Статистика рыночной конъюнктуры
Тема 10 Статистики рынка товаров и услуг Предмет, задачи, информационная база статистики рынка товаров и услуг. Система показателей статистики рынка Статистика рыночной конъюнктуры Статистика цен Статистика товарооборота Статистика товарных запасов, товарооборачиваемости Анализ выполнения условий договора между продавцом и покупателем Статистика рыночной инфраструктуры Статистика социально-экономической эффективности рыночных процессов
Предмет, задачи, информационная база статистики рынка товаров и услуг Система показателей статистики рынка В процессе своего движения от производителя к конечному потребителю товары проходят сферу обращения, функция которой заключается в их пространственном перемещении из одного географического пункта в другой и организации товарно-денежного обмена, сопровождаемого переходом права собственности на товар или услугу от одной экономической единицы к другой. Организации сферы обращения выступают посредниками между продавцом и покупателем. Момент продажи товара (обмена на деньги) не всегда совпадает по времени и месту с его физическим перемещением. Купля-продажа товара может быть совершена несколько раз без изменения местонахождения товара и наоборот. Произведенный товар в процессе обращения, как правило, неоднократно меняет своего владельца, прежде чем попадает к конечному потребителю. Между производителем и конечным потребителем может быть один или несколько торговых посредников, роль которых состоит в организации физического (территориального) и экономического (от одного собственника к другому) движения товара. К торговым посредникам относятся не только фирмы и частные лица, совершающие покупку и последующую перепродажу товара и становящиеся на определенном этапе его собственниками (дистрибьюторы, дилеры), но и экономические единицы, помогающие продавцу и покупателю найти друг друга и оказывающие им услуги по включению сделок за некоторое вознаграждение (маклеры, брокеры).
Каждый акт купли-продажи товара, сопровождаемый сменой собственника, называется звеном в процессе движения товара, а число переходов товара от одного владельца к другому - звенностью товародвижения. Чрезмерное увеличение числа звеньев в обращении невыгодно ни производителю, ни потребителю, поскольку каждая последующая перепродажа и перевозка товара повышает издержки обращения и цену товара, что может привести к сокращению покупательской способности потребителей, росту запасов товара и невозможности его реализации. Нарушение координации спроса и предложения снижает эффективность рыночной экономики. Статистика рынка удовлетворяет информационно-аналитические потребности госструктур, которые ставят перед собой цели прямого или косвенного регулирования рынка и разработки социально-экономической политики. Она также обеспечивает методологические потребности служб маркетинга, которые, в свою очередь, дают рекомендации менеджменту для принятия оптимальных управленческих решений. Предметом статистики рынка – массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной оценке. Задачи статистики рынка: 1.Сбор и обработка статистической информации. 2.Оценка и анализ конъюнктуры рынка. 3.Характеристика структуры рынка. 4.оценка и анализ развития рынка. 5. Региональный анализ рынка 6. Характеристика экономических и социальных последствий развития рынка. Статистика дифференцирует задачи исследования в зависимости от специфики отдельных экономических категорий рынка и рыночных процессов, отраженных системой показателей:
1.исследование спроса и предложения, их соотношений. 2.характеристика цен и ценообразования 3.изучение процессов товародвижения, товарооборота, товарных запасов, товарооборачиваемости 4.оценка состояния и развития инфраструктуры рынка 5. выявление и анализ социально-экономических результатов функционирования рынка. Информационная база государственной статистики рынка товаров и услуг включает: 1.Обязательная отчетность по кругу главных показателей, предоставляемая всеми предприятиями, занимающимися куплей-продажей товаров 2.Отчетность по более широкому кругу показателей, предоставляемая предприятиями, попавшими в выборочную совокупность 3.единовременные обследования (торговые переписи, сплошные, выборочные обследования) по кругу показателей, не требующих регулярного изучения 4.данные статистики бюджетов домохозяйств, различных экспертных оценок. Система показателей статистики рынка состоит из 5 крупных блоков, каждый из которых характеризует определенный рыночный процесс: Блок 1- состояние и формирование рынка (рыночной конъюнктуры) Блок 2- состояние и поведение цен Блок 3- наличие и движение товарной массы: товарооборот, товарооборачиваемость, товарный запас Блок 4-Инфраструктура рынка Блок 5- Социально-экономическая эффективность функционирования рынка.
