Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пространство. Время. Материя




ОСНОВЫ ОНТОЛОГИИ

Бытие. Основные формы бытия

Рассматривая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в мире существует. Для философии особое значение имеет не столько сам факт существования чего-то, а его смысл. Это имел в виду Кант, когда давал следующее определение бытия: «Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе»1. Философия фиксирует не просто существование вещи (или человека, или идеи, или мира в целом), а более сложную связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния, идеи, мир в целом) вместе со всеми их свойствами, особенностями существуют и тем самым объединяются со всем тем, что есть, существует в мире. Данные связи и характеристики фиксируются с помощью категории бытия.

Бытие никогда не бывает непосредственно нам дано, поскольку мы занимаем конкретную позицию, мы частичны, ограничены, видим только небольшой фрагмент реальности. Поэтому особую значимость приобретает вопрос о единстве бытия. Бытие едино или множественно? В решении вопроса об онтологических основаниях Универсума обозначены три позиции. Позиция, считающая, что формы бытия исходят из одного основания и однокачественны, называется монистической. Например, форм бытия много, но все они материальны и никаких «духовных миров» быть не может. Если в бытии полагают два начала: материя и дух (идея) – то такая позиция называется дуализмом. Если же онтологических начал много, то можно говорить о плюралистической точке зрения.

Видимо ответ на вопрос об онтологических основаниях бытия лежит в области мягкого объединения монистических и плюралистических идей.

Формы бытия

Выделяют следующие различающиеся, но взаимосвязанные основные формы бытия:

бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на: а) бытие вещей, процессов, состояний природы, б) бытие природы как целого и в) бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие;

бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (надындивидуальное) духовное;

бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Бытие вещей, процессов и состояний природы. Уточним понятие «окружающий мир», из признания существования которого исходит человек. Предпосылкой и основой человеческой деятельности были и являются вещи, процессы, состояния природы, которые возникли, существовали до человека, существую вне и независимо от сознания и действий людей. Потом человек стал мощно и широко воздействовать на природу Земли. Возник целый мир произведенных человечеством, ранее в природе не существовавших вещей, процессов, состояний, которые К. Маркс назвал «второй природой».

О бытии первой природы можно утверждать, что ее вещи, процессы и состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека и что в этом коренное отличие природы как особой формы бытия. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени – она всегда и везде была, есть и будет. Эта уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам и процессам природы: они существуют где-то (а где-то не существуют), они когда-то возникают и исчезают. Они вступают в процесс развития, изменения, становления.

Бытие произведенных человеком вещей («вторая природа»). Большинство окружающих нас вещей произведено людьми. В чем же состоит отличие «второй природы» от первой? С одной стороны, воплощенный в ней материал первой природы есть объективная и первичная реальность, развивающаяся по законам, независимым от человека и человечества. С другой стороны, в предметах второй природы воплощены, или если воспользоваться термином Гегеля, «опредмечены», труд и знания человека. Эти предметы предназначены выполнять определенные функции в жизни людей, удовлетворять социально зафиксированные человеческие потребности.

«Вторая природа» – мир единый и в то же время чрезвычайно многообразный. Это орудия труда от самых простых, созданных человеком на заре цивилизации, до сложнейших современных машин и механизмов, средств транспорта и коммуникации. Это – промышленность и энергетика, это – строительные площадки, дороги, обрабатываемы поля. Это – города и поселки. Это – радиостанции и телецентры, космодромы, вузы, музеи, театры и т. д. Это предметы быта – мебель, одежда, множество самой разной утвари. Словом, речь идет о предметном богатстве человеческой цивилизации, культуры.

Отличие бытия предметов культуры от бытия природных вещей – это не только отличие искусственного от естественного. Главное отличие в том, что бытие «второй природы» по самому своему существу есть социально-историческое, а именно цивилизованное бытие. Вещи «второй природы», живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они обретают особое место в бытии человеческой цивилизации.

Долгое время люди не осознавали достаточно четко, что между первой и «второй природой» возможны не только отношение взаимосвязи, согласованности, но и конфликтного противостояния. Сегодня возник конфликт в виде экологических, энергетических и т. д. проблем. А потому требуется новый подход к регулированию двух видов природы, в принципе относящихся к одной – вещной, предметной – форме бытия.

