Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА: Дошкольное воспитание в зарубежных странах

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Профиль «Дошкольное образование»

Группа Д2

Семинарское занятие №1

Тема: Основные этапы развития сравнительной педагогики, методология и методы сравнительной педагогики

Вопросы для подготовки

1. Предпосылки возникновения сравнительной педагогики.

2. Начальный этап развития сравнительной педагогики:

2.1.1. Франция;

2.1.2. Германия

2.1.3. США;

2.1.4. Англия;

2.1.5. Россия.

3. Становление сравнительной педагогики как науки:

3.1.1. Появление международных и национальных научных и информационных учреждений;

3.1.2. Разработка методологических и теоретических проблем сравнительной педагогики

4. Современное состояние развития сравнительной педагогики.

5. Подходы к построению знания в сравнительной педагогике: исторический, системный.

6. методы научного исследования в сравнительной педагогике:

6.1.1. Изучение источников;

6.1.2. Изучение статистических данных;

6.1.3. Изучение литературы;

6.1.4. Беседа и интервью;

6.1.5. Сравнительные методы.

Литература

  1. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / А. Н. Джуринский.— М.: Академия, 1998.— 171 с. — (педагогическое образование).— библиогр.: с. 169-170 [режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/1/0345/1_0345-1.shtml
  2. Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / Б.Л.Вульфсон.— М.: изд-во УРАО, 2003.— 232 с.
  3. Вульфсон Б. Л. Методы сравнительно-педагогических исследований в кн. И.А. Яценко Хрестоматия по сравнительной педагогике [режим доступа]- http://www.elib.kspu.ru/upload/documents/2013/10/17/56d77461/yacenko-hrestomatiya-pdf.pdf
  4. Яценко И.А. Хрестоматия по сравнительной педагогике. Раздел 1 История развития и современное состояние сравнительной педагогики [режим доступа]- http://www.elib.kspu.ru/upload/documents/2013/10/17/56d77461/yacenko-hrestomatiya-pdf.pdf

 

Учебные задания:

  1. Определите ведущие тенденции развития сравнительной педагогики на разных этапах её становления как науки. С какими задачами развития сравнительной педагогики как науки были связаны эти тенденции?

Семинарское занятие №2

Тема: Образование в высокоразвитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, США, Япония и другие)

Вопросы для подготовки

1. Типы регионов в современном мировом образовательном пространстве.

2. Ступени образования высокоразвитых стран.

3. Модели и концепции образования:

3.1.1. Традиционная (Франция, США);

3.1.2. Рационалистическая (Германия, США);

3.1.3. Феноменологическая (США) модели образования;

3.1.4. Концепция общего среднего образования (В.В. Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин);

3.1.5. Концепция формирования способностей приобретать новые знания (Такеда Масанао, Судзуки Синичи).

4. Результаты образованности в разных странах.

5. Эволюция образовательных программ в разных странах.

6. Дифференциация образования и обучения.

Литература

  1. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / А. Н. Джуринский.— М.: Академия, 1998.— 171 с. — (педагогическое образование).— библиогр.: [режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/1/0345/1_0345-1.shtml
  2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. - 272 с. -[режим доступа]http://www.pedlib.ru/Books/1/0345/1_0345-1.shtml
  3. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на западе на пороге ХХI века.- М.: Изд-во УРАО, 1999.-208с. -[режим доступа] http:// www.gnpbu.ru
  4. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / Б.Л.Вульфсон.— М.: изд-во УРАО, 2003.— 232 с.
  5. Логинова Н. Педагогика индивидуальной поддержки: в Лондоне, Париже и в Москве: путешествие дилетанта "галопом по европам" / Н. Логинова // Школьные технологии.— 2006.— № 2.— с. 32-38.
  6. Мейвогель Рия (Нидерланды) Дошкольное и детское воспитание в Европе // Обруч, 1998 №5. - с. 4-6 -[режим доступа]http://www.pedlib.ru/Books/1/0007/1_0007-1.shtml
  7. Нестеров А. А. Цели и содержание физического воспитания учащихся общеобразовательных школ стран азии: (Япония, Корея, Китай) / А. А. Нестеров, М. Н. Забурдаева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.— 2006.— № 6.— с. 57[режим доступа]-http://www.bmsi. ru
  8. Яценко И.А. Хрестоматия по сравнительной педагогике. Раздел 2 Особенности организации и функционирования образовательных систем за рубежом [режим доступа]- http://www.elib.kspu.ru/upload/documents/2013/10/17/56d77461/yacenko-hrestomatiya-pdf.pdf

Практические задания:

1. Как понимается мировое образовательное пространство?

Семинарское занятие № 3

ТЕМА: НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Вопросы для подготовки:

1. Педагогическая система Фридриха Фребеля.

2. Педагогика Марии Монтессори.