Статистика рыночной конъюнктуры Конъюнктура рынка (рыночная конъюнктура)- это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке в данный момент или за ограниченный отрезок времени под воздействием комплекса сил и факторов. Понятие рыночной ситуации включает: 1. Степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения); 2. Сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития; 3. Уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров; 4. Масштабы рыночных операций и степень деловой активности; 5. Уровень рыночного риска; 6. Сила и размах конкурентной борьбы; 7. Положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла. Конъюнктура рынка - это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию. Статистика конъюнктуры рынка - раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.
Предмет статистики конъюнктуры рынка - массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию и поддающиеся количественной оценке. В методологии статистического анализа рыночной конъюнктуры выделяют 5 отличительных признаков товарного рынка: многоструктурность, динамичность, вариабельность, цикличность, наличие сложных взаимосвязей. Задачи статистики конъюнктуры рынка: 1. Сбор и обработка конъюнктурной информации; 2. Типология рыночной ситуации; 3. Характеристика масштаба (объема) рынка; 4. Оценки и анализ сбалансированности рынка и его основных пропорций; 5. Выявление, анализ, прогнозирование тенденций и устойчивости развития рынка; 6. Оценки и анализ системной и территориальной колеблемости параметров рынка; 7. Оценка и анализ цикличности развития рынка; 8. Оценка и анализ региональных различий рынка; 9. Оценки и анализ деловой активности; 10. Характеристика степени монополизации рынка и интенсивности конкуренции, оценки коммерческого риска; 11. Интеграционные и дифференцированные оценки состояния рынка. Для реализации поставленных задач строится соответствующая система показателей, входящая в раннее рассмотренную. Здесь показатели первого блока более конкретизированы и сгруппированы по 3 субблокам: 1. отражает масштаб и типологию рынка; 2.-функционирование рыночного механизма и основные пропорции 3.- динамическое и пространственное развитие рынка. Каждый блок в свою очередь имеет сложную структуру. Рассмотрим сущность и особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры, а также главные детерминанты и факторы, определяющие те или иные проявления. Масштаб рынка определяется объемом продажи товаров, а также числом и размером фирм, выступающих на рынке в качестве продавцов (производители и торговые посредники). При этом характеризуется функциональная специализация предприятий: вид товара, его ассортимент, основные свойства. Объем продажи отражается размером сбыты произведенной продукции, оптово-посредническим товарооборотом, розничным товарооборотом. Фирмы ранжируются по размеру и формам собственности, а также по доле, занимаемой ими на рынке. Доля фирмы на рынке определяется как отношение товарооборота фирмы к общему объему продаж на рынке. Качественная характеристика доли (большая, средняя, небольшая) выводится из сопоставления доли, принадлежащей нашей фирме, и доле, принадлежащей наиболее крупным конкурентам.
