Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Термины к дисциплине «Методология научного познания»

Абстрагирование — прием мышления, который заключается в от­влечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одно­временным выделением интересующих нас свойств и отношений. Ре­зультатом абстрагирующей деятельности мышления является образо­вание абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы.

Аксиомы — утверждения, доказательство истинности которых не требуется. Логический вывод позволяет переносить истинность акси­ом на выводимые из них следствия.

Анализ — расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их все­стороннего изучения.

Аналогия — рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Является одним из вспомогательных методов познания, используется для выдвижения гипотез, доказательной силой не обла­дает.

Актуальность темы — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Аспект — угол зрения, под которым рассматривается объект (пред­мет) исследования.

Верификация — проверка, эмпирическое подтверждение теорети­ческих положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.

Генезис — процесс образования и становления какого-либо при­родного или социального явления.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объясне­ния каких-либо явлений.

Дедукция — вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокуп­ности таких случаев.

Доказательство — установление (обоснование) истинности вы­сказывания, суждения, теории. В логическом доказательстве аргумен­тация проводится по правилам и средствам логики.

Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющее­ся отношение между явлениями в природе и в обществе.

Категория — форма логического мышления, в которой раскрыва­ются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Классификация — система соподчиненных понятий (классов, объ­ектов) какой-либо области знания или деятельности человека, ис­пользуемая как средство для установления связей между этими поня­тиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действи­тельности.

Концепция — система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Метод исследования — способ применения старого знания для по­лучения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Методика исследования — система конкретных приемов или спо­собов осуществления какого-либо исследования.

Методология научного познания — учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с опреде­ленных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответству­ет объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объектив­ной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Наука — система знаний о явлениях и процессах объективного мира и человеческого сознания, их сущности и законах развития. Наука как социальный институт есть сфера деятельности людей, в которой вырабатываются и систематизируются научные знания о яв­лениях природы и общества.

Науковедение — раздел науки, изучающий закономерности функ­ционирования и развитие науки, структуру и динамику научной дея­тельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.

Наукометрия — область науковедения, занимающаяся статисти­ческими исследованиями структуры и динамики научной информа­ции.

Научная тема — задача научного характера, требующая проведе­ния научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.

Закономерность (общественная) — повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического про­цесса.

Идеалы науки — теоретические и экспериментальные методы, позволяющие достигнуть максимально обоснованного и доказатель­ного знания.

Идея — определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п. От других форм мышления и научного знания (понятие, теория и др.) идея отличается тем, что в ней не только отражен объект изу­чения, но и содержится сознание пели, перспективы познания и практического преобразования действительности.

Изобретение — решение технической задачи, отличающейся су­щественной новизной и дающей положительный эффект.

Измерение — операция, в основе которой лежит сравнение объ­ектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осу­ществить сравнение, необходимо иметь определенные единицы изме­рения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свой­ства со стороны их количественных характеристик.

Индукция — метод исследования и способ рассуждения, вкото­ром общий вывод строится на основе частных посылок.

Интуиция — способность Непосредственного постижения исти­ны. За способностью как бы «внезапно» угадывать истину на самом деле стоят накопленный опыт и приобретенные ранее знания. Ре­зультаты интуитивного познания со временем логически доказывают­ся и проверяются практикой.

Исследование научное — процесс выработки новых научных зна­ний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.

Истина — правильное, адекватное отражение предметов и явле­ний действительности, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания. Истина объективна по содержанию, но субъективна по форме — как результатдеятельности человеческо­го мышления.

Категория — форма логического мышления, в которой раскрыва­ются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Классификация — система соподчиненных понятий (классов, объ­ектов) какой-либо области знания или деятельности человека, ис­пользуемая как средство для установления связей между этими поня­тиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действи­тельности.

Концепция — система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Конъюнктура — создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни.

Метод исследования — способ применения старого знания для по­лучения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Методика исследования — система конкретных приемов или спо­собов осуществления какого-либо исследования.

Методология научного познания — учение опринципах, формах испособах научно-исследовательской деятельности.

Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с опреде­ленных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответству­ет объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объектив­ной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Наука — система знаний о явлениях и процессах объективного мира и человеческого сознания, их сущности и законах развития. Наука как социальный институт есть сфера деятельности людей, в которой вырабатываются и систематизируются научные знания о яв­лениях природы и общества.

Науковедение — раздел науки, изучающий закономерности функ­ционирования и развитие науки,структуру и динамику научной дея­тельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.

Наукометрия — область науковедения, занимающаяся статисти­ческими исследованиями структуры и динамики научной информа­ции.

Научная тема — задача научного характера, требующая проведе­ния научного исследования. Является основным планово-отчетным

Научная теория — система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализирован­ное отображение действительности.

Научное исследование — целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научное познание — исследование, которое характеризуется свои­ми особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний.

Научное предвидение — определение и описание на основе науч­ных законов явлений природы и общества, которые не известны в данный момент, но могут возникнуть или быть изучены в будущем.

Научный факт — событие или явление, которое является основа­нием для заключения или подтверждения. Является элементом, со­ставляющим основу научного знания.

Обобщение — прием мышления, в результате которого устанав­ливаются общие свойства и признаки объектов.

Открытие — установление неизвестных ранее объективно суще­ствующих закономерностей, свойств и явлений материального мира.

Объект исследования — процесс или явление, порождающие про­блемную ситуацию и избранные для изучения.

Определение (дефиниция) — один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре иисследовании. Цель определения — уточнение содержания используемых понятий.

Парадигма — понятие современной науки, означающее особый способ организации научного знания, задающий то или иное виде­ние мира и соответственно образцы или модели постановки и реше­ния исследовательских задач. Смена парадигмы рассматривается как научная революция.

Понятие — мысль, в которой отражаются отличительные свойст­ва предметов и отношения между ними.

Постановка вопроса при логическом методе исследования вклю­чает в себя, во-первых, определение фактов, вызывающих необходи­мость анализа и обобщений, во-вторых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связано с определением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпа­дают из ее поля зрения. Обобщение их составляет содержание поста­новки вопроса. От факта к проблеме — такова логика постановки во­проса.

Предмет исследования — все то, что находится в границах объек­та исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, Умения, науки.

Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследова­ний. Различают следующие виды проблем:

— исследовательская — комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;

— комплексная научная — взаимосвязь научно-исследователь­ских тем из различных областей науки, направленных на ре­шение важнейших народнохозяйственных задач;

— научная — совокупность тем, охватывающих всю научно-ис­следовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направлен­ной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Прогнозирование — специальное научное исследование конкрет­ных перспектив развития какого-либо явления.

Синтез — соединение ранее выделенных частей (сторон, -призна­ков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, един­ство.

Средства науки — это методы мышления, методы эмпирического исследования, атакже активная ипассивная техника (система науч­ных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осущест­вляется научная деятельность).

Теория — учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Выступает какформа синтетического знания, в границах которой отдельные по­нятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и стано­вятся элементами целостной системы.

Фактор — причина, движущая сила какого-либо процесса, явле­ния, определяющая его характер или отдельные его черты.

Формализация — прием, который заключается в построении аб­страктно-математических моделей, раскрывающих сущность изучае­мых процессов действительности. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (форму­лами).

Формула изобретения — описание изобретения, составленное по утвержденной форме и содержащее краткое изложение его сущности.

Формула открытия — описание открытия, составленное по ут­вержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение его сущности.

Эксперимент — апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.

Эмпирическое описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...