Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Естественный педагогический эксперимент.




Основой любого научно–педагогического исследования является педагогический эксперимент. При помощи педагогического эксперимента проверяется достоверность научных гипотез, выявляются связи и отношения между отдельными элементами педагогических систем. Основными видамипедагогического эксперимента являются, естественный и лабораторный, которые имеют много подвидов.Педагогический эксперимент – это наблюдение, но специально организованное в связи с систематическими изменениями условий проведения педагогического процесса. Требует точного определения исходных данных, конкретных условий и способов обучения или материалов, подвергаемых исследованию. Необходим также разносторонний учет результатов эксперимента.Этапами педагогического эксперимента является:. Планирование. Проведение. Интерпретация результатовПланирование включает постановку цели и задач эксперимента, выбор зависимой переменной (отклика), выбор факторов влияния и количество их уровней, необходимое число наблюдений и порядок проведения эксперимента, метод проверки полученных результатов. Организация и проведение эксперимента должны проходить в точном соответствии с намеченным планом.На этапе интерпретации происходит сбор и обработка данных.Чтобы проведение эксперимента отвечало принципам достоверности, необходимо соблюдение следующих условий: 1. оптимального числа испытуемых и количества опытов 2. надежность методик исследования 3. учета статистической значимости различийВзаимное сочетание нескольких методов позволяет повысить эффективность и качество педагогических исследований. Этому также способствует активноепроникновение в педагогику математических методов результатов эксперимента при помощи ЭВМ.

Известно, что те или иные явления могут считаться научными фактами только тогда, когда они способны неоднократно воспроизводиться в экспериментальной обстановке. Педагогический эксперимент как раз и со­здает возможность для подобного воспроизведения изу­чаемых явлений. Возможность эта является следствием намеренной организации условий. Другими словами, ха­рактерной чертой педагогического эксперимента как метода исследования является запланированное вмеша­тельство человека в изучаемое явление.

Но было бы ошибочно понимать подобное вмеша­тельство примитивно, лишь как изолированное однократ­ное воздействие на изучаемое явление. Намеренная ор­ганизация условий предусматривает его систематическое изменение на протяжении достаточно длительного пе­риода времени с одновременным установлением связей изучаемого фактора с другими явлениями. Только в этом случае можно вскрыть природу изучаемого явления, причины, обусловливающие его необходимость, установить способы управления им.

Сущность вмешательства в естественный ход педаго­гического процесса сводится, как правило, к абстраги­рованию, т. е. к искусственному вычленению какой-либо одной стороны изучаемого процесса из многообразия существующих связей. Известно, что эффективность пе­дагогического процесса зависит от многих факторов (ин­дивидуальных особенностей личности педагога, контин­гента занимающихся, методов обучения, применяемых средств, условий организации занятий и пр.). Следова­тельно, необходимо искусственно изолировать изучаемый фактор от влияния всех других величин.

Однако абстрагирование не является самоцелью. Это лишь первоначальная ступень познания явления в много­образии его связей. Последовательно изучая каждую из сторон явления, необходимо объединять и обобщать фак­тический материал, с тем, чтобы охарактеризовать явле­ние в целом.

Любой эксперимент может дать объективные резуль­таты только в том случае, если будет осуществлен тща­тельный контроль за факторами, действующими на эффективность учебно-воспитательного процесса в педа­гогическом эксперименте. Эти факторы делятся на экспе­риментальные (которые, в свою очередь, подразделяются на причинные и следственные) и сопутствующие (к кото­рым относятся уравниваемые и спонтанные).

Под экспериментальными факторами понимаются те, которые искусственно вводятся в соответствии с гипоте­зой в учебно-воспитательный процесс, и те, которые явля­ются результатом действия первых.

Проходит без нарушения естественного учебного режима. Проверяются новыеучебные планы, программы, учебники.

Тот фактор, который умышленно вводится в учебно-воспитательный процесс, называется причинным (или независимым) экспериментальным фактором (например, новый метод развития силы), а тот, который вследствие этого получает определенную величину или качество (часто не такие, какие получали ранее при исполь­зовании старого фактора),— следственным (или за­висимым) экспериментальным фактором (на­пример, более высокий уровень развития силы за более короткий период времени).

Нельзя забывать, что любые изучаемые педагогические явления органически входят в содержа­ние жизни исследуемого как личности. Искусственно изо­лировать его от динамичного взаимодействия с окружа­ющей средой, исключить влияние неконтролируемых факторов практически невозможно. В этом кроется и спе­цифика, и главная трудность любого педагогического эксперимента.