Оценка масштаба рынка связана с характеристикой потенциала рынка, определяющего возможности товарного предложения и покупательского спроса. Определение потенциала рынка позволяет установить, сколько товаров при определенных условиях может быть поставлено на рынок и сколько товаров сможет рынок поглотить. Потенциал рынка подразделяется на производственный и потребительский. Производственный потенциал это объем товарной массы, которая может быть произведена или закуплена по импорту и доставлена на рынок за определенный промежуток времени. Производственный потенциал определяется по формуле: П=∑(Ni*Wi)+Fj, Где Ni- единица производства Wi- удельная мощность производственной единицы Fj- прочие факторы и элементы потенциала n- число i- ых единиц производства и потребления. Производственный потенциал должен отразить два явления 1)производство товаров при полном использовании мощностей (предельный потенциал) 2) реальное предложение товаров. В развернутом виде формула производственного потенциала (потенциала товарного предложения на определенный период имеет вид: Q=∑(Ni*Wi*Di*Ri*[T*Э]*K)-B-C где Ni- производственное предприятие или группа предприятий, выпускающих i- ый товар Wi-средняя мощность предприятия (группы предприятий) по выпуску I товара; Di-средняя степень загрузки производственных мощностей; Ri- степень обеспечения производства ресурсами, необходимыми для реализации производственной программы; [T*Э]-поправка на изменение оптовых цен, где Т- темп прироста цены, Э- коэффициент эластичности предложения от цен на сырье и готовые изделия; K – поправка на конкурентоспособность товара; B-внутренне производственное потребление (по нормативу) C- конкурирующий импорт n- число i- ых производственных предприятий. На практике можно использовать более простую модель производственного потенциала: Q=∑[(qij*[T*Э])-B],
где qij- объем I той продукции, запланированной к выпуску на j ом производственном предприятии в соответствии с портфелем заказов; n- число j ых предприятий, с которыми заключен (или предполагается заключить) контракт на поставку i-го товара. Пример. На заводе Н запланирован выпуск и поставка продукции 5000 ед. (за вычетом внутреннего потребления). Цены на продукцию снизились на 10%. Коэффициент эластичности предложения равен +3, т.е. при увеличении цен на 1% предложение вырастет на 3%. Поправка на изменение цен составит: 10 (прирост цены)*3%=305. Это означает, что производитель может сократить поставку на 30% и отгрузит всего 3599ед. (5000-5000*(1,3-1)) Потребительский потенциал обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка. Емкость рынка - количество товаров, которое рынок способен поглотить(приобрести) за определенный срок при данных условиях. Расчет емкости рынка j-го товара производственного потребления базируется на использовании нормативов производственного потребления (использование сырья, материалов, оборудования на единицу i- го изготовляемого изделия). В ходе расчетов нужно делать поправки на технологические изменения (экономия материалов, использование ресурсов заменителей), которые приводят к изменению нормативов: Eпр=∑(Ni*qi*wi*K)-∆Зij-Пij-С, где E- емкость рынка i-го товара производственного назначения; Ni – число производственных и иных предприятий, потребляющих i-ый товар производственного назначения; qi – количество изготавливаемых i-ых изделий, для которого необходим j-ый товар; wi – норматив удельного расхода j-го товара на изготовление i-ой единицы изделия; K – коэффициент поправки на технологические изменения; ∆Зij- средний размер изменения товарных запасов j-ого товара; Пij- потери j-ого товара в пределах норматива; С- часть рынка, приходящаяся на долю конкурента, в том числе импортера. Пример. Завод Н выпускает 5000 станков за год; по нормативам металлоемкость данного типа станка составляет 700кг/ед. новая технология позволяет уменьшить металлоемкость на 25%. Потери металла составляют 5% на 1 кг. Запасы металла увеличились на 25 т. Заводу Н понадобится: E=(5000*7000*0,75*0,95)-25000=2493750 кг. Расчет емкости потребительского рынка следует дифференцировать и осуществлять по каждой социальной или возрастной группе населения по следующей формуле: Eпотр=∑[Si*пi[Tпр.цен*Эiр]*[Tпр. дох.*Эiд])+Dстим-(H-Иф-Им)]A-C, где Eпотр- емкость потребительского рынка Si – численность потребителей I –ой социальной или возрастной группы пi – потребление на душу в i- ой группе потребителей в базисном периоде Tпр.цен, Tпр. дох.