Предварительная наметка линии действия.
Зная основные задачи в событиях и предлагаемые обстоятельства в них, мы можем приступить к самому главному - предварительной наметке тех конкретных действий, из которых будет складываться наше поведение на сцене. Линия этих действий должна быть последовательной, непрерывной и обязательно направленной к той цели, которая стоит перед, героем в том или ином событии (то есть к осуществлению основной задачи в нем). Любое действие, как вам уже известно, имеет содержание (что делает человек) и форму (как делает). Намечая линию действия, вы должны думать только о содержании его, то есть о том, что делает персонаж. Форма же действия: жесты, движения, мимика, интонации и пр. — заранее не устанавливается. Она рождается в процессе самого выполнения действия на сцене - от непосредственного восприятия исполнителем окружающего, оценки его, внутреннего оправдания, общения с партнерами. Не путайте содержание действия с его формой. Учитесь отделять «орешек» от той «скорлупы», в которую он заключен. Содержание действия вы уже должны знать - это осуществление человеком какой-либо цели. Следовательно, каждое действие в пьесе должно определяться вами так, чтобы была понятна его целенаправленность. Если этого нет, то речь идет не о содержании действия, а о его форме, внешних проявлениях. Представьте себе, что вы прочитали такую фразу: «Человек встал, прошелся по комнате, нагнулся, улыбнулся». Попробуйте сказать, что он сделал. Наверное, каждый из нас ответит на этот вопрос по-разному, ибо перечисленные глаголы не выражают цели действия и поэтому не передают его содержания. А она может заключаться, скажем, в том, чтобы погладить ребенка, или рассмотреть забавную картинку в книге, или поднять шпильку, которую уронила женщина, и т. д. «Погладить ребенка», «рассмотреть картинку» - действия, сущность которых нам ясна. «Встать», «пройтись по комнате», «нагнуться», «улыбнуться» - глаголы, которые сами по себе содержания действия не выражают, а относятся лишь к форме действия, (составляют внешнюю сторону его. При определении действия старайтесь понять именно содержание, не подменяйте содержание формой, в которой оно проявляется. Найдя же содержание действия, формулируйте его точно, конкретно, избегая таких общих глаголов, как «говорит», «рассказывает», «спрашивает», «отвечает» (ведь говорить - это и упрекать, и доказывать, и убеждать, и спорить, и отвечать, и многое другое).
Не забывайте так же и о том, что действие может быть не только словесным, но и бессловесным: физическим или психологическим, внутренним (например, человек о чем-то думает, вспоминает, мечтает). Да и в самих репликах оно может выражаться по-разному: прямо или скрытно, замаскировано. К примеру, произносится слово: «Здравствуйте», вы можете просто поздороваться, а можете упрекнуть человека, пожалеть его, выразить какое-либо другое отношение. А иногда человек говорит одно, а думает совсем другое. Поэтому при нахождении действия недостаточно «опираться» лишь на реплики персонажа. Учитывая основную задачу в роли и все предлагаемые обстоятельства, надо искать действие не только в словах, произносимых героем, но и под ними, между ними. Только тогда вы сможете верно, глубоко и последовательно наметить линию действия. Разберем по линии действия ту часть пьесы, где Матрос встречается с Солдатом. Сначала по роли Матроса. Его основная задача здесь - привлечь Солдата на свою сторону, «завербовать» его. Посмотрим, какие же действия будут вытекать из нее. Конкретный анализ реплик персонажа, авторских ремарок, предлагаемых обстоятельств и поведения партнера может привести нас к такой цепочке действий:
Войдя в помещение станции, прежде всего сориентироваться, оценить обстановку (это действие подсказывается предлагаемыми обстоятельствами - Матрос здесь впервые, темно, обстановка тревожная и т. д.). Передохнуть (устал, болит нога). Повесить плакат. Когда обнаруживается, что в комнате есть еще кто-то, приготовиться к обороне, разглядеть незнакомца. Повесить с помощью Солдата плакат (одновременно Матрос, отвечая на вопросы солдата, объясняет ему, где его ранили, но делает это как бы между прочим). Плакат повешен. Теперь можно как следует рассмотреть Солдата, выяснить, кто он, откуда и т. д. Здесь же, наверное, сразу и возникает мысль «сагитировать» его. Но с чего начать, как подойти к этому? Солдат сам идет ему навстречу — делится своими соображениями по поводу работы. Развенчать его надежды, а затем разъяснить положение в стране. Солдат не верит. Надо