Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сельскохозяйственная микробиология»




Рабочая программа дисциплины

Микробиология

 

Направление подготовки

110400.62 «Агрономия»

Профиль подготовки:

«Агробизнес»

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

Форма обучения очная, заочная

 

Казань 2013


Составитель:

Даминова Аниса Илдаровна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Пахомова Валентина Михайловна, доктор биологических наук, профессор

10.06. 2013г.

 

Программа составлена в соответствии с документами:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 110400 Агрономия утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22. 12. 2009 г. № 811

 

2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 110400 Агрономия утверждена ректором ФГБОУ ВПО Казанский ГАУ 21. 04. 2011 г. (протокол № 4).

 

 

3. Рабочий учебный план по направлению подготовки 110400 Агрономия утвержден ректором Казанского ГАУ 31. 03. 2011 г. (протокол №3).

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры биотехнологии, животноводства и химии 11. 06. 2013 г. (протокол № 6).

Зав. кафедрой Шарафутдинов Г.С.

 

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии Агрономического факультета от 17.06. 2013 г. (протокол № 11).

 

 

Пред. метод. комиссии Гилязов М.Ю.

 

 

Согласовано:

Декан Миникаев Р.В.

 

«» 2013 г.

 

 

Заведующий выпускающей кафедрой

растениеводства и плодоовощеводства,

д.с-х.н., проф. Амиров М.Ф.

«__» _______ 2013г.

 


Содержание

Аннотация ……………………………………………………………………………………….4

1. Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………………...................4

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………………………………………….4

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины «Микробиология»……….4

4. Содержание дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………………………..5

4.2. Содержание разделов дисциплины………………………………………………………….5

4.3. Тематический план дисциплины…………………………………………………………….7

4.4. Практические занятия (семинары)…………………………………………………………..7

4.5. Лабораторные работы………………………………………………………………………...7

4.6. Самостоятельная работа………………………………………………………………………8

4.7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)…………………………………………................8

5. Образовательные технологии……………………………………………………………………………9

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…........................9

6.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины…………………………………………………………………………9

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………………...17

8. Средства обеспечения освоения дисциплины………………………………………………..17

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………………….17

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

10.1. Рейтинговая система для оценки успеваемости студентов………………………………18

Распределение рейтинговых баллов по модулям при оценке текущей работы

студента……………………………………………………………………………………...18

11. Межкафедральное согласование смежных вопросов дисциплины……………………….19

12. Дополнения и изменения к рабочей программе на 201__ / 201 __учебный год………….19

 

Аннотация

 

Краткое содержание дисциплины: В курсе данной дисциплины изучаются общая и сельскохозяйственная микробиология. В разделе «Общая микробиология» изучаются строение и химический состав клеток микроорганизмов, их систематика, особенности энергетического и конструктивного метаболизма, пути обмена генетической информацией. В разделе «Сельскохозяйственная микробиология» изучается почвенная микробиология и практическое использование микроорганизмов в различных технологических процессах сельского хозяйства.

 

Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Микробиология» является формирование знаний по основам общей и сельскохозяйственной микробиологии и умений использования полученных знаний для решения практических задач сельскохозяйственного производства.

Задачи дисциплины:

- изучить систематику, морфологию, генетику и размножение бактерий; метаболизм микроорганизмов, участие микроорганизмов в превращениях различных соединений;

- изучить почвенные микроорганизмы и освоить методы определения их состава и активности;

- сформировать понятия о роли микроорганизмов в почвообразовательном процессе и воспроизводстве плодородия почв, микробиологических процессах при получении органических удобрений; о влиянии агротехнических приемов на почвенные микроорганизмы.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина входит в базовую часть учебного цикла – Б.3 Профессиональный цикл.

Изучение дисциплины предполагает предварительное изучение важнейших групп микроорганизмов – вирусов, бактерий и грибов, ключевые черты их организации, роль в природных процессах и значение для человека.

Дисциплина является основополагающей для изучения следующих дисциплин: физиология и биохимия растений, земледелие, агрохимия, растениеводство.

 

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

«Микробиология»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП по данному направлению подготовки:

а) выпускник должен обладать следующей профессиональной компетенцией:

ПК-4 – готовностью использовать микробиологические технологии в практике производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- Знать: биологию микроорганизмов, превращение микроорганизмами различных соединений и веществ (ПК-4).

 

- Уметь: использовать микробиологические технологии в практике производства и переработки сельскохозяйственной продукции, оценивать качество сельскохозяйственной продукции с учетом биохимических показателей и определять способ ее хранения и переработки, обосновать технологии грубых и сочных кормов (ПК-4).

- Владеть (иметь навыки): методами лабораторного анализа почв, растений и продукции растениеводства (ПК-4).

Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Семестр – 3. Форма промежуточной аттестации – экзамен.

Для заочного обучения: семестр – 5. Форма промежуточной аттестации – экзамен.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.

