Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-правовые мероприятия по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха и почв

 

Развитие международного правоохранительного сотрудничества, увеличение объемов загрязнения атмосферы, почв и других компонентов экосистем заставляет совершенствовать правовую базу регулирования природоохранных отношений на транспорте, гармонизируя ее с международными требованиями. Правовые документы разрабатываются федеральными законодательными органами власти и Правительством Российской Федерации, которые принимают законодательные акты по безопасности движения транспортных средств и экологической безопасности, решения о проведении контроля технического состояния подвижного состава. Они делегируют полномочия по регулированию, координации, инспекционному контролю в области экологической деятельности министерствам и ведомствам Российской Федерации: Госстандарту, Госкомэкологии, в функции которых входит принятие государственных стандартов экологической направленности и безопасности транспортных средств. Министерству транспорта, которое разрабатывает научно-техническую документацию по лицензированию, сертификации, контролю головных организаций и региональных подразделений.

К настоящему времени в Российской Федерации создана основная правовая и нормативная база по вопросам экологии в транспортно-дорожном комплексе, состоящая из правовых документов международного и общероссийского значения.

Международные документы включают международные соглашения и стандарты. Международные нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством. В числе важнейших международных соглашений такие документы, как Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Венская конвенция об охране озонового слоя, Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий и др. Заключено более 300 международных актов, регулирующих нормативно-правовую базу взаимоотношений в области транспорта со 131 зарубежной страной. Членство России в международных соглашениях и организациях обусловливает необходимость выполнения принятых ею обязательств.

Международное сотрудничество в области транспорта в рамках ООН включает выполнение требований Комитета по экологической политике Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК ООН). Россия стала участником соглашения ЕЭК ООН с 1987 года и обязана соблюдать при международных транспортных перевозках правила ЕЭК ООН, которые постоянно пересматриваются и дополняются в соответствии с изменяющимися условиями эксплуатации. Требования по токсичности отработавших газов изложены в Правиле № 49 ЕЭК ООН и последующих поправках к нему.

 

Хронология ужесточения требований ЕЭК ООН по токсичности отработавших газов транспортных двигателей

 

Правило № 49................................................1982 г.

Поправка 01...............................................…1990 г.

Поправка 02 (Евро I).....................................1993 г.

Дополнение к Поправке 02 (Евро II)...........1996 г.

Поправка 03 (Евро III)...........................…...2000 г.

Евро IV........................................................…2005 г.

 

Требования предусматривают ограничение выбросов основных токсичных компонентов, присутствующих в отработавших газах карбюраторных и дизельных двигателей.
В табл. 6.1 представлены выдержки из требований ЕЭК ООН, относящихся к карбюраторным и дизельным автомобилям, причем перспективные нормы еще окончательно не отработаны.

Применение правила № 49 ЕЭК ООН предусматривает, что автомобиль должен соответствовать тем требованиям, которые действовали на момент его производства. Например, автомобиль, выпущенный в 1995 году, должен соответствовать требованиям, вступившим в силу к этому моменту, то есть требованиям Евро II. В последующие годы к такому автомобилю не применяются вновь вводимые более жесткие нормативы токсичности.

Подавляющая часть отечественных моделей автотранспортных средств сертифицирована на соответствие ранним требованиям Правил ЕЭК ООН, действовавших в Европе до 1992 года. Значительная часть автопарка с возрастом более 20 лет (около 10 % общей численности) вообще не проходила экологической сертификации в современном понимании этой процедуры. Массовое поступление на рынок легковых автомобилей, соответствующих требованиям Правил ЕЭК ООН Евро I, a также грузовых, соответствующих требованиям Правил ЕЭК ООН Евро I и Евро II можно ожидать не ранее 2002 года.

 

Таблица 6.1. Ограничение токсичности отработавших газов автомобильных двигателей согласно правилам ЕЭК ООН

 

Наименование вещества Категория транспортных средств Единица измерения Евро I Евро II Евро II (допол- ненные) Евро III Евро IV

Оксид углерода (СО)

Легковые г/км 2,72 2,2(Б) 1,0(Д) 2,2(Б) 1,0(Д) 2,3(Б) 0,64(Д) 1,0(Б) 0,5(Д)
Грузовые менее 2,5 т г/км 2,72‑ 6,9 2,72‑ 6,9 2,2‑5,0(Б) 1,0‑1,5(Д)

разрабатывается

Грузовые свыше 3,5 т (Г, Д) г/кВт×ч 4,5 4,0

разрабатывается

Углеводороды

(СН)

Легковые г/км 0,2(Б) 0,1(Б)
Грузовые менее 2,5 т г/км

разрабатывается

Грузовые свыше 3,5 т (Г, Д) г/кВт×ч 1,1 0,4

разрабатывается

Оксиды азота

(Nox)

