят-ти, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотруд-ва в тех или иных областях. осн особ-ти интеграц процессов в АТЭС: разв-е интеграц процессов в орг-и АТЭС при ведущ роли ТНК, создающих почву для межгос сотруд-ва; охват интеграцией стран с существенно разн ур-ми экон разв-я, разн кул-ми и соци-полит-ми сис-ми; интеграцию в рамках АТЭС субрегиональных экон союзов (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.)На АТЭС приходится около 44% объема мировой торговли товарами, 33% - услугами и 64% - экспорта технологий. В сфере внеш торговли зав-ть от внутрирегион сделок в рамках АТЭС у входящих в нее' стран составляет около 70%, в то время как у стран ЕС, например, этот показатель около 55%.Высокие темпы экон разв-я, нарастающие внутрирегион потоки товаров, услуг, капиталов дают основание сделать вывод о том, что в XXI веке АТЭС станет стержнем экон роста мира.

 

52.Единое экономическое пространство (ЕЭП) – это пространство, состоящее из территорий Сторон (Республики Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан), на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика,обеспечивающие свободое движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.Осн.цели: эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

ЕЭП – это пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей сил

 

10.Современный мировой рынок. Субъекты, объекты и формы международной торговли. История рассматривает 4 этапа формирования мирового хоз-ва: 1-й этап: возник на доиндустриальной стадии производства. Его результатом стал регулярный обмен между разными гос-ми. На 2-ом этапе, в результате развития рыночных отношений и крупного машинного производства, внешняя торговля превратилась в неотъемлемую составляющую всякой нац-ой эк-ки. Возник мировой рынок. 3-й этап – этап образования глобальной эк-ки. Он наступил на рубеже 19-20 в. Возникла мировая система хоз-ва. 4-ый этап. На этом этапе появились новые тенденции изменения в прогрессивной эк-ке, сформировалось рыночное пространство, многие отсталые, в экономическом отношении, страны, имевшие натуральное или полунат-ое производство, переходят к рыночной экономике.Постсоциалистические гос-ва, входившие в замкнутые блоки, становятся странами с открытой экономикой. Формируется современный мировой рынок. СМР – представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанную на международном разделении труда. Основные черты мирового рынка: 1. Сфера функционирования мирового рынка, шире нац. рамок. 2. Международное перемещение факторов спроса и предложения. 3. Ценообразование на мировом рынке имеет свою специфику. 4. Мир.рынок в большей степени, чем внутр. оптимизирует использование факторов производств, направляя их в экономически-эффективные отрасли пр-ва.5. Мир.рынок выступает в качестве своеобразного фильтра, выбраковывающую из международного обмена товаров несоответствующих международным стандартам качества и не выдерживающие жестких требований международной конкуренции. Конъюнктура международн. рынка - совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на мировом рынке. Она характеризуется условиями продажи товара, соотношениями спроса и предложения на товары данного вида, уровнем и соотношением цен, тенденциями их изменения. Уровни мир.рынка: 1. общеэкономическая конъюнктура, т.е. положение в мировом хозяйстве и в целом регионе, группе стран, в экономике отдельных стран. 2. Конъюнктура отдельных сегментов мир.рынка. 3. Конъюнктура отдельных товаров и услуг. Факторы влияющие на конъюнктуру рынка: 1. Экономические факторы. 2. Научно-технические. 3. Социальные. 4. Политические. Основные методы исследования конъюнктуры мир.рынка: 1. Метод прогнозирования(экстраполяция); 2. Метод экспертных оценок (мнение наибол. авторитетных ученых); 3. Метод экономико-математического моделирования.

 

11.Теории международной торговли: теории абсолютных и сравнительных преимуществ (А.Смит, Д. Рикардо). Теория абсолютных преимуществ (А. Смит)целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства гораздо больше, чем у зарубежных стран, а следовательно экспортировать те товары, по которым в стране имеются абсолютные преимущества.

Теория сравнительных преимуществ. Суть: в международной торговле выгодно участвовать всем странам, причем страна импортирует тот товар, где издержки производства выше, чем по экспортируемому товару. Теория относительных преимуществ

Появилась в начале XIX века, Автор: Давид Рикардо.

1. Богатство нации – товары и услуги доступные гражданам.

2. Источники богатства: национальное производство, свободная международная торговля.

