Запрещается включение в аппарат при обнаружении неисправностей.
Утверждаю Начальник ГКУ РК «ОПС по ____________р-ну» ___________ _______ «_____» ____________ 20__ г.
М Е Т О Д И Ч Е С К И Й П Л А Н
проведения занятий по технической подготовке с группой личного состава ПЧ № _____ по охране г._______
Тема: изучение Дыхательного Аппарата на Сжатом Воздухе ПТС «Профи»-М, панорамной маски ПТС «обзор»-Мр, Системы контроля аппаратов дыхательных СКАД-1
Вид занятия: классно-групповой Отводимое время 2 (ч) Цель занятия: изучить устройство вновь поставляемых на вооружение ДАСВ и системы контроля дыхательных аппаратов
1. Литература, используемая при проведении занятия:
1. ПРИКАЗ МЧС РФ от 5 апреля 2011 г. N 167 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ (в ред. Приказа МЧС РФ от 14.12.2011 N 760) 2. Приказ МЧС РФ №3 ''Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде'', москва, 09.01.2013г. 3. Руководство по эксплуатации ДАСВ ПТС «Профи»-Мр,панорамной маски ПТС «Обзор»Мр,СКАД-1 2.Развернутый план занятия
По ТУ 2568-018-38996367-2002.
Основные параметры и характеристики Основные параметры и характеристики, являющиеся общими для всех исполнений аппарата, приведены в таблице 1. Таблица 1
* - при комплектации аппарата спасательным устройством.
1.2.2 Основные параметры и характеристики аппаратов, отличающиеся по вариантам исполнения, приведены в таблице 2. Таблица 2
* - номинальное время защитного действия при легочной вентиляции 30 дм3/мин и температуре окружающей среды (25 ± 5) оС (фактическое время защитного действия зависит от степени тяжести выполняемой работы и условий окружающей среды); ** - масса снаряженного аппарата (без спасательного устройства).
1.2.3 Основные технические характеристики баллонов, применяемых в вариантах исполнения аппарата, приведены в таблице 3.
Таблица 3
* - металлокомпозитный баллон со стальным лейнером; ** - стальной баллон.
1.3 Состав аппарата
1.3.1 Состав аппарата приведен в таблице 4. Таблица 4
* - устанавливается на аппараты с двумя баллонами, на аппарат с одним баллоном – по отдельному заказу; ** - поставляется по отдельному заказу; *** если заказом (договором) предусмотрена поставка аппаратов в количестве: - менее 4 штук, то поставляется один комплект на это количество; - более 4 штук, но не кратном 4, то комплект поставляется из расчета кратности плюс один комплект. **** при наличии отдельного руководства по эксплуатации.
1.4 Устройство и принцип действия аппарата и его составных частей
1.4.1 Принцип действия аппарата Аппарат выполнен по открытой (незамкнутой) схеме (рис. 1,) с выдохом в атмосферу и работает следующим образом. При открытии вентиля (вентилей) 1 воздух под высоким (первичным) давлением поступает из баллона (баллонов) 2 в коллектор 3 (при его наличии) и через фильтр 4 редуктора 5 в полость высокого давления А и после редуцирования в полость Б редуцированного (вторичного) давления. В случае нарушения работы редуктора и, как следствие, повышения редуцированного давления воздуха в полости Б срабатывает предохранительный клапан 6. Из полости Б редуктора воздух по шлангу 7 поступает в легочный автомат 8 и через адаптер 9 к разъему 10, к которому подсоединяется спасательное устройство. При вдохе воздух из полости В легочного автомата поступает в полость Г лицевой части 11. При этом происходит обдув панорамного стекла 12 лицевой части, что исключает его запотевание. Далее через клапаны вдоха 13 воздух поступает в полость дыхания Д. При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло. Для выхода воздуха в атмосферу открываются клапаны выдоха 14. Пружина 15 поджимает клапан выдоха с усилием, позволяющим поддерживать в подмасочном пространстве лицевой части заданное избыточное давление. Для контроля запаса воздуха в баллоне (баллонах) воздух из полости высокого давления поступает по шлангу высокого давления 16 в манометр 17 и к свистку 18 сигнального устройства 19. При исчерпании рабочего запаса воздуха в баллоне (баллонах) свисток включается, предупреждая звуковым сигналом о необходимости немедленного выхода в безопасную зону.