Легковые г/км 0,5(Б) 0,25(Д)
Грузовые менее 2,5 т г/км

Разрабатывается

Грузовые свыше 3,5 т (Г, Д) г/кВт×ч 8,0 7,0

Разрабатывается

Частицы (дизели)

Легковые г/км 0,14 0,08 0,08 0,05 0,025
Грузовые менее 2,5 т г/км 0,14‑ 0,25 0,14‑ 0,25 0,08‑0,17

разрабатывается

Грузовые свыше 3,5 т, автобусы (Г, Д) г/кВт×ч 0,36 0,15

разрабатывается

 

В небольших количествах на российский рынок поступают автомобили с каталитическими нейтрализаторами отработавших газов (уровень Евро I и выше). Однако высокие экологические характеристики этих автомобилей достаточно быстро ухудшаются (или теряются) вследствие отсутствия эффективной системы их контроля в эксплуатации: не разработана правовая база контроля и нормативные требования к таким автомобилям, не хватает современных приборов экологического контроля и т. д. Кроме того, в России не решена проблема повсеместного гарантированного обеспечения автотранспорта неэтилированным бензином.

В последние годы в связи с ужесточением требований, предъявляемых к выбросам ДВС, Ассоциацией европейских изготовителей (ЕВРОМОТ) и государственными органами США, Финляндии, Японии высказаны предложения по определению общих предельных значений эмиссии оксидов азота. Крупные дизелестроительные фирмы и владельцы судов предложили установить единый предельный уровень оксида азота, не зависящий от типа двигателя.

В 1997 году были приняты Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов, предусматривающие с 2000 года ужесточение ограничений выбросов оксидов азота и серы. Согласно им, содержание оксидов азота должно составлять
9 – 17 г/кВт×ч, оксидов серы – до 6 г/кВт×ч, дымность – до 0,15 г/м3.

Природоохранительное законодательство Российской Федерации базируется на Конституции РФ как основном законе. В соответствии со статьей 41 в России поощряется деятельность, способствующая экологическому благополучию населения. Статья 42 провозглашает право гражданина на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Обязанностью граждан, согласно статье 58 Конституции, является сохранение природы и бережное отношение к природным богатствам.

На основе Конституции РФ развивается федеральное Природоохранительное законодательство. В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за экологические правонарушения. Законодательство об окружающей среде подразделяет законы по двум направлениям: собственно по окружающей среде и по охране природных ресурсов. Вторая группа законов получила большее развитие.

Основополагающими законами по первому направлению являются законы РФ "Об охране окружающей природной среды", "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях", "О радиационной безопасности населения" и др.

Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" определил задачи всего природоохранного законодательства России. Центральное место в законе отведено предупреждению нанесения вреда природной среде, стимулированию исполнения экологических требований. Рассматриваются создание экономического механизма охраны окружающей среды, введение государственной экологической экспертизы, требований по экологическому воспитанию и образованию. В законе указаны подлежащие охране объекты природы: естественные экологические системы, озоновый слой, земля и недра, подземные и поверхностные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фон, природные ландшафты.

Природоресурсное законодательство регулирует отношения по использованию и охране отдельных природных ресурсов.

Закон "Об охране атмосферного воздуха" обязывает проводить мероприятия по охране атмосферного воздуха, устанавливает нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Закон содержит требования по сокращению и очистке выбросов загрязняющих веществ от всех источников загрязнения.

Закон "О плате за землю" устанавливает плату за землю, размер которой зависит от места расположения земель, их предназначения, плодородия и других факторов.

В Земельном кодексе определен порядок отвода земельных участков под предприятия. Последние обязаны в процессе строительства и эксплуатации не допускать загрязнения земель производственными и иными отходами, а также сточными водами.

Отдельные законы перерабатываются и подготовлены их новые проекты.

К правовым документам общероссийского значения относятся также постановления и распоряжения Правительства РФ, указы и распоряжения Президента России, инструктивные документы и указания министерств и ведомств.

Министерством транспорта ведется подготовка законопроектов по вопросам государственного регулирования деятельности отдельных видов транспорта и общетранспортным проблемам. Среди них Кодекс (Устав) автомобильного транспорта, законы "О международных автомобильных перевозках и ответственности за нарушение правил таких перевозок", "О транспортной деятельности" и др.

К нормативной документации, действующей на территории РФ, относятся стандарты, строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы и правила (СанПиН), методические рекомендации, инструкции, руководства и другие документы.

Существует два вида стандартов: государственные (ГОСТ) и отраслевые (ОСТ). Отраслевые стандарты аналогичны государственным, но отличаются по сфере своего действия: если государственные стандарты распространяются на все транспортные объекты, находящиеся в эксплуатации, то отраслевые разрабатываются транспортными ведомствами и устанавливаются только на новую продукцию.

