Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития безналичных расчетов в России

 

В 2000 г. обнародованы Ключевые принципы для системно значимых платежных систем. Они разработаны Рабочей группой по принципам и практическим аспектам платежных систем Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. Ключевые принципы предназначены в качестве универсальных директив, возведенных в цели государственной политики, содействия бо­лее безопасной и эффективной структуре и функциониро­ванию системно значимых платежных систем во всем мире.

Положителен тот факт, что, минуя промежуточные эта­пы, избегая ошибок западных стран в ходе становления новых платежных технологий, не имея широкой предшествующей базы, которую там приходится ломать с большими издерж­ками, наша страна, по сути, сначала стала создавать самую передовую платежную систему.

За короткий срок — немногим более 5 лет Банк России провел апробацию в порядке экспериментов, а затем ши­роко внедрил электронные технологии межбанковских рас­четов на внутри- и межрегиональном уровнях. В основу тех­нологий положены особенности оформления и использова­ния электронных документов.

Весьма динамично развиваются Банком России элект­ронные расчеты.

В общей величине совершенных за 1999 г. платежей Бан­ка России наибольший удельный вес составили электрон­ные платежи с применением полноформатных электронных документов: по количеству — 50,9%, по сумме — 70,4%.

Электронный обмен расчетными документами, прово­димый банками с подразделениями Банка России, а также между собой при прямых корреспондентских отношениях (расчеты между банками почти полностью электронизиро-ваны), постепенно распространяется и на клиентский уро­вень как непременное условие повышения эффективности электронных расчетов. В частности, подразделения расчет­ной сети Банка России активно включают в число участни­ков такого обмена органы федерального казначейства и дру­гих своих клиентов.

Внутрирегиональные электронные расчеты в России про­водятся практически в режиме реального времени, т.е. в тот же день; межрегиональные — с учетом 11 часовых времен­ных поясов — не позднее следующего дня. Согласно ст.80 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" общий срок безналичных рас­четов не должен превышать двух операционных дней в пре­делах субъекта Российской Федерации и пяти операцион­ных дней в пределах страны.

Страна постепенно подходит к постановке и реализации задачи создания Единой электронной платежной системы на основе разработанных Банком России стратегических до­кументов. Однако на пути дальнейшего внедрения элект­ронных (особенно межрегиональных) расчетов через под­разделения расчетной сети Банка России есть немало про­блем.

Методологические проблемы состоят в том, что внутрирегиональные расчеты регулируются различными инструк­циями, утверждаемыми руководителями территориальных учреждений ЦБ РФ, порядок расчетов по которым недоста­точно увязан с положениями межрегиональных расчетов. Отсюда у коммерческих банков возникают сложности, обус­ловленные поддержанием двух технологий электронных рас­четов и, соответственно, повышением операционных из­держек. В этой связи необходимо унифицированное положе­ние об электронных расчетах, подготовка которого ведется Банком России. Существуют расхождения во времени обра­ботки межрегиональных электронных платежей в различных центрах, учитывая наличие 11 часовых поясов в России. Значит, нужно решить проблему единых временных пара­метров операционного дня.

К числу технических проблем относятся следующие. Не все РКЦ заменили устаревшую и низкопроизводительную технику обработки информации на современную аппарат­ную платформу с соответствующим программным обеспе­чением. К тому же она разнотипна (используется 5 аппарат­ных платформ) в этих подразделениях, что препятствует единообразию в организации межрегиональных взаимосвя­зей и формированию единой сети. Серьезной проблемой является создание укрупненных резервных центров обработки информации.

Во многих регионах несовершенны каналы связи, а без надежных телекоммуникаций внедрение электронных пла­тежей невозможно. В этой связи трудно переоценить прово­димую Банком России работу по постепенному переходу на спутниковые каналы связи. Программа этого перехода вклю­чает закупку и установку около 300 станций спутниковой связи производства российской фирмы «Элсоф». К середине 2000 г. было приобретено свыше 100 таких станций. Огром­ные затраты на приобретение новых технических средств и организацию работ, связанных с участием в расчетах, обре­менительны для значительного круга банков после систем­ного августовского (1998 г.) банковского кризиса.

С середины 90-х гг. Банком России проводится большая работа по созданию Единой телекоммуникационной бан­ковской сети (ЕТКБС). Она представляет собой совокупность региональных сегментов, где обеспечивается обмен инфор­мацией между учреждениями Банка России в пределах об­ласти (республики), объединенными между собой посред­ством магистральной компоненты и Центрального узла ЕТКБС в г. Москве. При этом в качестве каналов связи ис­пользуются наземные и спутниковые каналы связи.

Основными задачами построения ЕТКБС являются: со­здание единого телекоммуникационного пространства для обработки и передачи банковских электронных документов по всей Российской Федерации, обеспечение полного кон­троля и единого управления всеми механизмами и звенья­ми передачи и обработки электронных банковских сообще­ний.

Особо следует остановиться на двух проблемах: стандар­тизации, сертификации в области расчетов и управлении платежными рисками. Стандартизация банковской деятель­ности — важнейшее направление работы по созданию еди­ной общемировой банковской среды.

