Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и диагностика развития творческого мышления подростков




 

Для изучения уровня развития творческого мышления у подростков,мною была выбрана методика Гилфорда.

Тест Гилфорда (модифицированный).

Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления. Исследуемые факторы:

) Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

) Гибкость - фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

) Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

) Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Данная батарея тестов была предложена Е. Туник. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения процедуры - около 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация - слова - предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация - выражение - предназначена для детей 9-15 лет.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Задача.Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Оценивание

Результаты выполнения теста оценивались в баллах. Имеются три показателя.

) Беглость (беглость воспроизведения идей) - суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = n.

Б-беглость, n - число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, - очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

) Гибкость - число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории - создание поделок и игрушек.

Категории ответов

.   Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

.   Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).

.   Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).

.   Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).

.   Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

.   Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).

.   Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).

.   Сдача в макулатуру.

.   Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).

.   Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

.   Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).

.   Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке). За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком. За одну категорию начисляется 3 балла.

 

Г = 3 m.

 

Г - показатель гибкости, m - число использованных категорий.

) Оригинальность - число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек.

Один оригинальный ответ - 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

 

р = 5 k.

 

р - показатель оригинальности, k - число оригинальных ответов.

Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

 

Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.

 

Т 1 -суммарный показатель первого субтеста, Б 1 -беглость по 1 субтесту, Г 1 -гибкость по 1 субтесту, Ор 1 -оригинальность по 1 субтесту, n-общее число уместных ответов, m-число категорий, k - число оригинальных ответов.

Субтест 2. Последствия ситуации

Задача. Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах. Имеются два показателя.

) Беглость (беглость воспроизведения идей) - общее число приведенных последствий.

ответ (1 следствие) - 1 балл.

 

Б = n.

 

) Оригинальность - число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке 30-40 человек).

оригинальный ответ - 5 баллов.

 

р = 5 k.

 

р - показатель оригинальности, k - число оригинальных ответов.

Т 2 = n + 5 k.

Т 2 - суммарный показатель второго субтеста.

Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Субтест 3а. Слова

Модификация для детей 5-8 лет. Субтест проводится индивидуально.

Задача. Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах. Имеются два показателя.

) Беглость - общее число приведенных слов. 1 слово - 1 балл.

 

Б = n

 

Б - показатель беглости, n - общее число слов.

Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.

) Оригинальность - число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30-40 человек.

оригинальное слово - 5 баллов.

 

р = 5 k.

 

Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных слов.

 

Т 3 = n + 5 k.

 

Т 3 - суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5-8 лет).

Субтест 3б. Выражение

Модификация для детей 9-15 лет

Задача. Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

) Беглость - число придуманных предложений (n). 1 предложение - 1 балл.

 

Б = n.

 

) Гибкость - число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело». 1 слово - 0,1 балла.

 

Г = 0,1 m.

 

Г - показатель гибкости, m - число слов, используемых один раз.

) Оригинальность

Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30-40 человек. Одно оригинальное предложение - 5 баллов.

 

Ор = 5 k.

 

Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных предложений.


 

Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.

 

Т 3 - суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9-15 лет).

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача. Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.

) Беглость - суммарное число приведенных определений (n). Одно определение - 1 балл.

 

Б = n.

 

Б - показатель беглости.

) Гибкость - число категорий ответов.

Одна категория - 3 балла.

 

Г = 3 m.

 

Г - показатель гибкости, m - число категорий ответов.

Категории ответов

. Время издания (старая, новая, современная, старинная).

. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).

. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).

. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая). 5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая). 6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная). 7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая). 8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).

. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).

. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).

. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).

. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. Максимальный балл - 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.

 

Г = 3 m.

 

Г - показатель гибкости, m - число категорий.

) Оригинальность - число оригинальных определений.

Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30-40 человек.

Одно оригинальное определение - 5 баллов.

р = 5 k.

Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных определений.

 

Т 4 = n + 3 m + 5 k.


 

Т 4 - суммарный показатель четвертого субтеста.

Субтест 5. Составление изображений

Задача. Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Оценивание. Оценивание производится по двум показателям.

) Беглость - гибкость. В данном показателе учитываются:1 - число изображенных элементов (деталей); n 2 - число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4. Одна деталь - 0,1 балла. Один класс фигур - 1 балл. n 3 - число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии). Однаошибка - 0,1 балла.

 

Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i - 0,1 n 3i )

 

Б - беглость, i - номер рисунка (от 1 до 4). Баллы Б суммируются по четырем рисункам.

) Оригинальность1 - число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. Один оригинальный элемент - 3 балла. В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов. k 2 - оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30-40 человек. k 2 может принимать значения 0 или 1. За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)

 

р 4 i=1 = 5 k + k 1i .


 

Ор - оригинальность, i - номер рисунка (от 1 до 4).

 

Т 5 = Б + 0р.

 

Т 5 - суммарный показатель пятого субтеста, Б - беглость, 0р - оригинальность.

