ТЕМА: Дошкольное воспитание в зарубежных странах
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Профиль «Дошкольное образование» Группа Д2 Семинарское занятие №1 Тема: Основные этапы развития сравнительной педагогики, методология и методы сравнительной педагогики Вопросы для подготовки 1. Предпосылки возникновения сравнительной педагогики. 2. Начальный этап развития сравнительной педагогики: 2.1.1. Франция; 2.1.2. Германия 2.1.3. США; 2.1.4. Англия; 2.1.5. Россия. 3. Становление сравнительной педагогики как науки: 3.1.1. Появление международных и национальных научных и информационных учреждений; 3.1.2. Разработка методологических и теоретических проблем сравнительной педагогики 4. Современное состояние развития сравнительной педагогики. 5. Подходы к построению знания в сравнительной педагогике: исторический, системный. 6. методы научного исследования в сравнительной педагогике: 6.1.1. Изучение источников; 6.1.2. Изучение статистических данных; 6.1.3. Изучение литературы; 6.1.4. Беседа и интервью; 6.1.5. Сравнительные методы. Литература
Учебные задания:
Семинарское занятие №2 Тема: Образование в высокоразвитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, США, Япония и другие) Вопросы для подготовки 1. Типы регионов в современном мировом образовательном пространстве. 2. Ступени образования высокоразвитых стран. 3. Модели и концепции образования: 3.1.1. Традиционная (Франция, США); 3.1.2. Рационалистическая (Германия, США); 3.1.3. Феноменологическая (США) модели образования; 3.1.4. Концепция общего среднего образования (В.В. Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин); 3.1.5. Концепция формирования способностей приобретать новые знания (Такеда Масанао, Судзуки Синичи). 4. Результаты образованности в разных странах. 5. Эволюция образовательных программ в разных странах. 6. Дифференциация образования и обучения. Литература
Практические задания:
1. Как понимается мировое образовательное пространство? Семинарское занятие № 3 ТЕМА: НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Вопросы для подготовки: 1. Педагогическая система Фридриха Фребеля. 2. Педагогика Марии Монтессори. 3. Вальдорфская педагогика. 4. Педагогика Селестена Френе. 5. Педагогика Реджио Эмилия. При рассмотрении каждой педагогической системы рекомендуется осветить вопрос в следующем порядке: - краткая биография основателя педагогической системы; - сущность педагогической системы; - развитие идей в мировой педагогике. Требования к подготовке: каждое выступление сопровождается презентацией, приветствуются видеосюжеты по теме. Дискуссионные вопросы для обобщения пройденного материала 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФРИДРИХА ФРЕБЕЛЯ Какие идеи Ф.Фребеля продолжают определять современное дошкольное воспитание, а какие перестали работать? Какие разработки Фребеля было бы целесообразно возродить? Может ли существовать в наши дни детский сад, полностью копирующий методику Фребеля? Как следует обнаруживать законы развития по Фребелю? Каким должен быть воспитатель по Фребелю? В чем заключается утопизм идей Фребеля? Кто из российских педагогов перенес на родину концепцию Фребеля и как это происходило? 2. ПЕДАГОГИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ Каков основной принцип педагогики М. Монтессори и как можно соотнести его с идеей Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития? Как устроены дошкольные учреждения Монтессори?
В чем сильные стороны методики Монтессори и в чем ее слабые стороны? Какие черты методики Монтессори можно было бы внедрить в каждом дошкольном учреждении? Какие черты личности воспитываются в условиях, когда ребенку предоставляется максимальная свобода выбора деятельности? 3. ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА На какие стороны воспитания прежде всего обращают внимание в вальдорфских детских садах? Как оформлены детские сады и прилегающие к ним участки? Как соотносятся требования семьи и дошкольного учреждения? Какие дети могут чувствовать себя максимально комфортно в этих детских садах? Каков ритм работы дошкольных учреждений этого типа? В чем основная ценность этой педагогики? Как соотносятся слово, мысль, символ, движение в педагогике Р. Штейнера? 4. ПЕДАГОГИКА СЕЛЕСТЕНА ФРЕНЕ Как представлял себе основные стороны человеческой жизни С. Френе? Какова роль учителя и воспитателя в жизни ребенка? Почему речь и слово имеют такое важное значение в современной жизни? Как объяснить основные успехи педагогики С. Френе? Какие черты| этой педагогики можно было бы рекомендовать для внедрения? Чего могут достичь воспитатели, постоянно и неформально обсуждая друг с другом свои педагогические проблемы и проблемы детей? Как эволюционировало в последнее время устное и письменное общение? Какую роль играет информация в современном обществе? Что влияет в большей степени на поведение детей — самостоятельное переживание или рассказ о нем, свой или чужой рассказ о каком-то фрагменте реальности? 5. ПЕДАГОГИКА РЕДЖИО ЭМИЛИЯ Почему к высказываниям и произведениям детей следует относиться серьезно и уважительно? На каких ста языках говорят дети? Каких членов общества предполагается воспитывать по системе Реджио Эмилия? Какой развивающий эффект имеет постоянное участие художника-ательериста в работе дошкольного учреждения? Как соотносятся интересы взрослых и детей в совместной деятельности?