 

Вид учебной работы   Всего Очное обучение Заочное обучение*  
Распределение по семестрам Распределение по семестрам  
               
Аудиторные занятия (всего)                  
В том числе: - -       -      
Лекции                  
Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)                  
Лабораторные работы (ЛР)                  
Самостоятельная работа                  
В том числе: - -       -      
Реферат           -      
Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала, материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным работам и коллоквиуму).                  
Подготовка к экзамену                  
Общая трудоемкость час. зач.ед.                  
                     

 

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Коды формируемый компетенций
  Общая микробиология Систематика, морфология и размножение бактерий. ПК-4
Генетика и селекция микроорганизмов
Микроорганизмы и окружающая среда
Физиология, обмен веществ и энергии у микроорганизмов
Превращение соединений углерода микроорганизмами. Основные бродильные и окислительные процессы
Участие микроорганизмов в круговороте азота, серы, фосфора, железа
  Сельскохозяйственная микробиология Почвенная микробиология. Влияние агроприемов на почвенные микроорганизмы ПК-4
Взаимоотношение почвенных микроорганизмов и растений
Микробиологические землеудобрительные препараты и средства защиты растений
Микробиология кормов

Общая микробиология»

«Систематика, морфология и размножение бактерий». Объекты микробиологии, место и роль микробиологии в системе биологических наук, роль микроорганизмов в природе и жизни человека.

Общие сведения по систематике и номенклатуре прокариот. Принципы нумерологической и филогенетической систематики.

Микроорганизмы, не имеющие клеточного строения. Морфологические типы бактерий. Ультраструктура бактериальной клетки. Споры и спорообразование. Рост и размножение бактерий.

«Генетика и селекция микроорганизмов». Механизмы модификации и мутации у бактерий, механизмы трансформации, трансдукции и конъюгации. Генетическая инженерия в микробиологии.

«Микроорганизмы и окружающая среда». Действие абиотических и биотических факторов окружающей среды на микроорганизмы. Физиологические группы микроорганизмов по отношению к факторам внешней среды. Влияние температуры, рН, доступности воды, излучения и др. на активность микроорганизмов.

«Физиология, обмен веществ и энергии у микроорганизмов». Питание бактерий. Механизмы транспорта через цитоплазматическую мембрану. Пищевые потребности. Типы питания. Ферменты и обмен веществ.

Получение энергии микроорганизмами. Роль АТФ в аккумуляции и переносе энергии. Типы энергетических процессов. Брожение. Аэробное дыхание. Анаэробное дыхание.

«Превращение соединений углерода микроорганизмами. Основные бродильные и окислительные процессы». Круговорот углерода и кислорода в биосфере. Значимость двух космических процессов – фотосинтеза и минерализации микроорганизмами органических веществ. Ассимиляция СО2 микроорганизмами. Фотосинтез и хемосинтез. Процессы минерализации органических соединений и роль различных групп микроорганизмов.

Спиртовое брожение. Возбудители спиртового брожения и их особенности. Химизм процесса. Эффект Пастера. Роль спиртового брожения в природе и жизни человека.

Молочнокислое брожение и его возбудители. Особенности молочнокислых бактерий. Гомоферментативное, гетероферментативное и бифидоброжение.

Виды брожений, вызываемых клостридиями. Маслянокислое брожение, особенности возбудителей, значение в природе, сельском хозяйстве и промышленности.

Разложение пектиновых веществ и его роль в первичной переработке лубоволокнистых растений. Микробная трансформация целлюлозы. Возбудители, химизм, значение.

«Участие микроорганизмов в круговороте азота, серы, фосфора, железа». Участие микроорганизмов в различных этапах круговорота азота. Участие микроорганизмов в круговороте серы. Превращение микроорганизмами органических соединений фосфора. Роль микроорганизмов в переводе недоступных минеральных соединений фосфора в растворимые, доступные для растений. Роль микроорганизмов в превращении соединений железа.

Сельскохозяйственная микробиология»

«Почвенная микробиология. Влияние агроприемов на почвенные микроорганизмы». Почвенные микроорганизмы. Методы определения их состава и активности. Роль микроорганизмов в почвообразовании и плодородии. Микробные ценозы различных типов почв. Влияние агроприемов на почвенные микроорганизмы.

«Взаимоотношение почвенных микроорганизмов и растений». Микроорганизмы зоны корня и их влияние на растения. Симбиоз микроорганизмов и растений. Микориза растений. Эпифитная микрофлора. Роль эпифитных микроорганизмов при хранении урожая. Развитие на растениях токсигенных грибов.

«Микробиологические землеудобрительные препараты и средства защиты растений». Биопрепараты, повышающие плодородие почв и улучшающие рост и развитие растений. Методы приготовления и использования бактериальных удобрений на основе азотфиксирующих, фосфатмобилизующих и др. бактерий.

Использование микроорганизмов и их метаболитов для защиты растений от возбудителей болезней и насекомых вредителей.

«Микробиология кормов». Использование молочнокислого брожения в кормопроизводстве. Силосование и сенажирование. Дрожжевание кормов. Применение методов биоконверсии в сельском хозяйстве.

4.3. Тематический план дисциплины

№ темы Раздел дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
лекции семинары лабораторно- практические работы всего ауд.часов самост. работа
  1. Общая микро-биология Систематика и морфология микроорганизмов     -           Конспект, контрольная работа
  Генетика и селекция микроорганизмов   - -     Конспект
  Микроорганизмы и окружающая среда   -       Реферат
  Физиология, обмен веществ и энергии у микроорганизмов   -       Конспект
  Основные бродиль-ные и окислительные процессы. Участие микроорганизмов в круговороте азота, серы, фосфора, железа   -           Контрольная работа, текущее тестирование
  2. Сельско-хозяйственная микробиология Почвенная микробиология. Влияние агроприемов на почвенные микроорганизмы         -                     Конспект
  Взаимоотношения микроорганизмов и растений     -         Конспект
  Микробиологические землеудобрительные препараты и средства защиты растений   -       Конспект
  Микробиология кормов   -       Конспект, текущее тестирование
  Итого            
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...