Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

российского общества в XVIII веке.

Катаева В.И.

План-конспект лекции

Реформы Петра Великого.

Русский абсолютизм и особенности модернизации

российского общества в XVIII веке.

 

1. Введение.

2. Рождение Российской империи и ее модернизация при Петре I.

3. Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II.

 

1. XVIII век, по мнению многих ученых, занимает особое место в истории западной цивилизации. И связано это, скорее всего с тем, что XVIII век замыкает своеобразный переходный период, растянувшийся на три столетия, когда осуществлялась смена общественного строя и политических структур, были заложены предпосылки буржуазных общественных отношений, изменилось отношение церкви и государства, формировалось новое мировоззрение, а также культура Нового времени. Становление характерных черт эпохи Нового времени в полной мере осуществилось именно в XVIII в. Это было время величайших социально-экономических, политических и культурных преобразований или, как считают некоторые исследователи, это был цивилизационнный сдвиг, получивший название «модернизация».

В широком смысле под модернизацией понимают процессы обновления традиционного общества, вступающего на путь движения к обществу современного типа, и его совершенствование. В узком смысле под модернизацией понимают процессы промышленного развития и индустриализации, приведшие к формированию так называемого индустриального общества, основанного на машинном производстве, фабричной организации труда, едином внутреннем рынке. Первой страной познавшей трудности и успехи индустриализации была Англия, а затем и другие европейские страны, такие как Голландия, Франция, некоторые районы Западной Германии, Северной Италии, Южных Нидерландов, Швеции и др. В целом многогранный процесс модернизации протекал в Европе в течение полутора столетий и охватил практически все сферы жизни общества. В XVIII в. модернизация практически не коснулась большинства стран Азии, Африки и Латинской Америки, иногда изменения здесь происходили в связи с колониальной зависимостью.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. В Европе XVIII век называют также эпохой Просвещения. Особую ценность в этот период представляли знания и разум. Но поскольку народы, проживающие в Европе, отличались по уровню экономического развития, политической организацией, культурой, поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции в 20 – 80-х г.г. XVIII века. Выдающиеся философы, писатели, публицисты, ученые образовали здесь блестящую плеяду просветителей, не знавшую равных в Европе. Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидре. Они оказали значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран, в т.ч. и Россию. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Мыслителей, ученых XVIII в. в целом отличало стремление систематизировать и углубить знание о природе, перейти от констатации зависимости между явлениями природы к установлению количественных соотношений между ними. Экспериментальные исследования стали приобретать все большее значение, чему способствовали технические и технологические достижения. В XVIII в. в ведущих европейских странах уже имелись академии наук, выходили специальные научные издания, организовывались научные экспедиции. В 1751 г. начала выходить знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Дидро и Д’Аламбера. Она ярко выразила тенденцию к подведению общих итогов в области науки и техники, желание создать строгую, законченную картину мира.

Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций и другие попытались разобраться в происхождении и природе государства, найти секрет счастливой жизни людей. Их формула «свобода, гражданское равенство, собственность» до сих пор не утратила свою актуальность, также как и идея народного суверенитета, народного представительства и прямого народоправства.

Многообразие путей, которыми шло Просвещение, сделало его уникальной лабораторией человеческой мысли. Появилось понятие исторической закономерности, капитала, производительного и непроизводительного труда, объективных экономических законов. Получило развитие новое понимание нравственности, согласно которому добродетель сводилась не к использованию церковных предписаний ради «спасения души», а заключалась в стремлении к «общему благу» и прогрессу человечества, все чаще понимавшемуся как «царство разума».

XVIII век вошел в историю и как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран выражалась в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести и т.д.

Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной степени стало отражением идей просветителей, изображающих свою деятельность как «союз философов и государей». В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, а также России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в европейском обществе, поскольку залог будущего экономического прогресса европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма. А французская революция и ее последствия, оказав влияние на развитие европейских стран, придали динамизм историческому процессу в целом.

 

2. В исторической литературе существуют разноречивые оценки деятельности Петра I. Однако, Петровская эпоха – это новый этап развития российского государства, который ознаменовал вступление России в Новое время. Это был важный поворот в сторону западной цивилизации и в этом одна из особенностей рассматриваемого периода.

