Основные типы трудных детей
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Дети с нарушением в сфере общения. Подростки, которые в силу исключительного положения в семье (единственный ребенок), в классном коллективе (нелюбимый) были лишены нормального общения. Для этих детей свойственно искаженное представление о жизни – пессимистическое, критиканское или чрезмерно романтическое. Среди таких подростков много беспринципных, не признающих правил поведения. 2. Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией. Дети, которые перенесли тяжелые нервные потрясения. Характерны повышенная возбудимость, острая реакция или пассивность, равнодушие даже к волнующим событиям и явлениям, часто аффективное поведение. 3. Дети с односторонним умственным развитием. Подростки, умственное развитие которых было заторможено или чрезмерно форсировалось, способности которых игнорировались или переоценивались. Им характерно неумение правильно учиться, пользоваться своей памятью и способностями при изучении материала, неприязнь к учителям, преподающим нелюбимые предметы и т.д. 4. Дети с неправильным развитием волевых качеств. Свойственно - волевые усилия больше регулируются самовнушением, эмоциональными переживаниями, чем уровнем развития волевых качеств и целью деятельности; периоды интенсивного волевого усилия чередуются с моментами полного безволия; отрицание воли других людей, сопротивление ей почти во всех случаях или подчинение воле более сильных людей. Виды девиантного поведения
1. Побеги из дому и бродяжничество Часто побеги начинаются еще в детстве по причине боязни наказания или оппозиции. По мере повторения превращаются в "условно-рефлекторный" стереотип. Смутт выделил:
1. побеги как следствие недостаточного надзора, в целях развлечения и удовольствия, 2. побеги как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких, 3. побеги как реакция тревоги из страха наказания у робких и забитых, 4. "специфически - пубертатный" побег вследствие фантазерства и мечтательности.
При определенных социальных условиях побеги подростков из дому могут приобретать эпидемический характер (массовое беспризорничество в России в послевоенное время). В последнее время беглецов стало заменять "уличное племя", к которому относят подростков, формально из дому не сбежавших, но приходящих домой лишь для ночного сна, и то не всегда. Эти подростки вовсе не считают свое положение тяжелым или трудным. Они часто происходят из внешне благополучных семей со средним достатком. Свою жизнь на улице со злоупотреблением наркотиками, сексуальной свободой, поисками пищи и места для ночлега, стычками с милицией они находят интересной и увлекательной. Отношения с родителями у них часто крайне напряженные. По их словам, родители не относятся к ним как к самостоятельным людям, не принимают их всерьез, не считаются с ними. Речь, как правило, идет о постепенном, но неуклонном накоплении взаимного неудовольствия, которое предшествует побегу.
Классификация побегов А.У.Нураева выделяет следующие типы побегов у подростков: Эмансипационные побеги – совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и принуждений, и отдаться свободной, веселой и легкой жизни. Такие побеги часто совершаются с одним – двумя приятелями. В 85% этим побегам предшествуют прогулы занятий, в 32% они сочетаются с алкоголизацией во время побега, в 75% - с делинквентностью. Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен психопатиям и акцентуациям характера гипертимного и неустойчивого типов.
Импунитивные побеги – чаще являются следствием жестокого обращения, суровых наказаний, расправ со стороны родных или сверстников. Побегу способствует положение изгоя или "Золушки" в семье, преследование со стороны соучеников. Во время этих побегов все поведение подростка строится так, чтобы забыться, отвлечься от ситуации, толкнувшей на бегство. Другие проступки во время обычно избегаются. Деньги на еду добываются собиранием пустых бутылок, продаванием цветов и т.д., но не воровством. Такие побеги обычно совершаются в одиночку. Однако во время повторных побегов нередко ищут себе попутчиков и может присоединиться диленквентность. Такие побеги отмечены у 13% госпитализированных шизоидов, у 8% представителей лабильного и сензитивного типов и 6% - гипертимов. Демонстративные побеги – убегают недалеко или в те места, где надеются быть увиденными, пойманными и возвращенными. Этим они хотят привлечь к себе особое расположение близких или вернуть их внимание, утраченное или ослабленное ввиду каких-либо причин (появление мачехи, отчима, брата или сестры). Иногда подросток требует каких – то благ. Большая доля демонстративных побегов падает на представителей истероидного типа. Изредка встречаются при лабильном и эпилептоидном типе психопатий и акцентуаций. Дромоманические побеги. Им предшествует внезапно и беспричинно изменившееся настроение. Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. Ареал быстро расширяется от побега к побегу. Во время побега внезапно появляется желание вернуться домой – возвращаются измученные, притихшие, послушные. Причину побега объяснить не в силах, поступка своего стыдятся и слишком большая настойчивость при расспросах может толкнуть на новый побег. Такие побеги могут сочетаться с расстройствами влечений в виде гиперсексуальности, со стремлениями напиваться, с садо-мазохистическими действиями. В побег пускаются в одиночестве, попутчики отсутствуют или приобретаются случайно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|