1.4.2 В состав аппарата (рис. 2) входят: подвесная система со спинкой 1, баллон с вентилем 2, редуктор 3, коллектор 4 (при варианте исполнения аппарата с двумя баллонами), адаптер 5, шланг 6, шланг легочного автомата 7, легочный автомат 8, панорамная маска 9, шланг высокого давления 10, сигнальное устройство 11, спасательное устройство 12. Фиксация шланга 6 и шланга высокого давления 10 на спинке осуществляется шлевками 13. Для фиксации шланга высокого давления 10 на плечевом ремне установлена клипса. Шланг 6 и шланг легочного автомата 7 соединяются между собой через разъем 14. При комплектации аппарата легочным автоматом фирмы «Drager» шланг легочного автомата зафиксирован непосредственно на легочном автомате (рис. 9б).
1.4.3 Подвесная система (рис. 3) предназначена для регулирования и фиксации аппарата на теле человека и состоит из спинки 1 и системы ремней: плечевых 2, концевых 3, закрепленных на спинке пряжками 4, поясного 5 и нагрудного 6 с быстроразъемными регулируемыми пряжками.
На поясном ремне базовой подвесной системы при комплектации аппарата легочным автоматом и панорамной маски со штекерным соединением установлен держатель для крепления легочного автомата в ожидании применения. Подвесная система в комфортном исполнении (рис. 3а) снабжена поясным ремнем с мягкой накладкой. На спинке установлен кронштейн 7 для крепления редуктора аппарата и ложемент 8, служащий опорой для баллона (баллонов). Фиксация баллона (баллонов) осуществляется баллонным ремнем 9 со специальной пряжкой. В варианте исполнения аппарата с двумя баллонами между баллонами устанавливается натяжной ремень 10 и пряжка 11 (или проставка 12).
1.4.4 Баллон предназначен для хранения рабочего запаса сжатого воздуха и представляет собой металлический или металлокомпозитный сосуд. Горловина баллона имеет метрическую или коническую резьбу, по которой в баллон ввинчивается запорный вентиль. Герметичность вентиля в месте соединения с баллоном при конической резьбе обеспечивается уплотнителем ФУМ-2, при метрической – уплотнительным кольцом 1 (рис. 4).
При хранении баллона с вентилем отдельно от аппарата в вентиль ввинчивается заглушка 2. 1.4.4.1 Вентиль АИР-98МИ.07.00.100 и АИР-98МИ.07.00.100-01 Вентиль (рис. 4а) состоит из корпуса 3, трубки 4, клапана 5 со вставкой 6, шпинделя 7, сухаря 8, сальниковой гайки 9, маховичка, состоящего из обоймы 10 и облицовки 11, заглушки 12, гайки 13 и пружины 14. Шайба 15 уменьшает трение между сальниковой гайкой 9 и обоймой маховичка 10. Герметичность вентиля обеспечивается прокладками 16 и 17.
1.4.4.2 Вентиль серии К44 (рис. 4б), К632 (рис. 4в) и V0A6GAI (рис. 4г и рис. 4д). Вентиль состоит из корпуса 18, трубки 19, клапана 20 со вставкой 21, шпинделя 22, сальниковой гайки 23, маховичка, состоящего из обоймы 24 и облицовки 25, гайки 26 и заглушки 27. Герметичность вентиля обеспечивается кольцами 28 и 29. Прокладка 30 уменьшает трение между шпинделем 22 и гайкой 23. На вентилях серии К632, вентилях V0A6GAI001 и V0A6GAI002 в корпусе дополнительно установлены индикатор 31 с уплотнительным кольцом 32 для контроля наличия давления сжатого воздуха в баллоне и предохранительное устройство 33, содержащее разрывную мембрану 34, предназначенное для защиты баллона от разрушения вследствие увеличения давления в нем, например, при нагревании.
1.4.4.3 При вращении маховичка по часовой стрелке клапан, перемещаясь по резьбе в корпусе вентиля, прижимается вставкой к седлу и перекрывает канал, по которому воздух поступает из баллона в редуктор. При вращении маховичка против часовой стрелки клапан отходит от седла и обеспечивает поступление воздуха из баллона в редуктор. 1.4.5 Коллектор(рис. 5) предназначен для подсоединения баллонов к редуктору при варианте исполнения аппарата с двумя баллонами. Коллектор состоит из корпуса 1, в который вмонтированы штуцеры 2. Коллектор подсоединяется к вентилям баллонов при помощи муфт 3. Герметичность соединений обеспечивается уплотнительными кольцами 4 и 5.
