Методика проведения практических работ в теме «Клеточное строение растительного организма».
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Методика – самая жуткая вещь на свете и я искренне надеюсь, что моя безумная писанина вам поможет избавиться от камня на шее и получить желанную закорючку в зачетку. Удачи! Содержание:
1. Введение……………………………………………………………………...2 2. Обзор практических работ в теме «Клеточное строение растительного организма» в различных учебниках…………………3 3. Методика проведения практических работ в теме «Клеточное строение»……………………………………………………………………5 4. Изучение устройства микроскопа, овладение основными приемами работы……………………………………….…………………5 5. Приготовление временного микропрепарата………………………..7 6. Постановка простейших демонстрационных опытов……………9 7. Опыт с целлофановым мешочком……………………………………..9 8. Клеточка Траубе…………………………………………………………10 9. Использование средств мультимедиа при проведении практических работ в теме: «Клеточное строение»……… …...11 10. Заключение…………………………………………………………………12 11. Список литературы……………………………………………………..13 Введение. Практические работы в разделе «Ботаника» планируется проводить в 6 классе. Учебная программа подразумевает, что примерно треть уроков будет либо целиком посвящена практическим работам, либо будет строиться на основе материала, полученного в ходе работ. Содержание и характер работ определяется изучаемой темой, возрастными и психологическими особенностями учащихся (например, преобладание образного мышления над логическим), материальной базой школы. Роль практических работ, экспериментов в формировании убеждений, биологических понятий, мировоззренческих взглядов учащихся, хорошо известна. Но особенно высоко значение таких работ именно в 6 классе, где ученики впервые начинают систематически подходить к изучению биологии, здесь закладываются основы для материалистического понимания природных процессов, именно в 6 классе формируются умения и навыки, которые впоследствии будут использоваться при дальнейшем изучении естественных наук.
Большое количество опытов, предусмотренное программой, даёт учителю относительную свободу по реализации массы методов и приемов для обучения, воспитания и развития учащихся. Однако в ряде случаев, количество опытов, особенно демонстрационных, может быть увеличено сверх программы, поскольку это вызовет, и усиление мотивации учеников и даст возможность учителю полнее реализовать дидактические возможности эксперимента. Тематика опытов определяется, конечно, школьной программой, но её было бы неплохо немного расширить и осветить такие важные задачи, как взаимосвязь организма со средой, эволюционный характер развития природы и т.д. У учащихся в ходе проведения практических работ формируется ряд новых понятий: эксперимент, опыт, контроль, цель опыта, анализ результатов и их сравнение, вывод и др. Поэтому учитель, при подготовке опыта должен особо акцентировать своё внимание не только на самом опыте, его материале, но и на том, чтобы способствовать формированию и развитию вышеперечисленных понятий. Можно выделить ряд самых важных понятий, которые обязательно должны быть усвоены учащимися: Цель опыта – то, что нужно исследовать (например, цель – исследование влияние освещенности на интенсивность фотосинтеза) Результат – то, что получилось в итоге опыта (например, крахмал образовался только в освещённой части листа) Вывод – умозаключение, обобщающее результат опыта, постановку опыта, изученный теоретический материал и осуществленное в соответствии с целью опыта (свет – условие для образования крахмала).
Биологические опыты характеризуется некоторой непредсказуемостью результатов, ведь, как правило, работа идёт с натуральными объектами и поэтому на итог может повлиять целый набор форс-мажорных обстоятельств. В таких случаях, во-первых, учителю нужно быть готовым объяснить детям, почему произошло именно так, а не иначе и, во-вторых, рекомендуется дублировать опыт, что способствует также и тому, что эксперимент будет выглядеть гораздо достовернее и объективнее. Также очень важно – учить школьников не просто констатировать результат опыта, опираясь на теоретические знания: «это зеленая клетка, так как в ней есть хлорофилл», а учить их делать вывод из опыта: «если эта клетка зеленая, то значит в ней должен быть хлорофилл». Учителю всегда следует помнить о том, что опыт должен быть максимально понятен ученикам и не вызывать лишних вопросов, так как у детей ещё мало знаний в других областях науки, с помощью которых возможно объяснение происходящих процессов, поэтому иногда стоит ограничиться лишь описанием внешней стороны явления, без углубления в суть («с помощью зеленого пигмента - хлорофилла растения поглощают солнечный свет, дающий энергию для образования нового растительного вещества – процесс фотосинтеза» - и не более этого). Можно выделить несколько целей данной курсовой работы: 1. описание методики проведения практических работ в теме «Клеточное строение» с использованием увеличительных приборов и приготовлением микропрепаратов 2. описание методики ряда демонстрационных опытов, рекомендуемых включить в изучение темы «Клеточное строение» 3. дать краткий обзор имеющихся мультимедийных средств обучения и их применение при изучении темы «Клеточное строение» Актуальность данной работы заключается в том, что необходимо дать методические рекомендации педагогам по проведению практических работ в теме «Клеточное строение» и предложить новые способы подачи материала учащимся, разработав методику проведения демонстрационных опытов.