3. Стране выгодно экспортировать те товары, в производстве которых она обладает относи-тельным преимуществом и импортировать товары в производстве которых относительных пре-имуществ нет.

Относительное преимущество – способность производить товар с наименьшими относительными (альтернативными, вмененными) издержками.

Альтернативные издержки – количество единиц одного товара, от производства которых пришлось отказаться, чтобы произвести одну единицу другого товара.

 

16.Международная (мировая) торговля товарами: особенности, структура, динамика и тенденции развития. В современном мире одной из основных движущих сил эк-го развития выступает междунар. Торговля. Мировой рынок товаров в соответствии со специфической международной торговли:

-торговля промышленными товарами-группа подразделяется: а)товары широкого потребления(бытовая техника, одежда, косметика; б) машинно-техническая продукция;

-торговля сырьевыми товарами(нефть, каменный уголь, бокситы)

-торговля с/х сырьём и продовольствием

Для междунар. Торговли хар-но: 1) снижение жизненного цикла большинства видов товаров, 2) рост производства высокотехнологичных изделий, 3) постоянная диверсификация производства на более мелкие отрасли и под отрасли, что автоматически порождает потребности в обмене продукции, всё более узкоспециальных производств, 4) переход от единичных продаж к системным, когда основной товар предлагается с комплектными и сопутствующими изделиями, 5) повышение требований технико-экономическим показателям товаров.Основной критерий – цена и качество., 6) сосредоточение подавляющей части мирового экспорта и импорта машино-техническим продукциям в промышленно развитых странах, 7) увеличение удельного веса, контрабанда фальсификации продукции на мировом рынке, 8) значительно увеличение темпов роста сырьевой продукции и особенно минерального топлива (на долю, которого приходится около 20% мирового экспорта товаров, где ведущая роль принадлежит нефти-40%, каменный уголь 31%, природный газ 23%), 9) снижение удельного веса в мировом товарном экспорте с/х сырья и продовольствия, главный экспортёр товаров является: Китай, Германия, США, Япония, Франция, Россия и РБ, импортёры: США, ЕС, Китай, Германия, Япония, Россия и РБ, 10) значительное расширение внешней торговли гос-в входящих в интеграционное объединение, 11) Основная часть мировой товарной продукции реализуется на международных нормах (машины, строительные объекты, и т.д.) с/х продукция продаётся на международной товарных аукционнах, котор. Проводится в Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме, россии, сша, швеция, дания. 12) развитие встречной торговли, 13) увеличение удельного веса развивающихся стран в мировой торговле (в основном сырьё), 14) значительное расширение номенклатуры товаров, поступающих в каналы международной торговли.

 

17.Международная торговля услугами: сущность, виды, классификация услуг. На ряду с рынками товаров широкое развитие получили и рынок услуг, объем которого составляет порядка 40%мирового товарного рынка. Особенности рынка услуг:

1. Как правило отсутствие овеществленной формы;

2. Не все виды услуг могут быть предметом торговли(ЖКХ и т.д)

3. Как правило место производства и потребления услуг совпадают

4. Значит связь рынка услуг с рынком товаров, капитала, рабочей силы.

5. Национальная сфера услуг, как правило имеют более высокую степень защиты;

6. Отсутствие или наличие факта перечисления услугой, границы, не всегда выступает критерием ее экспорта;

7. Основную долю в формировании ВВП развитых стран мира занимают услуги.

Международная статистика учитывает около 160 обобщенных видов услуг, разделенных на 12 крупных разделов:

I. Деловые услуги – 46 групп

II. Телекоммуникационные услуги – 25гр.

III. Сравнительные инженерные услуги – 5гр.

IV. Дистебьютерские услуги – 5

V. Образовательные – 5

VI. Финансовые – 17

VII. Услуги по защите окружающей среды -4

VIII. Услуги по охране здоровья – 4

IX. Туризм – 4

X. Спорт – 5

XI. Транспортные услуги – 33

XII. Прочие

Главные экспортеры услуг: США, Великобритания, Германия, Франция, Китай.

Импортеры: США, Германия, Великобритания, Япония, Китай.

 

22.Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции её развития. Исторически экономика РБбыла ориентирована на внешнем рынке, однако сальдо внешней торговли всегда было отрицательным. На 2012г. Объем внешней торговли 100,9 млрд $ + 6,9%; {экспорт – 51,9%, импорт – 49,1%} – 2.1 млрд$.