1.4.6 Редуктор предназначен для преобразования высокого (первичного) давления воздуха в баллоне до редуцированного (вторичного). Редуктор поршневой прямого действия (рис. 6) состоит из корпуса 1 с проушиной 2 для крепления к спинке, поршня 3 с вставкой 4, пружины 5, крышки 6 и кожуха 7. Герметичность соединения поршня с корпусом и крышкой обеспечивается уплотнительными кольцами 8, 9 и защитным кольцом 10. В корпусе редуктора имеется гнездо 11 для подсоединения шланга высокого давления. Гнезда 12 и 13 предназначены для подсоединения шланга легочного автомата и адаптера. В корпус редуктора ввинчен штуцер 14 с пружиной 15 и муфтой 16 для подсоединения к вентилю баллона. В штуцере установлен фильтр 17, зафиксированный винтом 18. Герметичность соединения штуцера с корпусом обеспечивается уплотнительным кольцом 19. Герметичность соединения вентиля баллона с редуктором обеспечивается уплотнительным кольцом 20. В конструкции редуктора предусмотрен предохранительный клапан 21 с уплотнительным кольцом 22, пружиной 23 и направляющей 24. Заглушка 25 с уплотнительным кольцом 26 установлена в гнездо высокого давления, предназначенное для подключения устройства быстрой дозаправки баллонов воздухом. Редуктор работает следующим образом. При закрытом вентиле баллона давление воздуха на входе в редуктор отсутствует. На поршень действует усилие пружины, перемещая его в крайнее положение. При этом имеется зазор между седлом корпуса и вставкой поршня (редуктор открыт). При открытии вентиля баллона воздух под высоким (первичным) давлением поступает в полость А редуктора и, проходя постепенно через зазор между седлом корпуса и вставкой поршня, наполняет полость Б, повышая величину редуцированного (вторичного) давления. При этом поршень, сохраняя равновесие между давлением воздуха и давлением сжимающейся пружины, перемещается в сторону уменьшения зазора между седлом корпуса и вставкой поршня. Редуцированное давление продолжает повышаться до тех пор, пока зазор между седлом и вставкой не перекроется (редуктор закрыт). При вдохе расходуется часть воздуха из полости Б редуктора, и редуцированное давление понижается. Давление воздуха на поршень уменьшается, поршень под действием пружины перемещается, создается зазор между седлом и вставкой, обеспечивая поступление воздуха в полость редуцированного давления и далее к легочному автомату. В случае повышения величины редуцированного давления выше установленной, клапан под воздействием давления воздуха сжимает пружину, отходит вместе с уплотнительным кольцом от корпуса, и воздух из полости вторичного давления редуктора выходит в атмосферу, не допуская дальнейшего увеличения давления в полости Б.
1.4.7 Адаптер Адаптер предназначен для подсоединения спасательного устройства к редуктору. Адаптер (рис. 7) состоит из штуцера 1 и разъема 2, соединенных между собой шлангом 3, который зафиксирован колпачками 4. Герметичность соединения адаптера с редуктором обеспечивается уплотнительным кольцом 5. Для защиты от загрязнения разъем закрыт колпаком 6. В корпусе разъема смонтирован узел фиксации штуцера шланга спасательного устройства. Для отсоединения штуцера необходимо одновременно нажать на штуцер и сдвинуть обойму разъема. Вместо спасательного устройства к разъему можно подключить магистраль шланговой подачи воздуха или устройство поддува защитного костюма. 1.4.8 Шланг ПТС 61.06.00.010 и шланг легочного автомата ПТС 61.06.00.020 (или ПТС 11.06.01.000) Шланги предназначены для подсоединения легочного автомата к редуктору. Шланг ПТС 61.06.00.010 (рис. 8, поз. 1) и шланг легочного автомата 2 соединяются между собой разъемом 3. Способ соединения шлангов аналогичен соединению адаптера со спасательным устройством (см. п. 1.4.7). Шланг 1 состоит из муфты разъема и штуцера 4, соединенных рукавом 5, зафиксированным колпачками 6. Герметичность шланга с редуктором обеспечивается уплотнительным кольцом 7. Шланг легочного автомата состоит из углового штуцера 8 с накидной гайкой 9 и штуцера разъема, соединенных рукавом 10, зафиксированным колпачками 11. Герметичность шланга с легочным автоматом обеспечивается уплотнительным кольцом 12. Отличаются шланги размером резьбы накидной гайки для присоединения к легочному автомату: на шланге ПТС 61.06.00.020 – резьба М18х1,5, на шланге ПТС 11.06.01.000 – М21х1.
1.4.9 Легочный автоматпредназначен для автоматической подачи воздуха для дыхания пользователя и поддержания в зоне вдоха избыточного давления.