Большинство исследователей считают, что Россия, как и другие страны Европы XVIII в., вступила на путь модернизации, причем начало этому процессу положили реформы Петра I. Они охватили практически все сферы жизни российского общества.

Вместе с тем, чтобы понять, была ли модернизация России при Петре I насильственной мерой или она была подготовлена всем ходом предшествовавшего исторического развития страны, следует отметить следующее:

- во-первых, Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для национальной независимости;

- во-вторых, промышленность в России развивалась, но по своей структуре была крепостнической, и по объему, и по техническому оснащению значительно уступала более развитым западноевропейским странам;

- в-третьих, сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и было основано на подневольном труде крепостных крестьян;

- в-четвертых, русское войско в значительной степени состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных;

- в-пятых, в России оформился сложный государственный аппарат;

- отставала Россия и в области духовной культуры.

Все вышесказанное указывает на необходимость радикальных и незамедлительных преобразований в России. Приступая к реформам, Петр I преследовал главную и заветную цель: создать мощное обороноспособное государство с высоким международным престижем. Правда, реализация его идей стала ярким примером проведенных государством реформ без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Но Петр I хотел превратить Россию в мощную мировую державу, он считал, что идеалом государственного устройства в этом случае может быть только «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан – царь, а его подданные – офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такой госаппарат, а также развитие рыночных отношений, предпринимательства, повышение общеобразовательного уровня людей, по мысли Петра, могли превратить Россию в великую европейскую державу.

Петр I вошел в историю как великий реформатор. Важнейшими и непосредственными стимулами реформаторской деятельности Петра, по мнению ряда исследователей, была необходимость победы в Северной войне (1700 – 1721), и как следствие, необходимость создания сильной армии и флота, эффективной системы управления, развитой экономики.

Войну со Швецией Петр I предпринял с глубоким пониманием национальных интересов. В победах он искал не личной славы, а лучших условий для более прогрессивного развития России.

Как известно, реорганизация армии началась после крупного поражения русских под Нарвой в ноябре 1700 г. Армия нового типа начала комплектоваться путем рекрутских наборов. Срок службы составлял 25 лет. Офицерский состав комплектовался из дворян. Содержание солдат и офицеров государство полностью взяло на себя. Таким образом, армия становилась профессиональной, поскольку воинская служба была теперь единственным занятием солдат и офицеров.

Для победы в войне со Швецией необходимо было реформировать не только армию, но и огромную, неповоротливую государственную машину. В 1711 г. был создан высший орган государственной власти – Сенат, заменивший Боярскую думу. Сенаторы назначались царем. Во главе Сената был генерал-прокурор. В 1718 – 1721 г.г. были ликвидированы приказы и учреждены коллегии. Между коллегиями были четко распределены их функции. Порядок работы коллегий определялся специальными регламентами.

Вместе с тем, следует заметить, что проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался принципами камерализма, т.е. введением бюрократического начала. Постепенно в России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием. Нельзя не сказать, что особенностью административной реформы было создание системы государственного контроля за деятельностью аппарата управления. Это привело к своеобразной «бюрократической революции», последствием которой стала зависимость всех от госаппарата. Так европейская идея рационализации, «наложившись» на российскую деспотическую традицию, закрыла путь превращению подданных государя в граждан Отечества.

Содержание регулярной армии и разросшегося государственного аппарата требовало гигантских средств. Одним из способов получения этих средств стала налоговая реформа. В допетровские времена налогами облагался двор, в котором могло проживать разное количество обитателей. При Петре I была проведена перепись населения и введен надушный налог, т.е. налог взимался с одного человека (души) мужского пола. Периодические переписи (ревизии) стали нормой российской жизни, хотя следует отметить, что многократное увеличение налогов, привело к еще большему обнищанию и закабалению основной массы населения России.

Поглощению личности крепостническим государством способствовала, в определенной степени, проведенная Петром I церковная реформа. После смерти патриарха Андриана для управления церковными делами в соответствии с «Духовным регламентом» в 1721 г. была создана государственная коллегия – Святейший Синод. Таким образом, патриаршество в России фактически было ликвидировано. Церковь превратилась в часть государственного аппарата. Это отрицательно сказалось на духовной жизни русского общества. Православная церковь в России была административно ограничена и законсервирована и смирилась со своим положением служителя режиму. В отличие от Запада, где церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отделялась от них, перестала быть защитницей «униженных и оскорбленных», стала послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям и всему вековому укладу жизни. В связи с этим, многие современники называли Петра I царем – антихристом.