Бытие человека в мире вещей. Бытие отдельного человека и человечества в целом специфично. Однако в этом бытии есть стороны существования, общие и для человека, и для любой преходящей веши природы. В этом смысле человек предстает как вещь среди вещей – как тело среди тел. Тело человека – это тело природы. Наличие тела делает человека конечным, преходящим (смертным) существом, и любое возможное в будущем увеличение продолжительности жизни людей не отменит законов существования человеческого тела как тела природы.

Смертное тело человека «помещено» в мир неживой и живой природы. С этим местом бытия в жизни человека связано многое. Потребности человеческого тела в пище, защите от холода, от других сил и существ природы, в самосохранении, продолжении жизни можно, правда, удовлетворять минимально, но совсем не удовлетворять их нельзя, не рискуя умереть. Следовательно, без удовлетворения этих природных потребностей невозможно человеческое существование вообще.

Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них – с психикой, с духовной жизнью индивида. Работа духа в известном смысле зависит от здоровья тела человека. Известно и то, сколь велика бывает роль человеческого духа в поддержании жизни немощного или больного тела.

Специфика собственно человеческого бытия. Законы развития и потребности тела не полностью, не однозначно воздействуют не бытие человека. Особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, «нежесткой» и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в способности человека регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида. Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека, которые могли бы определяться своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются другими мотивами – духовно-нравственными, социальными.

Специфика существования человека состоит в соединении трех относительно разных бытийственных измерений. Реально существует отдельный человек, прежде всего как данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело). Это первое измерение человеческого существования. Но одновременно человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и взятая на данном витке его развития, эволюции мира. Тут – второе измерение бытия человека. Человек существует и как социально-историческое существо (третье измерение его бытия). Все три измерения человеческого существования, взятые в единстве, – исходные характеристики бытия человека.

Бытие индивидуализированного духовного. Духовное – это единство многообразного, которое охватывает процессы сознания и бессознательного, включает знания, выраженные в формах естественных языков и искусственных знаково-символических систем. К духовным продуктам принадлежат также нормы, принципы человеческого общения, права, морали.

Духовное можно разделить на два больших подвида – на духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов (индивидуализированное духовное), и на духовное, которое существует вне индивидов, или, иначе говоря, объективируется (внеиндивидуальное, объективированное духовное). Первый вид – индивидуализированное бытие духовного – включает, прежде всего, сознание индивида. Сознание существует, бытийствует как невидимый и необратимый поток чрезвычайно быстро меняющихся побуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений, установок, ценностей, стереотипов.

Специфика индивидуализированных форм бытия духовного заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Это не означает обязательной «смерти» всех результатов деятельности сознания: сохраняются те из них, которые преобразуются во вторую, внеиндивидуальную духовную форму, а также те, которые непосредственно передаются другим людям в процессе общения.

Сознание человека – одновременно и его самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям. Самосознание – своеобразный центр нашего сознания. Индивидуализированное духовное не оторвано от эволюции бытия как целого, оно не существует отдельно, обособленно от жизнедеятельности индивидуального человеческого существа. У сознания индивида нет какого-то особого «места бытия», помимо тела определенного человека, его психики.

Бытие объективированного духовного. Духовное невозможно без его материальных носителей. Индивидуализированное духовное существует в виде сугубо индивидуальных, неповторимых процессов сознания и бессознательного, материализованных в работе мозга, центральной нервной системы, всего организма. Но имеются и такие формы духовного, которые рождаются в лоне человеческой культуры и принадлежат к внеиндивидуальным (объективированным) формам ее бытия.

Язык – пример единства индивидуализированного и объективированного духовного.

Материальные носители духовного – это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, формулы, проекты, холсты и краски картин, мрамор и бронза статуй, ноты и звуки музыки и т. п.). Внешние воплощения идей, мыслей, идеалов, ценностей различны, но они обязательно имеются. В этом отношении никакие «чистые» (свободные от объективированного воплощения) идеи и ценности невозможны.

Специфика объективированного духовного заключается в том, что его элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.

