Основные особенности романтизма
Романтизм. В. Г. Белинский: «Романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца».
Первая половина XIX в. - эпоха романтизма. Романтизм (от франц. romantisme — фантастическое, необычное, встречающееся лишь в книгах) предполагает очень разные принципы эстетического отношения искусства к действительности: искусство есть отражение субъективного мира художника или выражение принципа романтической иронии, или идеализация прошлого, или предугадывание будущего, или изображение желаемого. Художники-романтики не ориентируются на какие-либо каноны, нормы, правила творчества, по их мнению, всякая заданность лишает человека свободы.
Ведущая эстетическая категория романтизма — «возвышенное» (искусство призвано проникать за границу видимого мира). Человек - микрокосмос, заключающий в себе вселенную. Все явления оказываются таинственно связаны друг с другом, мир воспринимается как целое, обладающее «мировой душой». Художник владеет универсальным языком, лишь он способен постичь не только реальный мир, но и проникнуть за его пределы, преодолеть границу между земным и небесным, между различными эпохами и разными культурами.
Романтическая картина мира основывается на трагическом несовпадении мечты с действительностью. Недостижимость идеала вызывает конфликт героя с миром и внутренний разлад в его душе. Общеромантические темы: поиск смысла и цели жизни, богооставленность и богоборчество, мотив свободы и плена, утраченного рая и одиночества, вины и ее искупления.
Представители романтизма в России: В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова. Д. В. Давыдов, Н. М. Языков, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, A. А. Дельвиг, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, B. Ф. Одоевский. Центральные фигуры русского романтизма: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев.
Основные особенности романтизма
Тяготение к субъективному, интуитивному, бессознательному.
Задача не воссоздания, а пересоздания действительности.
Изображение исключительных характеров в необычных обстоятельствах.
Интерес к сложному и противоречивому внутреннему миру человека. Духовное и нравственное ядро личности — объект исследований романтиков, герои идут путем самопознания к миропознанию и богопознанию. Романтизм содействовал развитию психологизма в литературе, способствовал постижению сложной, глубинной жизни личности, поиску художественных средств, позволяющих отразить движения человеческой души.
Утверждение человеческой индивидуальности. Внимание к единичному, неповторимому, культ индивидуального. Герои романтических произведений: мечтательный чудак, загадочная личность, бунтарь — но всегда это неповторимая личность, обреченная на страдания.
Смешение высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного. Художник творит свободно, он не подчиняется нормам и вправе создавать свои законы творчества. Для романтиков художественная форма — не оболочка содержания, она сама вырастает из содержания. Немецкий философ и писатель-романтик Ф. Шлегель утверждал, что произведение искусства должно, подобно творению природы, рождаться и развиваться, повинуясь заложенному в его замысле импульсу, оно едино и неделимо на форму и содержание. Нежелание романтиков действовать по канону привело к синтезу различных жанров и сложному их взаимодействию, к созданию новых жанровых форм (исторический роман, лироэпическая поэма, фантастическая повесть-сказка и др.).
Трагический разлад мечты и действительности.
Признание недостижимости идеала. Многие писатели-романтики воспринимали современное устройство мира враждебным человеку и его личной свободе. Они выражали протест против прозаичности и бездуховности погрязшего во зле «страшного мира». Зло неустранимо из жизни, борьба с ним вечна, что и порождает «мировую скорбь». Однако сопротивление злу не бессмысленно: эти усилия не позволяют злу захватить мир полностью.
Романтическое двоемирие. Пропасть между мечтой и действительностью порождает романтическое двоемирие, слагающееся из мира идеальных представлений и мира низменной реальности. Романтическое двоемирие порождает романтическую иронию, которая основывалась на осознании неосуществимости романтических идеалов и породила своеобразный романтический бунт против пошлости, ущербности и несостоятельности реального мира. Этот протест выразился в смехе, направленном и на самого смеющегося, и на окружающих. Утверждение романтических ценностей (свобода, борьба, любовь, природа).
В. Ф. Одоевский: «Когда мы говорим, мы каждым словом вздымаем прах тысячи смыслов, присвоенных этому слову и веками, и различными странами, и даже отдельными людьми». Дж. Г. Байрон: «Мы живем во времена гигантских, преувеличенных масштабов». Для А. С. Пушкина романтизм — это прежде всего «отказ от старых классических литературных форм».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|