Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика проведения практических работ в теме «Клеточное строение растительного организма».




Методика – самая жуткая вещь на свете и я искренне надеюсь, что моя безумная писанина вам поможет избавиться от камня на шее и получить желанную закорючку в зачетку.

Удачи!

Содержание:

 

1. Введение……………………………………………………………………...2

2. Обзор практических работ в теме «Клеточное строение растительного организма» в различных учебниках…………………3

3. Методика проведения практических работ в теме «Клеточное строение»……………………………………………………………………5

4. Изучение устройства микроскопа, овладение основными приемами работы……………………………………….…………………5

5. Приготовление временного микропрепарата………………………..7

6. Постановка простейших демонстрационных опытов……………9

7. Опыт с целлофановым мешочком……………………………………..9

8. Клеточка Траубе…………………………………………………………10

9. Использование средств мультимедиа при проведении практических работ в теме: «Клеточное строение»……… …...11

10. Заключение…………………………………………………………………12

11. Список литературы……………………………………………………..13

Введение.

Практические работы в разделе «Ботаника» планируется проводить в 6 классе. Учебная программа подразумевает, что примерно треть уроков будет либо целиком посвящена практическим работам, либо будет строиться на основе материала, полученного в ходе работ. Содержание и характер работ определяется изучаемой темой, возрастными и психологическими особенностями учащихся (например, преобладание образного мышления над логическим), материальной базой школы.

Роль практических работ, экспериментов в формировании убеждений, биологических понятий, мировоззренческих взглядов учащихся, хорошо известна. Но особенно высоко значение таких работ именно в 6 классе, где ученики впервые начинают систематически подходить к изучению биологии, здесь закладываются основы для материалистического понимания природных процессов, именно в 6 классе формируются умения и навыки, которые впоследствии будут использоваться при дальнейшем изучении естественных наук.

Большое количество опытов, предусмотренное программой, даёт учителю относительную свободу по реализации массы методов и приемов для обучения, воспитания и развития учащихся. Однако в ряде случаев, количество опытов, особенно демонстрационных, может быть увеличено сверх программы, поскольку это вызовет, и усиление мотивации учеников и даст возможность учителю полнее реализовать дидактические возможности эксперимента.

Тематика опытов определяется, конечно, школьной программой, но её было бы неплохо немного расширить и осветить такие важные задачи, как взаимосвязь организма со средой, эволюционный характер развития природы и т.д.

У учащихся в ходе проведения практических работ формируется ряд новых понятий: эксперимент, опыт, контроль, цель опыта, анализ результатов и их сравнение, вывод и др. Поэтому учитель, при подготовке опыта должен особо акцентировать своё внимание не только на самом опыте, его материале, но и на том, чтобы способствовать формированию и развитию вышеперечисленных понятий.

Можно выделить ряд самых важных понятий, которые обязательно должны быть усвоены учащимися:

Цель опыта – то, что нужно исследовать (например, цель – исследование влияние освещенности на интенсивность фотосинтеза)

Результат – то, что получилось в итоге опыта (например, крахмал образовался только в освещённой части листа)

Вывод – умозаключение, обобщающее результат опыта, постановку опыта, изученный теоретический материал и осуществленное в соответствии с целью опыта (свет – условие для образования крахмала).

Биологические опыты характеризуется некоторой непредсказуемостью результатов, ведь, как правило, работа идёт с натуральными объектами и поэтому на итог может повлиять целый набор форс-мажорных обстоятельств. В таких случаях, во-первых, учителю нужно быть готовым объяснить детям, почему произошло именно так, а не иначе и, во-вторых, рекомендуется дублировать опыт, что способствует также и тому, что эксперимент будет выглядеть гораздо достовернее и объективнее.

Также очень важно – учить школьников не просто констатировать результат опыта, опираясь на теоретические знания: «это зеленая клетка, так как в ней есть хлорофилл», а учить их делать вывод из опыта: «если эта клетка зеленая, то значит в ней должен быть хлорофилл».

Учителю всегда следует помнить о том, что опыт должен быть максимально понятен ученикам и не вызывать лишних вопросов, так как у детей ещё мало знаний в других областях науки, с помощью которых возможно объяснение происходящих процессов, поэтому иногда стоит ограничиться лишь описанием внешней стороны явления, без углубления в суть («с помощью зеленого пигмента - хлорофилла растения поглощают солнечный свет, дающий энергию для образования нового растительного вещества – процесс фотосинтеза» - и не более этого).

Можно выделить несколько целей данной курсовой работы:

1. описание методики проведения практических работ в теме «Клеточное строение» с использованием увеличительных приборов и приготовлением микропрепаратов

2. описание методики ряда демонстрационных опытов, рекомендуемых включить в изучение темы «Клеточное строение»

3. дать краткий обзор имеющихся мультимедийных средств обучения и их применение при изучении темы «Клеточное строение»

Актуальность данной работы заключается в том, что необходимо дать методические рекомендации педагогам по проведению практических работ в теме «Клеточное строение» и предложить новые способы подачи материала учащимся, разработав методику проведения демонстрационных опытов.