- темпы прироста соответственно цен и дохода Эiр – эластичность спроса i- ой группы населения от изменения цен Эiд- эластичность спроса i- ой группы населения от изменения дохода Dстим- искусственно стимулированный прирост спроса, в частности за счет продажи в рассрочку H- насыщенность рынка (наличие товаров у потребителей) Иф, Им – износ товара физический и моральный A- альтернативные нерыночные формы потребления (например, потребление продуктов собственного производства), а также потребление товаров-заменителей C- часть рынка, захваченная конкурентами, в том числе импортерами Показатель насыщенности рынка играет самостоятельную роль. Он указывает Ра степень обеспеченности населения товарами потребительского назначения. Насыщенность рынка ограничивает его емкость. Для определения степени насыщенности рынка используются специальные выборочные обследования домашнего имущества. Для расчета наличия товаров длительного пользования используют балансовую формулу: Нк=Нн+П-В где Нк и Нн- наличие товаров соответственно на конец и на начало периода; П- поступление товаров за период; В- выбытие за период. Товарное предложение – это объем товаров, предназначенных на продажу и предлагаемых покупателям на рынке в течение какого-то периода по определенной цене. Предложение складывается из: 1. объема продукции отечественного производства за вычетом внутреннего потребления и потерь; 2. объема импортной продукции, представленной на отечественном рынке; 3. резервов и объема сокращения товарных запасов Показатели пропорциональности рынка сопоставляются в балансе спроса и предложения, но он строится по всей совокупности товаров и услуг:
В конъюнктурном анализе используются следующие методы анализа пропорциональности рынка: 1. балансовый метод; 2. относительные величины структуры и координации (коэффициенты соотношений, удельные веса) 3. компаративные темпы роста (индексы) 4. средние квадратические или линейные отклонения структуры. В качестве источника данных для конъюнктурного анализа используются данные статистики производства, товарооборота, товарных запасов, цен, финансов, социально-демографической статистики.
Статистика цен Цена-сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги. Система показателей статистики цен включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур:
Существуют две концепции регистрации цен. В основе первой, прейскурантной методики лежит строго документированный и сплошной учет, который оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров. Вторая концепция - выборочная регистрация цен, которая основана на следующих принципах: 1. отказ от массового документированного учета переход к ограниченному использованию документов; 2. отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного метода во времени, пространстве, товарной массе; 3. формирование потребительской корзины, т.е. набора товаров-представителей; 4. введение системы поправок на изменение качества товаров; 5. полный охват всех форм и видов торговли. Формирование выборочной совокупности осуществляется по схеме: 1. Выборка во времени. Оптимальной считается ежемесячная регистрация цен. 2. Отбор товаров-представителей. Осуществляется выбор репрезентирующих всю совокупность товаров, характеризующих общие закономерности, тенденции, уровни цен. 3. Выбор конкретной разновидности товара-представителя и вида регистрируемой цены. Возможны 4 варианта регистрируемой цены товара-представителя: модальная, простая средняя арифметическая, взвешенная, случайно отобранная. По действующей ныне методике регистрируется модальная цена, т.е. цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких товаров несколько, исчисляется простая средняя арифметическая цена этих товаров. 4.Выборка по территории (отбор населенных пунктов, предприятий торговли). Возможны следующие варианты: · выборка, в которой пропорционально представлены крупные, малые города и села; · выборка пропорционально размерам - в выборку включаются все города с численностью населения больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятностью, пропорциональной их размерам; · выборка с учетом дисперсии, способствующая уменьшению разброса (дисперсия цены или дохода в регионе не должна превышать общей величины дисперсии) · выборка на основе интервальной группировки населенных пунктов (единица с меньшим объемом признака, например, численности населения, имеет равную вероятность выбора со всеми единицами группы); · гнездовая выборка (выделение территорий, однородных по совокупности цен на основные товары). Анализ цен осуществляется в статике и динамике.