Перспективы развития безналичных расчетов в России
В 2000 г. обнародованы Ключевые принципы для системно значимых платежных систем. Они разработаны Рабочей группой по принципам и практическим аспектам платежных систем Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. Ключевые принципы предназначены в качестве универсальных директив, возведенных в цели государственной политики, содействия более безопасной и эффективной структуре и функционированию системно значимых платежных систем во всем мире. Положителен тот факт, что, минуя промежуточные этапы, избегая ошибок западных стран в ходе становления новых платежных технологий, не имея широкой предшествующей базы, которую там приходится ломать с большими издержками, наша страна, по сути, сначала стала создавать самую передовую платежную систему. За короткий срок — немногим более 5 лет Банк России провел апробацию в порядке экспериментов, а затем широко внедрил электронные технологии межбанковских расчетов на внутри- и межрегиональном уровнях. В основу технологий положены особенности оформления и использования электронных документов. Весьма динамично развиваются Банком России электронные расчеты. В общей величине совершенных за 1999 г. платежей Банка России наибольший удельный вес составили электронные платежи с применением полноформатных электронных документов: по количеству — 50,9%, по сумме — 70,4%. Электронный обмен расчетными документами, проводимый банками с подразделениями Банка России, а также между собой при прямых корреспондентских отношениях (расчеты между банками почти полностью электронизиро-ваны), постепенно распространяется и на клиентский уровень как непременное условие повышения эффективности электронных расчетов. В частности, подразделения расчетной сети Банка России активно включают в число участников такого обмена органы федерального казначейства и других своих клиентов.
Внутрирегиональные электронные расчеты в России проводятся практически в режиме реального времени, т.е. в тот же день; межрегиональные — с учетом 11 часовых временных поясов — не позднее следующего дня. Согласно ст.80 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации и пяти операционных дней в пределах страны. Страна постепенно подходит к постановке и реализации задачи создания Единой электронной платежной системы на основе разработанных Банком России стратегических документов. Однако на пути дальнейшего внедрения электронных (особенно межрегиональных) расчетов через подразделения расчетной сети Банка России есть немало проблем. Методологические проблемы состоят в том, что внутрирегиональные расчеты регулируются различными инструкциями, утверждаемыми руководителями территориальных учреждений ЦБ РФ, порядок расчетов по которым недостаточно увязан с положениями межрегиональных расчетов. Отсюда у коммерческих банков возникают сложности, обусловленные поддержанием двух технологий электронных расчетов и, соответственно, повышением операционных издержек. В этой связи необходимо унифицированное положение об электронных расчетах, подготовка которого ведется Банком России. Существуют расхождения во времени обработки межрегиональных электронных платежей в различных центрах, учитывая наличие 11 часовых поясов в России. Значит, нужно решить проблему единых временных параметров операционного дня.
К числу технических проблем относятся следующие. Не все РКЦ заменили устаревшую и низкопроизводительную технику обработки информации на современную аппаратную платформу с соответствующим программным обеспечением. К тому же она разнотипна (используется 5 аппаратных платформ) в этих подразделениях, что препятствует единообразию в организации межрегиональных взаимосвязей и формированию единой сети. Серьезной проблемой является создание укрупненных резервных центров обработки информации. Во многих регионах несовершенны каналы связи, а без надежных телекоммуникаций внедрение электронных платежей невозможно. В этой связи трудно переоценить проводимую Банком России работу по постепенному переходу на спутниковые каналы связи. Программа этого перехода включает закупку и установку около 300 станций спутниковой связи производства российской фирмы «Элсоф». К середине 2000 г. было приобретено свыше 100 таких станций. Огромные затраты на приобретение новых технических средств и организацию работ, связанных с участием в расчетах, обременительны для значительного круга банков после системного августовского (1998 г.) банковского кризиса. С середины 90-х гг. Банком России проводится большая работа по созданию Единой телекоммуникационной банковской сети (ЕТКБС). Она представляет собой совокупность региональных сегментов, где обеспечивается обмен информацией между учреждениями Банка России в пределах области (республики), объединенными между собой посредством магистральной компоненты и Центрального узла ЕТКБС в г. Москве. При этом в качестве каналов связи используются наземные и спутниковые каналы связи. Основными задачами построения ЕТКБС являются: создание единого телекоммуникационного пространства для обработки и передачи банковских электронных документов по всей Российской Федерации, обеспечение полного контроля и единого управления всеми механизмами и звеньями передачи и обработки электронных банковских сообщений. Особо следует остановиться на двух проблемах: стандартизации, сертификации в области расчетов и управлении платежными рисками. Стандартизация банковской деятельности — важнейшее направление работы по созданию единой общемировой банковской среды.