убедить его. Для этого цитируется воззвание Совнаркома, делается ссылка на ранение, приводятся слова Ленина. Вопрос Солдата: видел ли он Ленина? - возвращает мысли Матроса к прошлому. Вспомнить встречу с Лениным, его выступление (о чем он говорил). Увлечь Солдата своей мечтой (она связана с речью Ленина). Солдат стоит на своем. Не действует на него и упрек. Что делать? Нужно найти новые доводы. Попробовать раззадорить Солдата («Из вашей деревни пять человек добровольцами идут»). Но и это впустую. Поведение Солдата начинает раздражать Матроса. Он приходит к заключению, что ничего у него не получится. Отсюда возникают новые действия - высмеять Солдата, осудить его. Как видите, среди действий, найденных нами, есть словесные («выяснить», «объяснить», «убедить» и т. д.), а есть физические («передохнуть», «повесить плакат») или внутренние, психологические («оценить обстановку», «найти подход»). Одни действия, так или иначе, выражены в репликах персонажа или в авторских ремарках, а другие подсказываются лишь предлагаемыми обстоятельствам («сориентироваться», «найти подход» и т. д.). Действие может состоять из одной реплики, а может охватывать несколько. Например, чтение воззвания, упоминание о боях и ранении, обращение к словам Ленина - все это по существу одно действие. Матрос старается убедить Солдата: обстановка настолько серьезна, что необходимо советскую республику защищать. Следовательно, не надо видеть в каждой реплике какое-то самостоятельное действие - раз новая реплика, значит новое действие отсюда, кстати, и получается: «спрашивает» отвечает» Установив действенный смысл реплики (зачем она произносится?), идите дальше. И если окажется, что действие, которое несут в себе несколько реплик, однородно по своему существу, то не дробите его, не мельчите.
Должны были вы заметить и то, что действие выражается в репликах по-разному: прямо и косвенно, скрытно. Возьмем, к примеру, заключительную часть разбираемого нами отрывка. Действие здесь у Матроса одно - дать понять Солдату свое отношение к нему. Но где-то это действие передается прямо: «Какие же мы с тобой попутчики... Расходятся наши с тобой дороги», — а где-то скрытно, например, в реплике о трехколесном автомобиле (ведь здесь Матрос тоже осуждает Солдата). И наконец, вы могли обратить внимание на те случаи, когда действие вообще не связано со словами (персонаж говорит одно, а думает или делает другое). Матрос говорит Солдату: «А я и не заметил тебя, браток. Авария. Подмогни», а сам разглядывает его, оценивает. И именно это является главным в его действии. Затем отвечает на замечание Солдата, а мысль в это время занята другим: как повесить плакат. Вспоминает о своем прошлом («Я тоже рабочим был...»), а сам думает о том, как «подойти» к Солдату, ищет подступа к дальнейшему разговору. Чтобы не пропустить такие действия (а учащиеся, к сожалению, часто не замечают их, видят лишь то, что лежит на «поверхности» - в словах), надо ни на минуту не забывать о своей основной задаче в событии (и в сквозном действии роли тоже), быть очень внимательным к предлагаемым обстоятельствам, идти в нахождении действия, в первую очередь, от них. Учтя все это, попробуем определить линию действия Солдата в отрывке. Прежде всего вспомним об основной задаче роли в первом событии - увернуться от вербовки. Она и должна направлять здесь все действия нашего героя. До прихода Матроса Солдат спит. Просыпается от неожиданного шума. Первое действие - понять, что случилось, затем разглядеть вошедшего, посочувствовать ему, помочь повесить плакат (все это мы находим в репликах Солдата и в авторских ремарках). Ну, а дальше. Разжечь печку. Объяснить Матросу, как попал сюда и почему без винтовки. Поделиться с ним своей мечтой и ближайшими планами. Оценить известие о фабрике. Успокоить себя. Отвести упрек, замеченный в словах Матроса («Ленин сказал...»). Услышав о положении в стране, усомниться. Уточнить, где фронт. Еще раз попытаться проверить слова Матроса (а, может быть, заодно и себя убедить - ничего страшного). Узнать побольше о Ленине, представить его себе. Оправдать свою позицию. Удостовериться, правду ли говорит Матрос (о добровольцах). Обдумать то, что узнал от Матроса. Попытаться примириться с ним (чувствует себя виноватым).
Так мы определяем линию нашего действия в будущем спектакле, намечаем конкретную схему его. Теперь мы уже почти готовы к тому, чтобы выйти на сцену. Но прежде подумаем еще над видениями и внутренними монологами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|