Самоорганизация бытия. Любой объект Универсума уникален и нетождественен другому объекту. Но при всей уникальности и неповторимости материальных объектов определенные их группы обладают общими признаками строения. Например, существует очень большое разнообразие атомов, но все они устроены по одному типу – в атоме должно быть ядро и электронная оболочка. Можно обнаружить общие признаки строения у различных макротел, у клеток, из которых построены живые организмы и т. д. Наличие общих признаков организации позволяет объединять различные объекты в классы систем, которые называются уровнями организации бытия.

К уровням организации неживой природы, с точки зрения современной науки, относятся: элементарные частицы, физический вакуум, атомы, молекулы, макротела, планеты, планетные системы, галактики, системы галактик, Метагалактика.

Уровень живой природы включает два подуровня: биологическую и социальную жизнь. На биологическом уровне можно выделить: системы доклеточного уровня – нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки; клетки, самостоятельно существующие в виде одноклеточных организмов; многоклеточные организмы (растения, животные). Особые уровни организации образуют надорганизменные структуры: популяции и биоценозы. Наконец, взаимодействие биоценозов образует глобальную систему жизни – биосферу.

Особый уровень организации материи представляет собой человеческое общество. Взаимодействие с окружающей природой, осуществляемое человеком в его практике, – не просто потребление вещества природы, которое преобразуется человеческой деятельностью. Само это преобразование может быть представлено как реализация маловероятных для естественной природной среды линий ее развития. Эволюция создаваемой человеком искусственной природной среды есть особая линия развития материи, возможная только в рамках человеческого общества.

Пространство. Время. Материя

В истории философии существуют две точки зрения по поводу объективного статуса пространства и времени. Субъективистская точка зрения (Юм, Кант) определяет пространство и время как формы человеческого разума, упорядочивающие поступающую извне информацию. Объективистская позиция восходит к эпохе возникновения земледелия и практической астрономии. Пространство и время автономны и независимы друг от друга. Время символизирует непостоянство и изменчивость, но изменчивость повторяющуюся и циклическую, которая фиксировала смены положения Солнца, планет, звезд на небосводе, фаз Луны, смену времен года. Пространство мыслилось как нечто устойчивое, неподвластное переменам и олицетворяло неизменность рельефа земной поверхности – взаимное расположение гор, морей, больших рек и т.д.

Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Коперника предполагали в центре космоса нечто неподвижное: Земля или Солнце. Ньютон узаконил принцип взаимной независимости пространства и времени, а также условие существования бытия – абсолютные пространство и время. Ньютон узаконил состояние покоя, столь же абсолютного, как и абсолютное движение.

До ХХ в. предпринимались попытки связать пространство и время (Гегель), но в полной мере это удалось сделать только Эйнштейну в его критике классической механики. Он указал, что понятия одновременности и расстояния относительны, т.е. зависят от положения и состояния движения системы отсчета. Именно движение или, точнее, «закон распределения света заставил объединять трехмерный континуум пространства и одномерный континуум времени в четырехмерное пространство–время. Однако Эйнштейн вплоть до 1923 г. не решился подвергнуть сомнению «совершенный» космологический» принцип, гласивший, что Вселенная однородна, изотропна, статична.

Это внутреннее противоречие теории относительности разрешил А. Фридман, пришедший к выводу, что Вселенная не может быть стационарной. Она должна либо сжиматься, либо расширяться. В 1929 г. Хаббл установил, что нашу галактику – Млечный Путь – окружают мириады других галактик, разбегающихся во все стороны с тем большей скоростью, чем дальше они от нас находятся. «Совершенный'' космологический принцип оказался не совершенным: Вселенная не стационарна, она расширяется. Следовательно, в природе нет абсолютного покоя, нет системы неподвижных звезд, нет вообще ничего, что было бы стационарно закреплено в какой-либо точке пространства. Понятие абсолютного пространства лишено содержания, и абсолютный покой – фикция. Но это значит, что пространство и время неотделимы друг от друга, и отношения между ними описываются не в терминах борьбы, противопоставления, дуализма, а в соответствии с принципом дополнительности Бора, т.е. они существуют, взаимно дополняя друг друга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...