Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История образования и педагогической мысли как область научного знания (предмет, методологическая основа, задачи, источники).




История образования и педагогической мысли как область научного знания (предмет, методологическая основа, задачи, источники).

Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе.

Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций (Вавилон, Египет, Китай, Индия).

Воспитание в Античном мире (Спартанская и Афинская система воспитания).

Воспитание и образование в эпоху Средневековья.

Воспитание и щкола в Киевской Руси и Московском государстве.

Истоки гуманистических идей педагогики. Народная педагогика – истоки научной педагогики.

Гуманистические педагогические идеи в филосовском наследии Древней Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

Воспитание и образование в эпоху Возрождения.

Гуманистические идеи в педагогических памятниках средневековой Руси («Поучение детям В. Мономаха», «Домострой», «Гражданство обычаев детских»).

Я. А. Каменский – основоположник педагогической науки. «Великая дидактика».

Педагогические взгляды Джона Локка. «Мысли о воспитании».

Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. «Эмиль, или О воспитании».

Педагогические деятельность и взгляды А. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей».

Марксистская концепция воспитания.

Развитие отечественной гуманистической педагогической мысли 18в. (Ломоносов, Бецкой, Новиков, Янкович, Радищев).

Гуманистическая педагогическая мысль России 19в. (декабристы, Пирогов, революционеры-демократы).

18. К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики в России («О пользе педагогической литературы», предисловие к работе «Человек как предмет воспитания»).

19. Дидактические идеи К.Д.Ушинского (сущность процесса обучения, задачи, принципы, содержание, методы, требования к уроку). («Труд в его психическом и воспитательном значении»).

Становление и развитие советской педагогической науки.

Образование в России 18веке(просветительские реформы Петра 1, образовательные реформы второй половины 18в.).

Создание и развитие государственной системы народного образования в России 19в. (уставы 1804, 1828гг., образовательные реформы вуо второй половине 19вв.).

Реформаторское движение в странах Заподной Европы и США в конце 19- начале 20 века (Г. Кершенштейнер, А. Мейман, Д.Дьюи.).

Основные направления развития педагогической мысли России конца 19- начале 20 вв. (П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, В.П.Вахтеров, др.).

Педагогическая деятельность и взгляды Иоганна Генриха Песталоцци. «Лебединая песня».

Социально-педагогический эксперимент Р.Оуэна.

Яснополянская школа Л.Н.Толстого.

Альтернотивные школы России конца 19 – начала 20в.(К.И.Мая, В.Н.Тенишева, К.Н.Вентцеля, Е.С.Левицкой, Л.И.Поливанова – на выбор).

29. Цель, содержание, принципы и методы воспитания личности в трудах А.С.Макаренко («Цель воспитания», «Проблемы школьного советского воспитания»).

Учение Макаренко о детском коллективе (сущность, признаки, структура, принципы построения, методы организации, стадии развития). («Методика организации воспитательного процесса», «Педогогическая поэма»). Творческое использование идеи и опыта Макаренко.

31. Макаренко о семейном воспитании (роль, условия, содержание, методы) («Лекции о воспитании детей!, «Книга для родителнй»).

Педагогические взгляды и деятельность В.А.Сухомлинского (анализ одной из работ).

Развитие системы народного образования в РФ и СССР (1917 – 2000-е гг.) (принципы построения новой государственной системы народного образования, ступени школы, сроки обязательного образования, виды образовательных учреждений).

Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.

 

История образования и педагогической мысли как область научного знания (предмет, методологическая основа, задачи, источники).

История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет, но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.

В ее предмет также входит и анализ причин, вызывающих отмирание одних и модернизацию или возникновение других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса. Эти причины могут быть вызваны как изменениями исторической ситуации, так и появлением нового знания в смежных областях, оказывающих значительное влияние на формирование и изменение педагогических взглядов на ребенка и задачи формирования его личности (См. табл.1).

Таблица 1

Предмет и задачи истории образования и педагогической мысли

Предмет истории образования и педагогической мысли тот же, что и педагогики как науки: методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания.

Отличие – выявление особенностей их эволюции в истории развития общества, анализ причин, вызывающих отмирание одних и возникновение или модернизацию других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

как науки

1. Выявление тенденций и закономерностей развития педагогики как науки, чтобы прогнозировать направления ее будущего развития.

2. Знакомство с тем положительным опытом, который может быть адаптирован к условиям сегодняшнего дня и успешно использован в практике современной школы.

3. Ознакомление с имевшими место в истории педагогики ошибками, чтобы не повторять их в будущем.

как учебного предмета

1. Проследить эволюцию наиболее прогрессивных взглядов в истории педагогики и выйти на современный уровень понимания их значения.

2. Ознакомить с выдающимися педагогами прошлого, их работами, педагогическими взглядами и теориями, которые прошли проверку временем.

3. Научить будущего учителя аналитически подходить к общим реформам и частным изменениям в педагогической науке и практике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...