Методические указания для магистрантов по освоению дисциплины
Общие положения: Изучение курса дисциплины «Проблемы квалификации преступлений против собственности» имеет своей целью формирование у магистрантов необходимого правового компонента их профессиональной подготовки, умения и способности деяния, осуществляемые в жизни, с точки зрения закона и принимать, основанные на законе решения в сфере квалификации преступлений, связанных с посягательством на отношения собственности. Изучение предлагаемой дисциплины будет способствовать росту правовой грамотности обучающихся, правовой и нравственной культуры, выработке у магистрантов уважения и бережного отношения к гражданину, его правам и свободам, нормам общежития, выполнению служебного и общественного долга. В процессе освоения дисциплины применяются различные формы занятий: лекции, семинары, практические занятия. Значительная часть занятий осуществляется в интерактивной форме. Рекомендации: Для освоения дисциплины следует обращаться к содержанию лекционного материала, изучать рекомендованную литературу, как основную, так и дополнительную, положения закона, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР – в части не противоречащей действующему законодательству). При изучении теоретических положений целесообразно также обращение к периодическим изданиям, например, таким как «Российский судья», «Российское правосудие», «Судья», «Мировой судья», «Уголовное право», «Законность», «Российская юстиция» и другим изданиям. Очень важно постоянно отслеживать изменения законодательства в сфере охраны отношений собственности, подходов судебной практики к решению уголовно-правовых и иных вопросов, имеющих отношение к противодействию преступности в сфере экономики
Также целесообразно обращение к соответствующим международным правовым актам, практике Европейского Суда по правам человека.
Лекционные занятия (теоретический курс): На лекциях излагаются наиболее важные в профессиональном отношении и наиболее сложные, дискуссионные положения дисциплины «Проблемы квалификации преступлений против собственности». В период проведения лекционных занятий магистрант получает знания, помогающие ему определить позиции, на которые следует обратить особое внимание, структурировать свои знания. Программа предусматривает небольшой объем лекционных занятий, поэтому многие вопросы дисциплины необходимо дополнительно рассматривать на занятиях других форм. Рекомендации: Материал лекций рекомендуется конспектировать, отмечая в конспектах основные тезисные положения предлагаемого материала. Кроме того, необходимо обращать внимание на те аспекты темы, которым лектор уделяет наибольшее внимание. На лекции, помимо непосредственно материала темы предлагаются: литература, где наиболее полно раскрывается тема занятия, материалы постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, иные материалы. Магистранту целесообразно фиксировать рекомендованные источники с тем, чтобы в последствии иметь возможность обратиться к ним в процессе подготовки к занятиям или при иной форме работы. Семинарские (практические) занятия: Важная роль отводится и семинарским (практическим) занятиям. В процессе их проведения организуется и систематическая, самостоятельная работа магистрантов. Целью семинарских занятий является закрепление материала, который дается обучающимся на лекциях, а также материала, изученного в ходе самостоятельной подготовки. На семинарских занятиях магистранты приобретают дополнительные знания, более углубленно изучают отдельные, наиболее сложные проблемы курса, совершенствуются в умении излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов.Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины. Проведение семинаров призвано также определить уровень знания каждым магистрантом пройденного материала. На семинарских занятиях проводятся контрольные проверки знаний (текущий контроль, рубежный контроль).
В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо учесть следующее. Семинарское занятие, как правило, складывается из двух частей: обсуждения теоретических вопросов и решения задач. Все это требует соответствующей подготовки магистрантов. Рекомендации: Для подготовки к семинарскому занятию следует уяснить его тему, вопросы, подлежащие обсуждению на семинаре, затем подобрать необходимый законодательный материал и рекомендованную литературу. Магистрант может обратиться к преподавателю, ведущему семинарские занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники, а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности. Семинар предполагает наличие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение сообщений и выступлений. На семинарских занятиях может быть использована и система докладов. К докладу магистрант готовится самостоятельно, определив предварительно с преподавателем тему доклада, а также проработав вопрос о его структуре. В докладе целесообразно отразить и теоретические и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в методических рекомендациях, а также к материалам судебной практики. Если в процессе подготовки доклада возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.
Доклад по вопросу темы осуществляется после вступительного слова преподавателя. Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15 минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время. В обсуждении докладов принимают участие все присутствующие на семинаре магистранты. Самостоятельная работа магистрантов: Самостоятельная работа выполняется магистрантами во внеаудиторное время и имеет большое значение в успешном освоении дисциплины. Самостоятельная работа включает в себя: ознакомление с содержанием рабочей программы, чтение и изучение учебной и другой научно-методической литературы; конспектирование первоисточников, текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, подготовку практических материалов и докладов к семинарам; отработку тем пропущенных семинарских занятий, подготовку ответов на вопросы для экзамена, выполнение электронных заданий. Самостоятельная работа должна научить магистранта выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у обучающихся творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.Самостоятельная работа совершенствует способности к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу в сфере охраны отношений собственности, развивает творческие способности при самостоятельном изучении теоретических и практических правовых проблем. Материалы самостоятельной работы должны представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий. Рекомендации: При работе с литературой в ходе самостоятельной работы рекомендуется делать выписки наиболее важного материала, в частности основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответ на вопрос лекции и семинара. Особое внимание должно быть уделено сущности исходных понятий, поскольку они являются ключом для изучаемого материала. При этом следует стремиться к осознанию каждого признака, определения, раскрывающих сущность той или иной уголовно-правовой категории.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделитьпонятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающего сущность той или иной уголовно-правовой дефиниции. Это поможет приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать. Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах: - в составлении плана изученного источника; - в выписках концептуальных положений автора работы; - в составлении тезисов, т.е. самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника; - в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи; - в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами. В процессе самостоятельной работы полезно также использовать и справочно-информационные базыКонсультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений судебной практики. С последней следует знакомиться и изучая материалы, публикующиеся в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации». В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, обучающиеся должны решать задачи, с последующим разбором правильности решения на семинарских занятиях. При решении задач следует показать умение использовать теоретический и законодательный материал при практическом разрешении поставленных проблем. В ходе решения задачи нужно изучить ее условия, уяснить, на какие вопросы требуются ответы. Сами ответы должны быть исчерпывающими. Аргументироватьпозицию целесообразно ссылками на закон, постановления Пленумов Верховного Суда РФ, теоретические разработки. В случае, если ответ на вопросы, поставленные в задаче, не является однозначным, желательно формулировать и аргументировать собственную позицию, а также обосновать, почему, с точки зрения автора, иные подходы к решению проблемы представляются неверными.
