Цели государственного и муниципального кредита
Лекция 7 Государственный И муниципальный кредит
Государственный кредит - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использованием на финансирование государственных расходов. Государственный и муниципальный кредит - отношения, по которым РФ, субъект федерации или муниципальное образование являются кредиторами, заёмщиками и гарантами. Кредиторами и получателями и кредитов могут быть: · юридические и физические лица; · другие бюджеты; · иностранные государства и их юридические лица; · международные организации; Государственные заимствования Российской Федерации - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками. Государственные заимствования субъектов Российской Федерации - займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями БК в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации. Муниципальные заимствования - займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, размещаемых на внутреннем рынке в валюте Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями БК в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.
Заимствования муниципальных образований в валюте Российской Федерации за пределами Российской Федерации не допускаются. Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с БК РФ и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.
Государство, в лице уполномоченного органа исполнительной власти, заключает кредитный договор в котором оговариваются: · срок предоставления или получения кредита; · обязанности сторон; · условия обеспечения возврата ссуды; · размер процентной ставки, · другие условия по усмотрению сторон; Функции государственного и муниципального кредита. 1. функция перераспределения. · между федеральным бюджетом и региональными и муниципальными бюджетами; · между международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом; · между иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным бюджетом (региональными и местными); · между федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами и резидентами, 2. регулирующая функция - заключается в регулировании потоков денежных средств путём установления процентной ставки за кредит, выраженной в установлении доходности по государственным ценным бумагам. Устанавливая высокую доходность государственных ценных бумаг государство делает более привлекательным этот финансовый инструмент по сравнению с банковским кредитованием и вложением в иностранную валюту. Таким образом, мобилизуются временно свободные денежные средства юридических и физических лиц в федеральный бюджет для перераспределения их на нужды государства.
Устанавливая низкую доходность государственных ценных бумаг, делая менее привлекательным данный финансовый инструмент, по сравнению с банковским кредитом, государство делает более привлекательным банковское кредитование, т е инвестиции в экономику и вложения в иностранную валюту 3. контрольная функция — выражается в контроле за целевым и рациональным использованием кредитов, выделяемых государством, Цели государственного и муниципального кредита · решение проблем финансирования бюджетного дефицита, · проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание уровня социально-экономической жизни населения, · поддержка муниципальных образований,
С точки зрения государственного кредита как экономической категории, он имеет следующие особенности: · добровольность в отличие от налогов, · возвратность и платность, · обеспеченность всем имуществом государства, · имеет нецелевой характер на (государственном уровне), · привлекается на определенный срок в соответствии с законом РФ "О государственном внутреннем долге" и на срок не более 30 лет
При государственном кредите государство выступает заемщиком, гарантом и кредитором. 1. Государство заёмщик. Существующие формы займов · внутренний заем, · внешний заем, · обращение части вкладов населения в государственные займы, · казначейские ссуды, · заимствование средств из общегосударственного ссудного фонда,
1. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками, выраженные в валюте Российской Федерации. Государственные и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств. Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с БК принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
Они подразделяются: · по праву эмиссии. - на федеральные займы; - республиканские займы; - местные займы; · по признаку держателей' - на физических лиц, - юридических лиц; - на физических и юридических лиц; · по форме выплаты: - процентные и беспроцентные (целевые); - выигрышные; - процентно-выигрышные, - с нулевым купоном (продаются со скидкой от номинала, а покупаются по номиналу); · в зависимости от метода определения дохода: - с твёрдым доходом; - с плавающим доходом; · по срокам погашения: - краткосрочные, до 1 года; - среднесрочные, до 5-ти лет, - долгосрочные, от 5 до 30 лет; · в зависимости от обязанностей заёмщика по погашению: - с правом досрочного погашения; - без права досрочного погашения; · в зависимости от формы выпуска: - облигационные, на бумаге; - без облигационные, в виде записи на счетах; · по методам размещения: - добровольные; - размещаемые по подписке; - принудительные (по решению правительства); · в зависимости от обращения на рынке: - рыночные, свободно обращаются; - нерыночные (на западе); · в зависимости от обеспеченности: - закладные, выпускаются местными органами; - без закладные; - выпускаются государством; Перейдём к рассмотрению второй классификации - внешних государственных займов. 2. Государственные внешние заимствования Российской Федерации - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации. Они выступают в роли международного государственного кредита. И здесь государство может выступать в роли кредитора и в роли заёмщика. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях платности, возвратности и срочности. Предоставление внешних займов может быть из бюджета или специальных фондов.