Создание новых властных структур завершилось провозглашением в 1721 г. Петра I императором, т.е. главой светской и духовной сфер жизни. Сенат преподнес Петру также титул Великого и Отца Отечества. Исследователи считают, что это был осознанный шаг Петра I, поскольку он совершенно не воспринимал европейское общественное устройство, где была предусмотрена автономия общества и власти. На смену религиозной, преимущественно традиционалистской ментальности в России, основу которой составляло «служение государю», пришли новые светские принципы, и главный среди них – «служение Отечеству». Идея добровольного и инициативного «служения Отечеству» легла в основу национально-государственной идеологии петровского и послепетровского времени и в различных модификациях просуществовала почти до конца ХХ века.

Систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. В целом абсолютизм является формой общеевропейской, но в каждой из стран он имел свою специфику. Российский абсолютизм также обладал определенными отличительными чертами. Среди них следует выделить:

- особую расстановку сил в господствующем классе (боярство-дворянство);

- сложную внешнеполитическую обстановку;

- обострившееся социальное положение (недовольство крестьян крепостничеством, недовольство купцов привилегиями дворян и т.д.);

- сложность управления государством на обширных территориях России.

Вместе с тем, следует заметить, что национально-государственная идея петровской эпохи, способствовавшая утверждению светского мировоззрения и активно-деятельного образа жизни, акцентировала внимание не на божественном, а на естественном происхождении верховной власти. При этом предпринималась попытка, с одной стороны, обосновать русский абсолютизм с его идеей регулярного государства, используя западно-европейскую концепцию общественного договора, с другой, - четко прослеживалось традиционное намерение верховной власти расширить свои права и уменьшить права подданных. Созданные Петром I силовые структуры – армия, полиция, - повсеместно применялись для достижения государственных целей.

На ряду с вышесказанным, следует отметить, что проводимые Петром Великим преобразования изменили и социальную структуру российского общества. Правда коснулись они в большей степени дворянского сословия. В XVII в. дворянство было обязано личной военной службой и в вознаграждение за нее пользовалось правом землевладения (вотчинного и поместного). Но к XVIII в. нестройные дворянские ополчения уже не могли бороться с регулярными европейскими войсками, хорошо вооруженными и обученными. Петр I со всей строгостью привлекал дворян к отбыванию государственной службы. Он часто проводил в Москве и Петербурге смотры подрастающих дворян, а затем, определяя тот или иной род службы, посылал их учиться в русские или заграничные школы. По указам Петра 1714 г. и 1723 г. для всех молодых дворян образование стало обязательным. Уклоняющийся от обязательного обучения терял право жениться. На службу дворянин поступал солдатом, служил вместе с людьми из низших слоев общества, и от его личных способностей и усердия зависело выдвижение в офицеры. Но всякий офицер, кто бы он ни был по происхождению, становился дворянином в соответствии с указом Петра I 1722 г. – «Табелью о рангах». Это свидетельствовало о том, что личные заслуги ценились при Петре I выше знатности.

«Табелью о рангах» 1722 г. устанавливалась иерархическая лестница служебных чинов (гражданских и военных должностей) в 14 разрядов, выслужившимся до 8 разряда присваивалось потомственное дворянство. Вне служебных должностей все дворяне получили общее название шляхетства. При этом Петр I вводил дворянские гербы как отличие благородства и особой дворянкой чести. С 1721 г. в гвардию принимали только дворян. Следует отметить также, что при Петре I расширились не только землевладельческие права дворян. Дворянство теперь укрепило свое владение и крестьянами, поскольку Петр I смешал крестьянство с холопством в один зависимый от помещика слой «подданных дворянства». Во время переписи населения холопы были внесены в одну категорию с крепостными.

Городское сословие в России было ничтожно по своей численности и промышленной деятельности. Петр же в городском торгово-промышленном населении видел фактор народного богатства, как это было в Европе. И поэтому он старался поднять его до желаемой степени экономического и социального развития. Горожане, если были фабрикантами или заводчиками получали наравне с дворянством право владеть крепостными людьми и землей.

