Всякая ситуация, поступок и даже конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе могут быть ценным источником информации о личности ученика.
Конфликты «учитель-ученик». История рода человеческого с древнейших времен и до сегодняшнего дня показала, что конфликты существовали всегда, и будут существовать вечно. Жизнь доказывает, что конфликт- не только явление, которым можно управлять на основе жизненного опыта или здравого смысла. На конфликт можно воздействовать, если достаточно глубоко понимать истинные причины его возникновения, представить закономерности его развития и знать пути его разрешения. Тем более, что конфликт- распространенное явление общественной жизни: между людьми, социальными группами, государствами. Человек- существо социальное, коллективное. В течение своей жизни он становится членом разных коллективов: группа детского сада, класс, студенческая группа, рабочий коллектив. И именно от коллектива, от его атмосферы зависит рост человека как личности. Ему нужно умение контактировать с людьми, а значит умение отстаивать свое мнение в спорах, конфликтах. Есть разные определения конфликта, но все они сходятся на одном- противоречии, принимающем форму разногласий, несовместимости взглядов, позиций и интересов, противоборстве взаимосвязанных, но стремящихся к своим целям двух, а может быть, и более сторон. Конфликты могут быть скрытыми и явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. В связи с этим особое значение приобрел психолого – педагогический конфликт. Школьный период жизни человека очень важный этап в дальнейшем его становлении как члена общества. От него зависит то, насколько комфортно или, наоборот, неуютно будет чувствовать себя человек среди других людей. На учителе лежит большая ответственность не только за качество преподавания, но и за воспитание доброжелательных, тактичных, терпимых в будущем людей.
Конфликт между учеником и учителем называют «педагогическим конфликтом». Педагогический конфликт — взаимодействие субъектов педагогической системы, обусловленное противоречиями, возникающими в образовательном процессе. Педагогические конфликты имеют целый ряд особенностей: 1) ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми; 2) участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте; 3) разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; 4) различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребёнка, а ученику — справиться с эмоциями, подчинить их разуму; 5) присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю; Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы ученика. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются другие ученики. Изучением конфликтов в учебно-воспитательном процессе занимается педагогическая конфликтология. Под понятием педагогическая конфликтология мы будем иметь ввиду область научных психолого-педагогических знаний о путях, способах и средствах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе. Противоречия в этом случае — это объективно существующие и взаимоисключающие друг друга условия.
Существуют некоторые варианты противоречий, возникающих в образовательном процессе: Противоречия в системе иерархии целей; между генеральной целью воспитания и личными целями учителя и учащихся, целями частно-методическими. Противоречия между уровнем теоретической подготовки учителя и его практическими умениями. Противоречия между задачами воспитания (обучения) и используемыми формами работы. Противоречия между личными целями учащихся и задачами коллективной деятельности. Противоречия между поставленными задачами обучения, воспитания, развития учащихся и избранной системой методов обучения и воспитания. Противоречия между задачами урока и уровнем познавательной активности учащихся. Противоречия между возможностями учащихся в “зоне ближайшего развития” учащихся и задачами урока. Противоречия между возможностями отдельных учащихся и коллективным характером обучения. Противоречия между общеобразовательными стандартами и задачами творческого развития личности. Противоречия между уровнем потребностей учащихся и возможными формами их удовлетворения. Противоречия, вызванные неравномерностью физического и психического развития учащихся. Противоречия между авторитарным стилем общения взрослого и возрастным негативизмом ребёнка. 1.2 Виды конфликтов. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие: Конфликты деятельности. Часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.
Конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами. Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников. Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите о несправедливости и непонимания взрослых. По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников. Всякая ситуация, поступок и даже конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе могут быть ценным источником информации о личности ученика.
Причины конфликтов: - малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать “помехи”; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения; - свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной; - учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе); - оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье; - учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит; - немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними; - личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.). Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе. Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений. Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Особенно трудна работа с подростками в так называемом переходном возрасте. Милый, славный, послушный ребенок, который еще вчера ходил во второй- третий класс, с энтузиазмом выполнял учительские распоряжения, наставления, прилежно делал домашние задания, сегодня уже не тот. Он с возмущением протестует против категорических распоряжений, с раздражением реагирует на обычные вроде бы требования. Не надо удивляться, огорчаться, возмущаться. Непослушание, своеволие, упрямство вовсе не представляют собой обязательных особенностей подросткового возраста. Лишь как следствие ошибочного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, как результат непродуманных воспитательных воздействий, возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся неизбежными. Только непонимание воспитателями истинных мотивов в поведении подростка, реагирование лишь на внешний результат его поведения приводит его к сопротивлению воспитательным воздействием.