Необходимость вхождения нашей страны в мировое банковское сообщество требует выработки единой концепции стандартизации и сертификации банковской деятельности. В рамках этой концепции, как свидетельствует международная и отечественная практика, имеется пять достаточно автономных направлений. Первое — банковские информационные технологии. Центральный банк РФ, Комитет при Президенте РФ по политике информатизации и Госстандарт РФ подготовили Соглашение о разработке систем стандартизации и сертификации информационных технологий в банковском деле. В основу российских стандартов легли международные стандарты К началу 2001 г. разработаны фрагменты стандартизированного профиля, регламентирующие функциональные части банковских автоматизированных систем, интерфейсы пользователей, средства и методы проектирования, программные средства, форматы электронных банковских сообщений и др. Второе направление — комплексная система защиты банковской деятельности. Нормативная база в области применения методов и средств защиты пока недостаточная. Третье направление - метрологическое обеспечение банковских операций. Для проведения работ в этом направлении Госстандартом РФ создан специализированный Технический комитет. Четвертое направление стандартизации банковской деятельности касается правил проведения банковских операций, расчетов, бухгалтерского учета и отчетности, карточек финансовых операций и соответствующих носителей информации. Банком России введен с 1998 г. двадцатиразрядный План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, приближенный к международным стандартам. И пятое направление — банковские услуги. Госстандарт России совместно с Банком России разработал и принял в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 подраздел "Финансовое посредничество, кроме страхования и пенсионного обеспечения", который в начале 2001 г. включал 134 услуги банков, из них 127 — коммерческих банков, 7 — Банка России.
В рассматриваемом контексте важное значение имеет также разработанное Банком России Положение "О Единой системе классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) Банка России" от 19 июля 2000 г. №П6-П. Единая система классификации и кодирования Банка России представляет собой совокупность общероссийских, ведомственных и локальных классификаторов (справочников) технико-экономической информации, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению в информационно-вычислительных и телекоммуникационных комплексах Банка России. Указанное Положение устанавливает единые методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию технико-экономической информации в системе Банка России. В нем также регламентирован порядок разработки, ввода в действие и использования классификаторов технико-экономической информации; взаимодействия структурных подразделений Банка России, участвующих в их разработке, ведении и использовании. Система управления межбанковскими платежными рисками начала формироваться в России со второй половины 90-х гг. ЦБ РФ отказался от ранее действовавшего автоматического предоставления овердрафта, усилил ответственность банков за обеспечение необходимых размеров остатков на корсчетах. Возможности поддержания ликвидности банков со стороны Банка России были расширены посредством введения (хотя для ограниченного круга кредитных организаций) ломбардного кредитования, внутридневных и однодневных кредитов с целью завершения расчетов. В целом система управления межбанковскими платежными рисками в России пока еще слабо разработана. Она содержит в себе целый ряд правовых, а также технических и экономических аспектов. Технические аспекты состоят в создании условий доступа банков к информации по своим счетам в режиме реального времени в течение дня и возможности на этой основе осуществлять ввод данных по операциям, имеющим критическое значение: с ценными бумагами, погашением ссуд рынка МБК и др. В числе экономических аспектов управления межбанковскими платежными рисками следует отметить, прежде всего, необходимость установления центральным банком и, разумеется, оператором системы, определенных критериев для допуска банков к участию в расчетах через частные клиринговые палаты — размеров собственного капитала, платежеспособности, объемов и географического охвата платежей и др. Целесообразно предусмотреть возможность ограничения операций рамками двусторонних взаимозачетов, лимитами на объемы двустороннего и совокупного кредитования в пределах операционного дня.
Меры по ограничению риском включают в себя введение экономических нормативов, регулирующих межбанковские корреспондентские отношения. Совершенствованию управления ликвидностью способствует введенная в Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях единая временная структура активных и пассивных операций, начиная от 1 дня и до срока свыше 3 лет (всего 8 видов срока). Решение различных правовых, технических, экономических и организационных проблем в процессе формирования Банком России и всем банковским сообществом системы расчетов, отвечающей мировому уровню, позволит ускорить платежи, минимизировать риски при их проведении, сократить общий уровень остатков средств банков на корсчетах в РКЦ, направить высвободившиеся ресурсы на финансовый рынок и в конечном счете повысить ликвидность, рентабельность банков, а также эффективность денежно-кредитной политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|