Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные особенности романтизма

Романтизм.

В. Г. Белинский: «Романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца».

 

Первая половина XIX в. - эпоха романтизма. Романтизм (от франц. romantisme — фантастическое, необычное, встречающееся лишь в книгах) предполагает очень разные принципы эстетического отношения искусства к действительности: искусство есть отражение субъективного мира художника или выражение принципа романтической иронии, или идеализация прошлого, или предугадывание будущего, или изображение желаемого. Художники-романтики не ориентируются на какие-либо каноны, нормы, правила творчества, по их мнению, всякая заданность лишает человека свободы.

 

Ведущая эстетическая категория романтизма — «возвышенное» (искусство призвано проникать за границу видимого мира). Человек - микрокосмос, заключающий в себе вселенную. Все явления оказываются таинственно связаны друг с другом, мир воспринимается как целое, обладающее «мировой душой». Художник владеет универсальным языком, лишь он способен постичь не только реальный мир, но и проникнуть за его пределы, преодолеть границу между земным и небесным, между различными эпохами и разными культурами.

 

Романтическая картина мира основывается на трагическом несовпадении мечты с действительностью. Недостижимость идеала вызывает конфликт героя с миром и внутренний разлад в его душе. Общеромантические темы: поиск смысла и цели жизни, богооставленность и богоборчество, мотив свободы и плена, утраченного рая и одиночества, вины и ее искупления.

 

Представители романтизма в России: В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова. Д. В. Давыдов, Н. М. Языков, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, A. А. Дельвиг, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, B. Ф. Одоевский. Центральные фигуры русского романтизма: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев.

 

Основные особенности романтизма

 

Тяготение к субъективному, интуитивному, бессознательному.

  • Искусство не столько изображает мир, сколько выражает мысли человека о нем. («новый способ переживания жизни». А. А. Блок)
  • Мир иррационален, полон тайн, непредсказуем. Категория сознания уступает место подсознательному, бессознательному, «невыразимому».

 

Задача не воссоздания, а пересоздания действительности.

  • Романтизм предполагал преображение реального мира средствами искусства.

 

  • Закономерности хода истории не поддаются рассудочному познанию, однако законы могут открыться человеку, обладающему даром воображения, отсюда частое обращение писателей романтического направления к фантастическим сюжетам, народным легендам, преданиям давно минувших эпох, быту и нравам далеких стран.

 

Изображение исключительных характеров в необычных обстоятельствах.

  • Романтический герой приподнят над повседневностью, он отличается от «самолюбивой посредственности», не дорожит узкими границами частной жизни, это титанические характеры. Характерной особенностью героя является способность испытывать различного рода сильные страсти, чаще всего связанные с жаждой гармонии, со стремлением бежать от пошлой жизни. Он ощущает свою сопричастность всему большому миру, испытывает потребность быть включенным в стремительный поток жизни.
  • Герой выступает как активный искатель идеала, человек возвышенных чувств, сильных поступков, глубоких душевных движений.
  • Но романтический герой изменчив: иногда он предстает вовсе не как энтузиаст, исполненный веры в мечту и готовый ей служить, а как человек с остывшей душой, отчаявшийся, разочарованный в людях бунтарь, страдающий от утраты веры в жизнь. Его связи с обществом разорваны, он не принят и не признан миром.
  • Устойчивая характеристика романтического героя: это трагически одинокий индивидуалист, человек, склонный к глубокой работе мысли, остро чувствующий несовершенство мира, обладающий сильным характером и волей к действию.
  • Часто действие разворачивается на фоне экзотической природы, что создает характерный романтический колорит.

 

 

Интерес к сложному и противоречивому внутреннему миру человека.

Духовное и нравственное ядро личности — объект исследований романтиков, герои идут путем самопознания к миропознанию и богопознанию. Романтизм содействовал развитию психологизма в литературе, способствовал постижению сложной, глубинной жизни личности, поиску художественных средств, позволяющих отразить движения человеческой души.