В то же время мир воспринимается и осмысливается подростком прежде всего с помощью взрослых, ему необходимо общение с взрослыми, совместная с ними деятельность. И эти взрослые, в первую очередь учителя, должны знать особенности подросткового возраста, учитывать его своеобразие. Если мы знаем эти особенности, готовы к встрече с ними, нас ждет радость общения с этим особым «народом», идущим по пути мужания и социального созревания. Если нет- неизбежны конфликты, чувство несостоятельности, душевные мучения, сознание бессилия, страшнее которого трудно что- либо придумать. Именно в силу незнания проблем подросткового возраста возникают в старших классах межличностные конфликты между учениками и учителями. Само слово «подросток» указывает на основные особенности развития как внутреннего мира, так и внешнего облика детей этого возраста. Ведь этот период с точки зрения физиологии характеризуется интенсивным ростом, резким повышением функции облика веществ, усилением деятельности желез внутренней секреции. Тут и быстрая и внезапная смена состояний и настроений подростка: то он с энтузиазмом берется за трудную физическую или умственную задачу и может работать без устали, то вдруг сникает, слабеет, чувствует головокружение, упадок сил. А нас обескураживает и непомерный азарт, и необъяснимая усталость и раздражение ребенка. А внешний облик! Ох уж эти прыщи, длинные руки, длинные ноги, худоба или полнота… а хочется красоты, гармонии во всем. Подросток осознает свою угловатость, старается замаскировать свою нескладность- принимает порой неестественные, вычурные позы, пытается бравадой и напускной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры или походки, осанки или умение говорить вызывают часто бурную реакцию: подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах людей. В таких случаях нередки отказы учащихся выходить к доске и даже вставать при ответе Всегда ли учитель понимает, что это вовсе не означает незнание урока. Ученик ведь ни за что не назовет настоящую причину своего неповиновения. Настаивая на выполнение своего требования, учитель совершает грубую ошибку, а наказывая подростка за это, только озлобит его, тем самым прежде всего себя выставляя в невыгодном свете и увеличивая пропасть между собой и учеником. Ведем к директору, вызываем родителей, налегаем всей мощью и авторитетом, стыдим, пугаем, давим. А ведь это проще всего. Подросток же между тем замыкается в своей броне обиды, протеста. Его никто не понимает, он чувствует свою неуверенность, а еще страшнее- неполноценность. Кончается это по- разному, но уж точно ничем хорошим. А «ларчик просто открывался», причина – то мизерная. Предложите ему письменно ответить на вопрос, поговорите с ним отдельно- спокойно «по душам», покажите,что он не безразличен вам. И, может быть, откроется его сердечко, потянется он доверчиво к вам. Причин конфликтов между учителями и учениками может быть великое множество. Это и чрезмерное количество требований к ученику и при этом невыполнение требований самим учителем, также и непостоянство требований учителя. Хуже, когда учитель не может примириться с недостатками ученика и переходит на личность. Может и такое быть, что ученик считает себя недооцененным и т. д. А велика ли возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников? Планируешь одно, а получается другое. Какой-то не вовремя и не к делу заданный вопрос, озорная выходка, и все пойдет наперекосяк. Учитель раздражается и стремится любыми путями убрать «помехи», сохранить свой авторитет, так как свидетелями ситуации являются другие ученики. «Злоумышленника» просто выдворяют из класса. Справедливость восторжествовала. Так ли? С одной стороны, разумно поделиться, что все ученики из такого наказания сделают тот вывод для себя, к которому стремился учитель, и никто «больше так не будет». А не получится ли так, что это будет отличным поводом «прогулять» урок на законных основаниях для тех учеников, которые, мягко говоря, не ставят целью своей жизни получение академических знаний? И они будут уже сознательно срывать урок в надежде на такое «наказание». С другой стороны, может ли быть уверен учитель, что наказанный им ученик стоит за дверью, полный стыда и раскаяния? А может он на спортплощадке на турнике крутит «солнышко» с риском покалечиться, да где угодно он может быть. Ответственности за жизнь и здоровье учеников никто с учителя не снимал. Верное ли решение принял учитель? В корне неверное. Такие ситуации предполагают прежде всего спокойный подход с оттенком юмора, шутки, но без оскорблений и экстраординарных мер. Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет запасом здоровой атмосферы в классе. При диалоге между учителями и учеником важно учитывать определенные вещи. К нему надо готовиться заранее, чтобы знать, что сказать ребенку и как сказать. Спокойный тон без негативных эмоций-,что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, упреки и тем более угрозы лучше забыть. Нужно уметь слушать, слышать и понимать ребенка. Но, иногда наказание просто необходимо, в таком случае стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку и является неожиданностью для ученика. Оно не должно рассматриваться ребенком как произвол или месть со стороны учителя. Только тогда, когда сам ребенок признает, что наказание справедливо, оно оказывает нужный эффект. Детьми всегда воспринимаются как несправедливые наказания, наложенные в состоянии гнева и раздражения. Наказывая, ни в коем случае нельзя задевать личность ребенка. Он должен заранее знать, что за определенные поступки его ждет определенное наказание. Когда наказание наложено, лучше никогда не вспоминать о нем и о вызвавшем его поступке. Прежде чем наказать надо было задать себе вопрос: «Зачем я хочу наказать? Чего я хочу добиться от ребенка?» Если же стоит только вопрос «За что?», значит подсознательно мы просто хотим отомстить ему. Причиной конфликта может стать и несогласованные с учащимися критерии оценивания результата учебной работы. (Иванову за ответ поставили «4», а Сидорову за такой же уровень знаний «3»). Но вопрос в том, что для Иванова эта четверка – результат напряженной, долгой и усердной работы, это его «потолок», а Сидорову такой ответ ничего не стоит, и, отвечая подобным образом, он показал, что даже и не принимался всерьез за эту же тему. Впрочем, как показывает опыт, ребята довольно быстро соглашаются с мнением учителя в этом вопросе. Существует и такая ситуация, что у учителя отсутствуют преподавательские умения и навыки. Он монотонно и нудно, как говориться, на «автомате» читает материал (конечно, он его готовил, планировал, подбирал). Ученикам, естественно, неинтересно, скучно, и тогда они или с соседом общаются, или достают свои телефоны. Если учитель не понимает причин такого поведения, стоит задуматься о смысле профессии, а не наказывать учеников. Здесь не работает выражение «Мое дело учить, а ваше дело молчать и слушать». Отношение учеников и учителей основано на общении и совместной деятельности. Если педагогическая ситуация вызывает у ее участников негативные эмоции, неприязнь друг к другу, то это признак назревающего конфликта. Деловые отношения не должны подменяться межличностными, когда отрицательные оценки неоправданно даются не поступку школьника, а его личностным качествам. Никому и в голову не придет, что «отпетый хулиган и хам» Червяков разбил окно в классе случайно, и разве может отличник и надежда школы Молодцов нарисовать карикатуру на директора школы прямо на входной двери?! Возможно ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? Нет! Они присущи процессу обучения и общения учителя и учащегося. В то же время конфликт- это сигнал, набат какого-то нарушения. Это обнажившееся противоречие и не замечать его нельзя. Можно сделать вывод, что сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, ведь у него есть право требовать от учащегося выполнения учебных заданий, выполнения правил поведения, при этом имеет право на уважение чувства собственного достоинства, то есть возможность конфликта заложена в его должностных функциях. Но также очевидно и то, что учитель должен уметь находить выход из конфликтных ситуаций, эффективно разрешать проблему, ведь уважение не дается только потому, что ты учитель. А если в личностных качествах учителя «красуются» такие как раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство или неуверенность, беспомощность, непрофессионализм вряд ли конфликты будут разрешены. Учитель не должен руководствоваться личной обидой на ученика и стремиться выйти победителем в противоборстве с ним, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что он усвоит из общения с учителем, какие выводы сделает. В А. Сухомлинский пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом- большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет… Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». Низкий уровень педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать обидных слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками является причиной многих конфликтов. Конфликт-это зло. Нельзя остановить зло агрессии, оно только будет разрастаться. В качестве аллегорического примера можно привести сюжет фильма «Пятый элемент». Мировое зло в образе темной планеты только разрасталось от попыток уничтожить его смертоносным оружием. Что же уничтожило его? Природные стихии Земли и Любовь. Вот, тот «пятый» элемент, который должен лежать в основе педагогической деятельности- любовь. Замечательные слова «сердце отдаю детям» не должны быть пустым звуком. Это девиз учителя, смысл его работы. Можно ли считать успешным такое «разрешение» конфликта: вызванная в школу мать со слезами на глазах смотрит на опустившуюся голову сына, а классный руководитель во всех красках расписывает его поведение. Каждый учитель, входя в учительскую вносит свой " мазок " в этот спектр, стараясь дополнить перечень "грехов" ученика. Никто из них не сказал доброго слова, не посочувствовал. Подросток все ниже опускал голову, но не смирение и раскаяние было написано на его лице,а недоумение и злоба.