Классификация методов психологии труда
Прежде чем говорить о классификации методов психологии труда, дадим определения терминам, описывающим категориальный аппарат понятия «методы психологии»[1]:
Значение того или иного психологического метода зависит от его валидности и надежности, от возможности его применения, часто связанной с трудоемкостью овладения данным методом, временем и уровнем сложности его реализации, а также временем и сложностью расчета и интерпретации полученных результатов.
Например, при овладении методами опроса и анкетирования является достаточным обучение специалиста в отечественном высшем учебном заведении психологического или социологического профиля. При овладении методом психоанализа необходима специальная многолетняя стажировка психолога в соответствующем психоаналитическом центре за пределами России. Трудоемкость метода проявляется также в уровне сложности его реализации и количестве времени, необходимого для нее. Так, некоторые опросные методики занимают незначительное время и содержат простые, однозначно понимаемые обследуемым человеком вопросы и варианты предлагаемых ответов, из которых он должен выбрать один, соответствующий его позиции и мнению. Такие же методики, как MMPI или тест Т. Лири, содержат несколько десятков вопросов, не имеющих готовых ответов, и требуют значительного времени и усилий обследуемого для формулирования собственных ответов. Кроме того, трудоемкость психологического метода определяется еще и тем, насколько сложным выступает способ анализа и расчета полученных результатов. Многие валидные и надежные психологические методы имеют нетрудоемкую форму анализа результатов. К таким методам можно отнести, например, дифференциально-диагностический опросник, направленный на выявление сферы предпочтений человека (автор Е.А. Климов), уже много лет очень популярный среди психологов-диагностов.
Психология труда как отрасль психологической науки использует весь арсенал общепсихологических методов, наполняя их специфическим содержанием[2]. Это обусловлено особенностями объекта и целями исследования. Помимо общепсихологических методов, психология труда применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности. Большинство методов используются в трех самостоятельных планах:
▪ для психологического анализа профессиональной деятельности; ▪ для проведения разнообразных прикладных исследований (профотбора, профессиональной консультации, рационализации труда и отдыха и т. д.); ▪ для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.
В первую группу входят два основных метода: метод наблюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных методов и вспомогательных средств. Вторая группа включает эксперимент в двух своих разновидностях: лабораторный и естественный (производственный), а также метод тестов.
Обоснованным будет рассмотрение м етодов исследования профессиональной психологии, которая является составляющей психологии труда[3] (табл. 1). Таблица 1 Классификация методов профессиональной психологии в зависимости от задач исследования
5.2. Эмпирико-познавательные методы [4]
Едва ли когда удастся указать какую-либо научную или практическую профессию, в которой работнику не нужно было бы следить за ходом дела, объектом труда, устанавливать факты, характеризующие этот объект, его состояния, изменения. В случаях, когда работник пользуется инструментами, техническими средствами в этих целях, наблюдение все равно имеет место в той или иной форме. Даже «чистый» и глубоко убежденный в исключительности своего занятия экспериментатор не перестает быть в то же время и наблюдателем. Меняется только структура наблюдения (предметом наблюдений могут стать экспериментальная установка, приборы, индикаторы и пр.).
Наблюдение и эксперимент (опыт) как основные общенаучные способы движения от незнания к знанию различаются прежде всего, как известно, по признаку вмешательства субъекта познания в условия возникновения и протекания изучаемых явлений, процессов. Если человек провоцирует, вызывает изучаемые явления, события – это эксперимент, если только использует складывающиеся ситуации – наблюдение. Следует сразу же оговориться, что признак строгости, корректности способа движения от незнания к знанию не является, вообще говоря, неотъемлемым качеством эксперимента. Легко убедиться, что эксперимент, даже обставленный весьма внушительной техникой, может оказаться весьма нестрогим, а наблюдение, наоборот, может быть весьма строгим (если хорошо определены и скрупулезно фиксируются изучаемые признаки исследуемого объекта). Будет ли наблюдение научным или практическим, это зависит от того, в решение каких задач оно включено. Следует иметь в виду, что практическое наблюдение может быть очень высокого качества по параметрам истинности, объективности, систематичности, полноты, а также напряженности и ответственности деятельности. Так, например, летчик-наблюдатель лесного хозяйства проверяет систему альтернатив, гипотез: есть ли признаки пожара или нет их. Если есть, то действительно ли это пожар или, быть может, это большой костер, разведенный туристами, или случайный выброс, например дыма на промышленном предприятии, и т.п.? Если пожар, то каковы его характер, площадь, координаты? Корректность результатов наблюдения здесь имеет большое и разностороннее значение (экономическое, социальное, ибо пожар – это не только материальные потери, но, возможно, и потери человеческого здоровья и жизней). Практическое наблюдение, проводимое непсихологом, может иметь и психологическое содержание. Например, линейный инспектор службы безопасности движения может проверять следующие предположения (по поведению автомашин на дороге): не оказался ли за рулем просто неопытный водитель, или водитель в нетрезвом или возбужденном состоянии, или угонщик, не привыкший к данной машине, или неопытный, но самоуверенный, потерявший бдительность водитель и пр. Наиболее важные результаты наблюдений документируются, отражаются в протоколах, технических записях (видео, кино и т.п.). Метод наблюдения, по крайней мере в психологии труда, является и исторически, и логически, и по месту, которое он занимает в работе специалиста, базовым по отношению к остальным методам сбора эмпирических данных. Все остальные методы этого рода, как экспериментальные, так и неэкспериментальные, возникают как своего рода полезные деформации метода наблюдения.