Уровень цен - обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами. Индивидуальный (однотоварный) уровень цены - это абсолютная величина- сумма денег, уплачиваемых на рынке за товарную единицу. Для цен совокупности однородных товарных единиц, для цен варьирующих во времени и в пространстве, обобщенной характеристикой является средняя цена. Если известен объем продажи в натуральном выражении или в стоимостных единицах, то используются формулы соответственно средней арифметической: p=∑piqi/∑qi и средней гармонической взвешенной: p=∑piqi/∑piqi/pi, где pi – цена i- ой разновидности товара (или i-ого региона, или сложившейся на i –ую дату) qi- колическтво i –го вида товара; n- число видов товара. Если в отсутствие других данных известно число дней торговли по старой и новой ценам, то расчет осуществляется по средней гармонической, так как рост цены снижает на некоторое время обороты по продаже товара и использование средней арифметической преувеличит роль высокой цены в формировании средней величины. Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен: ip=p1/p0, где p1,p0 – цены на товар в текущем и базисном периоде. Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс. Цены различных товаров складывать бессмысленно. Нессумируемость элементов совокупности преодолевается путем взвешивания каждой цены по количеству проданных товаров. сумма произведений цен товаров на их количество составляет товарооборот совокупности товаров. Чтобы выявить непосредственно изменение цен, необходимо зафиксировать показатели количества на одном из уровней: 1. базисного периода времени(формула Ласпейреса): Iл=∑p1q0/∑p0q0 2. текущего периода времени (формула Паше) Iп=∑p1q1/∑p0q1. Наиболее удачным компромиссом считается «идеальный» индекс Фишера: Iф= √Iл Iп Одной из самых важных характеристик состояния экономики страны является уровень инфляции, который проявляется в росте общего уровня цен. Для наиболее общей характеристики уровня инфляции используются 2 показателя: 1. ИПЦ.- позволяет оценить уровень инфляции на потребительском рынке. Рассчитывается по формуле Ласпейреса: I=∑p1q0/∑p0q0 2. Дефлятор ВНП - оценивает степень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве. Определяется по методу Паше: I=номинальный ВВП/Реальный ВВП=∑p1q1/∑p0q1. Статистика товарооборота Товародвижение-это перемещение товара в пространстве (географическом и экономическом). Товародвижение предусматривает потенциальную возможность многократного (многозвенного) перехода товара от одного владельца к другому. Звенность товародвижения - число переходов товара от одного владельца к другому. Канал товародвижения - совокупность фирм и частных лиц, осуществляющих доведение товара от производителя к потребителю, а также последовательность, в которой они участвуют в процессе. Центральным показателем статистики рынка товаров и услуг является товарооборот, под которым понимается объем продаж товара в стоимостном выражении во всех звеньях в процессе их экономического движения к конечному потребителю. Его рассматривают как показатель: 1. стоимости товарной массы, 2. денежной выручки продавцов, 3. расходов покупателей на приобретение товаров. Данный показатель находит самое широкое применение в различных направлениях анализа экономики. С его помощью характеризуют размер торговых предприятий, структуру торговой сети, состояния развития рынка. Как показатель выручки от реализации товаров товарооборот используется для оценки результатов деятельности торговой фирмы (ее объема и эффективности). В статистике уровня жизни товарооборот используется для измерения размера денежных расходов населения на приобретение товаров, а также для оценки уровня индивидуального потребления. В макроэкономической статистике при расчете ВВП по направлениям конечного использования товарооборот служит основой для исчисления расходов домашних хозяйств на конечное потребление. Из приведенного выше определения вытекает, что товарооборот дает характеристику суммарной стоимости товаров во всех единичных сделках купли-продажи, при которых права собственности на товар уступаются в обмен на его денежный эквивалент. Если цены товаров обозначить через р, аколичество проданных товаров через q, то объем товарооборота можно выразить следующим образом: V=∑pq. Если за рассматриваемый период времени товар продавался и покупался несколько раз, то стоимость этого товара столько же раз будет учтена в объеме товарооборота. Структура товарооборота изучается по следующим направлениям: 1.по натурально-вещественному составу (по товарным группам); 2.