Субтест 6. Эскизы

Задача. Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.

Оценивание. Проводится по трем показателям:

) Беглость - число адекватных задаче рисунков. Один рисунок - 1 балл.

 

Б = n

- число рисунков (изменяется от 0 до 20).

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал - круг.

) Гибкость - число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию. Одна категория - 3 балла.

 

Г = 3m.

- число категорий.

Категории ответов

.   Война (военная техника, солдаты, взрывы).

.   Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).

.   Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

.   Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).

.   Игрушки, игры (любые).

.   Космос (ракета, спутник, космонавт).

.   Лицо (любое человеческое лицо).

.   Люди (человек).

.   Машины. Механизмы.

.   Посуда.

.   Предметы домашнего обихода.

.   Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).

.   Растения (любые - деревья, травы, цветы).

.   Спортивные снаряды.

.   Съедобные продукты (еда).

.   Узоры, орнаменты.

.   Украшения (бусы, серьги, браслет).

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

) Оригинальность

Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30-40 человек). Один оригинальный рисунок - 5 баллов.

 

Ор = 5 k.

 

Ор - показатель оригинальности, k - число оригинальных рисунков.

6 = n + 3 m + 5 k.

 

Т 6 - суммарный показатель шестого субтеста.

При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.

Субтест 7. Спрятанная форма

Задача. Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

) Беглость - суммарное число ответов (n). Один ответ - 1 балл.

Б = n.

) Оригинальность - число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30-40 человек. Один оригинальный ответ - 5 баллов.

 

р = 5 k.

 

Ор - оригинальность, k - число оригинальных, редких ответов.

7 = n + 5 k.

 

Т 7 - суммарный показатель седьмого субтеста.

Анализ и интерпретация результатов исследования.

Мною была проведена методика диагностики творческого мышления в подгруппе 8 А класса СОШ №1 города Мензелинска.

Данный класс состоит и 24 человек.

Подгруппа, в которой проходило исследование состоит из 14 человек.

Я выбрала 8 класс, потому что именно в этом возрасте бурно протекает переходный возраст, когда дети уже не дети, но еще и не взрослые.


 

Таблица 2.2. Исследование творческого мышления в 8 классе

 

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

  Б Г О Б Г О Б Г О Б Г О
Ученик 1 6 6 0 2 3 0 8 3 35 10 15 10
Ученик 2 2 6 0 2 3 5 4 1,6 15 14 18 10
Ученик 3 3 12 0 1 3 0 1 0,4 5 5 6 0
Ученик 4 6 12 15 1 0 5 6 2,4 25 5 6 15
Ученик 5 1 3 0 1 3 0 1 0,4 5 4 1 0
Ученик 6 2 6 5 2 6 5 7 3 0 8 4 5
Ученик 7 4 9 0 1 3 5 4 1,5 15 5 9 0
Ученик 8 3 9 0 3 3 5 3 12 10 9 15 0
Ученик 9 5 12 10 4 6 0 4 1,6 10 5 15 5
Ученик 10 4 6 0 3 9 5 7 2,4 10 9 6 10
Ученик 11 3 6 0 1 3 0 1 0,4 0 8 12 5
Ученик 12 4 6 0 1 3 0 3 1 0 10 15 5
Ученик 13 2 6 0 2 3 5 1 0,4 0 3 9 0
Ученик 14 7 12 5 3 9 15 6 2,3 15 11 15 5
Ученик 15 5 9 5 3 9 5 5 1,8 10 12 9 0

 

Таблица

  Субтест 5

Субтест 6

Субтест 7

Общее количество баллов

  Б Б Г О Б О Б Г О
Ученик 1 3,8 15 6 15 26 35 44,8 6 50
Ученик 2 0 9 15 0 11 10 20 15 10
Ученик 3 7,8 15 15 25 9 5 31,8 15 30
Ученик 4 8,1 15 15 10 12 15 35,1 15 25
Ученик 5 7,8 7 15 0 8 10 22,8 15 10
Ученик 6 3,8 12 7 10 11 10 26,8 7 20
Ученик 7 5 10 18 0 8 10 23 18 10
Ученик 8 11,8 15 24 5 11 5 37,8 24 10
Ученик 9 8,8 15 15 5 13 15 36,8 15 20
Ученик 10 7,4 15 10 10 13 20 35,4 10 30
Ученик 11 4 14 18 5 14 20 32 18 25
Ученик 12 11 15 11 0 11 15 37 11 15
Ученик 13 13,4 7 15 0 12 25 32,4 15 25
Ученик 14 9,2 15 24 10 11 5 35,2 24 15
Ученик 15 8,8 13 11 5 16 5 37,8 11 10

 


 

Таблица 2.2. Анализ результатов тестирования

Уровень Беглость Гибкость Оригинальность
Высокий 4 (26,5%) 2 (13%) 2 (13%)
Выше среднего 7 (47%) 5 (33%) 0
Средний 4 (26,5%) 7 (47%) 3 (20%)
Ниже среднего 0 1 (7%) 9 (60%)
Низкий 0 0 1 (7%)

 

.   Показатель беглость не является специфическим для творческого мышления и полезен прежне всего тем, что позволяет понять другие показатели творческого мышления. Данные показывают, что большинство детей справляются с выполнением всех заданий.