Все методы сбора эмпирических данных имеют признаки, свойственные наблюдению. В частности, это пять важных требований: • объективности, • систематичности, • предварительной программы, • учета внешних и внутренних условий активности исследуемого, • фиксации полученных результатов. В рамках каждого метода структурируются методики – системы материально представленных средств. Они должны включать следующие составляющие: • некоторое исходное теоретическое представление об изучаемой реальности, выраженное на понятном для специалистов языке; • программу исследования в виде общего его плана и перечня единиц рассмотрения с указанием их признаков; • описание требований к процедуре проведения исследования как деятельности, к организации работы исследователя, включая описание возможных ошибок, изложение правил, советов, предостережений; • описание и фактическое наличие необходимых вещественных средств (начиная от бланка протокола и карандаша при простейшем наблюдении и кончая сложными приборными комплексами, сооружениями); • описание порядка первичной обработки и представления эмпирических данных в определенных показателях. Вопросы интерпретации, истолкования этих данных уже выходят за рамки собственно методики их сбора в том смысле, что собирать может один человек, а интерпретировать – другой. Это может быть принципом исследования и (или) реализацией «принципа незнания», гарантирующего беспристрастность сбора и разбора (анализа) данных. Ниже кратко охарактеризованы специфические особенности некоторых психологических методов сбора эмпирических данных.
Различают такие виды эксперимента, как лабораторный эксперимент, формирующий эксперимент и естественный эксперимент. В ходе
Применение формирующего эксперимента основано на положении о том, что развитие психических функций и процессов, в целом психики человека является естественно-искусственным. Естественную компоненту в ходе развития психических явлений составляют возрастные и индивидуальные процессы внутреннего развития человека. Искусственная компонента задается обществом и социокультурными требованиями: необходимостью посещения ребенком школы, обучением его по определенным школьным предметам, выполнением им требований школьной дисциплины и проч.
Предмет рассмотрения здесь – высказывания, их содержание, выразительные средства речи, динамические ее характеристики (темп, ритм). Основные требования к беседе как методу: • наличие нежесткой, гибкой программы, но заранее продуманной (с мысленным «проигрыванием» возможных вариантов ее развития), позволяющей оперативно строить общение в зависимости от высказываний испытуемого, его реакций, состояний; • наличие специального доверительного социального контакта психолога с испытуемым; • беседа не должна вырождаться в устную анкету (или опрос). Вопросы должны естественно вытекать из контекста общения и, возможно, перемежаться с высказываниями психолога и о себе. Тем более беседа не должна вырождаться в допрос (вследствие, например, тенденции инициатора беседы к доминированию в ходе общения); • вопросы не должны ставиться во внушающей, «подсказывающей», «подталкивающей» форме; • вопросы должны ставиться не столько в прямой форме, сколько в косвенной, провоцирующей свободное высказывание. Например: «А что если бы...?», «Как Вы думаете...?», «Что бы нужно сказать о Вашей профессии школьникам...?» и т.п.; • система вопросов должна допускать взаимопроверку ответов, (спрашивать о чем-то одном в разных контекстах, разными словами); • ход беседы должен как-то фиксироваться (по соображениям этики, условиям общения и при согласии респондента-испытуемого, звуко- или видеозапись. При протоколировании – дословно без малейшего редактирования. Иногда, чтобы не сковывать испытуемого, беседу протоколируют после ее завершения; • беседа не обязательно происходит одномоментно, но может складываться из обмена репликами, разобщенными во времени и пространстве. Если беседа проводится в рабочее время, то она не может не быть фрагментарной, поскольку занятый работой испытуемый, как правило, не может надолго отвлекаться от дела. А проявлять назойливость со стороны исследователя в таких случаях бестактно.
Для получения достоверной информации[9] с помощью метода анкетирования необходима правильная организация исследования: - наличие вступительной статьи с изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению анкеты; - правильная формулировка вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника, не содержать малоупотребляемых иностранных слов и узкоспециальных терминов, не носить внушающего характера, предполагать равновероятность выбора всех предложенных вариантов ответа; - подготовка анкеты, которая легко читается, напечатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов. Отбор испытуемых для проведения анкетирования должен соответствовать целям и задачам исследования. Он может быть случайным, когда анкета выдается каждому рабочему на предприятии, или проведенным в соответствии с определенными критериями, когда выбирается определенный контингент (например, молодые рабочие до 25 лет).
