Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями ОДА.




В дошкольном возрасте развиваются сразу несколько видов деятельности. Организация трудовой деятельности дошкольников с ДЦП специфична. Связано это в основном с двигательной патологией, поскольку любая деятельность предполагает выполнение активных внешних действий и операций, формирование навыков и умений, в том числе и двигательных. Она направлена не столько на получение конечного результата, сколько на совершение самого процесса. В дошкольном возрасте эта деятельность важна как средство разностороннего развития ребенка: обогащаются знания и представления ребенка об окружающем мире, о свойствах и качествах предметов, устанавливаются причинно-следственные связи и взаимоотношения, т.е. в рамках данного вида деятельности развиваются все познавательные психические процессы.

В связи с двигательной патологией, имеющейся у детей с ДЦП, особую актуальность в дошкольном возрасте приобретает освоение навыков самообслуживания. Формирование этих навыков у дошкольников с ДЦП является частью подготовки их к школе и к самостоятельной жизни. Трудности развития этих навыков связаны с особенностями заболевания. У многих детей отмечается апраксия, т.е. неумение выполнять целенаправленные практические действия. Такие дети с особым трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок; они долго не могут научиться застилать кровать, затрудняются в письме, в конструировании из кубиков, палочек и т.д. Целенаправленные практические действия (праксис) развиваются в процессе манипулятивной деятельности, поэтому, когда родители, жалея ребенка, стараются все сделать за него, лишая его возможности овладеть практическим опытом, отмечается задержка в формировании праксиса — так называемая вторичная апраксия. Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать: наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.

Обучение должно быть максимально индивидуализировано. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью педагога или родителей), постепенно роль взрослого уменьшается. Явления апраксии негативно влияют на становление не только навыков самообслуживания, но и на развитие различных видов деятельности. Целенаправленные практические действия (праксис) развиваются в процессе манипулятивной деятельности, поэтому, когда родители, жалея ребенка, стараются все сделать за него, лишая его возможности овладеть практическим опытом, отмечается задержка в формировании праксиса - так называемая вторичная апраксия. Явления апраксии негативно влияют на становление не только навыков самообслуживания, но и на развитие различных видов деятельности.

При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними (открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдви­гать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, ра­дио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер). Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ре­бенка к самостоятельной деятельности.

Трудовая деятельность рассматривается как мощный источник нравственного развития личности: она формирует волевые качества, мотивационно-потребностную сферу личности, такие черты характера, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др. Труд является мощным источником нравственного развития. Трудовая деятельность обычно носит коллективный характер, и в ее процессе развиваются коммуникативные навыки детей, умение взаимодействовать, вырабатывать коллективное решение, распределять обязанности, совместно планировать деятельность.

Таким образом, основным условием развития предметной, игровой, трудовой, учебной и других видов деятельности у ребенка с ДЦП является проводимая с ним адекватная, грамотная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов каждого из видов деятельности.

Заключение.

В дошкольном возрасте огромное значение имеет формирование элементарной трудовой деятельности, так как в ней развиваются потребность трудиться, трудолюбие, ответственность и другие важные качества личности.

Стоящая перед массовыми дошкольными учреждениями задача трудового воспитания детей не менее важна и для специальных дошкольных учреждений. Коррекционная работа в специализированном ДОУ не просто добавление к воспитательному процессу. Она пронизывает весь педагогический процесс, выступает его неотъемлемой частью. Прежде всего, она выполняет подготовительную функцию, создает необходимые предпосылки для формирования у старших дошкольников готовности к сознательному усвоению знаний и целенаправленной деятельности. А затем через развитие правильного отношения к труду и потребности выполнять отдельные действия и операции в соответствии с поставленной целью и ведет к формированию мотивов труда и целенаправленных способов деятельности.

Однако наряду с общими задачами специальные детские сады имеют еще свои специфические задачи, обусловленные особенностями психического развития дошкольников с отклонениями в развитии.

Овладение навыками самообслуживания обеспечивает детям известную бытовую самостоятельность — ребенок без помощи взрослого может одеться, раздеться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть. В дальнейшем детей учат посильному бытовому труду, уборке игрового уголка, дежурству по столовой и в уголке природы, уходу за животными, труду на участке и т.д. Введение элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и логической последовательности действий.

Воспитание трудовых навыков проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях. Во всех видах труда дети приобретают определенные навыки и умения, овладевают предметными и орудийными действиями, что, в свою очередь, способствует развитию восприятия и мышления. Формирование представлений о труде взрослых проводится в ходе каждодневных наблюдений и в процессе занятий по ознакомлению с окружающим

В процессе занятий по труду дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и короткой, а затем все более развернутой, помогают развитию у детей словесной регуляции деятельности.

Изучение развития детей с отклонениями в развитии на этапе дошкольного детства показало его непосредственную связь с уровнем овладения различными сторонами деятельности. Таким образом, овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, при этом сами предметные действия становятся для ребенка общественно значимыми.

 

Литература

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.

2. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. - М., 2003.

3. Соколова Н.Д., Калинникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и спец.психология»– М.:ООО «Аспект»,2005.-448с.

4. Дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1984.

5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990.

6. Лебединский В.И. Нарушения психического развития у детей. М.: Педагогика, 1978.

7. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.

8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб., 2001.

9. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990.

10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педвузов. - М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1998.-208с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...