1.4.9.1 Легочный автомат ПТС 11.10.00.000, ПТС 11.10.01.000 (рис. 9) Отличие легочных автоматов состоит в способе присоединения к панорамной маске. На корпусе 1 легочного автомата ПТС 11.10.00.000 выполнен штекерный узел с уплотнительным кольцом 2, на корпусе легочного автомата ПТС 11.10.01.000 установлена гайка с резьбой М45х3. Легочный автомат состоит из корпуса 1, седла клапана 3 с уплотнительным кольцом 4 и контргайкой 5, щитка 6, закрепленного винтом 7. В крышке 8 установлен рычаг 9 с пружинами 10 и 11, заодно с крышкой выполнен фиксатор 1. Крышка с корпусом легочного автомата и мембраной 13 герметично соединены хомутом 14 при помощи винта 15. Седло клапана состоит из коромысла 16, закрепленного на оси 17, фланца 18, клапана 19, пружины 20 и шайбы 21, зафиксированной стопорным кольцом 22. На оси 23 коромысла 16 закреплен рычаг 24, высота поднятия которого определяется регулировочным винтом 25. Работает легочный автомат следующим образом. В исходном положении клапан 19 прижат к седлу клапана 3 пружиной 20, мембрана 13 зафиксирована рычагом 9 на фиксаторе 12. При первом вдохе в подмембранной полости создается разрежение, под действием которого мембрана с рычагом срывается с фиксатора и, прогибаясь, воздействует через рычаг 24 и коромысло 16 на клапан 19, открывая его. В образовавшийся зазор между седлом и клапаном поступает воздух из редуктора. Пружина 10, воздействуя через рычаг на мембрану и клапан, создает и поддерживает в подмембранной полости заданное избыточное давление. При этом давление на мембрану воздуха, поступающего из редуктора, увеличивается до тех пор, пока не уравновесит усилие пружины 10. В этот момент клапан прижимается к седлу и перекрывает поступление воздуха из редуктора. 1.4.9.2 Легочный автомат ПТС 11.10.02.000 (рис. 9а) Легочный автомат состоит из корпуса 1 с установленной на нем гайкой 2, седла клапана 3 с уплотнительными кольцами 4, щитка 5, закрепленного на корпусе винтами, мембраны 6 с диском жесткости 7, кнопки 8 с установленными на ней пружинами 9, пружины 10, крышки 11 с пружиной 12, гайки 13 и облицовки 14. Гайка 13 зафиксирована от проворачивания относительно корпуса 1 штифтом 15. Седло клапана состоит из коромысла 16, клапана 17 с вставкой 18, пружины 19 и крышки 20. Работает легочный автомат следующим образом. В выключенном положении клапан 17 прижат к седлу клапана 3 пружиной 19, мембрана 6 с диском жесткости 7 зафиксирована на кнопке 8 пружинами 9. При первом вдохе в подмембранной полости создается разрежение, под действием которого мембрана с диском жесткости преодолевает усилие пружин 9 и, прогибаясь под действием пружины 12, воздействует через коромысло 16 на клапан 17, открывая его. В образовавшийся зазор между седлом и клапаном поступает воздух из редуктора. Пружина 12, воздействуя на мембрану, создает и поддерживает в подмембранной полости заданное избыточное давление. При этом давление на мембрану воздуха, поступающего из редуктора, увеличивается до тех пор, пока не уравновесит усилие пружины 12. В этот момент мембрана перестает воздействовать на клапан, клапан прижимается к седлу и перекрывает поступление воздуха из редуктора.
1.4.9.3 Легочный автомат со шлангом ПТС 56.10.00.000 (рис. 9б) Герметичность соединения легочного автомата с лицевой частью обеспечивается уплотнительным кольцом 3. 1.4.10 Панорамная маска предназначена для защиты органов дыхания и зрения человека от токсичной и задымленной окружающей среды и соединяет дыхательные пути человека с легочным автоматом.
1.4.10.1 Панорамная маска ПТС "Обзор"-М и ПТС «Обзор»-Мр Состав панорамных масок ПТС «Обзор»-М и ПТС «Обзор»-Мр приведен в руководствах по эксплуатации на маски.
1.4.10.2 Лицевая часть "Panorama Nova Standard P" (рис. 10) Лицевая часть состоит из корпуса 1 с панорамным стеклом 2, клапанной коробки 3, переговорного устройства 4, на корпусе которого крепится подмасочник 5 с клапанами вдоха 6. В клапанной коробке установлен подпружиненный клапан выдоха 7. Пружина 8 фиксируется пружинной скобой 9. Клапанная коробка закрыта крышкой 10. К клапанной коробке при помощи штекерного соединения крепится легочный автомат. Для отсоединения легочного автомата 11 от клапанной коробки следуе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|