Типы связей между участниками цепей поставок
Участники цепей поставок, взаимодействуя между собой, устанавливают связи, которые по степени их подконтрольности фокусной компании условно можно разделить на четыре типа [5]: - управляемые связи; - неуправляемые связи; 52 - отслеживаемые связи; - связи с объектами, не входящими в цепь поставок. Фокусные компании, управляя своими цепями поставок, стремятся установить такие взаимоотношения между объектами цепи, при которых центральная компания сможет максимально эффективно отслеживать и контролировать связи между участ- никами цепи поставок. При этом совсем не обязательно, чтобы эти связи жестко контролировались. В определенных ситуациях, например для достижения бесперебойных поставок сырья и ма- териалов, повышения качества послепродажного обслуживания, сокращения общих затрат, чтобы добиться достижения конкрет- ных целей и для эффективного управления цепью поставок часть связей между объектами достаточно отслеживать или да- же доверить этот процесс своим контрагентам. Такие ситуации возникают вследствие того, что постоянная жесткая интеграция всех связей между всеми объектами в рамках цепи поставок не может быть целесообразной и экономически выгодной. Поэтому, как правило, в зависимости от ситуации степень интегрирования между различными участниками цепи поставок будет меняться. Существенную роль при решении вопроса о степени интеграции между объектами будет играть временной фактор, так как необ- ходимость контролировать взаимоотношения между участника- ми цепи поставок в разный период времени может быть различ- ной. Управляемые связи между участниками цепей поставок –
это связи между фокусной компанией и наиболее важными объ- ектами, с точки зрения центральной компании, которые она вы- деляет для интегрирования и управления. Фокусная компания непосредственно взаимодействует с потребителями и поставщи- ками первого уровня, поэтому связи с этими объектами будут на- зываться управляемыми (рис. 4.2). Также центральная компания может управлять этими связями в сотрудничестве с другими ком- паниями, входящими в цепь поставок.
Лекция 9. Управление организационными изменениями В цепях поставок Даже самая совершенная хозяйственная система требует постоянной корректировки, которая обусловлена изменениями внутренней и внешней среды. Внешняя среда, в рамках которой цепи поставок осуществляют свою деятельность, непрерывно меняется под влиянием изменения рыночной конъюнктуры, инно- вационных изменений, развития новых технологий и т. д. Внут- ренние изменения, такие как смена участников цепи поставок, корректировка взаимоотношений между ними, совершенствова- ние информационных технологий, разработка нового продукта и др., также приводит к необходимости осуществлять организаци- онные изменения в цепях поставок. Для того чтобы цепь поставок соответствовала этим изменениям, необходимо использовать методологию систематического планирования и проектирования логистической системы, которая бы позволила учитывать возни- кающие обстоятельства и оценивать альтернативы будущего развития событий. Осуществлять организационные изменения системы, состоящей из целой совокупности организаций – очень масштабное занятие, требующее _____детальной проработки, а, зна- чит, серьезных временных и финансовых вложений. Тем не ме- нее, непрерывное улучшение процессов, протекающих в цепи поставок – необходимая стратегия бизнес-деятельности на кон- курентном рынке.
Управление организационными изменениями в цепях по- ставок можно осуществлять, основываясь на четырех основных подходах: 1. Методика быстрого анализа решения (FAST). 2. Бенчмаркинг процесса. 3. Перепроектирование процесса. 4. Реинжиниринг процесса. Методика быстрого анализа решения представляет собой подход, который концентрирует внимание группы на определен- ном процессе для определения способов, которыми можно улуч- шить этот процесс. Сначала определяется проблема (как правило этот метод применяется для снижения затрат, длительности цик- ла или уровня ошибок на 5-15% за короткий (до трех месяцев) период), затем собирается группа специалистов и в течение од- ного-двух дней разрабатывает обобщенную блок-схему процесса и план мероприятий, способных улучшить показатели процесса. В случае если результаты работы группы признаются удовлетвори- тельными, происходит _____реализация предложений. Другой подход по управлению организационными измене- ниями – бенчмаркинг – это сравнение показателей деятельности своих процессов с показателями деятельности процессов другой организации, т.е. использование лучшей практики. Обычно бен- чмаркинг позволяет снижать затраты, длительность цикла и уро- вень ошибок на 20-50% за период, равный 4-6 месяцам. При бен- чмаркинге бизнес-процесса ключевые процессы идентифициру- ются, уясняются и сравниваются с лучшими эквивалентными процессами для определения нежелательных расхождений. Обычно, основываясь на сравнительном анализе, определяют несколько организаций, которые функционируют лучше, чем ор- ганизация, проводящая это исследование. После этого оценива- ются процессы другой организации, для того чтобы определить, почему они функционируют лучше, чем процессы в организации, проводящей это исследование. Полученные данные используют- ся для разработки и внедрения усовершенствованных процессов, при этом часто создаваемые процессы оказываются намного продуктивнее, чем любой из изучаемых ими ранее. Перепроектирование обычно проводится, если есть необ- ходимость улучшить уже существующий процесс и применяется к тем процессам, которые достаточно успешно работают и в на-