Обзор практических работ по теме: «Клеточное строение растительного организма» в разных учебниках.
Ниже приведен краткий обзор предлагаемых практических работ по теме: «Клеточное строение» в трех различных учебниках. 1. В.В. Пасечник Биология 6 класс (2002г) В первом параграфе этой темы идёт подробный рассказ об увеличительных приборах, которые будут впоследствии применяться в работе – микроскоп и лупа. Даны определения основным частям микроскопа и краткие правила его эксплуатации. Подача этого материала должна идти в виде краткого инструктажа. Параграф 2 – «Строение растительной клетки». В этом параграфе описана сама лабораторная работа – это самостоятельное приготовление микропрепарата растительной ткани и последующее его изучение под микроскопом, выполнение рисунка и ответы на вопросы, представленные в конце работы. Последующие параграфы этой темы – «Жизнедеятельность клеток», «Ткани» изучаются с использованием тех результатов, которые были получены учащимися в ходе выполнения лабораторной работы.
2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова и др. Биология 6 класс (2001г.) Также, как и в вышеописанном учебнике, тема «Клеточное строение» вынесена в отдельный раздел. Содержание параграфов в целом аналогично учебнику «Биология» 6 класс В.В. Пасечника: ü Увеличительные приборы. Лабораторная работа – приготовление микропрепарата. ü Строение растительной клетки на примере изучения препарата. Лабораторная работа – приготовление препарата кожицы лука. ü Жизнедеятельность клетки. ü Ткани. Подача материала аналогична учебнику Пасечника. Единственное, отмеченное отличие, это несколько увеличенный объем лабораторных работ в части самостоятельного приготовления микропрепаратов – это очень тонкая работа и ученикам будет весьма полезна такая тренировка, что будет способствовать не только изучению конкретного материала, но и развитию мелкой моторики, воспитанию терпения и усидчивости. 3. В.А. Корчагина Биология 6 класс (1992г) Из всех рассмотренных учебников, в этом наиболее обширно представлены практические работы в теме «Клеточное строение». Последовательность подачи самого материала аналогична вышеописанным учебникам: строение клетки, её функции и жизнедеятельность, понятие о тканях растения.
ü Работа 1: Устройство лупы и микроскопа. Приемы работы с увеличительными приборами. В этой работе разъясняется значение и функции увеличительных приборов, ученики изучают строение микроскопа, названия и функции основных его частей, определяют увеличительную способность микроскопа. ü Работа 2: Клеточное строение растений. Учащиеся изучают мякоть плода томата, арбуза, мякоть клубня картофеля вначале невооруженным взглядом, а затем при помощи лупы, выполняют рисунок увиденной клеточной структуры. ü Работа 3: Препарат кожицы лука под микроскопом. В этой работе учащиеся самостоятельно приготавливают микропрепарат, окрашивают его, изучают под микроскопом и выполняют рисунок, обозначая основные части клетки. Здесь либо учитель подробно инструктирует, как нужно готовить препарат, либо учащиеся работают абсолютно самостоятельно, по алгоритму, описанному в учебнике. ü Работа 4: Пластиды в клетках листа. В этой работе также приготавливается микропрепарат, изучается под микроскопом и выполняется рисунок. Ученики закрепляют навыки, полученные в предыдущих работах. При выполнении последующих практических работ, но уже по другим темам, также не раз используются увеличительные приборы, например, в работе по изучению внутреннего строения ветки дерева.
На основании изучения материалов учебников по теме «Клеточное строение растительного организма» можно сделать вывод, что в большинстве учебников предлагаются в целом однотипные работы, которые подразумевают изучение устройства увеличительных приборов, приготовление микропрепаратов, их изучение с последующим выполнением рисунка. Такой вид работы очень плодотворен, ученики приобретают весьма важные навыки, идёт эффективное усвоение материала, понятие «клетка» перестает быть чем-то аморфным и невидимым и что весьма важно – развивается самостоятельность и ответственность, аккуратность, ведь успех работы зависит от сочетания целого ряда факторов – это и практические умения, и теоретические знания. Но, на наш взгляд, было бы неплохо разнообразить такую форму работы рядом простейших демонстрационных опытов, которые не требуют никакого дополнительного оборудования, но в тоже время очень наглядны. Этими опытами можно предварить изучение тем «Жизнедеятельность клетки» и «Строение клетки». Методика проведения практических работ в теме «Клеточное строение растительного организма».
Работа 1: Изучение устройства микроскопа, овладение основными приемами работы. Цель: обеспечить усвоение учащимися особенностей устройства микроскопа и способствовать выработке основополагающих умений работы со сложным увеличительным прибором Задачи: обучающие: научить основным принципам работы с микроскопом и правилам изучения микропрепаратов развивающие: способствовать развитию терпения, аккуратности и бережности в работе воспитательные: развитие самостоятельности у учеников Оборудование: световой микроскоп, салфетка, демонстрационная схема с изображением микроскопа и указанием основных его деталей, готовые микропрепараты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|