Кардиналистская концепция полезности и потребительского поведения: общая средняя и предельная полезность. Условие максимизации общей полезности покупателем.
Поведение потребителя зависит от многих факторов. Главным фактором в кардиналистской концепции считают полезность. Полезность - это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага. Различают общую, среднюю и предельную полезность. Общая полезность (TU)- полезность, свойственная данному запасу. TU определяется по полезности последней единицы. Средняя полезность (AU)- доля общей полезности к величине запасов. Предельная полезность (MU)- изменение общей полезности, связанное с приобретением дополнительной единицы блага.
Благо бесконечной делимостью не обладает.
1й з-н Госсона (з-н предельной полезности): (Полезность последующей единицы меньше, чем от предыдущей) Если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщения, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться.
TU возрастает, пока MU имеет положительное значение. И достигает max, когда MU равна 0. TU убывает, когда MU имеет отрицательное значение.
Взвешенная предельная полезность - предельная полезность данной единицы блага, соотнесенная с его ценой. При полностью истраченном бюджете достигается рав-во ВПП. Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который полно удовлетворяет имеющиеся потребности. Условия максимизации полезности: В результате максимизации полезности потребитель: · полностью расходует свой доход на приобретение товаров и на накопление (максимизация полезности не означает, что потребитель должен обязательно израсходовать все свои деньги, сбережения также обладают полезностью и служат стимулом для будущего потребления);
· так организовывает свои покупки, чтобы получить одинаковое удовлетворение от денежных средств, направленных на приобретение каждого товара (включая сбережения)
Ординалистская концепция полезности и потребительского поведения: кривые безразличия, предельная норма замещения и бюджетное ограничение. Условие максимизации общей полезности покупателем. Потребитель может ранжировать набор потребительских благ по степени полезности. Инструментами анализа выступают кривые безразличия и бюджетная линия. Кривая потребительского безразличия - совокупность точек, которые фиксируют наборы из 2х благ, обладающих одинаковой общей полезностью. Обязательные условия: отрицательный угол наклона и вогнутость. Это объясняется сокращением предельной нормы замещения (MRS): MRS- изменение кол-ва блага А замещаемого к изменению кол-ва блага Б замещающего.(tg угла наклона линии бюджетного ограничения) Потребитель имеет дело с картой кривых безразличия, а не с одной. Чем больше кривая удалена от координат, тем большую полезность выражают наборы благ.
Возможности потребления связаны с бюджетной линией. Линия бюджетного ограничения - линия доступных для покупателя наборов из 2х благ.
Уравнение бюджетной линии:
Бюджетная линия пересекает оси координат в точках (А) и (В):
Наклон бюджетной линии равен отношению цен соответствующих товаров: Изменение соотношения цен на товары изменяет угол наклона бюджетной линии.
При изменении дохода потребителя бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение параллельное первоначальному. Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|