Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая структура субъекта труда

Человек как субъект труда

Как отмечалось в первой лекции, согласно традициям марксистского человекознания, именно труд, его исторически закономерная форма, использование орудий понимались как главные детерминанты развития психики людей. Идеи К. Маркса получили развитие в работах Л.С. Выготского[1], С.Л. Рубинштейна[2], А.Н. Леонтьева[3], а также еще одного отечественного мыслителя, творчески развивавшего марксистские представления о труде – А.А. Богданова[4].

Богданов рассмотрел роль трудовой деятельности людей в историческом развитии цивилизации. Его трудовая концепция порождения форм общественного сознания объясняет своеобразие психики человека разумного. Типы мышления и познания в целом детерминированы способом организации и содержанием коллективной трудовой деятельности.

При обсуждении развития человека как субъекта трудовой деятельности нас интересует деятельность как психологическое, а не организационно-техническое понятие.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (по Е.А. Климову) – такая форма активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака:

1) имеет место процесс действий (совокупность, последовательность неких актов);

2) процесс действий сознательно направлен в целом на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое ее преобразование;

3) процесс действий имеет значение для существования и развития человека и (или) общества.

Таким образом, трудом, трудовой деятельностью мы можем называть формы активности, присущие только человеку (не машинам, автоматам, животным и т.п.).

Е.А. Климов выделяет четыре существенных признака труда, отличающих его от других видов деятельности (игры, учения, общения):

1) труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;

2) труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;

3) в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;

4) в труде люди вступают  между собой в особые межлюдские производственные отношения.

Аналоги этих признаков есть в других видах деятельности, но именно в труде степень социальной регламентации, нормированности, заданности оказывается самой высокой по всем четырем признакам. Так, в игре, если не касаться профессиональных вариантов игры (например, в спорте), чаще ценен не результат, а процесс, результат может быть неким условным событием. В общении также, если это не профессиональное, а обычное дружеское общение близких людей, соседей, важен не продукт, не достижение заданного результата, а процесс – демонстрация любви, положительных или негативных эмоций и чувств. Правила общения регулируются социальными нормами, но они ситуативны и оставляют широкое поле для творчества, выбора средств общения. Отношения людей в общении далеки от производственных, они – неформальные. Учение как деятельность порождает результат, который лишь потенциально полезен для общества (будет полезен в будущем, когда ученик начнет самостоятельно трудиться). Процесс учения нормирован, но широки допустимые пределы способов и достигнутых результатов. Средства учения могут также выбираться и учителем, и учащимися. Отношения учитель – ученик далеки от производственных отношений.

Кроме профессионального труда, с помощью которого люди получают вознаграждение и социализируются, существует и непрофессиональный труд (общественно-полезный, по самообслуживанию), который, в своих простых формах, доступен и школьнику, и пожилым людям. Непрофессиональные виды труда обладают теми же психологическими признаками, что и труд профессиональный.

Употребляя слово «субъект», мы подчеркиваем роль человека как инициатора активности, формирующего цели, планы, подбор средств и условий деятельности. В труде человек не всегда может быть полноценным субъектом, т. к. часто компоненты труда жестко регламентированы и работнику остается быть исполнителем.

Как отмечалось в лекции 1, субъектность – это

 

 

Готовность выполнять определенные действия по-своему, поступать незапланированно, а в ряде случаев и непредсказуемо, спонтанно   Готовность к рефлексии своей деятельности, т. е. готовность к осознанию своей спонтанности

 

Структура субъектных свойств человека включает три составляющие[5] (рис.1).

      

 Рис. 1. Структура основных компонентов человека как субъекта труда

 

К психическим регуляторам труда ( макродинамика в онтогенезе ) относят: опыт, знания, умения, навыки, чувственные представления, ценностные ориентации, интересы, мотивы, склонности, сознание Я, профессиональное самосознание.

Функциональными состояниями в труде ( микродинамика в течение дня, недели ) являются: работоспособность, трудоспособность, особые психические состояния в труде (стресс, утомление, монотония и пр.).

Индивидуально-личностными свойствами ( относительно устойчивые свойства индивидуальности ) человека как субъекта труда являются: профессионально важные качества, способности, свойства интегральной индивидуальности разных уровней, характер, пол, возрастные особенности и т. п.

Человек как субъект труда может исследоваться на разных уровнях:

1. Уровень деяния как единицы деятельности. Деяние – субъективная категория, которую задает себе сам человек. Она определяется иерархией целей, особенностями мыслительных перспектив.

2. Уровень действий как процессов. Действие – совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели. Действие – категория субъективная и определяется динамикой непосредственных целей.

3. Уровень операций как способов осуществления действий.

4. Уровень макроэлементов действия – способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность мысленного осознания элементов действий

5. Уровень микроэлементов действия. Микроэлементы действия плохо поддаются сознательному контролю. Их особенности могут выявляться психологом по косвенным признакам (микроамплитуды движений, тремор и т. п.).

Выбор уровня исследования субъекта труда зависит от целей, задач психолога.    

В общем виде СУБЪЕКТ ТРУДА [6] – системная разноуровневая организация психики, включающая ряд свойств человека как индивида и как личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, цели, средствам и условиям деятельности (трудовой).

Люди не рождаются субъектами труда и автоматически ими не становятся, необходимы усилия со стороны общества в плане трудового, нравственного и гражданского воспитания молодого поколения.

Для того, чтобы сознательно осуществлять определенные воспитательные воздействия и оценить уровень развития человека как субъекта труда, необходимо иметь некий идеал, образец человека труженика, желательный для общества. Если существует такой образец, можно:

ü строить программы воспитания молодежи;

ü оценивать уровень сформированности, развития ожидаемых качеств у конкретных людей.

Чтобы стать полноценным субъектом труда, человек должен адекватно отображать в своем сознании все четыре признака труда (перечислены на С.2). Каждая единица сознания имеет два компонента: познавательный (когнитивный) и аффективный (эмоциональный). Кроме того, важно не только знать средства, орудия труда и понимать принцип их использования, но и владеть ими. Поэтому для третьего признака труда необходимо оценивать также операциональный компонент, отражающий уровень владения субъектом средствами деятельности.

 

Психологическая структура субъекта труда

Труд глазами психолога – это, прежде всего, множество состояний сознания человека и их последовательность. Нередко полагают само собой разумеющимся говорить о труде, если речь идет о деятельности человека на штатном рабочем месте. Однако активность человека, использующего производственное оборудование, инструменты на штатном рабочем месте, не обязательно является трудом в психологическом значении этого слова.

Свойства человека как субъекта труда возникают в результате взаимовлияния конфликтующих реальностей двоякого рода. С одной стороны, это множество свойств индивидуальности человека, а с другой – свойства его среды (Лекция 2, С. 15). В результате названного конфликта возможны прогрессивные исходы, определяющие психологическую структуру субъекта труда[7] (табл. 1).

Пояснения к таблице 1. Индивидуальность человека складывается в результате стечения многих природных и общественных обстоятельств. Природные предпосылки психики не могут быть заранее «подогнаны» под требования складывающейся культуры. В результате многолетних и сложных взаимных влияний развивающейся индивидуальности и изменяющейся среды выделяется группа свойств, которые можно назвать свойствами человека как субъекта деятельности. И среда и склад индивидуальности на каждый момент их развития предоставляют ему какие-то возможности и создают некоторые ограничения. Создается то, что обозначают как противоречие развития, или диалектическое противоречие, или факт конфликтующих реальностей.


Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...