 

 

Обзор практических работ по теме: «Клеточное строение растительного организма» в разных учебниках.

 

Ниже приведен краткий обзор предлагаемых практических работ по теме: «Клеточное строение» в трех различных учебниках.

1. В.В. Пасечник Биология 6 класс (2002г)

В первом параграфе этой темы идёт подробный рассказ об увеличительных приборах, которые будут впоследствии применяться в работе – микроскоп и лупа. Даны определения основным частям микроскопа и краткие правила его эксплуатации. Подача этого материала должна идти в виде краткого инструктажа.

Параграф 2 – «Строение растительной клетки». В этом параграфе описана сама лабораторная работа – это самостоятельное приготовление микропрепарата растительной ткани и последующее его изучение под микроскопом, выполнение рисунка и ответы на вопросы, представленные в конце работы.

Последующие параграфы этой темы – «Жизнедеятельность клеток», «Ткани» изучаются с использованием тех результатов, которые были получены учащимися в ходе выполнения лабораторной работы.

 

2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова и др. Биология 6 класс (2001г.)

Также, как и в вышеописанном учебнике, тема «Клеточное строение» вынесена в отдельный раздел. Содержание параграфов в целом аналогично учебнику «Биология» 6 класс В.В. Пасечника:

ü Увеличительные приборы.

Лабораторная работа – приготовление микропрепарата.

ü Строение растительной клетки на примере изучения препарата.

Лабораторная работа – приготовление препарата кожицы лука.

ü Жизнедеятельность клетки.

ü Ткани.

Подача материала аналогична учебнику Пасечника. Единственное, отмеченное отличие, это несколько увеличенный объем лабораторных работ в части самостоятельного приготовления микропрепаратов – это очень тонкая работа и ученикам будет весьма полезна такая тренировка, что будет способствовать не только изучению конкретного материала, но и развитию мелкой моторики, воспитанию терпения и усидчивости.

3. В.А. Корчагина Биология 6 класс (1992г)

Из всех рассмотренных учебников, в этом наиболее обширно представлены практические работы в теме «Клеточное строение». Последовательность подачи самого материала аналогична вышеописанным учебникам: строение клетки, её функции и жизнедеятельность, понятие о тканях растения.

ü Работа 1: Устройство лупы и микроскопа. Приемы работы с увеличительными приборами. В этой работе разъясняется значение и функции увеличительных приборов, ученики изучают строение микроскопа, названия и функции основных его частей, определяют увеличительную способность микроскопа.

ü Работа 2: Клеточное строение растений. Учащиеся изучают мякоть плода томата, арбуза, мякоть клубня картофеля вначале невооруженным взглядом, а затем при помощи лупы, выполняют рисунок увиденной клеточной структуры.

ü Работа 3: Препарат кожицы лука под микроскопом. В этой работе учащиеся самостоятельно приготавливают микропрепарат, окрашивают его, изучают под микроскопом и выполняют рисунок, обозначая основные части клетки. Здесь либо учитель подробно инструктирует, как нужно готовить препарат, либо учащиеся работают абсолютно самостоятельно, по алгоритму, описанному в учебнике.

ü Работа 4: Пластиды в клетках листа. В этой работе также приготавливается микропрепарат, изучается под микроскопом и выполняется рисунок. Ученики закрепляют навыки, полученные в предыдущих работах.

При выполнении последующих практических работ, но уже по другим темам, также не раз используются увеличительные приборы, например, в работе по изучению внутреннего строения ветки дерева.

 

На основании изучения материалов учебников по теме «Клеточное строение растительного организма» можно сделать вывод, что в большинстве учебников предлагаются в целом однотипные работы, которые подразумевают изучение устройства увеличительных приборов, приготовление микропрепаратов, их изучение с последующим выполнением рисунка. Такой вид работы очень плодотворен, ученики приобретают весьма важные навыки, идёт эффективное усвоение материала, понятие «клетка» перестает быть чем-то аморфным и невидимым и что весьма важно – развивается самостоятельность и ответственность, аккуратность, ведь успех работы зависит от сочетания целого ряда факторов – это и практические умения, и теоретические знания.

Но, на наш взгляд, было бы неплохо разнообразить такую форму работы рядом простейших демонстрационных опытов, которые не требуют никакого дополнительного оборудования, но в тоже время очень наглядны. Этими опытами можно предварить изучение тем «Жизнедеятельность клетки» и «Строение клетки».

Методика проведения практических работ в теме «Клеточное строение растительного организма».

 

Работа 1: Изучение устройства микроскопа, овладение основными приемами работы.

Цель: обеспечить усвоение учащимися особенностей устройства микроскопа и способствовать выработке основополагающих умений работы со сложным увеличительным прибором

Задачи:

обучающие: научить основным принципам работы с микроскопом и правилам изучения микропрепаратов

развивающие: способствовать развитию терпения, аккуратности и бережности в работе

воспитательные: развитие самостоятельности у учеников

Оборудование: световой микроскоп, салфетка, демонстрационная схема с изображением микроскопа и указанием основных его деталей, готовые микропрепараты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...