Каковы особенности работы по проектам? Почему важно документировать детскую деятельность? Что дает нам знание о том, как играли между собой дети 50 лет назад? Почему важно знать, какова логика поступков детей? Какими способами могут взрослый и ребенок совместно постигать и отражать действительность? Каково соотношение реальности и фантазии в мире ребенка и взрослого? Как действуют принципы педагогики Л. Малагуцци в школе? Литература
15. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с. -[режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/6/0295/6_0295-1.shtml 16. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с. -[режим доступа]- http://www.pedlib.ru/Books/2/0484/2_0484-1.shtml
Семинарское занятие №4 ТЕМА: Дошкольное воспитание в зарубежных странах Вопросы для подготовки рефератов: 1.Дошкольное воспитание в Германии. 2. Дошкольное воспитание в Великобритании. 3. Дошкольное воспитание в Ирландии. 4. Дошкольное воспитание в Японии. 5. Дошкольное воспитание в Турции. 6. Дошкольное воспитание в Финляндии.
7. Анализ дошкольного воспитания в других странах (по выбору студентов).
При рассмотрении системы дошкольного воспитания и в каждой стране рекомендуется осветить вопрос в следующем порядке: - из истории дошкольного воспитания; - современное состояние системы дошкольного воспитания; Требования к подготовке: каждое выступление сопровождается презентацией с фотографиями детских садов в конкретной стране, подобранными видеосюжетами по теме, сдачей рефератов в печатном и электронном виде. Форма проведения: работа в малых группах. Дискуссионные вопросы для обобщения пройденного материала Германия Каковы основные проблемы педагогики дошкольного в Германии? Как соотносится педагогика Восточной и Западной Германии? Какими хочет видеть будущих граждан германское общество? В чем особенности устройства образовательной системы в Германии? Великобритания Каковы традиционные особенности отношения британцев к детству? Существуют ли противоречия между национальным консерватизмом и европейской глобализацией? Каково устройство образовательной системы в Великобритании? Ирландия Какова роль национального и интернационального в воспитании? Какими путями возрождается национальная культура? Какие требования предъявляет Европейский Союз к гарантиям прав женщин и как они обеспечиваются? Япония Что наиболее интересно и необычно в японской системе образовании и воспитания? На что направлены педагогические усилия взрослых? Каково соотношение традиционного и современного в Японии? Можно ли было бы в современной России устроить традиционный детский сад и каковы были бы правила его работы (по аналогии с тем, как это разработано в Японии)? Турция Какие проблемы образования и воспитания наиболее актуальны сейчас в Турции и почему? Как они решаются? Финляндия Каким путем в Финляндии обеспечивается высокий уровень воспитания и образования детей независимо от их места проживания и социально-экономического статуса семьи? Что близко россиянам в образовательной системе Финляндии и что отличает ее от российской? Литература
4. Данилова Л.В. Практика Германии по приему детей в школу // Начальная школа.-2009.№11.-С.93 5. Дугель В.А. О начальном образовании в Республике Панама // Начальная школа.-2007. №4.-С.93 6. Нурутдинова А.Р. Семейное и дошкольное воспитанив Японии // Педагогика.-2008.- №5.- С.103 7. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с. -[режим доступа]-http://www.pedlib.ru/Books/6/0295/6_0295-1.shtml 8. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с. -[режим доступа]- http://www.pedlib.ru/Books/2/0484/2_0484-1.shtml
Семинарское занятие №5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|