3. Вальдорфская педагогика.

4. Педагогика Селестена Френе.

5. Педагогика Реджио Эмилия.

При рассмотрении каждой педагогической системы рекомендуется осветить вопрос в следующем порядке:

- краткая биография основателя педагогической системы;

- сущность педагогической системы;

- развитие идей в мировой педагогике.

Требования к подготовке: каждое выступление сопровождается презентацией, приветствуются видеосюжеты по теме.

Дискуссионные вопросы для обобщения пройденного материала

1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФРИДРИХА ФРЕБЕЛЯ

Какие идеи Ф.Фребеля продолжают определять современное дошкольное воспитание, а какие перестали работать? Какие разработки Фребеля было бы целесообразно возродить? Может ли существовать в наши дни детский сад, полностью копирующий методику Фребеля?

Как следует обнаруживать законы развития по Фребелю? Каким должен быть воспитатель по Фребелю? В чем заключается утопизм идей Фребеля?

Кто из российских педагогов перенес на родину концепцию Фребеля и как это происходило?

2. ПЕДАГОГИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ

Каков основной принцип педагогики М. Монтессори и как можно соотнести его с идеей Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития? Как устроены дошкольные учреждения Монтессори?

В чем сильные стороны методики Монтессори и в чем ее слабые стороны? Какие черты методики Монтессори можно было бы внедрить в каждом дошкольном учреждении?

Какие черты личности воспитываются в условиях, когда ребенку предоставляется максимальная свобода выбора деятельности?

3. ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

На какие стороны воспитания прежде всего обращают внимание в вальдорфских детских садах? Как оформлены детские сады и прилегающие к ним участки?

Как соотносятся требования семьи и дошкольного учреждения? Какие дети могут чувствовать себя максимально комфортно в этих детских садах?

Каков ритм работы дошкольных учреждений этого типа? В чем основная ценность этой педагогики?

Как соотносятся слово, мысль, символ, движение в педагогике Р. Штейнера?

4. ПЕДАГОГИКА СЕЛЕСТЕНА ФРЕНЕ

Как представлял себе основные стороны человеческой жизни С. Френе? Какова роль учителя и воспитателя в жизни ребенка?

Почему речь и слово имеют такое важное значение в современной жизни? Как объяснить основные успехи педагогики С. Френе? Какие черты| этой педагогики можно было бы рекомендовать для внедрения?

Чего могут достичь воспитатели, постоянно и неформально обсуждая друг с другом свои педагогические проблемы и проблемы детей?

Как эволюционировало в последнее время устное и письменное общение? Какую роль играет информация в современном обществе?

Что влияет в большей степени на поведение детей — самостоятельное переживание или рассказ о нем, свой или чужой рассказ о каком-то фрагменте реальности?

5. ПЕДАГОГИКА РЕДЖИО ЭМИЛИЯ

Почему к высказываниям и произведениям детей следует относиться серьезно и уважительно? На каких ста языках говорят дети? Каких членов общества предполагается воспитывать по системе Реджио Эмилия?

Какой развивающий эффект имеет постоянное участие художника-ательериста в работе дошкольного учреждения? Как соотносятся интересы взрослых и детей в совместной деятельности?

Каковы особенности работы по проектам?

Почему важно документировать детскую деятельность? Что дает нам знание о том, как играли между собой дети 50 лет назад? Почему важно знать, какова логика поступков детей?

Какими способами могут взрослый и ребенок совместно постигать и отражать действительность? Каково соотношение реальности и фантазии в мире ребенка и взрослого?

Как действуют принципы педагогики Л. Малагуцци в школе?

Литература

  1. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / А. Н. Джуринский.— М.: Академия, 1998.— 171 с. — (педагогическое образование).— библиогр.: [режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/1/0345/1_0345-1.shtml
  2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. - 272 с. -[режим доступа]http://www.pedlib.ru/Books/1/0345/1_0345-1.shtml
  3. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге ХХI века.- М.: Изд-во УРАО, 1999.-208с. -[режим доступа] http:// www.gnpbu.ru
  4. Загвоздкин В. Общечеловеческое образование, или Суть и смысл вальдорфской педагогики // Директор школы, 2000. - №1. - С. 41-49. - [режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/1/0021/1_0021-1.shtml
  5. Загвоздкин В.К. Альтернативы Вальдорфской педагогики // Психологическая наука и образование, 2002, №1. -[режим доступа].-http://www.pedlib.ru/Books/1/0165/1_0165-1.shtml
  6. Новичкова Г.А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии /РАН. Ин-т философии. - М.: ИФ РАН, 2001. — 142 с. -[режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/5/0261/5_0261-1.shtml

15. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с. -[режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/6/0295/6_0295-1.shtml

16. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с. -[режим доступа]- http://www.pedlib.ru/Books/2/0484/2_0484-1.shtml