Зная все разновидности действующих в эксперименте факторов, исследователь обязан тщательно организовы­вать их воздействие, обращая особое внимание на спон­танные факторы. Контроль осуществляется как в ходе подготовки к эксперименту, так и в процессе самого экспе­римента с целью предотвратить нежелательное воздей­ствие тех или иных факторов на конечные результаты учебно-воспитательного процесса. Следует помнить, что проблема контроля в педагогическом эксперименте является очень сложной из-за действия множества факторов, не поддающихся управлению. Поэтому и разработ­ка этой проблемы в настоящее время еще далека от за­вершения.

Таким образом, в эксперименте добываются научные факты путем преднамеренного создания необходимых по задачам исследования условий, по возможности исклю­чающих побочные влияния на конечный результат, а так­же путем повторного воспроизведения изучаемого явле­ния и его измерения (оценки).

Каждый педагогический фактор должен иметь опреде­ленную характеристику. Она может включать: 1) каче­ственную оценку в виде, того или иного словесного описа­ния; 2) количественную — в виде самых разнообразных оценок (от балльных до метрических), получаемых в ре­зультате измерений; 3) статистическую — в виде пока­зателей зависимости между разными факторами, вычис­ляемых методами статистических связей.

Целесообразно стремиться к характеристикам, имею­щим несколько оценок, например количественную и ка­чественную.

Модельный эксперимент.

Модельный эксперимент характеризуется значитель­ным изменением типичных условий физического воспита­ния, что позволяет изолировать изучаемое явление от по­бочных влияний. Примером подобного эксперимента мо­гут служит исследования результативности различных отягощений для развития силы. Чтобы исключить влия­ние техники жима на результат, в эксперименте прибе­гают к выполнению жима в положении лежа.

 


Лабораторный эксперимент.

Лабораторный эксперимент является более строгой формой научного исследования. Из широкого педагогического контекста выделяется определенная сторона, искусственно создается обстановка, позволяющая точно контролировать результаты и манипулировать переменными величинами.При решении педагогиче­ских задач его роль сводится к подсобной (в плане раз­работки физиологических и психологических вопросов). Например, для определения эффективности комплексов гигиенической гимнастики предварительно изучается ре­акция организма на нагрузку по некоторым физиологи­ческим показателям в условиях лаборатории.

Заключение.

 

Наука в современных условиях является важным фактором, обуславливающим прогрессивные преобразования в обществе во всех областях, в том числе в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании. Научно- методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма специалистов и залогом высокой готовности специалистов.

Проанализировав литературные источники по данной теме можно сказать, что методика педагогических исследований – совокупность способов проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, которая излагает правила и методы проведения экспериментов.

В первой главе мы давали общую характеристику подготовки к исследованию: выбор темы, определение задач исследования, разработка гипотезы, план исследования, работа с литературными источниками, подбор исследуемых.

Это часть подготовки является наиболее важной, так как если четко соблюдать все правила и требования трудности на начальном этапе возникать не будут.

Во второй главе мы раскрыли основы проведения исследования с помощью педагогического эксперимента. Выяснили, что характерная черта педагогического эксперимента, как метода исследования – это запланированное вмешательство в изучаемое явление.

Также рассмотрели особенности модельного и лабораторного педагогического эксперимента.

Из вышеперечисленного следует вывод, педагогические исследования требуют от исследователя: знать методы организации и проведения научно-исследовательской работы, уметь организовывать и проводить методическую работу, применять навыки работы для решения конкретных задач, подготовить и защитить свое исследование.


Список литературных источников:

1. Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. – 284 с.: ил.

2. Волков В.М., И.И.Бахрак. Подросток и физическая культура.

3. Губа В.П., Шестаков М.П., Бубнов Н.Б., Борисенко М.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: Учебное пособие для вузов физической культуры. – М.: Спорт Академ-Пресс, 2002. – 211с.

4. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры.

5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с.

6. Круцевия Т.Ю. Теория и методика физического воспитания.

7. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник. - 3-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.

8. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник.- М.: Физическая культура, 2005. – 544с.

9. Матвеев Л.П. Теория и методика и физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. Для ин-тов физ. Культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с., ил.

10. Матвеев Л.П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Изд. 2-е, испр и доп. (В 2-х т.) М., «Физкультура и спорт», 1976.

11. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре:  Учебн. Пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Спорт Академ-Пресс, 2001. – 184с.

12. Харабуги Г.Д. Теория и методика физического воспитания. Изд. 2-е, дополн. Учебник для техникумов физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 1974.

13.Шиян Б.М., Ашмарин Б.А., Минаев Б.Н.Теория и методика физического воспитания: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и пед. уч-щ по спец. «Нач. воен. подготовка и физ. воспитание» и «Физ. культура»; Под ред. Б.М. Шияна. – М.: Просвещение, 1988.-224 с.: ил.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...