Нелегальный рынок культурных ценностей
Быстро растущий рынок художественных изделий и археологических предметов также привлек внимание организованных преступных элементов. Установлено, что ежегодно похищается произведений искусства на сумму 4,5 млрд. долл. для продажи их на мировом рынке. Сейчас в розыске находятся 45 тыс. произведений искусства, причем ежемесячно этот список пополняют 2 тыс. новых предметов. В докладе Генерального секретаря ООН выделяются две главные категории предметов, которые стремятся приобрести организованные в группировки преступники. Первая категория – это художественные изделия и ценные антикварные предметы, которые находятся в музеях, церквах, галереях и частных коллекциях главным образом в странах Западной Европы, и в последнее время, благодаря большей открытости границ, в странах Центральной и Восточной Европы, а также в государствах, составлявших ранее СССР. Ко второй категории принадлежат художественные предметы, имеющие культурную ценность, которые находятся в основном в местах проведения археологических раскопок (гробницы, храмы, останки древних человеческих поселений), а также в музеях развивающихся стран в Африке, Азии и Латинской Америке. Если предметы первой категории поступают на рынок художественных изделий западных стран, где они, иногда при соучастии беспринципных агентов по продаже художественных изделий, становятся частью частных коллекций, то изделия второй категории, поступающие из развивающихся стран в развитые страны, приобретаются не только частными коллекционерами, но также и некоторыми музеями. Усилия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры добиться возвращения этих предметов в страны их происхождения часто оказываются безуспешными, ввиду якобы неведения тех, кто их приобрел.
В ряде случаев предметы искусства используются в качестве взятки при заключении выгодного контракта. Для новых богачей обладание теми или иными художественными ценностями означает приобретение высокой общественной значимости. Если вещи зарегистрированы и занесены в каталоги, то их очень трудно продать в стране хищения. В этом случае художественные ценности похищаются с целью вывоза за пределы страны. Приобретение этих предметов посредством хищения или незаконного приобретения, транспортировка их через границы и сбыт требуют широкой вспомогательной сети и глубоких знаний в этой области, которыми обладают организованные преступные группировки. Предметы искусства поступают на нелегальный рынок художественных ценностей из трех основных источников: · хищения из музеев, церквей и частных коллекций;
Существует множество возможностей пройти таможенный контроль, их трудно даже перечислить, но самыми простыми являются следующие: · если это картина, то она скручивается в рулон и кладется внутрь специального контейнера, какой-либо емкости, либо, к примеру, внутрь ковра.
При попытке незаконного провоза вещам часто наносится огромный вред, иногда мы находим их совершенно измененными по форме, либо разбитыми на множество кусков. Каждый год в Италии происходит, 1500 – 1800 случаев хищения культурных ценностей, при этом похищается 15000 -20000 предметов. 50% хищений происходит из частных коллекций, 35% из церквей и различных общественных мест, банков, учебных заведений и т. д., 10% составляют кражи из государственных и 3% из личных музеев. Чаще всего похищаются драгоценности, в 20% случаев -античные изделия, в 15% -картины, в 13% -иконы и церковная утварь, в 10% -предметы из археологических раскопок, в 7% -изделия нумизматики, в 5% -скульптура, книги и т. д. Наибольшему риску быть украденными подвергаются ценности, находящиеся в церквях и частных коллекциях, т. к. они, как правило, не имеют никакой охраны.
Уровень латентности данного вида преступности достаточно высок, поскольку далеко не все пострадавшие заявляют о краже. Причины к тому могут быть следующие: · художественные ценности могли быть получены от незаконной деятельности;
Эта разновидность коммерции активно используется для легализации капитала, полученного преступным путем. Лица, занимающиеся этим, как правило действуют от имени других лиц. Они используют посредников при покупке художественных ценностей, полученных незаконным путем, при этом платят за ту или иную вещь цену меньше реальной. Затем эти вещи перепродаются уже по их действительной стоимости, тем самым успешно обходятся все статьи законодательства, направленные на борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Последнее десятилетие стало периодом интенсивного роста транснациональных хищений предметов, составляющих культурное достояние России. Эта тенденция обусловлена их повышенным спросом в странах Центральной и Западной Европы, Соединенных Штатах Америки, а также несоизмеримо низкими внутрироссийскими ценами на эти предметы в сравнении с мировыми. Данное обстоятельство дает возможность преступникам получать большие доходы от реализации похищенных произведений старины и изобразительного искусства.
Значительная часть культурных ценностей вывозится гражданами, убывающими за границу на постоянное место жительства. О масштабах их контрабандной деятельности свидетельствуют оперативные и следственные материалы о наличии в странах Западной Европы (Германия, Австрия, Италия, Франция и др.) более 40 организованных групп контрабандистов, специализирующихся по России. Подавляющее большинство из них – выходцы из бывшего Советского Союза, оставившие в стране разветвленные связи и сообщников, которые обеспечивают поиск, скупку и вывоз ценностей из страны. Для реализации поступающих по нелегальным каналам культурных ценностей на Западе ими создана целая сеть специализированных магазинов. Успешно функционируют подпольные фирмы, привлекающие опытных экспертов-искусствоведов для оценки, экспертизы и оформления необходимых документов на ценности, вывезенные незаконным путем. Деятельность этого круга лиц способствует возникновению крупных преступных структур, применяющих в своих целях упрощение процедурных вопросов, таможенных и пограничных правил, снятие многих ограничений по въезду и выезду из страны. По мнению сотрудников американских правоохранительных органов, трудности экономики и ослабление режима законности в России, в сочетании с отменой ограничений на поездки российских граждан за рубеж, открывают широкое поле для взаимодействия преступных синдикатов двух стран, в том числе среди наиболее выгодной области преступного сотрудничества – контрабанды культурных ценностей. В последнее время обозначился новый канал вывоза культурных ценностей за границу, связанный с международной деятельностью совместных предприятий и кооперативов, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере культурного наследия.
Учитывая, что страховая стоимость вывозимых культурных ценностей является весьма условной и, зачастую, явно заниженной (принимая во внимание и инфляционные процессы), подлинные масштабы ущерба даже трудно представить. Во Франции, по подсчетам специалистов, владельцев галерей, музейных работников и коллекционеров, ежегодно проводится множество выставок живописи и аукционов, где представляются тысячи далеко не равноценных произведений под эгидой вымышленных или сомнительных организаций. Даже в рамках всемирно известного аукциона Друо произведения художников распродавались по бросовым ценам, ниже всякого разумного предела, на уровне уличных туристских районов Парижа. Подсчитано, только во Франции из-за неуплаты налогов, экспортных пошлин и процентов по крупным экспортным операциям наше государство теряет, по оценке специалистов, до 400 млн. франков в год. Преступниками усиленно изыскиваются новые пути и формы контрабандной переправки антиквариата за рубеж. Вывоз предметов старины в искусства, как показывает практика, осуществляется через западные, северо-западные границы и Москву. Вместе с тем, участились случав этого вида контрабанды и на южных границах. В целях повышения эффективности борьбы с данным видом преступлений принимаются меры как национального, так и международного характера. Важное значение имеет сотрудничество в рамках МОУП Интерпол (Резолюция AGN/64/P. RES/9, Резолюция AGN/64/P. RES/16)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|