 

Утверждение человеческой индивидуальности.

Внимание к единичному, неповторимому, культ индивидуального. Герои романтических произведений: мечтательный чудак, загадочная личность, бунтарь — но всегда это неповторимая личность, обреченная на страдания.

 

Смешение высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного. Художник творит свободно, он не подчиняется нормам и вправе создавать свои законы творчества. Для романтиков художественная форма — не оболочка содержания, она сама вырастает из содержания. Немецкий философ и писатель-романтик Ф. Шлегель утверждал, что произведение искусства должно, подобно творению природы, рождаться и развиваться, повинуясь заложенному в его замысле импульсу, оно едино и неделимо на форму и содержание. Нежелание романтиков действовать по канону привело к синтезу различных жанров и сложному их взаимодействию, к созданию новых жанровых форм (исторический роман, лироэпическая поэма, фантастическая повесть-сказка и др.).

 

Трагический разлад мечты и действительности.

  • Романтизм, с одной стороны, воплотил мечту о совершенной красоте, о сильной, благородной, суверенной личности, о гармонии человека и природы, с другой стороны — выявил зло мира, коренящееся как в пошлом быте, так и в гордыне, имеющей демоническую природу. Разлад между мечтой о возвышенном и низменным, порочным миром лишь у писателей-романтиков приобретает трагическую остроту.
  • Романтический герой наперекор обстоятельствам и рассудку устремлен к недостижимому идеалу, мечтает о коренном переустройстве мира и человека. Для романтического героя жить воображением привычнее, чем жить реальностью, он создает «свой собственный выдуманный мир, построенный по собственным законам» (Ф. Шлегель). Романтический герой, чувствуя скрытое богатство и беспредельные возможности бытия, ищет абсолют, испытывает «томление по бесконечному», однако неизбежно обречен на острое чувство несовершенства мира и разочарование в жизни. Так, Г. Гейне ощущал, что «весь мир надорван по самой середине» и через сердце поэта прошла «великая мировая трещина».

 

Признание недостижимости идеала. Многие писатели-романтики воспринимали современное устройство мира враждебным человеку и его личной свободе. Они выражали протест против прозаичности и бездуховности погрязшего во зле «страшного мира». Зло неустранимо из жизни, борьба с ним вечна, что и порождает «мировую скорбь». Однако сопротивление злу не бессмысленно: эти усилия не позволяют злу захватить мир полностью.

 

Романтическое двоемирие.

Пропасть между мечтой и действительностью порождает романтическое двоемирие, слагающееся из мира идеальных представлений и мира низменной реальности. Романтическое двоемирие порождает романтическую иронию, которая основывалась на осознании неосуществимости романтических идеалов и породила своеобразный романтический бунт против пошлости, ущербности и несостоятельности реального мира. Этот протест выразился в смехе, направленном и на самого смеющегося, и на окружающих.

Утверждение романтических ценностей (свобода, борьба, любовь, природа).

  • Для романтического героя характерно стремление к свободе. Это и общественно-политическая свобода, и свобода нравственного выбора, и свобода творчества, и независимость от пошлых ценностей. Писатели веряли во всемогущество свободного человеческого духа и страстно жаждали обновления мира, мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Подлинная полнота жизни даруется в борьбе, которая мыслится как высшее благо.
  • Другая абсолютная ценность — любовь, обращенная к человеку, истине, природе; именно она дарует жизни смысл. С точки зрения Ф. Шлегеля, любовь не только сущность жизни («жизнь жизни»), но единственный плодотворный путь познания.

 

 

В. Ф. Одоевский: «Когда мы говорим, мы каждым словом вздымаем прах тысячи смыслов, присвоенных этому слову и веками, и различными странами, и даже отдельными людьми».

Дж. Г. Байрон: «Мы живем во времена гигантских, преувеличенных масштабов».

Для А. С. Пушкина романтизм — это прежде всего «отказ от старых классических литературных форм».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...