 

23.Внешнеторговая политика: понятие, виды. Политика свободной торговли. Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие гос-ва на торговые отношения с другими странами мира. Основной чертой гос.регулирования международной торговли явл. применение во взаимодействии 2-х разных видов или типов внешнеторговой политики:

1. Свобода торговлей – политика минимального гос-го вмешательства во внешнюю торговлю, котор. развивается на основе свободных рыночных сил: спрос и предложение.

2. Протекционизм – политическое гос-во по защите внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции путем использования тарифных методов торговой политики.

Оба этих вида характеризуют вмешательства в международную торговлю. Несмотря на то, что свободная торговля повышает экономический рост и эк. Благосостояние всех стран мира, как экспорт. продукции, так и импорт. на практике международной торговли нигде и никогда не развивающего без вмешательства со стороны гос-ва и других международных структур. Политика протекционизма проводится 2-мя путями:

1.через таможенный тариф; 2. Нетарифное ограничение.

Свободная торговля - это вид внешнеторговой политики, предполагающей отсутствие установленных государством ограничений в виде искусственных барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. Юридические и физические лица свободны в принятии и реализации решений по ведению внешней торговли.

В пользу свободной торговли выдвигаются следующие аргументы:

• беспрепятственно осуществляемая торговля способствует взаимовыгодному международному разделению труда;

• в большой степени увеличивает реальный национальный продукт всех стран;

• создает возможность повышения уровня жизни на всем земном шаре.

Государственное регулирование внешней торговли основывается на тарифных и нетарифных методах.

 

29.Внешнеторговая политика Республики Беларусь. Внешнеторговая политика РБ исторически была ориентирована на внешнем рынке. Об этом свидетельствует высокий уровень внешнеторговой квоты(от 60 – 80%)Внешнеторговая политика в РБ основывается: 1. на международных нормах и стандартах; 2. На соблюдении международной договоренности; 3. На многовекторности внешней торговли; 4. На либерализации (т.е. уменьшения гос-го влияния) внешне-торговых связей.

Учитывая вышеназванные особенности внешнеторговой политики РБ осуществления внешней торговли более чем в 150 стран мира.

Объем внешней торговли за 2012 г. составляет 92,4млрд$ и в сравнении с прошлым годом увеличился на 6%.

Основными товарами для экспорта явл.:

Нефтепродукты, азотные и калийные удобрения, хим.волокна и нити, тракторы, грузовые автомобили, с/х техника, Телевизоры, холодильники, бытовая техника, черные металы, велосипеды, мебель, древесина, продукция пищевой промышленности и сырье для ее производства.

РБ входит в 20-ку ведущих стран экспортеров с/х продукции, в т.ч. по 10 экспортным порциям мы занимаем ведущие места:

Сыр – 12 место

Сухое обезжиренное молоко – 8

Мясо КРС – 9

Масло сливочное – 8

Молоко цельное – 6

 

30.Международная миграция капитала: понятие, причины, экономические последствия, особенности и тенденции. Капитал является одним из самых мобильных факторов производства, представляет собой весь накопленный запас средств в денежной производственной и товарной формах, не обходимы для производства товаров, услуг и технологий. Вывоз капитала за пределы страны, т.е. его активная миграция между, практически, всеми странами мира является важнейшей отличительной чертой мирового хозяйства. Международная миграция капитала – встречное движение капиталов между различными странами мира, приносящая их владельцам или собственникам определенный доход и при этом, каждая страна мира одновременно является импортером и экспортером капитала т.е. происходит так называемое перекрестное движение капитала.

Причины миграционного капитала:

1. Несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных секторах международной экономике;

2. Относительный избыток капитала на некоторых нац.рынках;

3. Расширение деятельности ТНК и их стремление использовать различие между странами в уровне издержек производства;

4. Стремление капитала к доступным источникам сырья и долевой рабочей силе.

5. Приближение капитала к потребителям;

6. Возможность использовать мировую производственную, транспортную и социальную инфраструктуры;

7. Вывоз капитала увеличивает вывоз товаров, услуг, технологий;

8. Вывоз капитала улучшает конъектурные условия предпринимательства путем использования благоприятного инвестиционного климата.

Формы движения капитала:

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...