История образования и педагогической мысли как область научного знания (предмет, методологическая основа, задачи, источники).
Стр 1 из 4Следующая ⇒ История образования и педагогической мысли как область научного знания (предмет, методологическая основа, задачи, источники). Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций (Вавилон, Египет, Китай, Индия). Воспитание в Античном мире (Спартанская и Афинская система воспитания). Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Воспитание и щкола в Киевской Руси и Московском государстве. Истоки гуманистических идей педагогики. Народная педагогика – истоки научной педагогики. Гуманистические педагогические идеи в филосовском наследии Древней Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). Воспитание и образование в эпоху Возрождения. Гуманистические идеи в педагогических памятниках средневековой Руси («Поучение детям В. Мономаха», «Домострой», «Гражданство обычаев детских»). Я. А. Каменский – основоположник педагогической науки. «Великая дидактика». Педагогические взгляды Джона Локка. «Мысли о воспитании». Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. «Эмиль, или О воспитании». Педагогические деятельность и взгляды А. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей». Марксистская концепция воспитания. Развитие отечественной гуманистической педагогической мысли 18в. (Ломоносов, Бецкой, Новиков, Янкович, Радищев). Гуманистическая педагогическая мысль России 19в. (декабристы, Пирогов, революционеры-демократы). 18. К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики в России («О пользе педагогической литературы», предисловие к работе «Человек как предмет воспитания»).
19. Дидактические идеи К.Д.Ушинского (сущность процесса обучения, задачи, принципы, содержание, методы, требования к уроку). («Труд в его психическом и воспитательном значении»). Становление и развитие советской педагогической науки. Образование в России 18веке(просветительские реформы Петра 1, образовательные реформы второй половины 18в.). Создание и развитие государственной системы народного образования в России 19в. (уставы 1804, 1828гг., образовательные реформы вуо второй половине 19вв.). Реформаторское движение в странах Заподной Европы и США в конце 19- начале 20 века (Г. Кершенштейнер, А. Мейман, Д.Дьюи.). Основные направления развития педагогической мысли России конца 19- начале 20 вв. (П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, В.П.Вахтеров, др.). Педагогическая деятельность и взгляды Иоганна Генриха Песталоцци. «Лебединая песня». Социально-педагогический эксперимент Р.Оуэна. Яснополянская школа Л.Н.Толстого. Альтернотивные школы России конца 19 – начала 20в.(К.И.Мая, В.Н.Тенишева, К.Н.Вентцеля, Е.С.Левицкой, Л.И.Поливанова – на выбор). 29. Цель, содержание, принципы и методы воспитания личности в трудах А.С.Макаренко («Цель воспитания», «Проблемы школьного советского воспитания»). Учение Макаренко о детском коллективе (сущность, признаки, структура, принципы построения, методы организации, стадии развития). («Методика организации воспитательного процесса», «Педогогическая поэма»). Творческое использование идеи и опыта Макаренко. 31. Макаренко о семейном воспитании (роль, условия, содержание, методы) («Лекции о воспитании детей!, «Книга для родителнй»). Педагогические взгляды и деятельность В.А.Сухомлинского (анализ одной из работ). Развитие системы народного образования в РФ и СССР (1917 – 2000-е гг.) (принципы построения новой государственной системы народного образования, ступени школы, сроки обязательного образования, виды образовательных учреждений).
Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.
История образования и педагогической мысли как область научного знания (предмет, методологическая основа, задачи, источники). История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет, но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий. В ее предмет также входит и анализ причин, вызывающих отмирание одних и модернизацию или возникновение других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса. Эти причины могут быть вызваны как изменениями исторической ситуации, так и появлением нового знания в смежных областях, оказывающих значительное влияние на формирование и изменение педагогических взглядов на ребенка и задачи формирования его личности (См. табл.1). Таблица 1 Предмет и задачи истории образования и педагогической мысли Предмет истории образования и педагогической мысли тот же, что и педагогики как науки: методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания. Отличие – выявление особенностей их эволюции в истории развития общества, анализ причин, вызывающих отмирание одних и возникновение или модернизацию других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса. Задачи: как науки 1. Выявление тенденций и закономерностей развития педагогики как науки, чтобы прогнозировать направления ее будущего развития. 2. Знакомство с тем положительным опытом, который может быть адаптирован к условиям сегодняшнего дня и успешно использован в практике современной школы.
3. Ознакомление с имевшими место в истории педагогики ошибками, чтобы не повторять их в будущем. как учебного предмета 1. Проследить эволюцию наиболее прогрессивных взглядов в истории педагогики и выйти на современный уровень понимания их значения. 2. Ознакомить с выдающимися педагогами прошлого, их работами, педагогическими взглядами и теориями, которые прошли проверку временем. 3. Научить будущего учителя аналитически подходить к общим реформам и частным изменениям в педагогической науке и практике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|