Объяснение нового материала.
Имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ Учитель информатики Агеев Александр Владимирович ________________
План – конспект зачётного Урока по информатике на тему «Базы данных и системы управления базами данных» В 11 Б классе УО «Средняя школа № 60 г. Гомеля»
Исполнитель студент группы М-51 О.А.Прищеп
Гомель 2015 Дата: 03.03.2015 Класс: 11 «Б» Предмет: информатика Тема урока: «Базы данных и системы управления базами данных» Тип урока: усвоение новых знаний Цели урока: Обучающие: 1)формирование представления о базах данных и назначении систем управления базами данных (СУБД); 2)знакомство с интерфейсом и основными объектами СУБД Microsoft Access; 3) научить определять тип отношения связанных таблиц.
Развивающие: 1)развитие умений работы с информацией; 2)развитие интеллектуальных и познавательных способностей у учащихся; 3) расширить кругозор учащихся.
Воспитательные: 1)воспитание самостоятельности, усидчивости и аккуратности; 2)формирование чувства коллективизма; 3)прививать навыки информационной культуры. Основная задача: учащиеся должны иметь представление об интерфейсе и основных объектах СУБД MS Access. Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, доска. План урока: 1)Организационный момент (2 минуты) 2)Определение темы и цели урока (2 минуты) 3)Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала (5-7 минут) 4)Объяснение нового материала (20-25 минут) 5)Закрепление нового материала (10 минут) 6) Домашнее задание (1 минута) 7) Подведение итогов урока. Рефлексия (3-5 минут) Ход урока: Организационный момент. Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь. Кто сегодня отсутствует на уроке?
Определение темы и цели урока. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел: обработка информации в системе управления базами данных. Ребята, сегодняшняя тема нашего урока звучит так «Базы данных и системы управления базами данных» (учащиеся записывают тему в тетрадь). На уроке мы рассмотрим работу в программе Microsoft Access пакета Microsoft Office, которая широко применяется в кадровой работе на предприятии, работе крупных фирм по хранению данных о поставщиках, клиентах, в системе каталогов продукции и работе с прочими базами данных. Создадим структуру табличной базы данных. Построим схему данных.
Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала. Ребята, давайте с вами рассмотрим понятие данные. Кто мне даст определение? (Отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства) Давайте определим, о каких данных может идти речь, если в качестве объектов рассмотрим учащихся класса. (Фамилия, имя, отчество, пол, возраст или год рождения, адрес, номер телефона, средний балл и т.п.) А кто мне может привести примеры использования различных данных об учащихся класса в школьной документации? (Предметные страницы классного журнала, персональные сведения об учащихся, сведения о родителях, занятость в кружках и на факультативах, библиотечный формуляр, паспорт здоровья и т.п.) Давайте обратим внимание на то, что в каждом конкретном случае используется не вся информация об объектах, а лишь выборочные данные, которые в данный момент являются существенными. Если информацию предполагается использовать неоднократно, нужно обеспечить хранение данных. Для этого удобно использовать базы данных. Базы данных - совокупности взаимосвязанных и организованных определённым образом данных, отображающих состояние объектов и отношений между ними в какой-либо предметной области. Информационная модель - совокупность информации, описывающая существенные свойства и состояния объекта, процесса, явления. Кто мне ответит на вопрос: можно ли рассматривать базу данных как информационную модель данных? Делаем вывод, что база данных – это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.
Объяснение нового материала. Можно привести в качестве примеров простейших баз данных картотеку в поликлинике или библиотеку; документы, сгруппированные по каталогам; электронные таблицы; список электронных писем Кто мне ответит на вопрос: что представляет собой хранящаяся на компьютере база данных? (Файл, содержащий информацию). Системы управления базами данных (СУБД) – это совокупность программных и языковых средств, предназначенных для создания, хранения и обработки баз данных. Базы данных можно классифицировать по характеру хранимой информации: фактографические (краткая информация в одном формате, например картотека) и документальные (всевозможные документы: тексты, графика, видео, звук и т.д.); по способу хранения данных: централизованные (вся информация хранится на одном компьютере) и распределённые (информация хранится в локальной или глобальной сети). Для изучения вопроса о классификации СУБД по способу доступа к базам данных можно предложить учащимся работу с учебным пособием, результатом которой станет структурированная в виде таблицы информация.
Настольные СУБД ориентированы на обслуживание одного пользователя, работающего на определённом компьютере с базами данных в каждый реальный момент времени. К настольным СУБД относят Microsoft Access, Paradox, dBase, FoxPro. Недостатки настольных СУБД стали очевидными, когда возникла необходимость одновременной работы с ними большого числа пользователей. Серверные СУБД используют принцип централизованного хранения и обработки данных, который основан на архитектуре клиент-сервер. СУБД, хранящая данные, и прикладная программа, интерпретирующая эти данные, являются разными приложениями, т.е. существуют приложение-сервер и приложение-клиент. К серверным СУБД относят Microsoft SQL Server, Informix, Sybase, DB2, Oracle и др.
Программа Access после её установки может загружаться с Рабочего стола двойным щелчком мыши по ярлыку или через систему меню: Пуск Программы Microsoft Office Microsoft Access. После запуска СУБД Access с помощью команды Файл Открыть можно открыть базу данных. Опишем основные элементы интерфейса открывшегося окна (рис 1).
(рис.1)
На панели Стандартная размещаются основные инструменты, используемые при работе с базой данных.Некоторые инструменты этой панели аналогичны инструментам панели Стандартная текстового редактора Word. Часть инструментов предназначена исключительно для работы с базой данных. В окне База данных расположены её объекты: Таблицы, Запросы, Формы, Отчёты и т.д. Все эти объекты, если они создавались, хранятся в общем файле базы данных на диске с расширением.mdb. Работа с каждым из объектов осуществляется в своём окне, как показано на рисунке 1. Рассмотрим назначение каждого объекта. Таблица – объект, используемый для хранения данных. Каждая таблица содержит информацию об объектах определённого типа. Поля (столбцы) таблицы служат для хранения различных характеристик объектов, а каждая запись (строка) содержит сведения о конкретном объекте. Для каждой таблицы можно определить первичный ключ – одно или несколько полей, однозначно идентифицирующих каждую запись. (рис.2)
В таблице на рисунке 2 три поля: Области и г. Минск, 1999 г., 2009 г. Для описания поля используются следующие характеристики: имя, тип, размер, формат данных поля. Запрос – объект, позволяющий пользователю получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. На рисунке1 представлен запрос с именем Запрос 1. Форма – объект, предназначенный для ввода данных, отображения их на экране или управления работой приложения. Формы часто используются для более наглядного представления данных таблиц. На рисунке 1 представлена форма с именем Форма 1.
Отчёт – объект, предназначенный для форматирования, вычисления и вывода на печать. На рисунке 1 представлен отчёт с именем Отчёт 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|