Петр I возлагал большие надежды на развитие отечественной промышленности. 43% основанных к концу XVII – началу XVIII в.в. – промышленных предприятий были созданы на государственные средства. Половина этих предприятий предназначалась для снабжения армии и флота. Первая пушка из уральского железа была отлита осенью 1702 г. и с тех пор Россия прекратила импорт оружия. В течение нескольких лет Петру удалось снабдить свою армию первоклассным стрелковым оружием, которым были вооружены далеко не все армии Европы.

Петр I способствовал развитию промышленности. Он вызывал иностранцев-техников и давал им льготы с условием обучить русских своему производству, а также посылал русских дворян заграницу для изучения разных отраслей западной промышленности. Петр I постоянно организовывал экспедиции с целью разведки природных богатств, которыми обладала Россия. При нем были найдены: серебряные и другие руды, каменный уголь, необходимые для развития горнозаводского промысла, селитра, торф, было положено начало новым отраслям производства. При Петре было основано более 200 фабрик и заводов: суконных, шпалерных, полотняных, пороховых, оружейных, металлургических, пушечных и др. Центром текстильной промышленности, созданной Петром I заново, стала Москва.

Желая оградить молодое российское производство, Петр I облагал высокими таможенными пошлинами конкурентов из Европы, обеспечивал рабочей силой, приписывая крестьянские деревни и преступников – каторжан к заводам. Своими мерами царь поощрял русскую торговлю. Купцы, строившие заводы, получали льготы. Так, благодаря покровительству государства стал крупнейшим заводчиком бывший тульский кузнец Никита Демидов.

Путем указов Петр I стремился воздействовать на развитие торговли, прямо устанавливая ее формы (учреждал торговые компании), торговые пути, товары и даже цены. Построив Петербург, Петр решил перевести торговлю из Архангельского порта в Петербургский. При этом он заботился о развитии русского торгового флота и водных путях сообщения для торговли. Чтобы соединить Петербург с центром государства водными путями при Петре I строились Вышневолоцкий и Ладожский каналы.

Для управления купцами и ремесленниками была создана сначала Бурмистровская палата, а потом Главный магистрат. Он должен был заботиться о развитии не только крупного, но и мелкого производства. По указу 1722 г. мастера-ремесленники объединились в цехи. Это, с одной стороны, свидетельствовало о стремлении упорядочить и регламентировать мелкое производство, об усилении опеки со стороны властей, но с другой, цехи, гильдии тормозили личную инициативу, а следовательно, и сдерживали возникновение и развитие рыночных отношений.

Таким образом, следует отметить, что Петр I проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Это имело огромное значение на начальном этапе ее становления, но стало тормозом на этапе вступления в конкуренцию на мировом рынке. Она была проникнута духом меркантилизма. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге зависимость от импорта значительно сократилась, проявилась возможность более быстрого роста отечественной промышленности, но такая политика мешала складыванию единого мирового рынка и консервировала техническую отсталость страны.

На ряду с этим, принятые Петром I меры по развитию промышленности, предпринимательства и торговли способствовали формированию свободного внутреннего торгового рынка. Правда, его естественному становлению мешало всесильное государство, которое к этому времени стало корпоративным собственником, обладающим преимущественными правами по отношению к другим участникам экономики.

Рассматривая деятельность Петра I, нельзя не отметить, что благодаря ему был создан довольно мощный русский флот. В конце 90-х г.г. XVII в. Россия имела довольно внушительный азовский флот. Но с началом Северной войны необходимым стал и балтийский флот. В 1702 – 1704 г.г. строительство кораблей развернулось сразу в нескольких местах: на реках Сясь, Свирь, Луга, Волхов, Ижора. Кроме семи фрегатов (первый штандарт), здесь было построено 91 судно. К 1710 г. в состав флота на Балтике входило уже 12 линейных кораблей. Сильный флот ускорил взятие русскими войсками Выборга, Риги, Ревеля.

Активное строительство новых кораблей наблюдалось в 1711 – 1713 г.г. На русских верфях уже строили мощные 52- и даже 60-пушечные корабли. 27 июля 1714 г. русский флот одержал крупнейшую морскую победу над шведами у полуострова Гангут (Ханко). Окончательное утверждение русского флота на Балтийском море произошло после победы у Гренгама в июле 1720 г. К моменту окончания Северной войны Россия имела на Балтике 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда. Наращивая численность кораблей, Россия имела самый мощный флот на Балтике и после войны.