.   Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Данные исследования говорят, что уровень развития гибкостии выше средних показателей. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

.   Креативность в тесте оценивается по нескольким критериям. Наиболее показательный из них - оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. По результатам приведенного исследования, можно сказать, что уровень творческого мышления, в данной возрастной группе, соответствует показателю «ниже среднего».

Для того, чтобы охарактеризовать стройность, логичность творческого мышления, а также выбор адекватного решения, мною был проведен анализ такого показателя, как точность. Точность находится путем суммирования творческих компонентов. Таким образом, мы получили следующие данные.

 

Таблица 2.2. Нахождение показателя точность.

 

Общее количество баллов

Точность
  Б Г О  
Ученик 1 70,8 33 95 198,8
Ученик 2 42 43,6 40 125,6
Ученик 3 41,8 36,4 35 113,2
Ученик 4 53,1 35,4 85 173,5
Ученик 5 29,8 22,4 15 67,2
Ученик 6 45,8 26 35 106,8
Ученик 7 37 40,5 30 107,5
Ученик 8 55,8 63 25 143,8
Ученик 9 54,8 49,6 45 149,4
Ученик 10 58,4 33,4 55 146,8
Ученик 11 45 39,4 30 114,4
Ученик 12 55 36 20 111
Ученик 13 40,4 33,4 30 103,8
Ученик 14 62,2 62,3 55 179,5
Ученик 15 62,8 39,8 30 132,6

 

Таблица 2.2. Анализ показателя точность

Уровень Точность
Высокий 3 (20%)
Выше среднего 5 (33%)
Средний 6 (40%)
Ниже среднего 1 (7%)
Низкий 0

 


 

Рис.

 

По результатам констатирующего эксперимента были выявлены учащиеся с разным уровнем развития творческого мышления: 40% учащихся 8 класса показали средний уровень развития творческого мышления, 7% школьников - ниже среднего. У 33% учащихся уровень развития мышления выше среднего и у 20 % - высокий уровень. Характерной особенностью развития творческого мышления подростков является неравномерность в развитии основных показателей.

 


 

Заключение

 

Творческое мышление - замечательная способность, которая может не только обогатить нашу жизнь, но и перенести нас в другую реальность или вооружить иным взглядом на мир. До недавнего времени многие считали ее сверхъестественным даром, присущим лишь немногим художникам, музыкантам и ученым. Разумеется, сегодня мы понимаем, что это всего лишь миф и что почти все рождаются с потенциальной способностью к творчеству. Однако расцветет она, зачахнет или останется нереализованной - во многом это дело случая. Преимущественно это зависит от несбалансированности наших образовательных систем, которые нацелены на развитие способностей к критическому мышлению в ущерб способностям мыслить творчески.

Перед воспитателями и учителями стоит задача раскрыть и поддержать творческие способности у всех учащихся. Однако это не всегда оказывается возможным. Часто в наш век узкой специализации какой-то один талант человека направляется в русло определенной профессиональной деятельности, а все остальные скрытые таланты затухают, не получая развития.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный важнейший компонент творчества - преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов.

Важным условием творческого воспитания учащихся подросткового возраста является готовность педагогов к реализации программы творческого развития школьников-подростков.

Итак, в результате проделанной работы были решены следующие задачи:

были рассмотрены теоретические особенности творческого воспитания школьников-подростков;

выявлены особенности развития и воспитания старших школьников;

- изучено содержание творческого мышления;

- исследованы педагогические условия формирования творческих способностей личности школьника-подростка в современной школе.

Таким образом, определение и реализация педагогических условий формирования творческого мышления подростка на основе его активной позиции, разработка адекватной современной образовательной ситуации и системы воспитательной работы является залогом успешной реализации творческого воспитания.

 


 

Приложение

 

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Задача. Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Инструкция для испытуемого

Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста - 3 мин.

Субтест 2. Последствия ситуации

Задача. Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция для испытуемого

Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Субтест 3б. Выражение

Модификация для детей 9-15 лет

Задача. Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция для испытуемого

Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы).

Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».

А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.

Время выполнения субтеста - 5 минут.

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача. Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция для испытуемого

Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?

Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Субтест 5. Составление изображений

Задача. Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция для испытуемого

Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуй лицо, во втором - дом, в третьем - клоуна, а в четвертом - то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания - лампа.

Время выполнения всех рисунков - 8 минут.

Субтест 6. Эскизы

Задача. Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.

Инструкция для испытуемого

Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.

Время выполнения задания - 10 минут.

Субтест 7. Спрятанная форма

Задача. Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Инструкция для испытуемого.

Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения субтеста - 3 минуты.

 

Рис.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...