стоящий момент. Перепроектирование процесса снижает затра- ты, длительность цикла и количество ошибок на 30-60%. Такой подход целесообразно использовать в том случае, если улучше- ние показателей деятельности организации на 30-60% сможет обеспечить ей конкурентное преимущество. При перепроектиро- вании процессов строится имитационная модель текущего со- стояния компании, при реализации которой происходит модерни- зация процесса за счет использования средств автоматизации, механизации, применения информационных технологий. Одно- временно с этим устраняются дублирующие функции, происходит стандартизация и упрощение методов, сокращается длитель- ность цикла, процесс защищается от ошибок. Реинжиниринг процесса представляет собой подход к улучшению бизнес-процессов организации, основанный на раз- работке нового процесса и является наиболее радикальным спо- собом внедрения структурных изменений с использованием ин- новационных технологий. При успешном проведении реинжини- ринга процесса происходит снижение затрат и длительности цик- ла на 60-90% и уровня ошибок на 40-70%. Данный подход ис- пользуется в тех случаях, когда процесс настолько устарел, что его сохранение не является целесообразным. Реинжиниринг про- цесса позволяет обеспечить максимальные улучшения, но при этом остается наиболее затратным по временным и финансовым ресурсам, а также с ним связана наибольшая степень риска, что привести к разрушительным последствиям для организации. 5.2. Цели и задачи планирования цепей поставок Планирование цепей поставок представляет собой форму регулирования и управления процессами, протекающими в рам- ках отдельной цепи поставок, через разработку временных пара- метров этих процессов, показывающих, как и когда они должны выполняться. Различают три уровня планирования: 1. Стратегический уровень – долгосрочное планирование (10-15 лет). 2. Тактический уровень – среднесрочное пятилетнее пла- нирование. 3. Оперативный уровень – текущее краткосрочное планиро-
вание (месячное, квартальное, годовое). Этим трем уровням планирования соответствуют цели, по- ставленные в рамках цепи поставок: цели стратегического уров- ня, цели тактического уровня и цели оперативного уровня. Планирование цепей поставок начинается с принятия стра- тегических решений высшего уровня: разрабатывается миссия, корпоративная стратегия и бизнес-стратегия. Затем формулиру- ются функциональная и логистическая стратегии в рамках приня- тия стратегических логистических решений. На уровне принятия тактических решений разрабатываются планы использования мощностей и обобщенные планы, строится основной график. Уровню оперативных логистических решений соответствует по- строение краткосрочных графиков. Схематично подход к планированию цепи поставок можно представить следующим образом: Миссия Корпоративная стратегия Бизнес-стратегия Функциональная стратегия Логистическая стратегия Планы использования мощностей Обобщенные планы Основной график Краткосрочные графики
Лекция 10. Логика стратегического планирования и проектирования Цепей поставок Специалистами [23] для анализа и проектирования боль- шинства логистических систем, в том числе и цепей поставок, ис- пользуется общая схема исследовательского процесса, состоя- щая из трех этапов (рис. 5.2): 1. Определение проблем и планирование проекта. 2. Сбор и анализ данных. 3. Рекомендации по внедрению и реализация проекта. На первом этапе происходит выявление проблем и оценка технико-экономических возможностей организации, определяют- ся цели и задачи проекта. Его реализация состоит из следующих шагов: - происходит технико-экономическое обоснование проек- та, вырабатывается концептуальная схеме анализа, проводит- ся оценка издержек и выгод. Проектирование и планирование цепи поставок начинается с оценки текущей ситуации и тех из- менений, которые произошли под влиянием тех или иных внешних и внутренних факторов. Подобный процесс оценки называется технико-экономическим обоснованием проекта, он включает в себя ситуационный анализ, выработку концепту- альной схемы анализа проекта и оценку соотношения издержек и выгод; - осуществляется планирование проекта, в рамках которо- го определяются цели и ограничения, выбираются стандарты оценки предполагаемых результатов. Цели должны описывать рынок или отрасль или их отдельные сегменты, временной пе- риод и конкретные параметры деятельности, которые, как пра- вило, представляют собой характеристики уровня сервиса. Оп-
ределение целей, ограничений и метода анализа необходимо, чтобы четко осознавать собственные стартовые позиции и пер- спективы планирования. После этого надо разработать проект- ное задание, установить временные рамки и ресурсы на его реализацию. Задача второго этапа – осуществить сбор и провести анализ данных, при этом необходимо: - определить методы и технику анализа, выявить источники данных и осуществить их сбор. Основными методами анализа являются имитационные (моделирование), оптимизационные и аналитические. В зависимости от ситуации можно использовать тот или иной способ анализа данных; - после того как удалось убедиться в надежности выбранно- го метода анализа, можно переходить к оценке вариантов. Для этого на основании полученных данных проводится первичный анализ проекта, анализ чувствительности и анализ альтернатив. При этом необходимо рассмотреть все возможные модификации ситуации и оценить жизнеспособность при изменении таких не- контролируемых факторов, как спрос, структура капитала или действия конкурентов. На третьем этапе происходит выработка рекомендаций по внедрению проекта и окончательного плана его реализации. Обычно проводится окончательная оценка издержек и выгод, а также анализ рисков выбранного проекта. По результатам проведенных исследований разрабатыва- ются рекомендации по внедрению проекта, при этом решаются следующие задачи: выявляется лучший вариант, проводится оценка его издержек и выгод, оцениваются возможные риски при его внедрении. Среди типичных источников риска можно выделить такие как: неопределенность и изменчивость спроса, человеческий фактор (непредсказуемость поведения конкурентов и собствен- ных сотрудников, нестабильность производительности труда), изменение стратегии отдельных участников цепи поставок, изме- нения в доступности ресурсов. Для осуществления управления всем этим рисками им нужно дать количественную и качествен- ную оценку. Этап 1. Определение проблем и планирование проекта Технико-экономическое Обоснование проекта Планирование проекта: - ситуационный анализ; - определение целей; - выработка концептуальной схемы анализа; - определение ограничений; - оценка издержек и выгод; - стандарты оценки результа- тов; - техника анализа; - разработка проектного зада- ния
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|