Создание каспийского флота произошло уже в 20-е г.г. XVIII в. До этого времени в Астрахани были главным образом, традиционные струги и бусы. К началу каспийского похода 1722 – 1723 г.г. у России было около 300 судов.

В первые годы создания русского флота помимо сложнейших экономических и технических проблем были огромные трудности с кадрами для флота. Уже с 1705 г. начались наборы специально для флота, однако полностью комплектование флота стало возможным только с 1718 г.

Важнейшим средством создания сильной и боеспособной армии и могучего флота было налаживание системы профессионального военного образования. В 1715 г. стала действовать петербургская Морская академия офицерских кадров. На учебу посылали в страны Западной Европы. В конечном итоге к 20-м г.г. Россия могла полностью обеспечить и армию, и флот своими кадрами морских, пехотных, артиллерийских и инженерных офицеров.

Говоря о петровской эпохе, следует отметить, что серьезные преобразования произошли и в области культуры, науки, искусства. Петра I можно считать основоположником светского просвещения России. Для этого он вызывал в Россию европейских учителей всех специальностей, посылал учиться за границу русских молодых людей. Петр I создал русскую светскую школу, при нем широкий размах получило печатание светской литературы, начиная от азбук, учебников и кончая историческими сочинениями, политическими трактатами. Им также было положено начало развития периодической печати.

В отечественной исторической литературе реформаторская деятельность Петра I оценивается неоднозначно. Но как бы она не оценивалась, бесспорным остается факт того, что в России именно в петровскую эпоху был дан мощный импульс развитию промышленности, созданы боеспособная армия и флот, заложены основы светской русской культуры и системы образования. В России, наконец-то, был сформирован компетентный государственный аппарат. Петр I впервые повернул страну лицом к Западу, сделал постоянной связь «варварского» русского общества с «цивилизованной» Европой. Россия получает широкое международное признание. Однако при Петре I произошло полное огосударствление общественной жизни, усилились и другие элементы восточного типа цивилизации. Бюрократизация и централизация препятствовали формированию и развитию тенденций гражданского общества.

Вместе с тем, значение деятельности царя-преобразователя следует оценивать не только с точки зрения непосредственных, ближайших результатов, но и с учетом отдаленных последствий. Реформаторский путь Петра Великого продолжили его преемники, из которых следует особо выделить Екатерину II.

 

3. Реформаторский курс Петра I продолжила Екатерина II, которая сумела выразить национальные интересы русских и войти в историю как великая императрица. «Екатерина II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России», - так писал о ней Н.М.Карамзин, оценивая проводимые реформы. «Просвещенная» эпоха Екатерины II (1762 – 1796) – еще один крупный этап в модернизации России. Она была наполнена многочисленными внешнеполитическими и внутригосударственными событиями. Деятельная и неординарная правительница стремилась осуществить замыслы Петра Великого и продолжить его курс социально-политического развития России. Во многих документах можно прочитать о преклонении Екатерины перед ним, о желании быть ему подобной. Но наряду с этим, очевидно, что она не была только подражательницей. Петр был для нее только создателем мощной империи в виде регулярного государства с активной внешней политикой и ориентированной на Запад моделью культуры. В этом, прежде всего, Екатерина видела его заслугу и не мало преуспела, продолжая развивать идеи своего кумира.

Вместе с тем, к наследию Петра I она относилась критически, в особенности, что касается тактики преобразований. По мнению Екатерины II Петр «правил, скорее при помощи страха, нежели любви и доверия к подданным». Она же стремилась действовать в духе идей писателей Просвещения, используя либеральные приемы политики. Екатерине пришлось управлять страной, в которой казна была почти пуста, монополия давила торговлю и промышленность, заводские крестьяне и крепостные все чаще волновались из-за постоянно возобновляющихся слухов о свободе. Нужна была тонкая, но эффективная тактика. Императрица энергично взялась за решение текущих дел. Ее непосредственное участие практически во всем дало значительный импульс развитию экономики, социальной политики и культуры.

