Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административное вмешательство в процесс ценообразования




Проявляется в форме принудительное установление государством максимальной или минимальной цены на товары и услуги. Влияние этого фактора обсуждается в специальном параграфе, посвященном нелегальному рынку.

В России влияние этого фактора проявляется в различных формах.

Лицензирование различных видов экономической деятельности ставит частные компании в зависимость от органов власти и создает условия для извлечения государственными служащими нелегальных доходов.

В России наблюдаются и более жесткие формы государственного вмешательства. Например, возможна прямая поддержка органами власти так называемых "дружественных" компаний и подавление конкурентов с помощью необоснованного использования полномочий контролирующих и правоохранительных органов (налоговой полиции, милиции и т.п.). Это характерно для особо прибыльных отраслей (нефтяной бизнес, строительство и т.д.). Отмечается также прямое распределение государством рынка между "дружественными" фирмами и возникновение на этой основе неформальных отношений, связанных с коррупцией государственных и муниципальных служащих, принимающих решения.

В экономике переходного типа регламентация экономической деятельности как фактор роста теневой и криминальной экономики имеет особое значение. Важнейшим направлением институциональных преобразований при переходе к рынку является, как известно либерализация экономической деятельности. Ее содержание состоит во введении рыночных "свобод" – конкуренции, предпринимательской деятельности, ценообразования и других. Однако в силу различных причин этот процесс происходит неравномерно, непоследовательно и неполно. Во многих сферах экономики по прежнему сохраняются ограничения для действия рыночных сил, по-прежнему сильна государственная регламентация. Такое состояние незавершенности либерализации экономической деятельности многими специалистами признается основной причиной формирования теневой экономики и криминализации экономической сферы в переходных хозяйственных системах.

Масштабы государственного сектора в экономике, его доля в совокупном капитале. Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождает отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме прямых и косвенных дотаций, субсидий, субвенций, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж.

Таким образом, эффективность деятельности государства являются важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой и крминальной экономики.

Масштабы доходов и расходов бюджета, их удельный вес в валовом внутреннем продукте. Влияние этого фактора зависит от типа экономической системы конкретного государства. Оно различается в трех категориях стран:

· Промышленно-развитые страны со зрелой рыночной экономикой

  • Государства с переходной к рынку экономикой.
  • С сильным авторитарным режимом;
  • С сильным демократическим режимом;
  • Со слабым демократическим режимом.

Промышленно развитые страны с развитой рыночной экономикой. В общественный сектор этой группы стран вовлекается от 30% до 60% ресурсов экономики, что имеет неоднозначные последствия с точки зрения влияния на теневой сектор.

Увеличение доли доходов государственного сектора в ВВП страны часто связано с увеличением налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. Это классическая причина возникновения теневой экономики. По мнению ряда зарубежных специалистов, налоговый фактор является решающим. Его влияние было рассмотрено ранее.

Современная рыночная экономика характеризуется возрастанием перераспределительной функции государства, которая осуществляется посредством государственных финансовых фондов, важнейшим из которых является бюджет. Средства этих фондов используются для финансирования затрат на социальные нужды, субсидий отстающим отраслям экономики, производство общественных благ (образование, здравоохранение, правопорядок и т.п.). С одной стороны, эти нововведения позволили обеспечить большую эффективность и социальную стабильность. Однако, с другой стороны, значительную привлекательность приобрели виды активности, направленные не на повышение конкурентоспособности производства, а на борьбу за субсидии, на поиск "налоговых убежищ", получение льгот и привилегий, социальной помощи, сокрытие доходов от налогообложения, совершение других злоупотреблений. Нелегальная экономика стала более выгодной.

Таким образом, в зрелых рыночных экономиках существует прямая связь между долей государственных доходов в ВВП и размерами теневой экономики.

Государства с переходной экономикой. Для стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, зависимость между долей государственных расходов в ВВП и масштабами теневой экономики оказывается обратной. Масштабы теневой экономической деятельности лавинообразно возрастают по мере сокращения государственных расходов. Наблюдался эффект вытеснения государства подпольным бизнесом "один к одному": на каждый процентный пункт падения доли государственных доходов в ВВП приходится в среднем увеличение доли теневой экономики в ВВП тоже на один процентный пункт.

Причины этого явления получили освещение в российской экономической литературе (4). Важнейший вывод состоит в том, что сокращение государственных расходов является ключевой причиной снижения эффективности государственных институтов и способности государства обеспечивать исполнение законов и сбор налогов. Результатом является массовое сокрытие экономической деятельности от государственного контроля и ее криминализация.

В свою очередь, изменение величины расходов, направляемых на поддержание, укрепление и развитие государственных институтов имеет достаточно четкую зависимость от модели перехода к рынку. Рассмотрим выявленные особенности.

