Термины к дисциплине «Методология научного познания»
Абстрагирование — прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышления является образование абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы. Аксиомы — утверждения, доказательство истинности которых не требуется. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия. Анализ — расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Аналогия — рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Является одним из вспомогательных методов познания, используется для выдвижения гипотез, доказательной силой не обладает. Актуальность темы — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Аспект — угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования. Верификация — проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Генезис — процесс образования и становления какого-либо природного или социального явления. Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Дедукция — вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. Доказательство — установление (обоснование) истинности высказывания, суждения, теории. В логическом доказательстве аргументация проводится по правилам и средствам логики.
Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и в обществе. Категория — форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов. Классификация — система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности. Концепция — система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения. Метод исследования — способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. Методика исследования — система конкретных приемов или способов осуществления какого-либо исследования. Методология научного познания — учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности. Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта. Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Наука — система знаний о явлениях и процессах объективного мира и человеческого сознания, их сущности и законах развития. Наука как социальный институт есть сфера деятельности людей, в которой вырабатываются и систематизируются научные знания о явлениях природы и общества.
Науковедение — раздел науки, изучающий закономерности функционирования и развитие науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества. Наукометрия — область науковедения, занимающаяся статистическими исследованиями структуры и динамики научной информации. Научная тема — задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы. Закономерность (общественная) — повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса. Идеалы науки — теоретические и экспериментальные методы, позволяющие достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания. Идея — определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п. От других форм мышления и научного знания (понятие, теория и др.) идея отличается тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание пели, перспективы познания и практического преобразования действительности. Изобретение — решение технической задачи, отличающейся существенной новизной и дающей положительный эффект. Измерение — операция, в основе которой лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик. Индукция — метод исследования и способ рассуждения, вкотором общий вывод строится на основе частных посылок. Интуиция — способность Непосредственного постижения истины. За способностью как бы «внезапно» угадывать истину на самом деле стоят накопленный опыт и приобретенные ранее знания. Результаты интуитивного познания со временем логически доказываются и проверяются практикой. Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Истина — правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания. Истина объективна по содержанию, но субъективна по форме — как результатдеятельности человеческого мышления. Категория — форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов. Классификация — система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности. Концепция — система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения. Конъюнктура — создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни. Метод исследования — способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. Методика исследования — система конкретных приемов или способов осуществления какого-либо исследования. Методология научного познания — учение опринципах, формах испособах научно-исследовательской деятельности. Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта. Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Наука — система знаний о явлениях и процессах объективного мира и человеческого сознания, их сущности и законах развития. Наука как социальный институт есть сфера деятельности людей, в которой вырабатываются и систематизируются научные знания о явлениях природы и общества. Науковедение — раздел науки, изучающий закономерности функционирования и развитие науки,структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества. Наукометрия — область науковедения, занимающаяся статистическими исследованиями структуры и динамики научной информации. Научная тема — задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным Научная теория — система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности. Научное исследование — целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Научное познание — исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний. Научное предвидение — определение и описание на основе научных законов явлений природы и общества, которые не известны в данный момент, но могут возникнуть или быть изучены в будущем. Научный факт — событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания. Обобщение — прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Открытие — установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира. Объект исследования — процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Определение (дефиниция) — один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре иисследовании. Цель определения — уточнение содержания используемых понятий. Парадигма — понятие современной науки, означающее особый способ организации научного знания, задающий то или иное видение мира и соответственно образцы или модели постановки и решения исследовательских задач. Смена парадигмы рассматривается как научная революция. Понятие — мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. Постановка вопроса при логическом методе исследования включает в себя, во-первых, определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений, во-вторых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связано с определением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпадают из ее поля зрения. Обобщение их составляет содержание постановки вопроса. От факта к проблеме — такова логика постановки вопроса.
Предмет исследования — все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, Умения, науки. Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем: — исследовательская — комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения; — комплексная научная — взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач; — научная — совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли. Прогнозирование — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. Синтез — соединение ранее выделенных частей (сторон, -признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Средства науки — это методы мышления, методы эмпирического исследования, атакже активная ипассивная техника (система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность). Теория — учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Выступает какформа синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. Фактор — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты. Формализация — прием, который заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Формула изобретения — описание изобретения, составленное по утвержденной форме и содержащее краткое изложение его сущности. Формула открытия — описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение его сущности. Эксперимент — апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации. Эмпирическое описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|