И все же государственные преобразования Екатерины II получили неоднозначные оценки и екатерининскую эпоху считают «золотым» веком российского дворянства с одной стороны, и апогеем крепостничества с другой. В связи с этим следует, наверное, заметить, что изучение любой государственной деятельности предполагает получить ответ на вопросы: что было задумано, что реализовано и каковы результаты. Рассматривая внутреннюю политику Екатерины, необходимо выделить те основные факторы, под влиянием которых складывались ее воззрения и курс реформирования России во второй половине XVIII века.

Немецкая принцесса по рождению, волею судьбы выданная в пятнадцать лет замуж за наследника российского престола Петра III, не только старательно осваивала русский язык, русскую жизнь и обычаи, она с большим интересом познавала особенности российской истории еще будучи великой княгиней. Заняв трон, Екатерина II впервые после Петра I стала много путешествовать по России. Изучая русскую историю. Она и сама писала исторические сочинения. Понятно, что сложившееся у нее представление о действительной жизни не могло быть вполне точным. Однако есть основание предполагать, что искажение было не более значительным, чем у любого монарха.

Во второй половине XVIII века для ряда европейских стран характерной являлась политика «просвещенного абсолютизма». Это был особый этап государственно-политического развития. «Просвещенный абсолютизм» наиболее четко проявился в правовой области. Не осталась в стороне и Россия. Уже первые екатерининские преобразования свидетельствовали об этом. Считая себя поклонницей и последовательницей этой политики, Екатерина II стремилась к созданию в России просвещенной монархии. Она вела обширную переписку с Вольтером, Дидро, Ж.Ж.Руссо и другими европейскими просветителями. Екатерина читала современную западную литературу, труды профессиональных западных юристов, знакомилась с политической историей крупнейших стран мира. Изучая историю формирования моделей европейских государств, она оценивала их критически, исключая недостатки и учитывая особенности России. Екатерина ясно понимала разницу между теоретическими размышлениями западных мыслителей и возможностями, существовавшими в реальных условиях управляемой ею страны. В одном из своих посланий Д.Дидро она писала: «Вашими высокими идеями хорошо наполнять книги, действовать же по ним плохо. Составляя планы различных преобразований, вы забываете различия наших положений. Вы трудитесь на бумаге, которая все терпит, между тем как я, несчастная императрица, тружусь для простых смертных, которые чрезвычайно чувствительны и щекотливы». В этих словах, возможно, больше женской эмоциональности, но важен сам факт декларирования подобных принципов. Да и сама история преобразований Екатерины II убеждает, что если ей не всегда удавалось следовать этим принципам, то по крайней мере она старалась провести либеральные реформы, направленные на формирование в России «новой породы людей», которая стала бы социальной базой для европейского типа развития, старалась внедрить широкое народное образование, пыталась искоренить крепостное право.

Наряду с этим, политическая нестабильность при ее предшественниках и серия дворцовых переворотов приводили Екатерину II к мысли о необходимости укрепления личной власти, без чего она не видела возможности для глубоких преобразований. Она осознанно понимала несовершенство существующего законодательства и полное отсутствие правопорядка в стране. Многие из прежних указов, по ее мнению стали непригодными к исполнению, так как их авторы руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам.

Екатерина, несомненно, была одаренным государственным деятелем. Первые же царственные распоряжения императрицы обнаруживают ее сметливый ум и умение ориентироваться в сложной внутриполитической и придворной обстановке. Помимо амнистий и награждений, столь обычных для любого переворота, она принимает ряд экстренных мер. Вместе с тем, одним из важнейших принципов Екатерины была постепенность и последовательность необходимых преобразований. Императрица осторожно намечала реформы. Она задумала упорядочить русское законодательство, систематизировать законы в единый свод (аналогичные работы при Петре I были не завершены).

Основные принципы будущей законодательной работы были изложены Екатериной в «Наказе» (по выпискам из работ Монтескье и Беккариа) 1765 – 1766 г.г. «Наказ» Екатерины II произвел ошеломляющие впечатления не только в России, но и в Западной Европе, поскольку в 34 статье «Наказа» говорилось: «Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были перед законом». Это декларировалось Екатериной как закрепление в законе прав и привилегий, являющееся неотъемлемым свойством всякого сословия и должно было обеспечить это равенство перед законом. Летом 1767 года в Москве состоялось заседание Комиссии, где Екатерине II преподнесли титул «Великая, Премудрая и Мать Отечества».