Сильный авторитарный режим. Сокращение государственных расходов относительно ВВП происходило за счет обороны, субсидий и инвестиций, тогда как расходы на "обычное правительство" (включающее в себя все остальное – от образования до правоохранительных органов) росли примерно теми же темпами, что и ВВП.

Например, в Китае эти расходы в 1979-1986 гг. почти удвоились. За период с 1989 по 1994 гг. прироста доли теневой экономики практически не наблюдается.

Сильный демократический режим. Государственные расходы на "обычное правительство" и другие функции, хотя и снизились накануне перехода к рынку (то есть, когда разваливался прежний авторитарный режим), во время самих рыночных реформ даже несколько возросли.

Например, в Польше, где в 1996 г. ВВП превысил предкризисный уровень, реальные расходы на "обычное правительство" в 1989-1996 гг. возросли примерно на 1/3. За период с 1989 по 1994 гг. прироста доли теневой экономики практически не наблюдается.

Слабый демократический режим. Наблюдается сокращение расходов не только на оборону, субсидии и инвестиции, но и на "обычное правительство", что привело к опасному ослаблению государства и его институтов.

По пути создания демократии без либерализма, то есть без эффективных институтов, гарантирующих права экономических агентов, пошли многие страны Латинской Америки, а затем Африки и некоторых других стран (например, Индии). Результатом оказалось отставание этих стран в послевоенный период по темпам роста ВВП на душу населения и лидерство по масштабам теневой экономики. По данным видного исследователя теневой экономики Э. Де Сото, в теневой экономике стран Латинской Америки занято 48% экономически деятельного населения, на нелегальную деятельность приходится 61,2% рабочего времени, производится 38,9% валового национального продукта, учтенного национальной статистикой (5).

В 90-е годы к числу нелиберальных демократий добавились многие советские республики и страны Юго-Восточной Европы со схожими последствиями для экономического развития.

В Россия, относящейся к данной группе стран, ситуация с финансированием государственных расходов сложилась крайне неблагоприятно. ВВП России в 1996 г. едва дотягивал до половины предкризисного уровня, а реальные расходы на "обычное правительство" снизились почти в 3 раза. Такое резкое снижение реальных объемов финансирования привело к разрушению старых государственных институтов и не оставило средств на создание новых. За период с 1989 г. по 1994 г. прирост доли теневой экономики составил 28 процентных пунктов.

Вместе с тем, значительные масштабы перераспределения ВВП через бюджет и целевые внебюджетные фонды в России имеют еще более негативные последствия, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Активная деятельность групп специальных интересов, стремящихся получить индивидуальные льготы, льготное финансирование за счет бюджетных средств, происходит в условиях слабого государства.

Так, получила распространение практика субсидирования и льготного кредитования отдельных коммерческих и некоммерческих структур на фоне и за счет недофинансирования социально – значимых программ на треть или вдвое.

Сокращения бюджетных расходов имеет и другие последствия. Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания.

Сокращение государственных расходов и связанное с этим ослабление государства и его институтов является, в конечном итоге, важнейшей причиной сокращения налоговых платежей и увеличения налоговой нагрузки. Этот фактор роста теневой и криминальной экономической деятельности был рассмотрен ранее.

Фактор налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования оказывает и в условиях переходной экономики стимулирующее воздействие на масштабы скрытой экономической деятельности и криминализацию экономики. Несмотря на абсолютное снижение государственных расходов и доходов, налоговая нагрузка на хозяйствующих субъектов возросла, что породило классическое следствие – дальнейший рост теневой экономики и налоговой преступности.

Снижение роли государства в обеспечении функционирования экономических институтов. Некоторые важные проявления этого были рассмотрены при анализе влияния государственных расходов. Наряду с этим ослабление государства может быть следствием отречения от власти законного правительства, отказ или неспособность его выполнять функции регулирования рынка. В качестве примера можно привести господствовавшую в начальный период реформ идеологию минимизации участия государства в экономике, целенаправленного ослабления его функций в этой сфере.

Неправовой характер экономических реформ. Связанный с рассмотренными выше, его воздействие проявляется в том, что формальные законы часто не являются решающими регуляторами экономической деятельности. Неспособность государства обеспечить поставку общественных благ и регулирование экономики замещает его место теневыми и криминальными институтами.

Примечания

1. Нещадин А., Вигдорчик Е., Липсиц И., Никологорский Д. Преодоление кризиса российской промышленности: финансовое оздоровление и реструктуризация предприятий// Вопросы экономики. 1997. № 4. С. 59.

  1. Теневая экономика (экономические, социальные и правовые аспекты): Мат-лы науч. конф. 9 июля 1996 г. – М.: 196. С. 9.
  2. Шмелев Н. Неплатежи – проблема номер один российской экономики//Вопросы экономики. 1997. № 4. с. 28.
  3. Попов В. Сильные институты важнее скорости реформ. – Вопросы экономики. – 1998. – № 8.
  4. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. – М.: Catallaxy, 1995. – С. 49.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...