  1. Штейнер Р. Антропология и педагогика. Переводы из полного издания трудов Рудольфа Штейнера / Перевод с нем. Д.Виноградова - М: Парсифаль, 1997. - 128 с. -[режим доступа].- http://www.pedlib.ru/Books/3/0352/3_0352-1.shtml
  2. Яценко И.А. Хрестоматия по сравнительной педагогике. Раздел 2 Особенности организации и функционирования образовательных систем за рубежом [режим доступа]- http://www.elib.kspu.ru/upload/documents/2013/10/17/56d77461/yacenko-hrestomatiya-pdf.pdf

Семинарское занятие №4

ТЕМА: Дошкольное воспитание в зарубежных странах

Вопросы для подготовки рефератов:

1.Дошкольное воспитание в Германии.

2. Дошкольное воспитание в Великобритании.

3. Дошкольное воспитание в Ирландии.

4. Дошкольное воспитание в Японии.

5. Дошкольное воспитание в Турции.

6. Дошкольное воспитание в Финляндии.

7. Анализ дошкольного воспитания в других странах

(по выбору студентов).

 

При рассмотрении системы дошкольного воспитания и в каждой стране рекомендуется осветить вопрос в следующем порядке:

- из истории дошкольного воспитания;

- современное состояние системы дошкольного воспитания;

Требования к подготовке: каждое выступление сопровождается презентацией с фотографиями детских садов в конкретной стране, подобранными видеосюжетами по теме, сдачей рефератов в печатном и электронном виде.

Форма проведения: работа в малых группах.

Дискуссионные вопросы для обобщения пройденного материала

Германия

Каковы основные проблемы педагогики дошкольного в Германии?

Как соотносится педагогика Восточной и Западной Германии?

Какими хочет видеть будущих граждан германское общество?

В чем особенности устройства образовательной системы в Германии?

Великобритания

Каковы традиционные особенности отношения британцев к детству?

Существуют ли противоречия между национальным консерватизмом и европейской глобализацией?

Каково устройство образовательной системы в Великобритании?

Ирландия

Какова роль национального и интернационального в воспитании?

Какими путями возрождается национальная культура?

Какие требования предъявляет Европейский Союз к гарантиям прав женщин и как они обеспечиваются?

Япония

Что наиболее интересно и необычно в японской системе образовании и воспитания?

На что направлены педагогические усилия взрослых?

Каково соотношение традиционного и современного в Японии?

Можно ли было бы в современной России устроить традиционный детский сад и каковы были бы правила его работы (по аналогии с тем, как это разработано в Японии)?

Турция

Какие проблемы образования и воспитания наиболее актуальны сейчас в Турции и почему? Как они решаются?

Финляндия

Каким путем в Финляндии обеспечивается высокий уровень воспитания и образования детей независимо от их места проживания и социально-экономического статуса семьи?

Что близко россиянам в образовательной системе Финляндии и что отличает ее от российской?

Литература

  1. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / А. Н. Джуринский.— М.: Академия, 1998.— 171 с. — (педагогическое образование).— библиогр.: [режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/1/0345/1_0345-1.shtml
  2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. - 272 с. -[режим доступа]http://www.pedlib.ru/Books/1/0345/1_0345-1.shtml
  3. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге ХХI века.- М.: Изд-во УРАО, 1999.-208с. -[режим доступа] http:// www.gnpbu.ru

4. Данилова Л.В. Практика Германии по приему детей в школу // Начальная школа.-2009.№11.-С.93

5. Дугель В.А. О начальном образовании в Республике Панама // Начальная школа.-2007. №4.-С.93

6. Нурутдинова А.Р. Семейное и дошкольное воспитанив Японии // Педагогика.-2008.- №5.- С.103

7. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с. -[режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/6/0295/6_0295-1.shtml

8. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с. -[режим доступа]- http://www.pedlib.ru/Books/2/0484/2_0484-1.shtml

  1. Писарева Л.И. Дошкольная ступень в системе образования: европейский опыт развития // Педагогика.-2013. №10.- С.100
  2. Попова Ж.Г. Обучение английскому языку как иностранному в зарубежной начальной школе: современные тенденции и реалии // Начальная школа.- 2013.- №5.-С.98
  3. Салимова К.И. Пути развития индийской школы // Педагогика.-2012.-№3.-с.105
  4. Степанова С.Н. Реформа начальной школы Англии // Начальная школа.-2012.-№4.-с.76
  5. Яценко И.А. Хрестоматия по сравнительной педагогике. Раздел 2 Особенности организации и функционирования образовательных систем за рубежом [режим доступа]- http://www.elib.kspu.ru/upload/documents/2013/10/17/56d77461/yacenko-hrestomatiya-pdf.pdf

Семинарское занятие №5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...