Вместе с тем, в своих рассуждениях императрица склонялась к тому, что Россия – европейская страна, и что ее размеры обусловили единственно приемлемую для нее форму правления в виде абсолютной монархии. Екатерина II не допускала мысли об ограничении собственного самовластия. В «Наказе» конкретизируется понятие неограниченной власти, основы власти монарха, царская особа рассматривается как источник государственной власти, ей принадлежит право в издании и толковании законов российской империи.

По мысли Екатерины «просвещенный» монарх должен был создать систему разумных и справедливых законов, в рамках которых для правителя и подданных существовали бы взаимные обязательства, законом же гарантируемые. Безусловное соблюдение этих законов обеими сторонами должно было обеспечить стабильность и создать основу правового государства, т.е. государства в котором все совершается по букве писанного закона, а не по чьему-либо желанию. Для того, чтобы этот механизм заработал, требовался достаточный уровень просвещенности, сознательности подданных, а следовательно, необходимо было их определенным образом воспитывать.

Составительница «Наказа» считала, что для успешного проведения реформ в России, гражданские права необходимо предоставить прежде всего «самому правящему классу». Следует отметить, что прежде в России, никто их не имел, даже представители аристократии подвергались телесным наказаниям. Петр I сделал первые шаги к правовому государству, регламентируемому законами. В «Наказе» Екатерины эта мысль углубляется, во многих статьях разъясняется значение закона всех сфер жизни. Уложенной Комиссии предстояло разработать сами законы на основе «Наказа» императрицы. Ожиданиям Екатерины не суждено было сбыться. Проработав полтора года, комиссия продемонстрировала полную неспособность к законодательной деятельности в общественных интересах.

Самым уязвимым местом «Наказа» было решение крестьянского вопроса. Положение крестьян в России было крайне бедственным, помещичий гнет непосилен. Екатерина понимала, что бедственное положение крестьян может привести к непредсказуемым событиям. Ей, безусловно, принадлежит заслуга гласного возбуждения вопроса крепостного права. Она была полна иллюзий по поводу облегчения участи крестьян, понимая, что крепостное право в России является существенным тормозом экономического развития. Впоследствии Екатерина осознала, что не может освободить крестьян по ряду объективно существующих причин. Во-первых, она не могла ущемить права российских дворян, самой консервативной части общества и твердо стоящих на страже своих интересов, лишив их крепостных. Борьба с ними могла закончиться потерей власти. Во-вторых, в результате постоянных волнений и бунтов крестьян, она пришла к убеждению, что крестьяне не способны пока самоуправляться, что их «свободные объединения» бесконтрольны и имеют чудовищные последствия. Последовавшие вскоре события Пугачевщины подтвердили ее предположения и выявили приверженность социальных низов архаичным формам общественного устройства.

Но Екатерина II не собиралась отступать от своих принципов, она лишь изменила тактику. Начиная с 1775 года, она последовательно проводила свои преобразования, сделавшись теперь сама главным автором законодательных актов. Народное восстание Е.Пугачева привело ее к мысли, что существующая система управления на местах не в силах предотвратить разрастание крестьянских волнений. В ноябре 1775 г. было издано «Учреждение для управления губернией», что способствовало глубоким преобразованиям в государственном устройстве. Эта реформа положила начало созданию упорядоченной системы губернского управления. Россия в результате сделала значительный шаг по пути разделения ветвей власти. Суд был отделен от администрации и полиции. Правда, следует заметить, что это не было еще фактическим разделением, произошло организационное оформление судебной власти, выделение ее из административной, поскольку императрица продолжала сохранять в своих руках всю полноту власти.

Вместе с тем, следует отметить, что по указам 1775 г. все сословия (кроме крепостных) получили право участия в делах местного самоуправления и суда. Преобладающей, конечно, была роль дворянства. Высшие должностные лица губернского управления назначались правительством из дворян, а состав уездной администрации избирался местными дворянскими обществами. Проводя губернскую реформу, Екатерина II пыталась идти в ногу с Западом, где местная власть имела достаточно широкие полномочия.

Новые принципы управления городами и их жителями были опубликованы в 1785 г. «Жалованные грамоты городам и дворянству» передавали городским обществам право юридического лица и возможность самостоятельно распоряжаться собственными доходами. Горожане делились на 5 разрядов: ку

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...