Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объяснение нового материала.

Имени Франциска Скорины»

 

УТВЕРЖДАЮ

Учитель информатики

Агеев Александр Владимирович

________________

 

План – конспект зачётного

Урока по информатике на тему

«Базы данных и системы управления базами данных»

В 11 Б классе УО «Средняя школа № 60 г. Гомеля»

 

 

Исполнитель

студент группы М-51 О.А.Прищеп

 

Гомель 2015

Дата: 03.03.2015

Класс: 11 «Б»

Предмет: информатика

Тема урока: «Базы данных и системы управления базами данных»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели урока:

Обучающие:

1)формирование представления о базах данных и назначении систем управления базами данных (СУБД);

2)знакомство с интерфейсом и основными объектами СУБД Microsoft Access;

3) научить определять тип отношения связанных таблиц.

 

Развивающие:

1)развитие умений работы с информацией;

2)развитие интеллектуальных и познавательных способностей у учащихся;

3) расширить кругозор учащихся.

 

Воспитательные:

1)воспитание самостоятельности, усидчивости и аккуратности;

2)формирование чувства коллективизма;

3)прививать навыки информационной культуры.

Основная задача: учащиеся должны иметь представление об интерфейсе и основных объектах СУБД MS Access.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, доска.

План урока:

1)Организационный момент (2 минуты)

2)Определение темы и цели урока (2 минуты)

3)Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала (5-7 минут)

4)Объяснение нового материала (20-25 минут)

5)Закрепление нового материала (10 минут)

6) Домашнее задание (1 минута)

7) Подведение итогов урока. Рефлексия (3-5 минут)

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь. Кто сегодня отсутствует на уроке?

 

Определение темы и цели урока.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел: обработка информации в системе управления базами данных. Ребята, сегодняшняя тема нашего урока звучит так «Базы данных и системы управления базами данных» (учащиеся записывают тему в тетрадь). На уроке мы рассмотрим работу в программе Microsoft Access пакета Microsoft Office, которая широко применяется в кадровой работе на предприятии, работе крупных фирм по хранению данных о поставщиках, клиентах, в системе каталогов продукции и работе с прочими базами данных. Создадим структуру табличной базы данных. Построим схему данных.

 

Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение нового материала.

Ребята, давайте с вами рассмотрим понятие данные. Кто мне даст определение? (Отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства) Давайте определим, о каких данных может идти речь, если в качестве объектов рассмотрим учащихся класса. (Фамилия, имя, отчество, пол, возраст или год рождения, адрес, номер телефона, средний балл и т.п.) А кто мне может привести примеры использования различных данных об учащихся класса в школьной документации? (Предметные страницы классного журнала, персональные сведения об учащихся, сведения о родителях, занятость в кружках и на факультативах, библиотечный формуляр, паспорт здоровья и т.п.) Давайте обратим внимание на то, что в каждом конкретном случае используется не вся информация об объектах, а лишь выборочные данные, которые в данный момент являются существенными.

Если информацию предполагается использовать неоднократно, нужно обеспечить хранение данных. Для этого удобно использовать базы данных. Базы данных - совокупности взаимосвязанных и организованных определённым образом данных, отображающих состояние объектов и отношений между ними в какой-либо предметной области. Информационная модель - совокупность информации, описывающая существенные свойства и состояния объекта, процесса, явления. Кто мне ответит на вопрос: можно ли рассматривать базу данных как информационную модель данных? Делаем вывод, что база данныхэто информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

 

Объяснение нового материала.

Можно привести в качестве примеров простейших баз данных картотеку в поликлинике или библиотеку; документы, сгруппированные по каталогам; электронные таблицы; список электронных писем

Кто мне ответит на вопрос: что представляет собой хранящаяся на компьютере база данных? (Файл, содержащий информацию).

Системы управления базами данных (СУБД) – это совокупность программных и языковых средств, предназначенных для создания, хранения и обработки баз данных.

Базы данных можно классифицировать по характеру хранимой информации: фактографические (краткая информация в одном формате, например картотека) и документальные (всевозможные документы: тексты, графика, видео, звук и т.д.); по способу хранения данных: централизованные (вся информация хранится на одном компьютере) и распределённые (информация хранится в локальной или глобальной сети).

Для изучения вопроса о классификации СУБД по способу доступа к базам данных можно предложить учащимся работу с учебным пособием, результатом которой станет структурированная в виде таблицы информация.

Группа СУБД Принцип работы Недостатки Примеры СУБД
Настольные      
Серверные      

Настольные СУБД ориентированы на обслуживание одного пользователя, работающего на определённом компьютере с базами данных в каждый реальный момент времени. К настольным СУБД относят Microsoft Access, Paradox, dBase, FoxPro.

Недостатки настольных СУБД стали очевидными, когда возникла необходимость одновременной работы с ними большого числа пользователей.

Серверные СУБД используют принцип централизованного хранения и обработки данных, который основан на архитектуре клиент-сервер. СУБД, хранящая данные, и прикладная программа, интерпретирующая эти данные, являются разными приложениями, т.е. существуют приложение-сервер и приложение-клиент. К серверным СУБД относят Microsoft SQL Server, Informix, Sybase, DB2, Oracle и др.

Программа Access после её установки может загружаться с Рабочего стола двойным щелчком мыши по ярлыку или через систему меню: Пуск Программы Microsoft Office Microsoft Access.

После запуска СУБД Access с помощью команды Файл Открыть можно открыть базу данных. Опишем основные элементы интерфейса открывшегося окна (рис 1).

 

 

(рис.1)

 

На панели Стандартная размещаются основные инструменты, используемые при работе с базой данных.Некоторые инструменты этой панели аналогичны инструментам панели Стандартная текстового редактора Word. Часть инструментов предназначена исключительно для работы с базой данных.

В окне База данных расположены её объекты: Таблицы, Запросы, Формы, Отчёты и т.д. Все эти объекты, если они создавались, хранятся в общем файле базы данных на диске с расширением.mdb. Работа с каждым из объектов осуществляется в своём окне, как показано на рисунке 1.

Рассмотрим назначение каждого объекта.

Таблица – объект, используемый для хранения данных. Каждая таблица содержит информацию об объектах определённого типа. Поля (столбцы) таблицы служат для хранения различных характеристик объектов, а каждая запись (строка) содержит сведения о конкретном объекте. Для каждой таблицы можно определить первичный ключ – одно или несколько полей, однозначно идентифицирующих каждую запись.

(рис.2)

 

В таблице на рисунке 2 три поля: Области и г. Минск, 1999 г., 2009 г.

Для описания поля используются следующие характеристики: имя, тип, размер, формат данных поля.

Запрос – объект, позволяющий пользователю получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. На рисунке1 представлен запрос с именем Запрос 1.

Форма – объект, предназначенный для ввода данных, отображения их на экране или управления работой приложения. Формы часто используются для более наглядного представления данных таблиц. На рисунке 1 представлена форма с именем Форма 1.

Отчёт – объект, предназначенный для форматирования, вычисления и вывода на печать. На рисунке 1 представлен отчёт с именем Отчёт 1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...