Он не стал дожидаться конца "экзекуции ", а выбежал, хлопнув дверью. Хороша " воспитательная" беседа?! Даже преступник имеет право на адвоката, но здесь его не было.Была публичная казнь, эмоциональное истязание.Спрашивается, чего хотел добиться педколлектив от подростка таким образом? И разве это исключительный случай? Бывает, что в конфликт вынужденно включаются директора. Каково же их мнение? "Когда начинающий преподаватель испытывает трудности, касающийся предмета или методических приемов, мы ему поможем. Но вот если он не умеет устанавливать правильные взаимно отношения с учеником,помочь ему очень трудно. Веди это зависит от него самого, его позиции, да и сами мы мало владеем такими приемами."...? Остаётся только руками развести. И это при всем при этом, что при разрешении конфликта учителя считают наказание одним из основных средств воздействия, что этим будет достигнуто неповторение поступка, что это устрашит ученика. Однако все мы помним из истории, да и из сегодняшней жизни, что можно построить на страхе, каким словам называется политика устрашения? Сказать страшно, а уж чем отвечают на такие методы - ещё страшнее. А ведь А.С.Макаренко в своё время писал:" Как бы ни строго был наказан воспитанник, наложенное наказание должно всегда разрешать конфликт до конца... Уже через час после наложения взыскания нужно быть с воспитанником в нормальных отношениях ". Да кто ж теперь читает Макаренко, Сухомлинского, Ушинского, Каменского?! Фамилии-то известные вроде (но институту еще),да ведь "каменный век ". Век-то "каменный", а проблемы все те же. Процесс самоутверждения был характерен для подростка всегда, но складывающаяся сегодня новая социально-культурная ситуация меняет сам облик молодого человека.В поведении подростков появляется больше элементов агрессивности, конфликтности. Отношения между ними лишены искреннего тепла и привязанности, менее человечные, полные взаимных обид, оскорблений, проявлений жестокости и безразличия. Бездуховность, потребительство, вещизм, асоциальность -вот какую картинку можно наблюдать в молодежной среде. "Откуда они только такие берутся?" -искренне недоумеваем мы. А что посеяли, то и пожмем. Позиция взрослых (и не только учителей) по отношению к подростком (авторитаризм, окрик, неуважение) влияет на их отношение к младшим ребятам. Понукание, принуждение, унижение, появление детской " дедовщины " - все это типичные отношения старших к младшим.Оно и понятно: кого угнетают, тот и сам будет угнетать.Кто долго жил в атмосфере униженности, тот обязательно проявит жестокость, по отношению к другим. Быть подростком сегодня особенно тяжело. Общество внесло в жизнь молодежи такие проблемы, которые не переживали их родители в своей юности. Падение идеалов, безработица их родителей,инфляция, расслоение общества на богатых и бедных, преступность- все это вносит сумятицу и разлад в души молодых людей. Возникновение конфликтов из-за слабой успеваемости учеников - это отдельный разговор. Ни для кого не секрет, что дети не то что не могут, а не хотят учиться. Почему!? А стимула нет. Вот что ответил на этот вопрос один из способных, можно даже сказать, одаренных учеников, скатившийся на "тройки ": " Мне нет никакого смысла стараться учиться. Институт мне не светит. У нас нет денег на институт. Мой брат закончил вуз и не нашёл работу по специальности. Он теперь работает в фирме своего друга, " двоечника " бывшего.Сначала шофером у него был, а теперь каким-то бухгалтером. " Что ответить. Что возразить? Не в деньгах счастье? Есть высокие вещи? Правильно. Сотрудники НИИ, академики, профессора ездят на бэушных " Жигулях " трамваях, а те самые "двоечники " на " джипах" и " мерседесах " хотя двух слов связать не могут, но их карманные расходы превышают профессорский оклад. Скажите им -"не в деньгах счастье ". Как они вам ответят, не трудно догадаться. Откровенно говоря, надо быть экстремалом, чтобы в наше-то время закончить педагогический вуз и пойти работать по специальности. Тем больше почёта и славы тем педагогам, которые умудряются балансировать на " острие " ножа современной действительности и не изменяют своему призванного педагога, и не теряют присутствия духа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|