В ходе решения задач и обсуждения дискуссионных вопросов на семинарских занятиях используются методы деловых игр, максимально приближенных к реальной деятельности судов, муниципальных, региональных, федеральных органов исполнительной и законодательной власти, для того, чтобы овладеть умением и навыками к публичным выступлениям. Материалы по самостоятельной работе могут представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий. Говоря о процессе самостоятельной работы, следует также обратить внимание на то, что изучение материала (при подготовке к занятиям, подготовке реферата, доклада и т.д.) целесообразно начинать с изучения положений закона, регулирующего те или иные вопросы, а затем обращаться к материалам, изложенным в учебной литературе.Усвоенные позиции следует затем соотнести со складывающейся практикой применения закона, для чего необходимо будет обращение к соответствующим постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и материалам судебной практики по конкретным делам, публикующимся, например, в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и имеющимся в правовых системах (Консультант Плюс и др.). Для более углубленного усвоения вопроса должно иметь место обращение к специальной литературе. Для закрепления изученного материала предлагаются контрольные вопросы и практические задания. Их выполнение покажет магистранту степень усвоения отдельных тем и дисциплины в целом. Программой предусмотрено выполнение одной контрольной работы. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра: - устный индивидуальный опрос; - контрольные задания; - контроль самостоятельной работы магистрантов в устной форме. Промежуточный контроль проводится в письменной форме в виде ответа на вопросы. Зачет проводится в устной форме. В содержание билета входит два теоретических вопроса. Знания магистранта по итогам изучения дисциплины «Проблемы квалификации преступлений против собственности»подлежат оценке по следующим критериям. Оценка «зачтено» выставляется магистранту, который: - в полном объеме усвоил программный материал, грамотно, последовательно излагает его; - имеет навыки в сфере применения уголовного законодательства в сфереохраны отношений собственности- определяет место и роль конкретной нормы в системе уголовногоправа; - знает практику применения норм уголовного права в сфере охраны отношений собственности; - аргументировано и методически грамотно обосновывает свою позицию в спорных вопросах. При ответе возможны неточности в освещении второстепенных вопросов, а также в случаях, когда магистрант легко исправляет свою ошибку после замечания преподавателя. Оценка «незачтено» выставляется магистранту, который: - обнаружил пробелы в знании программного материала, допустил принципиальные ошибки при изложении материала; - не имеет навыков, необходимых для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности; - не приобрел навыков оценки конкретных ситуаций с точки зрения уголовного права касательно вопросов ответственности за преступления против собственности.
Вопросы для подготовки к зачету 1. Общая характеристика и классификация преступлений против собственности. 2. Отграничение преступлений против собственности от экологических преступлений. 3. Отграничение преступлений против собственности от преступлений в сфере экономической деятельности. 4. Понятие и признаки хищения. 5. Физический признак предмета хищения. Возможность хищения безналичных денег. 6. Особенности хищения недвижимых вещей. 7. Особенности хищения животных, растений и иных природных объектов. 8. Экономический признак предмета хищения. Особенности хищения документов. 9. Юридический признак предмета хищения. Особенности хищения общего имущества и имущества хозяйственных обществ. Возможность хищения собственного имущества. Возможность хищения имущества его титульным владельцем. 10. Объективная сторона хищения. Противоправность и безвозмездность изъятия. 11. Изъятие и (или) обращение при хищении. 12. Присвоение найденного или случайно оказавшегося у лица имущества. 13. Момент окончания хищения. 14. Имущественный ущерб как последствие хищения. Права потерпевшего на имущество и их отсутствие. 15. Субъективные признаки хищения. 16. Корыстная цель хищения. Проблема «некорыстных хищений». 17. Исполнитель хищения, совершенного в соучастии. 18. Формы хищения, критерий их разграничения. 19. Виды хищения, отграничение уголовно наказуемого хищения от мелкого. Возможность применения к хищениям ч. 2 ст. 14 УК РФ. 20. Способ хищения при краже. 21. Квалификация карманных краж. 22. Кража с проникновением в жилище. 23. Кража с проникновением в помещение или иное хранилище. 24. Квалификация групповых краж. 25. Способ хищения при грабеже. 26. Грабеж путем рывка. 27. Насильственный грабеж, отличие от разбоя и вымогательства. 28. Разбой. 29. Применение оружия и иных предметов при разбое. 30. Использование одурманивающих веществ при совершении хищения. 31. Использование макетов оружия при хищении. 32. Мошеннический обман. Проблема компьютерного мошенничества. 33. Злоупотребление доверием при мошенничестве. 34. «Право на имущество» в понятии мошенничества и вымогательства. Соотношение с гражданско-правовым имущественным правом. 35. Возможность квалификации неисполнения обязательств по норме об ответственности за мошенничество. 36. Предмет требований при вымогательстве. 37. Угрозы при вымогательстве. 38. Отграничение вымогательства от самоуправства. 39. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. 40. Причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием. Отличие от мошенничества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|