Получателями внешних госзаймов могут являться: · правительство; · республиканские органы; · местные органы;
Кредиторами по внешним займам могут быть:
· правительства; · финансово-кредитные учреждения; · юридические лица иностранных государств; · частные лица, · международные организации;
Они могут различаться: · по форме предоставления: - на денежные; - на товарные; · по срокам предоставления: - на среднесрочные; долгосрочные; · по валюте предоставления: в валюте страны кредитора; в валюте страны заёмщика; в валюте третьей страны; · по форме погашения: товарные поставки, например Индия; валюта; Погашение займов и выплата процентов по ним может производиться по истечении льготного периода, представляющего отсрочку погашения займа на 3-5 лет после его использования. 3. направление обращения части вкладов населения в государственные займы. Их суть состоит в том, что происходит выделение сберегательными банками привлечённых средств, без ведения реального владельца, в качестве кредита государству. В частности Сбербанк покупает долговые обязательства государства. 4. казначейские ссуды, проявляется в выдаче бюджетных ссуд предприятиям и организациям. 5. позаимствование средств общегосударственного ссудного фонда, проявляется когда государственные кредитные учреждения непосредственно, без покупки ценных бумаг, передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Именно использование этой формы государственного кредита послужило причиной образования 93 процентов государственного долга за счёт привлечения правительством средств общегосударственного ссудного фонда для финансирования бюджетных расходов
Государство кредитор. Эта сторона проявляется: · в форме внутренних ссуд; · в форме внешних ссуд; · в форме межгосударственного кредита; 1. Внутренние ссуды из федерального бюджета получают юридические лица и органы исполнительной власти субъектов РФ в двух видах: 1 бюджетные кредиты и ссуды; 2. ссуды юридическим лицам на проведение структурной перестройки, для расчётов по целевым кредитам, на разработку, внедрение и приобретение оборудования в т.ч. и за рубежом. 2. Внешние ссуды - это кредиты, предоставляемые РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Объём внешних ссуд устанавливается федеральным бюджетом в двух формах:
1. как предельный размер государственных кредитов предоставляемых иностранным государствам; 2. как предельный размер государственных кредитов странам СНГ; 3. Межгосударственный кредит - технический кредит, предоставление которого связано с прекращением обращения советского рубля и переходом на национальную валюту Они не предоставляются с 1993 года Государство как гарант. Государственная или муниципальная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование – гарант, даёт письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому даётся государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром. Письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение её письменной формы влечёт её недействительность (ничтожность). В гарантии должны быть указаны сведения о гаранте, его наименование, и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта. Срок действия гарантии определяется сроком исполнения обязательств по которым предоставлена гарантия. Обязательства гаранта ограничиваются суммой, на которую выдана гарантия, Гарантии предоставляются на конкурсной основе. Верхний предел гарантий устанавливается бюджетом. Исполнение государственных или муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов. Если сумма гарантий выдаваемых субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, выше 1 млн. МРОТ, то они отдельно утверждаются в федеральном бюджете. Государственные гарантии предоставляются на конкурсной основе. Общая сумма предоставленных государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в валюте Российской Федерации включается в состав государственного внутреннего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства. Общая сумма предоставленных государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства. Отдельно утверждаются государственные гарантии Российской Федерации на сумму, превышающую сумму эквивалентную 10 млн. долл. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте определяется порядком установленным для государственных внешних заимствований. Государственные гарантии предоставляются Правительством Российской Федерации или уполномоченным им органом. При предоставлении государственных гарантий Российской Федерации обязательно проводится проверка финансового состояния получателя государственных гарантий Российской Федерации. Применение государственного кредита в виде осуществления займов, выдачи гарантий ведёт к увеличению государственного долга РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|