Необходимость вхождения нашей страны в мировое бан­ковское сообщество требует выработки единой концепции стандартизации и сертификации банковской деятельности. В рамках этой концепции, как свидетельствует международ­ная и отечественная практика, имеется пять достаточно ав­тономных направлений.

Первое — банковские информационные технологии. Цен­тральный банк РФ, Комитет при Президенте РФ по политике информатизации и Госстандарт РФ подготовили Со­глашение о разработке систем стандартизации и сертифика­ции информационных технологий в банковском деле. В ос­нову российских стандартов легли международные стандар­ты

К началу 2001 г. разработаны фрагменты стандартизиро­ванного профиля, регламентирующие функциональные ча­сти банковских автоматизированных систем, интерфейсы пользователей, средства и методы проектирования, про­граммные средства, форматы электронных банковских со­общений и др.

Второе направление — комплексная система защиты бан­ковской деятельности. Нормативная база в области приме­нения методов и средств защиты пока недостаточная.

Третье направление - метрологическое обеспечение бан­ковских операций. Для проведения работ в этом направле­нии Госстандартом РФ создан специализированный Техни­ческий комитет.

Четвертое направление стандартизации банковской дея­тельности касается правил проведения банковских опера­ций, расчетов, бухгалтерского учета и отчетности, карточек финансовых операций и соответствующих носителей инфор­мации. Банком России введен с 1998 г. двадцатиразрядный План счетов бухгалтерского учета в кре­дитных организациях Российской Федерации, приближен­ный к международным стандартам.

И пятое направление — банковские услуги. Госстандарт России совместно с Банком России разработал и принял в Общероссийском классификаторе видов экономической де­ятельности, продукции и услуг ОК 004-93 подраздел "Фи­нансовое посредничество, кроме страхования и пенсионно­го обеспечения", который в начале 2001 г. включал 134 ус­луги банков, из них 127 — коммерческих банков, 7 — Бан­ка России.

В рассматриваемом контексте важное значение имеет также разработанное Банком России Положение "О Единой сис­теме классификации и кодирования технико-экономичес­кой информации (ЕСКК ТЭИ) Банка России" от 19 июля 2000 г. №П6-П. Единая система классификации и кодиро­вания Банка России представляет собой совокупность об­щероссийских, ведомственных и локальных классификато­ров (справочников) технико-экономической информации, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению в информационно-вычислительных и телекоммуникационных комплексах Банка России. Указан­ное Положение устанавливает единые методологические и организационные основы проведения работ по классифика­ции и кодированию технико-экономической информации в системе Банка России. В нем также регламентирован поря­док разработки, ввода в действие и использования класси­фикаторов технико-экономической информации; взаимодей­ствия структурных подразделений Банка России, участвую­щих в их разработке, ведении и использовании.

Система управления межбанковскими платежными рис­ками начала формироваться в России со второй половины 90-х гг. ЦБ РФ отказался от ранее действовавшего автомати­ческого предоставления овердрафта, усилил ответственность банков за обеспечение необходимых размеров остатков на корсчетах. Возможности поддержания ликвидности банков со стороны Банка России были расширены посредством вве­дения (хотя для ограниченного круга кредитных организаций) ломбардного кредитования, внутридневных и одно­дневных кредитов с целью завершения расчетов.

В целом система управления межбанковскими платеж­ными рисками в России пока еще слабо разработана. Она содержит в себе целый ряд правовых, а также технических и экономических аспектов. Технические аспекты состоят в со­здании условий доступа банков к информации по своим счетам в режиме реального времени в течение дня и воз­можности на этой основе осуществлять ввод данных по опе­рациям, имеющим критическое значение: с ценными бу­магами, погашением ссуд рынка МБК и др.

В числе экономических аспектов управления межбанков­скими платежными рисками следует отметить, прежде все­го, необходимость установления центральным банком и, разумеется, оператором системы, определенных критериев для допуска банков к участию в расчетах через частные кли­ринговые палаты — размеров собственного капитала, плате­жеспособности, объемов и географического охвата плате­жей и др. Целесообразно предусмотреть возможность огра­ничения операций рамками двусторонних взаимозачетов, лимитами на объемы двустороннего и совокупного креди­тования в пределах операционного дня.

Меры по ограничению риском включают в себя введе­ние экономических нормативов, регулирующих межбанков­ские корреспондентские отношения.

Совершенствованию управления ликвидностью способ­ствует введенная в Плане счетов бухгалтерского учета в кре­дитных организациях единая временная структура активных и пассивных операций, начиная от 1 дня и до срока свыше 3 лет (всего 8 видов срока).

Решение различных правовых, технических, экономи­ческих и организационных проблем в процессе формирова­ния Банком России и всем банковским сообществом систе­мы расчетов, отвечающей мировому уровню, позволит ус­корить платежи, минимизировать риски при их проведе­нии, сократить общий уровень остатков средств банков на корсчетах в РКЦ, направить высвободившиеся ресурсы на финансовый рынок и в конечном счете повысить ликвид­ность, рентабельность банков, а также эффективность де­нежно-кредитной политики.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...