Государственные стандарты, регламентирующие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и загрязнение почвы стационарными и подвижными источниками транспорта, включают следующие основные стандарты:

ГОСТ 17.2.2.03 – 87 "Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности". Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства, изготавливаемые и эксплуатируемые в России. Стандарт устанавливает нормы и методы измерения предельно допустимого содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах двигателей на режимах холостого хода и повышенной частоты вращения коленчатого вала двигателя. Значение повышенной частоты вращения устанавливается в технических условиях предприятия-изготовителя. Стандарт не распространяется на автомобили высшего класса, а также автомобили, эксплуатируемые в высокогорных условиях (при высоте над уровнем моря 2000 м и более);

ГОСТ 21393 – 75 "Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности". Стандарт распространяется на грузовые автомобили и автобусы и устанавливает нормы и методы измерения дымности отработавших газов на режимах свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя;

ГОСТ 17.2.3.02 – 78 "Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями". Стандарт определяет правила установления допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу для проектируемых и действующих промышленных предприятий. Его действие распространяется на ремонтные и обслуживающие предприятия транспорта;

ГОСТ 17.4.3.03 – 85 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ". В нем изложены общие требования к контролю и методам определения загрязняющих веществ в почве и охране почв от загрязнения.

Строительные нормы и правила используются при проектировании, строительстве и реконструкции объектов, включая транспортные. Они устанавливают экологические требования, обеспечивающие благоприятные условия для жизни, труда и отдыха населения. В них определяются эколого-санитарный режим городов и других населенных пунктов, требования к размещению и строительству предприятий и сооружений, оказывающих вредное воздействие на природу. Строительные нормы и правила регламентируют проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог, автодорожных тоннелей и предприятий транспорта.

Санитарные нормы и правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к качеству окружающей природной среды. В их основу положены следующие принципы: экологическая безопасность населения, сохранение генетического фонда растений, животных и человека, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных факторов для развития хозяйственной деятельности. СанПиН разрабатываются и утверждаются Министерством здравоохранения РФ. Они ограничивают все виды негативного воздействия на природную среду, в том числе величину концентраций химических веществ в почве и уровни загрязнения атмосферного воздуха населенных мест.

Минтранс России также участвует в работе по совершенствованию санитарных норм. Так, в 1998 году им совместно с Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России доработаны и изданы "Санитарные правила и нормы для судов внутреннего и смешанного (река – море) плавания" – СанПиН 2.5.2-703 – 98, в которых, в частности, определен порядок взимания платы за услуги, оказываемые зональным органам Госсанэпиднадзора на транспорте (водном и воздушном).

Санитарные нормы и правила устанавливают санитарно-гигиенические нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ. Цель таких нормативов – определить показатели качества Окружающей среды применительно к здоровью человека. На всей территории России действуют федеральные санитарные правила.

Предельно допустимая концентрация – максимальное содержание примеси вредного вещества в компонентах экосистем, приходящееся на единицу объема (воздуха, воды или других жидкостей) или массы пищевых продуктов, почв) и отнесенное к определенному времени осреднения, которое при периодическом или постоянном воздействии не оказывает вредного влияния на человека и естественные экосистемы с учетом отдаленных последствий для потомства.

По времени осреднения различают максимальную разовую ПДК, регистрируемую в пределах 20 – 30 минут, и среднесуточную ПДК. Максимальная разовая величина ПДК не должна вызывать неприятных рефлекторных реакций человеческого организма (аллергического насморка, ощущения запаха и других), а среднесуточная – токсичного, канцерогенного, мутагенного воздействий. В нашей стране ПДК введены с 1949 года и в настоящее время включают более 2500 различных вредных веществ, содержащихся в воздухе, воде, почве, продуктах питания. При установлении ПДК используют расчетные методы, результаты биологических экспериментов и санитарно-гигиенических исследований, а также динамические наблюдения за лицами, подвергшимися воздействию вредных веществ.

Величины ПДК одного и того же вещества для различных объектов окружающей среды неодинаковы. Например, ПДК свинца и его неорганических соединений составляет: в воздухе производственных помещений – 0,01 мг/м3; в воде водоемов хозяйственно-питьевого пользования – 0,1 мг/л; в почве – 20 мг/кг.

В России нормы ПДК, как правило, соответствуют самым низким значениям, которые рекомендованы Всемирной организацией здравоохранения.

На основе санитарно-гигиенических нормативов (ПДК разных веществ) разработаны экологические нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС). Они характеризуют требования к источнику вредного воздействия, вводя ограничения на выброс, сброс, шум, вибрацию, радиоактивное загрязнение и др.

Предельно допустимый выброс (сброс) – максимальное количество вредного вещества, разрешенное к выбросу (сбросу) из данного источника, которое не создает в приземном слое воздуха или в воде концентрацию, представляющую опасность для людей, животного и растительного мира.

Нормы ПДВ и ПДС устанавливаются для каждого вещества и источника с учетом условий выбросов, их распределения во времени и в пространстве и других факторов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...