по экономическому назначению реализуемых товаров (выделяют товарооборот средств производства (товаров производственно-технического назначения), товарооборот товаров конечного потребления, Объем закупок сельхозпродукции); 3.пот формам собственности; 4.в территориальном разрезе. В каждой сделке купли-продажи товаров участвуют две стороны: продавец и покупатель. В зависимости от того, кто является продавцом различают товарооборот производителей и торгово-посреднический товарооборот. Товарооборот производителей отражает товарную массу, вовлеченную в сферу товарного обращения, и соответствует понятию сбыта товаров. В зависимости от того, кто является покупателем, различают 4 категории товарооборота: 1.Оптовый товарооборот - это объем продаж товаров крупными партиями производителями и торговыми посредниками другим торговым посредникам для последующей их перепродажи, а также массовым потребителям, приобретающим товары для осуществления своей деятельности (например, продажи сырья и материалов промышленным предприятиям для последующей переработки, продажи оборудования и хозяйственного инвентаря учреждениям и организациям социально-культурной сферы). 2.Розничный товарооборот - это сумма продаж товаров населению за наличный расчет через все каналы реализации: торговые предприятия, предприятия общественного питания, предприятия почтовой связи, АЗС, аптеки, вещевые, продуктовые и смешанные рынки. В розничный товарооборот включается также стоимость проданных населению товаров по кредитным карточкам, по расчетным чекам сберегательных банков, по перечислению со счетов вкладчиков, по почте с оплатой по безналичному расчету, стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту их отпуска покупателю), стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени доставки покупателю- независимо от времени оплаты покупателем), стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой в объеме фактически оплаченной покупателем стоимости (лекарственных средств, топлива, легковых автомобилей). Кроме того, в составе розничного товарооборота учитывают продажи из розничной торговой сети с оплатой по безналичному расчету продовольственных товаров организациям социальной сферы для питания обслуживаемых ими контингентов населения (больницам, детским садам). 3.Валовой товарооборот - это сумма всех продаж товаров за определенный период времени на пути их движения от производителя к потребителю. Он равен сумме оптового и розничного товарооборота. Если цены остаются без изменения, то величина валового товарооборота зависит от количества проданных товаров и числа звеньев в процессе движения товаров. Размер валового товарооборота прямо пропорционален числу перепродаж. Стоимость одних и тех же товаров учитывается в нем столько раз, сколько звеньев в обращении они прошли. Если исключить из валового товарооборота повторный счет стоимости одних и тех же товаров, то получим сумму конечных продаж соответствующую реальному количеству проданных товаров. Этот показатель называется чистым товарооборотом. 4. Чистый товарооборот - это сумма конечных продаж, в результате которых товар уходит за пределы сферы товарного обращения региона или торговой фирмы. Он равен сумме розничного товарооборота и оптовых продаж массовым потребителям, а также торговым посредникам других регионов или другим торговым фирмам. Чистый товарооборот, отражающий реальный объем проданных товаров, может быть использован для оценки коммерческой деятельности торговой фирмы или характеристики конечного результата деятельности в масштабе всей торговли того или иного региона. Сопоставляя валовой товарооборот с чистым, исчисляют коэффициент звенности товародвижения. Он характеризует среднее число звеньев, через которые прошла масса товаров на своем пути от производителя к потребителю (т.е. сколько раз в среднем они были проданы, прежде чем достигли конечного потребителя или вышли за границу сферы товарного обращения). К основным показателям товарооборота относится товарооборот на душу населения. Он рассчитывается как отношение товарооборота к средней за период численности населения. Товарная структура (состав купли-продажи)- абсолютный размер продажи отдельных товаров и соотношение между ними. Под товарной структурой товарооборота понимается распределение отдельных продуктов и услуг в общем объеме их продажи, выраженное относительными величинами: удельным весом (долей) товара и коэффициентом соотношения товаров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|