- технологических карт, характеризующих последовательность действий работников, способы их выполнения, требования к качеству работы; - технических характеристик оборудования, аппаратуры и приборов, определяющих психофизиологическую и психологическую нагрузку на человека; - сведений о возрасте, стаже, образовании, профессиональной подготовке, квалификации работников, текучести кадров, ее причинах и др.; - информации о производственных авариях и травматизме, а также о состоянии здоровья работников. Из профессионально ориентированной документации по заранее составленной программе извлекают информацию, необходимую для работы с персоналом: планирования повышения квалификации, профилактики текучести кадров, проведения аттестации, профессиональной экспертизы, определения профпригодности и др.
Метод экспертных оценок, или экспертизы [12] предполагает разнообразные методы, приемы, методики, но общим их признаком является преимущественное использование внутренних средств деятельности. Выделим варианты этого метода. 1) Индивидуальная психологическая экспертиза. Специалист-психолог, используя доступную информацию и логические средства, должен построить заключение (о психологических причинах определенной аварии, достоинствах и недостатках рабочего места, личных качествах выбирающего профессию или профессионала и т.п.). Результатом экспертизы может быть и прогнозная оценка – о возможных неблагоприятных влияниях особенностей рабочего места, предметных или социальных, организационных условий труда на того или иного человека или группу людей. Экспертная оценка называется здесь индивидуальной потому, что субъектом ее является один-единственный специалист, в то время как объектом оценки оказывается не обязательно один человек или одна производственная ситуация, а множество людей, ситуаций. Применение метода экспертизы переплетается с применением других методов сбора данных (проведением дополнительных бесед, опросов, наблюдений, экспериментов). 2) Психологический консилиум. В этом случае специалист-психолог, вырабатывающий заключение, опирается на согласованное мнение группы коллег, к которой обращается в связи с тем, что затрудняется решать поставленную задачу индивидуально (понятно, что применение этого варианта ограничено – не всегда психолог работает в окружении коллег). Простейший вариант консилиума – коллективное обсуждение задачи, ситуации, казуса, оснащения рабочего места, средств, стиля деятельности профессионала (или бригады) и пр. Задача руководителя обсуждения – добиться максимально согласованного мнения группы экспертов (консенсуса).
Поскольку очень часто психолога может интересовать область потенциальных возможностей человека, занятого тем или иным трудом, нецелесообразно всегда ограничиваться рассмотрением только лишь продуктов деятельности человека по обязательному заданию. Если же речь идет о ситуации выбора профессии, то тем более важно анализировать продукты не только собственно труда человека, но решительно все результаты его преднамеренной активности. Продукты деятельности могут быть не только вещественными, но и информационными, процессуальными, могут представлять собой некоторые временные функциональные эффекты. Областью существования продуктов может быть и внутренний мир человека (скажем, продуктом труда воспитателя может быть некоторое новое отношение ребенка к тем или иным сторонам действительности, новые представления о мире, приращения к самосознанию и т.п.). Продукты деятельности можно разделить на две группы:
Анализ продуктов деятельности как метод целесообразно использовать при исследовании обучаемости профессии. Поскольку результаты профессиональной деятельности различны, требуется определение количественных характеристик и оценка качественных показателей, в том числе новизны и индивидуальности. Статистическая обработка результатов такого анализа крайне затруднена. Речь скорее идет о психологической интерпретации полученных данных в форме описания профессионального профиля. Возможно применение данного метода при исследовании продуктов труда предшествующих поколений и реконструкции на этой основе профессионального облика работников предшествующих эпох.
Применение трудового метода оправданно при исследовании профессионального обучения на рабочем месте и профессиографии несложных видов труда. Использование этого метода требует много времени. В настоящее время трудовой метод изучения профессий уже не применяется.
Например, нужно отобрать для изучения группу выдающихся работников того или иного профиля. Естественно, что соответствующая информация находится в сознании руководителей соответствующих трудовых коллективов, товарищей по работе, которые в данном случае могут быть «источниками» эмпирически обоснованных оценок соответствующих лиц по уровню профессиональной квалификации. Если изучаются руководители, то в число таких «источников» уместно отнести и их подчиненных.
Предметом рассмотрения являются высказывания, документы, вещи, характеризующие испытуемого. Высказывания испытуемого о событиях своего прошлого объединяют иногда понятием «субъективный анамнез». Высказывания же о нем других лиц и характеризующие его документы обозначают как «объективный анамнез». «Субъективный» здесь надо понимать в значении «субъектный», а отнюдь не обязательно как «ненадежный», «неистинный». Точно так же и высказывания сторонних лиц, которые тоже ведь являются субъектами, не обязательно будут непременно «объективными» в смысле «беспристрастными», «истинными». Все эти сложности надо восприним
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|